Основные элементы и задачи технической эксплуатации МТП




В Российской Федерации производство с.х. продукции связано с рядом факторов как организационного, так и технического характера. (Пример).Пополнение МТП совхозов новой энергонасыщенной техникой предъявляет высокие требования к её надежности, повышенной степени готовности.

В последние годы идет интенсивный переход на рыночные отношения с одновременным реформированием структуры материально-технических средств.

В то же время вопросы повышения эффективности использования технического потенциала в с.х. предприятиях и фермерских хозяйствах остаются весьма актуальными.

Однако при любых формах собственности специалисты сельского хозяйства должны обеспечивать не только увеличение производства с.-х. продукции но и снижение затрат на эксплуатацию и содержание МТП, сохранность техники и экономное расходование топливно-смазочных материалов.

Курс «Эксплуатация сельскохозяйственной техники» является составной частью дисциплины «Эксплуатация машинно-тракторного парка», изучаемый на заключительной стадии подготовки инженеров-механиков с.х. производства.

Основывается курс на полученных студентами ранее знаниях по устройству тракторов, автомобилей, комбайнов, с.х. машин и процессах, связанных с использованием этой техники в реальных (производственных) условиях эксплуатации.

В процессе эксплуатации трактор, сельхозмашина или автомобиль подвергается внутренним и внешним воздействиям, в результате которых деформируются и разрушаются детали, изменяются их размеры, формы и свойства.

Различают несколько видов изнашивания: абразивное (происходит в процессе режущего или царапающего действия на него твердых частиц тормозные накладки и барабан, в шкворневом соединении), коррозионно-механическое ( ЦПГ, в гидроусилителях), усталостные ( рессоры, оси), при заедании.

Техническая эксплуатация МТП с практической точки зрения – это комплекс технических, технологических, экономических и организационных мер, направленных на поддержание техники в исправном состоянии.

Техническая эксплуатация МТП - в научном плане определяет наиболее эффективные пути и методы управления техническим состоянием машин при оптимальных затратах труда и средств.

У новой машины все параметры технического состояния имеют номинальное значение. Значение параметра, определенное его функциональным назначением и служащее началом отсчета отклонений. В процессе эксплуатации они изменяются (возрастают или убывают) в направлении от номинальных к предельным значениям. В момент достижения параметром технического состояния своего предельного значения теряется работоспособность, наступает отказ. Чтобы предупредить потерю работоспособности машины, необходимо удержать значения определенной совокупности параметра технического состояния в области работоспособной, ограниченной номинальным и предельным значением параметров.

Задачи технической эксплуатации МТП следующие:

- обеспечение своевременности выполнения всех с.х. работ за счет поддержания МТП в постоянной технической готовности, характеризующейся коэффициентом технической готовности;

- снижения затрат труда и средств на техническое обслуживание и восстановление работоспособности машин на основе применения современных технических средств и технологий по диагностированию и прогнозированию остановочного ресурса узлов машин;

- обеспечение длительной производственной эксплуатации машин и их долговечности при использовании по назначению.

С целью реализации основных положений и задач технической эксплуатации МТП – в России принята единая система технического обслуживания и ремонта техники, обязательная для исполнения во всех с.х. предприятиях, организациях, фермерских хозяйствах и арендных коллектива.

Система технического обслуживания и ремонта машин – это комплекс мероприятий, технических средств, документации по ТО и ремонту и исполнителей, необходимых для выполнения работ по поддержанию и восстановлению работоспособности машин.

К техническим средствам относятся: оборудование, приборы, приспособления, запчасти, инструмент.

Нормативно - техническая документация – документ, регламентирующий периодичность ТО, последовательность, техтребования.

Исполнители: мастер-наладчик, слесарь и др.

Структура технической эксплуатации МТП включает в себя следующие элементы:

1. прием и обкатка машин;

2. техническое обслуживание (ежесменное, периодическое и специальное);

3. диагностирование и прогнозирование остаточного ресурса машин;

4. хранение машин;

5. обеспечение машин топливно-смазочными материалами;

6. устранение неисправностей и ремонт.

1.2 В основу существующей системы технического использования и ремонта машин заложен планово-предупредительный принцип.

Плановость – обусловливается тем, что машину (трактор, автомобиль, комбайн) ставят на ТО или ремонт в плановом «регламентированном» порядке, т.е. строго после выполнения установленного объема работ (га, кг, ткм).

Предупредительность – заключается в том, что основное количество операций по обслуживанию машин выполняется предупредительно до появления отказа.

Другими словами – параметры машин предупредительно восстанавливают при значениях, превышающих допускаемую величину.

Таким образом, плановость системы ТО и ремонта определяется периодичностью, а предупредительность – допускаемыми значениями параметра, износом деталей, остаточным ресурсом узлов и в некоторых случаях (косвенно) – качественными признаками выполняемой работы.

В связи с этим нужно подчеркнуть, что основными техническими требованиями на ТО и ремонт машин являются:

– межконтрольная наработка;

– допускаемые значения параметров;

– остаточный ресурс агрегата;

– качественные признаки состояния системы (снижение мощности, повышение расхода топлива).

С научной точки зрения разработка этих технических требований должна быть направлена на восстановление параметров до номинальных значений при всех видах ТО и ремонта.

Система технического обслуживания и ремонта машин включает в себя комплекс определенных операций, приуроченных к определенному моменту времени или наработки.

Элементами системы ТО являются:

- эксплуатационная обкатка;

- периодическое техническое обслуживание;

- ТО в особых условиях;

- текущий и капитальный ремонты машин.

Отметим сразу, что все виды ремонтов машин выполняются в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и в нашем курсе не рассматриваются. Они изучаются по специальной учебной дисциплине на кафедре «ТС и ремонт машин».

Эксплуатационная обкатка – это комплекс операций организационно-технического характера, выполняемых с целью подготовки новой или капитально отремонтированной машины к производственной эксплуатации и обеспечения условий нормальной приработки трущихся поверхностей деталей.

Периодические технические обслуживания включают в себя:

- ежесменное техн. обслуживание (ЕТО);

- первое техн. обслуживание (ТО-1);

- второе техническое обслуживание (ТО-2);

- третье техническое обслуживание (ТО-3);

Нужно учесть, что операции предыдущего менее сложного ТО входят составной частью в последующее более сложное ТО. (Например, при выполнении ТО-3, сначала проводят операции ЕТО, ТО-1, ТО-2, а затем дополнительные – собственно операции ТО-3)

- сезонное техническое обслуживание (СО).

Осуществляют при подготовке машин к весенне-летнему и осенне-зимнему периодам эксплуатации. При этом на практике СО совмещают с очередным ТО.

Техническое обслуживание в особых условиях включает в себя операции периодических технических обслуживаний и дополнительно – операции, отвечающие соответствующим условиям региона, зоны, т.е. работы машин на песчаных и каменистых почвах, в условиях низких температур, пустынь, высокогорья и на болотистых почвах.

Кроме перечисленных выше вопросов техническая эксплуатация МТП включает в себя и решение задач, связанных с обеспечением

- сохранности техники,

- заправкой ее топливно-смазочными материалами,

- с разработкой годовых планов ТО и ремонта тракторов и автомобилей,

- определением их технико-эксплуатационных показателей,

- с расчетом ремонтно-обслуживающей базы,

- с совершенствованием инженерно-технической службы с.х. предприятий и фермерских хозяйств.

Прием и обкатка машин

Прием и обкатка машин, – важнейшие мероприятия на первоначальной стадии их эксплуатации.

Новые или отремонтированные машины нужно тщательно осмотреть. При осмотре проверяют комплектность машины и ее состояние; наличие пломб, инструмента и запасных частей.

При выявлении недостачи деталей или инструмента, а также серьезной неисправности сборочных единиц составляют акт, который служит основанием для предъявления рекламации заводу-изготовителю или ремонтному предприятию.

При получении (покупке) новой или отремонтированной машины, инженер должен получить и соответствующую документацию:

- техническое описание;

- руководство по эксплуатации;

- формуляр машины (сведения завода-изготовителя);

- технический паспорт.

После получения машины, ей присваивается индивидуальный номер и открывается регистрационная карточка учета.

Обкатка машин

Поступающие в эксплуатацию машины после их изготовления или ремонта должны пройти эксплуатационную обкатку в целях лучшей приработки трущихся деталей и создания условий минимальной скорости изнашивания.

Скорость изнашивания определяется наличием масляной пленки на поверхности трения.

P
Режим смазывания характеризуется коэффициентом трения (отношение силы трения F к силе нормального давления Р по нормали к поверхности касания)

F
.

При полужидкостном режиме смазывания коэф. трения увеличивается от 0,01…0,20, а при граничном от 0,05…0,40.

Не приработанные детали отличаются:

1. Не параллельностью поверхностей

2. Волнистостью.

3. Шероховатостью.

4. Микронеровностями.

5. Недостаточной площадью контакта.

Организация обкатки машин (тракторов, автомобилей, комбайнов) предусматривает обеспечение постепенного возрастания нагрузок: тяговых, скоростных, температурных и т.п.

Для достижения минимальной скорости изнашивания трущихся деталей обкатка выполняется в два этапа:

I этап заводская (по методике и правилам завода-изготовителя)

II этап эксплуатационная (при вводе машины в эксплуатацию).

При обкатке тракторов постепенность возрастания нагрузки создают путем агрегатирования поочередно с боранами, сеялками, катками, культиваторами и другими с.х. машинами, не требующими больших тяговых усилий.

Отметим общие требования для тракторов по длительности их обкатки на различных режимах работы.

1й режим – в течение первых 1,5-2,0 ч работа нового трактора без нагрузки;

2й режим – в течение последующих 4,0-6,0 ч работа трактора с орудиями, обеспечивающими 25% тяговую нагрузку;

3й режим – в течение 9,0-12 ч работа с 50% нагрузкой;

4й режим – в течение 15-20 ч работа трактора с 75% нагрузкой.

Таким образом, обкатка новых тракторов при вводе их в эксплуатацию занимает 30-40 ч, при этом на каждой ступени обкатки осуществляется работа на разных передачах при разной нагрузке в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя.

Во время обкатки внимательно следят за состоянием температурного режима всех узлов и агрегатов трактора, работой дизеля, осматривают трансмиссию, ходовую систему и др., периодически проверяют показания других контрольно-диагностических приборов.

После обкатки составляют акт о передаче трактора в эксплуатацию, в котором отмечается продолжительность и режим обкатки, расход топлива.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: