Института непрерывного образования, отделения среднего профессионального образования очной формы обучения




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»

Доклад на тему «Федор Степанович Рокотов – русский портретист XVIII века»

Студентки 1курса, 313 группы Яблочко Ульяны

Института непрерывного образования, отделения среднего профессионального образования очной формы обучения

Преподаватель:

Дата сдачи: __________________

Оценка: _____________________

Рокотов Федор Степанович (1735-1808) – русский художник, один из лучших русских портретистов “века Просвещения”.

Родился в селе Воронцово (ныне — в черте Москвы) в семье крепостных. Числился “вольнорожденным” и, вероятно, был незаконным “хозяйским” ребенком (сыном князя П. И. Репнина), лишь приписанным к крестьянской семье.

При активном содействии графа Шувалова, известного мецената, покровителя просвещения и искусства в России, одного из основателей Академии художеств, который заметил талантливого юношу, Рокотова приняли в петербургскую Академию художеств, которую он успешно закончил.

Вся творческая жизнь художника в дальнейшем была связана с Москвой. Именно здесь Рокотов нашел наилучшее применение своему творческому дарованию. Созданный Рокотовым тип портрета — камерный интимный портрет — составляет целую эпоху в русской портретной живописи.

Художник обладал редким даром, позволяющим мастерски передавать внутренний мир человека, его трепетность и теплоту. Его модели будто выступают из мерцающего сумрака, черты лица слегка размыты, словно окутаны дымкой. Полотнам мастера присуще богатство оттенков и изысканные цветовые сочетания. Мягкие, приглушенные тона создают атмосферу интимности: в этих портретах нет ничего показного, внешне эффектного. Художника привлекает внутренняя красота человека. По словам одного из современников, Рокотов с удивительным мастерством умел передавать не только “вид лица”, но и “нежность сердца”.

В начале своей творческой деятельности, несмотря на молодость, Рокотов пользовался широкой популярностью в кругах петербургской знати. Его часто приглашали ко двору. В 1758 г. он писал портрет великого князя Петра Федоровича (будущего Петра III).

А через 3 года в Петергофе художнику позирует 7-летний Павел Петрович, будущий император Павел I.

Изображение вписано во внутренний овал прямоугольного полотна. Портрет поражает своей. жизненной непосредственностью: непоседливый мальчик представляется живым, а не позирующим. И между тем портрет не лишен черт официальности и парадности: красный гвардейский мундир, голубая лента ордена Андрея Первозванного, отороченная горностаем мантия.

Летом 1765 г. Рокотов возводится в ранг академика.

Работы, написанные им в 60-е годы 18 в., отличаются своеобразием трактовки человеческой личности — в них все более наблюдается правдивость портретных образов.

Своих подлинных вершин мастерства Рокотов достигает в ряде женских портретов.

“Портрет А. П. Струйской” (1772 г.) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Это произведение отличается особым живописным своеобразием. Неслучайно это произведение называют “Русская Джоконда”. Поэтическая одухотворенность нежного лица, взгляд юных и печальных глаз, некая загадочность — все это приковывает внимание, заставляет задуматься о судьбе.

 

 

Следующий женский портрет “Неизвестная в розовом платье”. (1770г) Он считается одним из шедевров Рокотова. Тончайшие градации розового — от насыщенного в тенях, то теплого, светлого, создают эффект мерцания, трепетания тончайшей световоздушной среды, словно созвучной внутренним душевным движениям, скрытым непременной в портретах 18 в. любезной улыбкой, просвечивающей в глубине взгляда. Этот образ исполнен особым лирическим очарованием.

 

 

“Портрет графини Санти” (1785) — удивительное произведение 18 века по тонкости передачи образа, по краскам, по очаровательным сочетаниям оливковых и розовых тонов. Букет скромных полевых цветов на груди этой дамы вносит особую изысканность.

И безусловно, портрет самой великой женщины, написанный Рокотовым – это коронационный портрет Екатерины II (1763), соединяющий в себе традиции парадного императорского портрета первой половины XVIII века с присущим ему величием и представительностью образа и новые тенденции, возникшие под влиянием идей Нового времени. В русской культуре в это время формируется идеал просвещенного монарха. Сидящая на троне Екатерина II жестом, исполненным величавой грации, словно обращается к невидимому собеседнику. Это придает образу императрицы живость и легкий оттенок камерности. Однако царственная осанка государыни, профиль, подобный античной камее, пышное одеяние и тяжелая драпировка образуют торжественную композицию, придают образу героини идеальный, вневременной характер.

 

Екатерина II считала этот портрет одним из самых удачных среди своих многочисленных изображений.

С конца 1760-х гг. до начала 1790-х гг. художник написал «всю Москву». Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых), изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства.

Одна их ранних картин Ф.С. Рокотова – парадный портрет великого князя Петра Федоровича, впоследствии императора Петра III, - выставлена в Русском музее. В Третьяковской галерее находятся портреты И.Г.Орлова в латах, Екатерины II во время коронации и другие работы. Большая часть интимных портретов более позднего московского периода творчества Ф.С.Рокотова также размещены в Третьяковской галерее. Портрет Е.В.Санти представлен в Русском музее.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: