Раскрыть систему органов управления природопользованием и охраной окружающей среды.




Система Государственного Управления в области Природопользования и ООС объединяет Органы Управления, для которых общее то, что они осуществляют однородный вид деятельности – ГосУправление в области использования Природных Ресурсов, охраны отдельных Компонентов Природной Среды и ОС в целом. В соответствии с их полномочиями ОУ в рассматриваемой области подразделяются на О общей (Совет Министров, местные Исполнительные и Распорядительные Органы, Местные Советы Депутатов, Президент) и специальной (ч.2 ст.8 ЗООС: Министерство Природных Ресурсов и ООС и его территориальные О, а также специально уполномоченные Республиканские Органы Гос Управления – Министерство Здравоохранения, МЧС, Министерство Лесного Хозяйства, госкомитет по имуществу и иные) компетенции.

 

12. Раскрыть содержание мониторинга окружающей среды.

Мониторинг – система наблюдений за состоянием ОС, оценка и прогноз изменений её состояния под воздействием природных и антропогенных факторов. Объекты наблюдения – природная среда, отдельные компоненты ПС и их реакция на антропогенное воздействие. Источник воздействия(предприятия, транспорт) и факторы АВ. Оценка предполагает, с одной стороны, определение возможного ущерба от АВ и естественного воздействия, а с другой – определение природных резервов для их использования в интересах человека и оптимальных способов человеческой деятельности. Прогноз позволяет наметить меры, направленные против уже имеющихся вредных воздействий и меры профилактического характера. Мониторинг ОС осуществляется также для обеспечения госорганов, ЮЛ, ФЛ полной и достоверной информацией, необходимой для управления и контроля в области ОС и П-П. в 1993 создана Национальная система мониторинга ОС (НСМОС). Включает следующие виды мониторинга:

- земель (госком по имуществу)

- поверхностных вод – Минприроды

- подземных вод – Минприроды

- атмосферного воздуха – Минприроды

- озонового слоя – Минобразования (учреждение при БГУ)

- растительного мира – НАН

- лесов – Минлесхоз

- животного мира – Минприроды

- радиационный – Минприроды

- геофизический – НАН

- локальный (в отношении 1 объекта)- Минприроды

Порядок организации и функционирования НСМОС определен положением постановления СМ 14.07.2003 № 949

 

 

13. Раскрыть содержание лицензирования в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

Лицензирование в области использования прир. ресурсов и охраны окружающей среды (ООС) – разрешительный порядок осуществления опред-х зак-вом видов деятельности в сфере экол-х правоотношений. Лицензирование можно рассматривать как форму контроля за рац-ным использованием прир. ресурсов и ООС в процессе осуществления хоз. деятельности.

Перечень видов деятельности, на осуществление кот-х требуются спец. разрешения (лицензии) утв. Указом Пр-та РБ «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 450 от 1 сентября 2010 года. Лицензированию в области ООС подлежат:

1) Деятельность, связанная с воздействием на окруж. среду, в кот-ю включены такие составляющие работы и услуги, как обращение с озоноразрушающими веществами, а также использование отходов 1-3 классов опасности, обезвреживание, захоронение отходов. Под обращением с озоноразрушающими веществами понимаются их производство, купля (продажа), хранение, утилизация, рециклинг, обезвреживание и иные виды деятельности, связанной с испоьзованием озоноразрушающих веществ. Обращение с радиоактивными отходами не относится к рассматриваемому виду деятельности. Не требуется получения лицензии для использования отходов 1-3 классов опасности, обезвреживания отходов в процессе научно-исследоват-х или опытно-конструкторских работ, а также отходов, образовавшихся в результате провед. таких работ. Лицензия выдается сроком на 5 лет. Лицензионные требования и условия к осущ-ю данного вида деятельности определены в Положении о лицензировании отдельных видов деятельности, утв. Указом Пр-та РБ № 450 от 1 сентября 2010 года. Лицензии на осущ-е деятельности, связанной с воздействием на окруж. среду выдаются Минприроды, которое до принятия решения по вопросам лицензирования вправе провести оценку или назначить провед-е экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям. Инструкция о порядке провед. оценки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям утв. Постан-ем Минприроды от 1.12.2010 №56.

2) Деятельность в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения, в которую включен ряд составляющих работ и услуг (напр, деятельность по обращению с радиоактивными отходами). Лицензии выдается МЧС РБ сроком на 5 лет.

3) Деятельность, связанная с осущ-ем контроля радиоактивного загрязнения, под которой понимается радиационное обследование территорий, лесных и водных массивов, зданий и сооружений, оборудования, транспорта, определение содержания радионуклидов в продукции лесного хозяйства, с/х, промышленной и др. продукции, строительных материалах, воде, почве, воздухе, пищевых продуктах, лекарственно-техническом сырье, коммунальных отходах и др. объектах контроля, а также определение поверхностного загрязнения и мощности дозы гамма-излучения. Лицензия выдается МЧС РБ сроком на 5 лет.

 

14. Раскрыть содержание экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза - установление соответствия или несоответствия проектной или иной документации по планируемой хоз-й и иной деятельности требованиям зак-ва РБ об охране окруж. среды и рац-м использовании прир. ресурсов.В РБ проводятся гос. экол. экспертиза и общ. экол. экспертиза. Основания и порядок их проведения опред-ся Законами «Об ООС», «О гос. экологич. экспертизе», Положением «О порядке проведения общ. экол. экспертизы». Объектами гос. экол. экспертизы явл. след. проектная документация:

· градостроительные проекты общего планирования, спец. планирования, архитектурные проекты застройки территорий

· проекты территориальных комплексных схем рационального использования прир. ресурсов и ООС

· проекты водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов

· др. проектная документация, предусмотренная зак. актами РБ и междунар. д-рами РБ.

Гос. экол. экспертиза провод. уполномоч. должностными лицами Мин-ва прир. ресурсов и ООС РБ или обл-х (Мингор) комитетов прир. ресурсов и ООС. При провед. гос. экол. экспертизы проектная документация, содержащая наиб. сложные проектные решения Мин-вом природы могут создаваться экспертные комиссии с привлечением на договорной основе специалистов гос. и иных организаций РБ, междунар-х организаций, и иностр. государств, обладающих спец. познаниями в опред. области науки, техники и иных сферах действия. Срок проведения экспертизы не должен превышать 1 мес, а для проектной документации по планируемой деятельности, кот. может оказывать трансграничное воздействие – 2 мес. По результатам составляется заключение гос. экол. экспертизы, кот-е м. б. положит-м, в том числе положит-м с особыми условиями реализации проектных решений либо отрицат-м. Срок действия заключения гос. экол. экспертизы ограничивается продолжит-стью реализации проекта + 1 год для объектов, по которым провод. ОВОЗ. Если ОВОЗ не провод, то срок действия = сроку реализации проекта. Расходы, связанные с проведением гос. экол. экспертизы финансируются за счет средств республ. бюджета.

Общественная экологическая экспертиза организуется и провод. по инициативе общ-х объединений и граждан. Для провед. общ. экол. экспертизы инициаторы в теч. 10 раб. дней со дня опубликования в СМИ уведомления об общ. обсуждениях направляют заказ-ку заявление о намерении проведения общ. экол. экспертизы. Общ. экол. экспертиза провод. специалистами, обладающими спец. знаниями в обл. ООС и рац-го использования прир. ресурсов. Может провод. одним специалистом или группой специалистов, в группу могут включаться представители заказчика.Срок провед. общ. экспертизы не должен превышать 1 мес. и по итогам рассмотрения проекта выносится заключение. Заключ-е сост. из 3-х частей: вступительная, констатирующая, заключительная. Заключение носит рекомендательный характер, прилагается к проектной документации, представляемой на гос. экол. экспертизу и учитывается соотв-ми должн. лицами при провед. гос. экспертизы.

 

15. Раскрыть содержание экологического контроля.

Контроль -сист. мер, направл. на продотвр-ие, выявления и пресечение наруш. зак-ва в обл ООС, обеспеч. собл-ия ЮЛ и гражд-ми требований в обл. ООС.

В соотв. со ст.86 Зак. виды контроля:

1) госконтроль-контроль за использ-ем и охраной земель(вкл. почвы), недр, вод, атмосф.воздуха, азон. слоя, объектов раст. и живот. мира, климата и др. Осущ-ся Мин-ом природы, иными спец. уполномоч. орг. госуправления, Госинспекцией охраны жив. и растит. мира при Президенте, местн. сов.деп-ов и исп-расп. органами.

2) ведомственный-осущ-сяорг-ми госупр. или иными орг-ми в целях проверки собл. подчиненными им ЮЛ-ми зак-ва об ООС, осущ-ия отраслевых программ и мероприятий по рац. использ-июприр. ресурсов и выполнения предписаний госоргана, осущ-го госконтроль в обл. ООС.

3) производственный-проводят ЮЛ и ИП при осущ. хоз. деят-ти, оказ-ей вред.возд-ие на ОС. Руков-ль такого ЮЛ-ца должен назначить ответственное должностн. лицо, а при необх-ти создать подразделение.

4) общественный-осущ-ся в целях реализации права кажд. гр-на на благопр. ОС.осущ-ся обществ. инспекторами ООС, обществ. объед., связ. с этой деят-тью и гр-ми.

составной частью данных видов контр.явл. аналитич. (лабораторный) контроль в обл. ООС, кот пров-ся в целях оценки колич. и кач. характеристик выбросов в атмосф. воздух и сбросов в воды загрязняющих вещ-в, а также определение загрязнения земель и состава отходов.

16. Раскрыть содержание экологической сертификации.

Сертификация – деят-ть по подтверждению соот-вия объекта серт-цииприродоох-ымтребов-ям.

Объекты серт-ции:

1) Произв-во, в т.ч. сист. управления кач-вом ОС производственных, опытно эксперимент-ых и др. объектов предпр-ий и орг-ций.

2) Подукция, в т.ч. способ-ые оказать вред.возд-ие на ОС, здор. насел-ия.

3) И т.д.

Эк. серт-ция носит добровол. Хар-р и осущ-ся по иниц. ФЛ и ЮЛ на осн. договора между заявителем и орг-ом по серт-ции.

По результ. серт-ции заявитель получает экол. серт-ат.

Если объектом серт-цииявл-сьпрод-ция, то заяв-ль имеет право маркировать прод-ию Знаком экол. чистойпрод-ции.

17. Раскрыть содержание платежей за природопользование.

Платежи за природопользование

Формы платежей: налоги, сборы (пошлины), арендная плата и др.

Правовая основа – Закон РБ «О налоге за использование прир ресурсов». В нем опред субъекты, объекты налогообложения, порядок уплаты и зачисления налога в бюджет.

Плательщики экол налога: 1) ЮЛ РБ и иностр ЮЛ и м\дунар организации, 2) простые товарищества 3) хоз группы 4) ИП. Не явл: бюджетные организации и ИП-плательщики единого налога синдивид предпринимателей и иных ФЛ.

Объекты: объемы: 1) используемых ресурсов 2) выводимых в окр среду выбросов\сбросов загр веществ 3) переработанных нефти и нефтепродуктов организациями, осущ переработку нефти 4) перемещаемых по терр РБ нефти и нефтепродуктов 5) отходов производства, размещенных на объектах размещения отходов 6)размещенных товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потреб свойства, а также отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под этот режим 7) производимой и\или импортируемой пластмассовой стеклянной тары, тары на осн бумаги и картона и иных товаров, после утраты потреб-х свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на ОС и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и\или использования; импортированных товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона.

экол налог состоит из платежей за использование прир ресурсов, размещение отходов произв-ва, за выбросы\сбросы загрязнв-в в ОС в пределах установленных лимитов и платежей сверх утв-х лимитов.

Лимиты – установленные природопользователям на опред период объемы предельного использования прир ресурсов, выбросов и сбросов загрв-в, размещения отходов производства и иных видов воздействия на ОС. Главная задача налога – по возможности максимально возместить ущерб, причиняемый хоз деятельностью.

СБОРЫ

Установлен сбор за право ввоза озоноразрушающихв-в на терр РБ. ПЛАТЕЛЬЩИКИ: ЮЛ, простве товарищества, хоз группы и ИП, ввозящие такие в-ва на терр-ю.

Сбор зачисляется в Респ-й фонд охраны природы.

ПОШЛИНА – за предоставление права на охоту. Уплата производится при выдаче и замене удостоверения на право охоты.

АРЕНДНАЯ ПЛАТА – рег-ся ГК как договор аренды. Особенности - вспец законодательстве.

ИНЫЕ ПЛАТЕЖИ – платежи за лесные пользования (ст. 93 ЛК.) Особ-ть – размер устан-ся по таксам.

 

18. Раскрыть особенности эколого-правовой ответственности.

Ответственность – это обязанность выполнять соответствующие нормы поведения и обязанность нести неблагоприятные последствия за их нарушение. В экологическом праве важно рассматривать ответственность как в ретроспективном смысле (т.е. ответственность за уже совершенные правонарушения), так и в перспективном (то есть обязанность соблюдения требований в области ООС). Последняя является особенностью для экологического права и базируется на правомерной деятельности и означает несение лицом установленных в зак-ве правовых последствий, не связанных с нарушением нормы права. Это означает возможность возмещения вреда, который причиняется ОС в рез-техоз деятельности, осуществляемой в соответствии с экологическими требованиями.

Еще одна особенность - в результате совершения экологического правонарушения вред причиняется не только окружающей среде, экол благополучию, но и конкретным лицам.

В силу того, что природные ресурсы не имеют стоимости, применяются спец способы исчисления вреда (таксы, методики, затраты на восстановление).

Э-п ответственность закл. в применении к нарушителям мер гос принуждения и предусматривает возложение обязанности претерпевать неблагоприятные последствия, вызванные совершением экол-го правонарушения.

 

19. Раскрыть содержание административной и уголовной ответственности за нарушение экологического законодательства.

АО.

Выражается в применении адм взыскания к ФЛ и ЮЛ за совершенное адм правонарушение.

Основание – совершение адм правонарушения. Составы - в КоАП. Составы в обл природопользования и ООС, при совершении которых наступает АО. Также КоАП содержит положения о видах адм взысканий. Содержатся составы в гл 15 КоАП «АП против экол без-ти, ОС и порядка природопользования». Ряд составов находится в иных главах.

Субъекты АО – ФЛ, ИП, ЮЛ. Возраст наступления АО для ФЛ – 16 лет, для некоторых (стст. 15.29, 15.58) – с 14.

Виды взысканий за э-п нарушения: штраф, предупреждение, конфискация предмета, явившегося орудием совершения правонарушения, лишение спец права.

Э-п нарушения рассматриваются:

-районным (городским) судом

-хоз судом

-сельским, поселковым исполкомам

-адм комиссией районного\городского исполкома или адм района в городе

-овд

-органами кгк

-гос инспекцией охраны животного и раст мира при президенте рб

-органами госпожарнадзорамчсрб

-органами госсаннадзора

-органами минлесхоза

-органами минприроды

-органами минсельхозпрод

-гос природоохранными учреждениями, осущ управление заповедниками и нац парками.

УО.

Особ-ти:

1)Регулируется нормами УК 2) за соверш преступление 3) задача-охрана общественных отнощений отпрест посягательств и и предупреждение преступлений в сфере ООС и природопользования.

УО за прест-я против экол без-ти и прир среды (совершенное умышленно или по неосторожности общественно опасное деяние, причинившее или могущее причинить вред земле, водам, недрам, лесам, жив-му и раст миру, атмосфере и дрприр объектам, отнесенным к таковым законодательством об ООС нез-мо от форм собственности).

Общ опасность прест-я хар-ся характером наступивших последствий:

-совершение нарушений в теч-е года после наложения адм взыскания за такие же нарушения

-смерть либо заболевания людей

-причинение ущерба в крупном либо особо крупном размере

Гибель растительности или животных, заведомо для виновного занесенных в красную книгу

Составы в гл 26 УК «прест-я против экологической без-ти и природной среды». Ряд составов – в иных главах.

2 грэкол преступлений: 1. Прест-я, посягающие на экол правопорядок в целом 2. Когда в кач-ве объекта выступает порядок использования и охраны отдельных компонентов прир среды или прир объектов (порча земель, нарушение правил охраны недр, загрязнение либо засорение вод, загрязнение атмосферы, загрязнение леса и др.)

 

Вопрос 19

Адмб отв-ть (АО) выражается в применении адм. взыскания к ФЛ, сов-му адм. правонар., а также к ЮЛ, признанному виновным и подлежащему АО.

Составы в области природопользования перечислены в гл. 15. Ряд составов в др. главах.

Субъекты: ФЛ, ИП, ЮЛ. Возраст наступления АО – 16 лет (по общ. правилу). М.б. от 14-16 за разжиг. костров в запрещ. местах.

Адм. взыскания: предупрежден., штраф, конфиск. предмета, явившегося орудием совершен. правонар. или непосредств. объектом правонаруш., лишен. спецправа (права охоты)

С принятием УК в 99 в зак-во впервые введено понятие преступление против экологич. безоп. и прир. среды – совершенное умыш. или по неостор. ООД, причинившие или могущие причинить вред земле, водам, недрам, лесам, жив-му и растит-му миру, атмосферному воздуху и др. прир. объектам.

Составы преступление определены гл. 26

ООД определяется хар-м наступивших последствий: совершение повторного деяния в течение 1 года после наложения адм. взыскания (преюдиция); причинение ущерба в крупном размере (250 и более БВ).

Группы эколог. преступ.:

1) посяг. на экологич. правопорядок в целом. Объект: обществ. отнош. по поводу ОС как интегрир. объекта правов. регулир.

2) преступл., в кот. в качестве объекта выступ. поряд. использ. и охраны отдельн. компон. природ. среды или прир. объектов.

20. Раскрыть содержание гражданской ответственности и специальных мер, применяемых за нарушение экологического законодательства.

Гражд.-правов. отв-ть – основанное на законе имущ.-правов. воздейств. на правонар-ля, выраж-ся в лишении его опред. прав или возложен. на него имущ. обязанностей либо таких. санкц., кот. связ. с доп. обремен. для правонар-ля.

Привлеч. лиц к отв-ти за нарушение экол-го зак-ва не освобождает их от возмещ. вреда, причиненного ОС, и выпол. мероприят. по ее охране.

Гл. принц. – полнота возмещ. вреда, в соотв-и с кот. лицо обязано возместить вред в натуре или возместить причин-е убытки. Анализ эк. и гр. зак-ва позволяет сформулир. спец. принципы возмещения вреда:

1. принцип признания эк-ки опасной для ОС любой хоз. и иной деят-ти пока не доказано обратное (презумпция виновности)

2. принцип допуст-ти воздействия хозю и иной деят-ти на прир. среду с учетом требов. в области ООС

3. принцип недопуст-ти хоз. деят-ти, последствия кот. непредсказуемы для ОС

Услов. наступ-я гр.-прав. отв-ти:

· противоправ. деяние

· устан. вредных последствий

· причинно-следственная связь между ними

Экол. вред – вред, причиненный ОС, а также жизни, здоровью и имуществу граждан, в том числе ИП, юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства.

Экол. вред вкл. в себя:

· Вред, причиненный ОС, проявляется в форме загрязнении ОС, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем.

Размер возмещения вреда определяется в соответствии с таксами, а при их отсутствии по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния ОС, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

· Вред, причин. жизни и здор. гр-н

· Вред, причин. имущ-ву гр-н (в томчисл. ИП), ЮЛ и имуще-ву, наход-ся в собств. гос-ва.

Вред, прич. жизни, здор. и имущ. гр-н, ЮЛ, гос-ва подлежит возмещ. в полн. объеме лицом, причин. вред, в соотв. с гражд. зак-вом.

Дополнительной мерой административно-правового характера, применяемой к нарушителям требований охраны ОС, является ограничение или приостановление хозяйственной или иной деятельности (ст. 100 Закона).

 

21. Раскрыть содержание права собственности и правовых форм использования земель.

ПС на землю как юр.категория – закрепление нормами права принадлежности земли разл. субъектам земельных отн-ий.

ПС как прав. институт – совок-ть прав.норм, кот. регул.отн-ия по владению, польз. И распор. землей. Отн-ия собств-ти на землю неотделимы от отн-ий соб-ти вообще – на другие компоненты прир.среды, движ. и недв. вещи.

ПС на землю регул. КП, АП, ГП, ЗП и др.

ПС в субъект. смысле – возможность собств-ка владеть, польз. и распор.принадл. ему земельн. участком в пределах, устан.законом. ПС на землю реализ-ся через формы (госуд. и частная, которая существует в 2 видах: право частной соб-ти ЮЛ, ПЧС граждан РБ) и виды ПС-ти на все земли в пределах РБ. Самостоятельный вид ПС на землю – ПС на землю иностранных государств.

Признаки ПС на землю: 1) всегда явл-ся вещным правом незав-мо от форм соб-ти, 2) бессрочное право, т.е. сущ-ет пока сущ-ет объект ПС-ти, 3) имеет целевой хар-ер.

Прав. формы использ-ия земель (ПФИЗ) – закрепл. в закон-ве способы реализ-ии прав на землю, через кот-ые осущ-ся использ-ие земли разл. суб-ми земельн отн-ий.

Признаки ПФИЗ: 1) прав. природа прав наземлю (вещные, обязательственные и др.), 2) сроки (срочные и постоянные, т.е. бессрочные), 3) субъекты (собств-ки и несобств-ки, гос-во, ФЛ и ЮЛ), 4) цели использования зем. участками.

ПФИЗ:

- право частной соб-ти – осн. вещное право на землю, бессочное, закрепл. принадл-ть зем. участков ЮЛ негосуд. формы соб-ти и ФЛ-ам. ПЧС на землю ограничено по субъектам и целям исполз. зем. участков. Все другие ПФИЗ явл. производными от ПС-ти

- право пожизн. наслед. землевлад-ия – бесср. право, мб произведено только от госуд-ой соб-ти на землю. Субъекты – граждане РБ, которым зем. уч-ки предост. для целей, предусм. в зак-ве (личное строит-во, дачное строит-во, коллект. садов-во и др.).

- право землеполз-ия – мб постоянным (не ограничено сроками) и времен. (краткосрочное – до 3 лет и долгоср. – от 3 до 10).

- аренда земель – врнмен. возмездное полз-ие зем. уч-ом.Срок аренды зем. уч-ов не должен превыш. 99 лет, а уч-ов для с/х исполз-ия – не мб менее 5 лет.

- концессия - основ. на договоре, заключ-ом РБ с нац. или иностр. инвесторами, срочн. Возм. землепольз-ие.

- зем. сервитут – право огранич-го польз-ия соседним зем. уч-ом. Сервитут мб срочным и бесср.

 

22. Раскрыть содержание права пользования недрами и основных правовых мер охраны недр.

Право полз-ия недрами - система прав. норм, кот. регул.порядок и условия предост-ия и исппольз-ия уч-ов недр, права и обяз-ти недропользоват-ей (в объект.смысле).

Виды права недропольз-ия: 1) геолог. изучение недр, 2) добыча полезных ископаемых, 3) строит-во и (или) эксплуат-ия подземн. сооруж-ий, не связ. с добычей полезн. ископ-ых, 4) образ-ие особо охран. прир. тер-ий и об-ов, имеющих ценность, 5) сбор минералогических, палеонтолог. и др. уникальных геолог. материалов.

Субъекты – ЮЛ, ФЛ,в т.ч. иностранные, им. право осущ.-ть хоз. или иную деят-ть, связ. с польз-ем недрами.

Объекты – обособлен. участки недр, предост. вышеназванным суб-ам в польз-ие. Могут выступать в виде горного, геологического отвода.

Предоставление уч-ов недр в поль-ие произ-ся на осн-ийй реш-ия местн. Сов. деп. при наличии разрешения (лицензии).

В зав-ти от сроков польз-ие недрами мб постоян.(без заранее устан-го срока) и врем. (предост-ся на срок: для геолог изуч. недр, строит-ва и (или) эксплуат. подземн. сооруж. – до 5 лет, для добычи полезн. иск. – до 20 лет, при совмещ-ии указан. видов – до 25 лет).

Содерж-ие права недрапольз-ия составл. права (самост-но выбирать формы и методы хозяйствования, не против. зак-ву; использ. в устан. зак-ом порядке добыток сырье; огранич. застройку площадей залегания пол. ископ-ых в пределах горного отвода; производить без дополн. разрешения геолог. изуч-ие недр за счет собств. средств) и обяз. пользователей недрами (целевое использ-ие участков недр; внесение платежей за польз-ие недрами; выполн-ие треб-ий по ООС и охране учачтков недр; соблюд-ие техн. и технолог. треб-ий при польз-ии недрами, проведение регистрации, учета т информ. Обеспеч-ия всех работ, связ. с польз-ем недрами и др.)

Правовая охрана недр – система мер, направл. на обесп-ие рацион-го использ-ия недр, предупрежд. их истощения и загрязн-ия в интересах удовлетвор-ия потребн-ей экономики и населения, ООС.

МЕРЫ:

- соблюдение устан-го порядка предоставления недр в польз-ие и недопущение самовольного польз-ия недрами

- регистрация, учет работ, связ. с польз-ем недрами

- проведение гос. экспертизы геолог. инф-ии о недрах

- гос. учет запасов полезных ископ. и участков недр, использ. в целях, не связ. с добычейполезн. ископ.

- охрана геолог. среды и месторождений пол.ископ.

- сохран-ие и учет попутно добываемых и (или) временно не использ. пол. ископ и др.

К числу прав. мер охраны недр отн-ся также обяз-ти недропольз-ей по безоп. ведению работ. связ. с польз-ем недрами, соблюдение порядка ликвидации и консервации месторождений, подземных сооруж-ий, не связ. с добычсей пол. ископ.

Самостоят. направлением охраны недр явл-ся образование особо охраняемых природнфх территорий, имеющих ценность.

 

 

25. Раскрыть содержание права лесопользования и основных правовых мер охраны и защиты лесов

Лес – совокупность естественно и искусственно созданных древесно-кустарниковой растительности, напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующих лесной биоценоз и использующийся в хоз, рекреационных, оздоровительных, санитарно-гигиенических и иных целях. (ст 1 Лесного кодекса)

Объектами являются лесной фонд, отдельные уч-ки лесного фонда и право пользования ими.

Лесной фонд – леса и покрытые ими земли, земли не покрытые лесом, но предназначенные для его восстановления, нелесные земли, предназначенные для нужд лесного хоз-ва.

Гос управление лесами:

Осуществляет Минлесхоз, гос инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте

Ведется гос учет лесного фонда, 1 из форм является лесной кадастр.
Лесн кадастр – информационнаясис-ма, которая включает экономические, экологические и социальные сведения о лесном фонде.

Все ЮЛ, ведущие лесное хоз-во раз в год составляют учетную документацию гос лесного кадастра по формам и срокам, установленным минлесхозом.

Мониторинг лесов: входит в нацсис-му мониторинга и и заключается в систематическом наблюдении и прогнозировании динамики лесного фонда. Осуществляет Минлесхоз.

Существует 3 направления мониторинга:

1. Общее состояние лесов, в тч под воздействием загрязненного воздуха, вредных насекомых и болезней

2. Состояние лесов под воздействием мелиоративных работ

3. Состояние и динамика лесных экосистем на избыточно увлажненных землях

Виды лесопользования:

заготовка древесины;

заготовка живицы;

заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, корней, бересты, новогодних елок, еловой серки и др.);

побочное лесопользование (заготовка и сбор древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственного растительного сырья и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, размещение ульев и пасек, сенокошение, пастьба скота и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается специально уполномоченным республиканским органом государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь);

пользование участками лесного фонда, отнесенными к охотничьим угодьям, для ведения охотничьего хозяйства;

пользование участками лесного фонда в научно-исследовательских и учебно-опытных целях;

пользование участками лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных целях

Право лесопользования возникает на основе:

1. Решения компетентного гос органа о предоставлении гос участка в пользование

2. Д-ра аренды, концессии и безвозмездного пользования

3. Протокола о результатах торгов

4. Лесорубочного билета, лесного билета (заготовка живицы, лесных ресурсов)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: