Обязанность не разглашать информацию о деятельности общества, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности.




Понятие "конфиденциальность информации" определено в п. 7 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <104> как обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Согласно части 2 ст. 9 названного Закона обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

--------------------------------

<104> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448.

 

Соответственно данным положениям Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" рассматриваемая обязанность изложена с формулировкой, приведенной выше. В прежней редакции п. 1 комментируемой статьи устанавливалось, что участник общества обязан не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества.

В части 3 ст. 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством РФ о государственной тайне. Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности, регулирует Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" <105>, что и определено в его преамбуле (в ред. Федерального закона от 6 октября 1997 г. N 131-ФЗ <106>). Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определен в ст. 5 названного Закона РФ, в том числе: в военной области; в области экономики, науки и техники; в области внешней политики и экономики; в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне <107> (в последующем вносились изменения).

--------------------------------

<105> Российская газета. 1993. N 182.

<106> СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673.

<107> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4775.

 

Согласно норме ч. 4 ст. 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

На уровне Конституции РФ и законодательных актов предусмотрена конфиденциальность информации различного рода, в связи с чем представляется целесообразным привести утвержденный Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 (в ред. Указа Президента РФ от 23 сентября 2005 г. N 1111) перечень сведений конфиденциального характера <108> (однако следует отметить, что этот перечень утвержден в целях совершенствования порядка опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти; кроме того, необходимо иметь в виду, что перечень учитывает не все изменения законодательства РФ):

--------------------------------

<108> СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1127; 2005. N 39. Ст. 3925.

 

сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" и другими нормативными правовыми актами РФ;

служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (служебная тайна);

сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);

сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна);

сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

В части 2 п. 1 комментируемой статьи установлено, что участники общества несут и другие обязанности, предусмотренные комментируемым Законом. Как уже говорилось, согласно ч. 2 п. 2 ст. 67 ГК РФ участники хозяйственного товарищества или общества могут нести и другие обязанности, предусмотренные его учредительными документами, нежели указанные в данной норме. Однако при этом следует учитывать норму п. 2 ст. 87 ГК РФ, согласно которой права и обязанности участников общества с ограниченной ответственностью определяются данным Кодексом и Законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Среди обязанностей участников общества, установленных комментируемым Законом и не указанных в ч. 1 п. 2 ст. 67 ГК РФ и п. 1 комментируемой статьи, необходимо назвать следующие:

предоставлять обществу по его требованию денежную компенсацию в случае прекращения у общества права пользования имуществом до истечения срока, на который такое имущество было передано в пользование обществу для оплаты доли (п. 3 ст. 15 Закона);

извещать в письменной форме остальных участников общества и само общество о намерении продать свою долю или часть доли в уставном капитале общества третьему лицу (п. 5 ст. 21 Закона);

вносить вклады в имущество общества в случае, если это предусмотрено уставом общества, по решению общего собрания участников общества (п. 1 ст. 27 Закона);

информировать своевременно общество об изменении сведений о своем имени или наименовании, месте жительства или месте нахождения, а также сведений о принадлежащих ему долях в уставном капитале общества (п. 3 ст. 31.1 Закона);

исполнять обязанности, возлагаемые на орган или лица, созывающие общее собрание участников общества, в случае созыва внеочередного общего собрания участников общества (ст. 36 Закона).

2. На основании приведенного выше положения ч. 2 п. 2 ст. 67 ГК РФ о том, что участники хозяйственного товарищества или общества могут нести и другие обязанности, предусмотренные его учредительными документами, нежели указанные в данной норме, в ч. 1 п. 2 комментируемой статьи указано, что помимо обязанностей, предусмотренных комментируемым Законом, устав общества может предусматривать иные обязанности участника (участников) общества. Такие обязанности непосредственно в рассматриваемой норме обозначены как дополнительные обязанности участника (участников) общества.

В соответствии с ч. 1 п. 2 комментируемой статьи дополнительные обязанности участника (участников) общества могут быть предусмотрены уставом общества при его учреждении или возложены на всех участников общества по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно. То же самое предусмотрено в ч. 1 п. 2 ст. 8 комментируемого Закона в отношении дополнительных прав, предоставляемых определенному участнику общества или всем участникам общества. Но в отличие от указанной нормы возложение дополнительных обязанностей на определенного участника общества согласно ч. 1 п. 2 комментируемой статьи осуществляется по решению общего собрания участников общества, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, при условии, если участник общества, на которого возлагаются такие дополнительные обязанности, голосовал за принятие такого решения или дал письменное согласие (такое же правило предусмотрено в ч. 3 п. 2 ст. 8 комментируемого Закона в отношении прекращения или ограничения дополнительных прав, предоставленных определенному участнику общества).

Как установлено в ч. 2 п. 2 комментируемой статьи дополнительные обязанности, возложенные на определенного участника общества, в случае отчуждения его доли или части доли к приобретателю доли или части доли не переходят. То же самое предусмотрено в ч. 2 п. 2 ст. 8 комментируемого Закона в отношении дополнительных прав, предоставленных определенному участнику общества, для случая отчуждения его доли или части доли. Данные нормы учтены в ч. 2 п. 12 ст. 21 комментируемого Закона. Дополнительные обязанности, возложенные на всех участников общества, как и дополнительные права, предоставленные всем участникам общества, при отчуждении доли или части доли в уставном капитале общества к приобретателю доли или части доли соответственно переходят (см. комментарий к ст. 21 Закона).

Дополнительные обязанности согласно ч. 3 п. 2 комментируемой статьи могут быть прекращены по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно. Такое же общее правило содержится в ч. 3 п. 2 ст. 8 комментируемого Закона в отношении прекращения или ограничения дополнительных прав, но только тех, которые предоставлены всем участникам общества. В указанной норме установлено специальное правило о прекращении или ограничении дополнительных прав, предоставленных определенному участнику общества. В отношении прекращения или ограничения дополнительных прав, предоставленных определенному участнику общества, предусмотрено правило, аналогичное тому, которое согласно ч. 1 п. 2 комментируемой статьи применяется при возложении дополнительных обязанностей на определенного участника общества.

Как уже говорилось, Законом 2008 г. N 312-ФЗ в ст. 8 комментируемого Закона включен п. 3, в котором говорится о праве учредителей (участников) общества заключить договор об осуществлении прав участников общества. Причина, по которой соответствующее дополнение не включено в комментируемую статью, представляется не вполне понятной, поскольку непосредственно в данной новой норме говорится о том, что таким договором учредители (участники) общества принимают на себя обязанности осуществлять определенным образом свои права и (или) воздерживаться от осуществления указанных прав. Речь идет о таких действиях (бездействии), как голосовать определенным образом на общем собрании участников общества, согласовывать вариант голосования с другими участниками, продавать долю или часть доли по определенной данным договором цене и (или) при наступлении определенных обстоятельств либо воздерживаться от отчуждения доли или части доли до наступления определенных обстоятельств, а также осуществлять согласованно иные действия, связанные с управлением обществом, с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией общества.

 

Статья 10. Исключение участника общества из общества

 

Комментарий к статье 10

 

Комментируемая статья регламентирует исключение участника общества из общества. Подобной нормы в части первой ГК РФ не содержится, в отношении хозяйственных товарищества и обществ только в п. 2 ст. 76 данного Кодекса прямо говорится о возможности исключения в судебном порядке участника из полного товарищества. В то же время на возможность исключения участника из общества указывалось в п. 28 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8. Речь идет о следующих разъяснениях: учитывая, что исключение участника из общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью фактически является изменением условий соответствующего учредительного договора (расторжением его в отношении данного участника), таковое может быть осуществлено лишь в случаях, предусмотренных законом или учредительными документами общества, а также при существенном нарушении соответствующим участником общества условий учредительного договора (ст. 450 ГК РФ). Поскольку основания исключения участника общества из общества определены непосредственно в комментируемой статье, данные разъяснения утратили свою практическую значимость. К тому же согласно одной из новелл Закона 2008 г. N 312-ФЗ учредительный договор теперь не является учредительным документом общества (см. комментарий к ст. 12 Закона).

В пункте 17 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 9 декабря 1999 г. N 90/14 судам при рассмотрении заявления участников общества об исключении из общества участника, который грубо нарушает свои обязанности либо своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность общества или существенно ее затрудняет, предписано иметь в виду следующее:

учитывая, что в силу комментируемой статьи решающим обстоятельством, дающим право на обращение в суд с таким заявлением, является размер доли в уставном капитале общества, правом на обращение в суд с требованием об исключении участника из общества обладают не только несколько участников, доли которых в совокупности составляют не менее 10% уставного капитала общества, но и один из них, при условии, что его доля в уставном капитале составляет 10% и более;

под действиями (бездействием) участника, которые делают невозможной деятельность общества либо существенно ее затрудняют, следует, в частности, понимать систематическое уклонение без уважительных причин от участия в общем собрании участников общества, лишающее общество возможности принимать решения по вопросам, требующим единогласия всех его участников;

при решении вопроса о том, является ли допущенное участником общества нарушение грубым, необходимо, в частности, принимать во внимание степень его вины, наступление (возможность наступления) негативных для общества последствий.

Как разъяснено в подп. "е" п. 14 указанного Постановления, учитывая, что вклад в имущество общества влияет на размер чистых активов общества, исходя из которого определяется действительная стоимость доли каждого участника общества, в том числе выбывающего из него, исключение участника из общества по основаниям, предусмотренным комментируемой статьей, также не освобождает этого участника от исполнения обязанности по внесению вклада в имущество общества, возникшей до его исключения (см. комментарий к ст. 26 Закона).

Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 24 мая 2012 г. N 151 направлен Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с исключением участника из общества с ограниченной ответственностью <109>, которым арбитражные суды информированы о следующих выработанных рекомендациях;

--------------------------------

<109> ВВАС РФ. 2012. N 8.

 

поскольку участник общества несет обязанность не причинять вред обществу, грубое нарушение этой обязанности может служить основанием для его исключения из общества (п. 1);

совершение участником общества действий, заведомо противоречащих интересам общества, при выполнении функций единоличного исполнительного органа может являться основанием для исключения такого участника из общества, если эти действия причинили обществу значительный вред и (или) сделали невозможной деятельность общества либо существенно ее затруднили (п. 2);

совершение участником общества действий, заведомо противоречащих интересам общества, при осуществлении полномочий, предоставленных ему на основании доверенности, выданной обществом, может являться основанием для исключения такого участника из общества, если эти действия причинили обществу значительный вред и (или) сделали невозможной деятельность общества либо существенно ее затруднили (п. 3);

голосование участника по вопросам повестки дня общего собрания участников общества, а равно систематическое уклонение от участия в собраниях могут являться основанием для исключения участника из общества, если такие действия (бездействие) причиняют значительный вред обществу или делают невозможной деятельность общества либо существенно ее затрудняют (п. 4);

голосование участника на общем собрании участников общества может являться основанием для исключения участника из общества только в тех случаях, когда такое голосование заведомо влекло значительные неблагоприятные последствия для общества (п. 5);

требование об исключении участника из общества в связи с систематическим уклонением от участия в общих собраниях подлежит удовлетворению, если такое систематическое уклонение заведомо влекло существенное затруднение деятельности общества или делало ее невозможной и судом будет установлено отсутствие уважительных причин неявки участника либо его представителя на общие собрания (п. 6);

суд отказывает в удовлетворении требования об исключении участника из общества, если будет установлено отсутствие причинно-следственной связи между уклонением участника от участия в общих собраниях и наступившими неблагоприятными для общества последствиями в виде невозможности принять решение, имеющее для него важное хозяйственное значение (п. 7);

систематическая неявка участника общества на общие собрания может быть признана уклонением от участия в них только при доказанности соблюдения процедуры проведения общего собрания, в т.ч. надлежащего извещения участника о дате, времени и месте проведения собрания (п. 8);

обращения участника общества в государственные органы, в т.ч. в правоохранительные или в суд, в связи с действиями (бездействием) общества, его органов управления или иных участников могут расцениваться в качестве основания для исключения участника из общества только в случаях, когда судом будет установлено, что участник знал или должен был знать, что при обращении в государственные органы с соответствующими требованиями и жалобами сообщает недостоверную информацию (п. 9);

неполная оплата участником общества доли в уставном капитале общества не является основанием для исключения такого участника из общества в порядке, установленном комментируемой статьей, поскольку в этом случае в качестве специального последствия бездействия участника законом предусмотрен переход неоплаченной части доли к обществу (п. 3 ст. 16 комментируемого Закона) (п. 10);

исключение из общества участника, обладающего долей в размере более 50% уставного капитала общества, возможно только в том случае, если участники общества в соответствии с его уставом не имеют права свободного выхода из общества (ст. 26 комментируемого Закона) (п. 11).

Доля участника общества, исключенного из общества, в соответствии с п. 4 ст. 23 комментируемого Закона переходит к обществу. Как предусмотрено там же, при этом общество обязано выплатить исключенному участнику общества действительную стоимость его доли, которая определяется по данным бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дате вступления в законную силу решения суда об исключении, или с согласия исключенного участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости (см. комментарий к указанной статье).

 

Глава II. УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВА

 

Статья 11. Порядок учреждения общества

 

Комментарий к статье 11

 

1. Комментируемая статья, определяющая порядок учреждения общества, и следующая за ней статья, посвященная уставу общества, воспроизводят и развивают нормы ст. 89 части первой ГК РФ об учреждении общества с ограниченной ответственностью и его учредительном документе. Предваряя рассмотрение данных норм, следует отметить, что ст. 89 Кодекса и указанные статьи комментируемого Закона в связи со вступлением в силу Закона 2008 г. N 312-ФЗ претерпели существенные изменения. В результате содержащееся в них регулирование стало во многом аналогично тому, которое предусмотрено в ст. 98 ГК РФ, а также ст. ст. 9, 11 и 12 Закона об АО.

Как предусмотрено в п. 1 комментируемой статьи, учреждение общества осуществляется по решению его учредителей или учредителя. При этом установлено, что решение об учреждении общества принимается собранием учредителей общества, а в случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично. Данные положения, которые лишь подразумеваются в ст. 89 ГК РФ и не содержались в комментируемой статье в прежней редакции, закреплены по аналогии с положениями п. 1 ст. 9 Закона об АО, регламентирующими создание акционерного общества путем учреждения.

Следует подчеркнуть, что в комментируемой статье говорится только об одном из двух способов создания общества - путем его учреждения, т.е. такого способа создания общества, когда оно приобретает гражданские права и несет гражданские обязанности, которые к моменту создания организации не существовали (единственное исключение предусмотрено в ч. 2 п. 2 ст. 89 ГК РФ и п. 6 комментируемой статьи, см. ниже). Есть и другой способ создания общества - путем реорганизации существующего юридического лица, т.е. когда происходит переход гражданских прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица (реорганизуемых юридических лиц) в порядке универсального правопреемства. Создание общества путем реорганизации существующего юридического лица регламентировано нормами ст. 51 комментируемого Закона, основанными на нормах ст. 92 ГК РФ, а также применительно к формам реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование) в ст. ст. 52, 53, 54, 55 и 56 данного Закона соответственно (см. комментарий к указанным статьям).

Необходимо иметь в виду, что антимонопольным законодательством установлены ряд случаев, когда создание общества как коммерческой организации может быть осуществлено лишь с предварительного согласия антимонопольного органа. Так, в соответствии с п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 27 Федерального закона "О защите конкуренции" (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ) с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие действия:

создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом, которые являются основными производственными средствами и (или) нематериальными активами другой коммерческой организации (за исключением финансовой организации), в т.ч. на основании передаточного акта или разделительного баланса, и в отношении данных акций (долей) и (или) имущества создаваемая коммерческая организация приобретает права, предусмотренные статьей 28 названного Закона, и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу учредителей создаваемой коммерческой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемой коммерческой организации, превышает 7 млрд. руб., либо если суммарная выручка учредителей создаваемой коммерческой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемой коммерческой организации, от реализации товаров за последний календарный год превышает 10 млрд. руб., либо если организация, акции (доли) и (или) имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, включена в реестр;

создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) активами (за исключением денежных средств) финансовой организации и (или) создаваемая коммерческая организация приобретает такие акции (доли) и (или) активы финансовой организации на основании передаточного акта или разделительного баланса и в отношении таких акций (долей) и (или) активов приобретает права, предусмотренные статьей 29 названного Закона, и при этом стоимость активов по последнему балансу финансовой организации, акции (доли) и (или) активы которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, превышает величину, установленную Правительством РФ по согласованию с Банком России (при внесении в качестве вклада в уставный капитал акций (долей) и (или) активов (за исключением денежных средств) финансовых организаций, не поднадзорных Банку России, такая величина устанавливается Правительством РФ).

При этом подлежат применению упоминавшиеся выше (см. комментарий к ст. 6 Закона) Постановления Правительства РФ от 30 мая 2007 г. N 334 и от 30 мая 2007 г. N 335.

2. В положениях п. 2 комментируемой статьи установлены требования к содержанию решения об учреждении общества. Аналогично сказанному выше следует отметить, что данные положения, которые лишь подразумеваются в ст. 89 ГК РФ и не содержались в комментируемой статье в прежней редакции, закреплены подобно положениям п. 2, ч. 2 п. 4 и ч. 2 п. 5 ст. 9 Закона об АО (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 146-ФЗ <110>), устанавливающим требования к содержанию решения об учреждении акционерного общества.

--------------------------------

<110> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3445.

 

В соответствии с ч. 1 п. 2 комментируемой статьи решение об учреждении общества должно содержать результаты голосования учредителей общества и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания или назначения органов управления общества, а также образования ревизионной комиссии или избрания ревизора общества, если такие органы предусмотрены уставом общества или являются обязательными в соответствии с комментируемым Законом. Обязательным органом управления общества в соответствии с положениями ст. 32 комментируемого Закона наряду с общим собранием участников общества (высшим органом управления) является единоличный исполнительный орган общества. Иные органы управления - совет директоров (наблюдательный совет) общества и коллегиальный исполнительный орган общества - согласно п. п. 2 и 4 указанной статьи образуются в обществе, если это предусмотрено уставом общества. Образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) в силу нормы п. 6 указанной статьи является обязательным в обществах, имеющих более 15 участников (см. комментарий к ст. 32 Закона).

Решение об учреждении общества, принимаемое в случае учреждения общества одним лицом, согласно ч. 3 п. 2 комментируемой статьи должно определять размер уставного капитала общества, порядок и сроки его оплаты, а также размер и номинальную стоимость доли учредителя.

В части 2 п. 2 комментируемой статьи предусмотрено, что при учреждении общества учредители или учредитель могут утвердить аудитора общества, а в случаях, если в отношении общества законодательством предусмотрено проведение обязательного аудита, учредители или учредитель должны принять такое решение. Данная норма представляется не вполне удачной, поскольку в ней видится смешение понятий аудитора, которому в соответствии с ч. 2 п. 6 ст. 32 комментируемого Закона могут быть переданы функции ревизионной комиссии (ревизора) общества (т.е. "внутреннего" аудитора) и профессионального ("внешнего") аудитора, который на основании норм п. 4 ст. 91 ГК РФ и ч. 1 ст. 48 комментируемого Закона может привлекаться обществом для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества, а также для проверки состояния текущих дел общества (см. комментарий к указанным статьям). О предусмотренных законодательством случаях проведения обязательного аудита см. комментарий к ст. 48 Закона.

3 - 4. В пункте 3 комментируемой статьи по аналогии с п. 3 ст. 9 Закона об АО установлено, что решения об учреждении общества, утверждении его устава, утверждении денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных имеющих денежную оценку прав, вносимых учредителями общества для оплаты долей в уставном капитале общества, принимаются учредителями общества единогласно.

В части утверждения денежной оценки указанного имущества данное правило основано на общей норме ч. 2 п. 6 ст. 66 части первой ГК РФ, согласно которой денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке. Соответственно этой норме Кодекса в ч. 1 п. 2 ст. 15 комментируемого Закона установлено, что денежная оценка имущества, вносимого для оплаты долей в уставном капитале общества, утверждается решением общего собрания участников общества, принимаемым всеми участниками общества единогласно. В то же время в ч. 2 указанного пункта предусмотрено, что в случае, если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежными средствами, составляет более чем 20 тыс. руб., в целях определения стоимости этого имущества должен привлекаться независимый оценщик. Однако в комментируемой статье такое положение не содержится.

Такое же по сути правило, что и закрепленное в п. 3 комментируемой статьи, содержалось в ч. 4 п. 1 данной статьи в прежней редакции (т.е. до внесения изменений Законом 2008 г. N 312-ФЗ). Но при этом устанавливалось, что иные решения принимаются учредителями общества в порядке, предусмотренном комментируемым Законом и учредительными документами общества. В отличие от такого регулирования в ч. 1 п. 4 комментируемой статьи по аналогии с положением ч. 1 п. 4 ст. 9 Закона об АО установлено, что избрание органов управления общества, образование ревизионной комиссии или избрание ревизора общества и утверждение аудитора общества осуществляются большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов учредителей общества.

На тот случай, если к моменту избрания органов управления общества, образования ревизионной комиссии или избрания ревизора общества и утверждения аудитора общества размер долей каждого из учредителей общества не определен, в ч. 2 п. 4 комментируемой статьи предусмотрено, что каждый учредитель общества при голосовании имеет один голос. Соответственно, в случае, когда размер долей учредителей общества определен, применяется общее правило ч. 4 п. 1 ст. 32 комментируемого Закона, согласно которому каждый участник общества имеет на общем собрании участников общества число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале общества.

5. В пункте 5 комментируемой статьи частично реализована одна из самых существенных новелл Закона 2008 г. N 312-ФЗ об устранении дуализма учредительных документов общества и исключении из их числа учредительного договора. Подробнее данная новелла рассмотрена в комментарии к ст. 12 Закона. Здесь же необходимо отметить следующее.

В прежней редакции п. 1 ст. 89 ГК РФ (т.е. до внесения изменений Законом 2008 г. N 312-ФЗ) устанавливалось, что учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Там же предусматривалось, что в случае, если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является устав. На основании данной нормы в ч. 1 п. 1 комментируемой статьи в прежней редакции указывалось, что учредители общества заключают учредительный договор и утверждают устав общества, что учредительный договор и устав общества являются учредительными документами общества. Соответственно в ч. 2 данного пункта предусматривалось, что в случае, если общество учреждается одним лицом, учредительным документом общества является устав, утвержденный этим лицом, и что в случае увеличения числа участников общества до двух и более между ними должен быть заключен учредительный договор.

Законом 2008 г. N 312-ФЗ из числа учредительных документов общества учредительный договор исключен, т.е. учредительным документом общества является только устав общества. Вместе с тем Законом 2008 г. N 312-ФЗ введена альтернатива учредительному договору, в котором, как устанавливалось в п. 1 ст. 12 комментируемого Закона в прежней редакции, учредители общества обязуются создать общество и определяют порядок совместной деятельности по его созданию. Этой альтернативой стал договор об учреждении общества. Законом 2008 г. N 312-ФЗ в п. 1 ст. 89 ГК РФ включены положения, согласно которым: учредители общества с ограниченной ответственностью заключают между собой договор об учреждении общества с ограниченной ответственностью, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, размер их долей в уставном капитале общества и иные установленные Законом об обществах с ограниченной ответственностью условия (ч. 1); договор об учреждении общества с ограниченной ответственностью заключается в письменной форме (ч. 2). Данные положения Законом 2008 г. N 312-ФЗ включены и в ч. 1 п. 5 комментируемой статьи. При этом в ч. 2 данного пункта включено непосредственное указание на то, что договор об учреждении общества не является учредительным документом общества.

Как видно, договор об учреждении общества является аналогом предусмотренного в п. 1 ст. 98 ГК РФ и п. 5 ст. 9 Закона об АО и не относящегося к учредительным документам письменного договора о создании акционерного общества, заключаемого между учредителями акционерного общества. Дополнением, внесенным Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 282-ФЗ в п. 5 ст. 9 Закона об АО, уточнено, что договор о создании акционерного общества действует до окончания определенного договором срока оплаты акций, подлежащих размещению среди учредителей. Соответственно, представляется допустимым распространение на договор об учреждении общества с ограниченной ответственностью следующих разъяснений, данных в п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19: заключаемый учредителями акционерного общества договор о создании общества является договором о совместной деятельности по учреждению акционерного общества и не относится к учредительным документам; в связи с этим при рассмотрении спора о признании договора о создании акционерного общества недействительным суды должны руководствоваться соответствующими нормами ГК РФ о недействительности сделок.

Постольку, поскольку договор об учреждении общества определяет лишь порядок осуществления совместной деятельности учредителей по учреждению общества, в дополнение к этой альтернативе учредительного договора Законом 2008 г. N 312-ФЗ в п. 3 ст. 8 комментируемого Закона предусмотрено право учредителей (участников) общества заключить договор об осуществлении прав участников общества, по которому они обязуются осуществлять определенным образом свои права и (или) воздерживаться от осуществления указанных прав, в том числе голосовать определенным образом на общем собрании участников общества, согласовывать вариант голосования с другими участниками, продавать долю или часть доли по определенной данным договором цене и (или) при наступлении определенных обстоятельств либо воздерживаться от отчуждения доли или части доли до наступления определенных обстоятельств, а также осуществлять согласованно иные действия, связанные с управлением обществом, с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией общества (см. комментарий к указанной статье).

6. В пункте 6 комментируемой статьи воспроизведены положения, которые содержались в п. 2 данной статьи в прежней редакции (т.е. до внесения изменений Законом 2008 г. N 312-ФЗ): учредители общества несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с учреждением общества и возникшим до его государственной регистрации; общество несет ответственность по обязательствам учредителей общества, связанным с его учреждением, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием участников общества.

Ранее данные положения закреплялись по аналогии с положениями п. 3 ст. 10 Закона об АО, регламентирующими ответственность учредителей акционерного общества по обязательствам, связанным с его созданием и возникающим до государственной регистрации данного общества. С принятием же Закона 2008 г. N 312-ФЗ положения, которые содержались в п. 2 комментируемой статьи в прежней редакции, закреплены в п. 2 ст. 89 части первой ГК РФ. При этом включено положение о том, что размер ответственности общества <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: