Государство экономическая политика России: цели задачи осн направления (лекция)




Экон политика- это система методов инструментов и форм гос-ого воздействия на социо-экон процессы, реализующая тот или иной тип экономические стратегии.

Гос-экономическая политика представляет собой синтез миссии и стратегий по отношению к подсистеме народного хозяйства.

Основными целями является стабильно повторяющиеся инновационные изменения в экономике, + цели, определяющие эволюционные, модернизационные процессы.

Цели:

1) Удвоение ввп в течение десятилетнего периода

2) Переход России на путь инновационного развития

3) Строительство институтов, «вертикали власти»

4) Реализация нац проектов в сферах образования, здравоохранения, жилищного строительства, сельхоз производства

Основные ориентиры экон политики до 2012 г: возвращение России в число мировых технологических лидеров, четырехкратное повышение производительности труда в основных секторах российской экономики, повышение доли среднего класса до 60-70 % численности населения, понижение смертности в полтора раза и повышение средней продолжительности жизни до 75 лет.

31)23 апреля 1985 года на пленуме ЦК КПСС М. С. Горбачёв, недавно вступивший на пост Генерального секретаря ЦК, сообщил о планах широких реформ, направленных на всестороннее обновление общества, краеугольным камнем которых было названо «ускорение социально-экономического развития страны».
В мае 1986 года была введена госприёмка. В отличие от контролёров ОТК (отделов технического контроля предприятий), работники госприёмки не зависели от администрации и не были материально заинтересованы в выполнении плана.
19 ноября 1986 года был принят закон об индивидуальной трудовой деятельности. Закон разрешил индивидуальное предпринимательство в сфере производства товаров народного потребления и бытового обслуживания. Был установлен запрет на применение наёмного труда. Допускалось лишь выполнение вспомогательных работ по договору. От того, кто решил заняться индивидуальной трудовой деятельностью, требовалась масса справок и разрешений.
30 июня 1987 года был принят закон о государственном предприятии (объединении), который предусматривал переход предприятий на хозрасчёт и самофинансирование. Предприятия получили право самостоятельно расходовать свою прибыль, остающуюся после расчётов с государством. Допускались две модели хозрасчёта. Первая из них предусматривала формирование прибыли после выплаты заработной платы работникам на основе нормативов. В этом случае величина прибыли, полученной предприятием, сказывалась лишь на размерах премий. Зато основная зарплата была работнику гарантирована. При второй модели хозрасчёта зарплата зависела от полученной прибыли.
1 июля 1988 года был опубликован закон о кооперации, существенно расширивший возможности предпринимательства. Однако производственные кооперативы столкнулись с большими трудностями из-за сохранявшейся государственной монополии на сырье и ресурсы. Успешнее всего они действовали в торговле и общественном питании. Кооператоры самостоятельно устанавливали цены, которые превышали государственные в несколько раз. Многие кооперативы занялись посреднической деятельностью, сводившейся к скупке и перепродаже продукции государственных предприятий.

32. Последствия экономического реформирования и характеристика народного хозяйства РФ в 2000-е годы.
В экономике России отмечался рост ВВП (в 2000 — 10 %, в 2001 — 5,1 %, в 2002 — 4,7 %, в 2003 — 7,3 %, в 2004 — 7,2 %, в 2005 — 6,4 %, в 2006 — 8,2 %, в 2007 — 8,5 %, в 2008 — 5,2 %), промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, реальных доходов населения.Происходило снижение численности населения, живущего ниже уровня бедности (с 29 % в 2000 году до 13 % в 2007). С 1999 по 2007 годы индекс производства обрабатывающих отраслей промышленности вырос на 77 %, в том числе производства машин и оборудования — на 91 %, текстильного и швейного производства — на 46 %, производства пищевых продуктов — на 64 %.
В 1990-е годы уровень налогообложения в России был завышенным и неприемлемым для фирм и, несмотря на постоянное ужесточение налогового законодательства в те годы, предприятия продолжали массово и успешно уклоняться от налогов. В 2000-е годы президентом России В. В. Путиным были подписаны ряд законов, которыми были внесены поправки в налоговое законодательство: была установлена плоская шкала подоходного налога с физических лиц в 13 %, снижена ставка налога на прибыль до 24 %, введена регрессивная шкала единого социального налога, отменены оборотные налоги и налог с продаж, общее количество налогов было сокращено в 3 раза (с 54 до 15) В 2006 году замминистра финансов РФ Сергей Шаталов заявил, что за период налоговой реформы налоговая нагрузка снизилась с 34-35 % до 27,5 %, а также произошло перераспределение налоговой нагрузки в нефтяной сектор Налоговая реформа также способствовала увеличению собираемости налогови стимулировала экономический рост
В октябре 2001 года Путин подписал новый Земельный кодекс РФ, который закрепил право собственности на землю (кроме земель сельхозназначения) и определил механизм её купли-продажи. В июле 2002 Путиным был подписан федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который санкционировал куплю-продажу и земель сельскохозяйственного назначения.
Был проведён ряд других социально-экономических реформ: пенсионная (2002), банковская (2001—2004), монетизация льгот (2005), реформы трудовых отношений, электроэнергетики и железнодорожного транспорта.
К 1 июля 2006 года российский рубль стал конвертируемым по текущим и капитальным операциям
Объём ВВП в 2005 году составил 21 665,0 млрд руб. и увеличился на 6,4 % по сравнению с предыдущим годом. Прирост промышленного производства в 2005 году составил 4,0 %, оборот розничной торговли — 12,0 %, инвестиций в основной капитал — 10,5 %, грузооборота транспорта — 2,6 %. Индекс потрбительских цен составил 10,9 %, дефлятор ВВП — 18,8 %. Внешнеторговый оборот в 2005 году составил $370,4 млрд. Сальдо торгового баланса — $120,1 млрд.
Объём российского ВВП в 2006 году составил, по предварительным данным, 26 621 млрд рублей, или $979,1 млрд по средневзвешенному курсу за год (год назад — $763,2 млрд), что в реальном выражении на 6,7 % больше. Налоговые поступления, перечисленные Федеральной налоговой службой в федеральный бюджет в 2006, составили 3000,7 млрд руб. (рост на 19,7 % по сравнению с 2005). Согласно федеральному закону от 01.12.2006 № 197-ФЗ, параметры федерального бюджета на 2006 были окончательно утверждены в следующем размере: расходы в сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей, доходы в сумме 6 170 484 600,0 тыс. рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета на 2006 составляет 1 739 407 792,9 тыс. рублей. Официальная инфляция составила 9 %.

33)Стратегия экономической политики России
Достижение стратегических ориентиров экономической политики, отстоящих от нашего времени на 10 - 20 лет, требует постановки целей группы среднесрочных задач развития экономической политики. Их решение должно опираться, как на существующую и перспективную ресурсную базу, так и на стратегическое целеполагание экономической политики, определяемое преимущественно внешними обстоятельствами. Основные ориентиры экономической политики до 2020 г.: возвращение России в число мировых технологических лидеров, четырехкратного повышения производительности труда в основных секторах российской экономики, увеличение доли среднего класса до 60-70% численности населения, сокращение смертности в полтора раза и увеличение средней продолжительно жизни до 75 лет. Экономическая политика нацеливается на решение трех ключевых проблем: создание равных возможностей для людей, формирование мотивации К инновационному поведению и радикальное повышение эффективности экономики, прежде всего на основе роста производительности труда.

 

 

34. Государственная социальная политика: понятие и сущность
Гос.соц. политика- комплекс мер гос-ва, направленных на поддержание нормальных условий жизнедеятельности, соц. справедливости ради достижения достаточного уровня жизни гражданам, помощь нуждающимся.

социальная политика –политика в области соц-ого развития и соц обеспечения; система проводимых гос-вом мероприятий, направленные на улучшение кач-ва и уровня жизни определ-ых соц. групп.
Целью соц. политики является повышение уровня жизни населения и его качества. Реализация целей соц. политики достигается посредством разработки соц. стратегии общества. Соц. стратегия –совокупность целей развития, направленных на достижение общественного консенсуса, соц. стабильности, снижения неравенства и обеспечения условий жени населения.

В современном мире соц. политика осуществляется, прежде всего, государством, а также политическими партиями, профессиональными союзами, трудовыми коллективами, общественными организациями, работодателями.

Соц. политика осуществляется как через деятельность государственной власти, так и усилиями самих граждан, их организаций и структур по обеспечению достойных и справедливых условий жизни, стабильности общества, блага всех и каждого. Социальная политика формир-ет ожидание людей и если эти ожидания в ходе выполения соц. программ не реализ-ся, то в общ-ве наступает нетрадиц-ое повед-е. Если в общ-ве нет признаков нетрад-го повед-я, то в общ-ве стабильность.

Осн-ой принцип соц-ой политики - учёт всего многообразия социльных интересов и формир-е соц-ых стратегий.

Функции соц.политики:

  • обеспечение соц.безопасности
  • удовлетв-ие потреб-ей граждан на основе консенсуса различных интересов
  • регулятор замены труда и потребления
  • борьба с безработицей, формирование мотивации
  • оказание соц услуг населению
  • поддержание здоровья, обеспечение доступа к образованию и наследию

 

35. Социальная сфера как объект социальной политики
соц. полит-непременная составляющая внутренней полит-ки любого гос-ва. Соц.политика в широком смысле-вся деят-сть гос-ва по созданию условий жизнедеят-сти чел-ка, реализации его способностей и развития потенциала чел-ка. Соц.полит в узком смысле- инструмент, средство, перераспределение благ, ресурсов, снижения из противоречивости и достижение некоторого консенсуса.

Объектом соц.политики выступает социальная сфера общества. Соц. сфера- процесс функционир-ия чел-ка и общ-ва в целом, как основных субъектов. Все соц-ые субъекты (индивид, соц.группа, класс) включены в соц-ую сферу и каждый занимает свое место, выполняя свою роль.

Все соц. субъекты взаимодействуют между собой по поводу места, которое они занимают и роли, функции. Это взаимодействие и составляют соц.отношения. Это и есть содержание соц-ой сферы.

Соц. отношения-отношения между социумами. Место каждого субъекта в соц.сфере фиксируется с помощью соц. структуры.

36. Понятие социальной структуры общества
Соц. структура- процесс взаимодействия соц-ых групп и соц. институтов.

Соц. группы- совокупность людей, которые формируются их социально-значимыми критериями: пол, возраст, национальность, образование и т.д.)

Соц. структура упорядочивает соц. отношения в обществе и обеспечивает стабильность в соц. системе. Соц. структура фиксирует все существующие в обществе различия. Поэтому, соц.структуру трактуют в широком и узком смыслах.

В широком смысле соц. структура - совокупность всех социальных различий и поэтому в ней можно выделить ряд подструктур:

  • социально-демографическая - отражает различия людей по полу и возрасту
  • территориально-поселенческая- с ее помощью отражаются различия между людьми проживающих в городе/селе; на севере/на юге.
  • национальная подструктура
  • профессионально-квалификационная - отражаются различия людей по уровню квалификации
  • социально-классовые различия- социально-классовая структура (класс менеджеров, класс инженеро-технических работников). Самая крупная соц. структура, которая фиксирует базовые основные соц. различия, которые определяют все основные дифференцирующие признаки. Поэтому соц-классовая стр-ра представляет узкую категорию.

Место каждого в структуре определяется двумя параметрами: статусом и ролью.

Статус- совокупность прав и обязанностей субъекта в соответствии с которыми он занимает положение в структуре.

Роль- модель поведения субъекта, в соответ-ии с занимаемым статусом.

Соц. структура отражает статистику социальной сферы. Динамика социальной сферы отражается с помощью категории социальная организация.

Соц. организация- совокупность иерархически выстроенных, упорядоченных статусов социального субъекта и выполняемых им функций.

 

 

№37. Социальная дифференциация: основные ее виды.

В основании теорий социальной стратификации и социальной мобильности лежат понятия социальной дифференциации и социального неравенства. Иногда эти понятия отождествляются, однако надо отметить, что понятие «социальная дифференциация» более широкое по объему и включает любые социальные различия, в том числе не связанные с неравенством. Например, одни люди являются футбольными болельщиками, а другие не являются. Это занятие выступает дифференцирующим качеством, но не будет признаком социального неравенства.

Социальными называются те различия, которые порождены социальными факторами: разделением труда (работники умственного и физического труда), укладом жизни (городское и сельское население), социальными ролями (отец, врач, политический деятель) и т.д. Социальные различия могут накладываться на естественные, когда к примеру, ученым становится умный, талантливый человек, но могут и не пересекаться. Увы, нередки случаи, когда в ученые мужи пролезает бездарность, когда физически слабые люди обретают силу благодаря оружию.

Одним из наиболее распространенных способов социальной дифференциации является разделение людей на классы, то есть набольшие группы, имеющие неравный доступ к средствам производства, богатству и власти.

 

Неравенство выступает как совокупность условий, заставляющих людей занимать различные места и ступени в иерархических структурах общества. Оно может быть нескольких видов.

1. Естественное неравенство обусловлено физиологическими, психофизическими особенностями людей, их отличиями друг от друга по возрасту, полу, силе, красоте и т. д. Оно всегда существовало между людьми и никогда не исчезнет.

2. Социальное неравенство имеет различные формы и проявляется во множестве сфер общественной жизни. Обозначим наиболее очевидные из его проявлений:

а) при разделении труда на физический и умственный;

б) в укладах жизни — городском и сельском;

в) в различных профессиях, должностях, социальных ролях;

г) в уровнях благосостояния, размерах собственности и богатства;

д) в принадлежности к различным социально-политическим кругам, партиям, клубам (от демократических до элитных);

е) по характеру социальных привилегий и др.

Социальное неравенство не является чем-то изначально присущим человеческому роду. Оно возникло вместе с развитием цивилизации.

3. Культурное неравенство предполагает различия в уровнях образованности, воспитанности, культуры, духовности, в степени одаренности способностями и талантами. Люди различаются между собой характером потребностей, типами мировоззрения, идеологическими убеждениями, религиозными верованиями. Эти различия они нередко сами превращают в исходное основание для тех или иных форм социального противоборства.

№38. Способы измерения социальной дифференциации (из книги морозовой)

1-ый способ. Существует много способов определения уровня социальной дифференциации в обществе. Один из них был предложен итальянским математиком Лоренцом(1968г.) – и получил название «Кривая Лоренца». Кривая Лоренца позволяет дать графическую характеристику неравенства в распределении доходов. Возрастающие доли совокупности дохода, откладываемые по одной оси координат, соотносятся с долями населения, получающими этот доход(5% населения- 5% дохода, 10% населения-10% дохода и т.д). Реальное распределение доходов(степень неравенства доходов) осуществляется по кривой Лоренца.

2-ой способ. Коэффициент Джини. Он выражает отношение площади фигуры, заключенной м/у биссектрисой ОК и кривой Лоренца, к общей площади треугольника ОFK. Коэффициент Джини является показателем неравенства в распределении доходов: чем это отношении больше, тем сильнее неравенство.

 

3-ий способ. Широко распространен для определения уровня социальной дифференциации в обществе и так называемый децильный коэффициент. Он предтавлент собой отношение доходов десяти процентов самых богатых групп населения к доходам десяти процентов самых богатых групп населения к доходам десяти процентов наименее обеспеченных слоев. По данным Госкомстата РФ, в 2007 г. дециль в России составлял 15:1.

Надо сказать, что соединение экономической рациональности и социальный справедливости относится к проблемам универсальным, и до сих пор человечество не нашло должного ответа на вопрос, как обеспечить это соединение, как достичь эффективного развития и экономики, и социальной сферы, чтобы общественная система получила динамику, а социальная политика служила благу общества.

(последний абзац как хотите, там вода можете не брать)

№39 Кривая Лоренца

Существует много способов определения уровня социальной дифференциации в обществе. Один из них был предложен итальянским математиком Лоренцом(1968г.) – и получил название «Кривая Лоренца». Кривая Лоренца позволяет дать графическую характеристику неравенства в распределении доходов. Возрастающие доли совокупности дохода, откладываемые по одной оси координат, соотносятся с долями населения, получающими этот доход(5% населения- 5% дохода, 10% населения-10% дохода и т.д). Реальное распределение доходов(степень неравенства доходов) осуществляется по кривой Лоренца.

В системе координат «доля семей» расположена на оси абсцисс, а «доля дохода»- на оси ординат. Теоретическая возможность абсолютно равного распределния представлена прямой ОК, проходящей под углом 45%, или биссектрисой угла DOF. Она говорит о полной равномерности распределния и указывает на то, что данный процент семей получается соответствующий процент дохода. Ее кривизна усиливается по мере усиления неравенства.

Область м/у линией, обозначащей абсолютное равенство, и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов. Чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов.

Если бы по фактическому распределнию доходы стали абсолютно равными,то кривая Лоренца и бисс-а ОК совпали бы и разрыв исчес. Если же кривая Лоренца совпадает со сторонами угла FK, образуя прямой угол с вершиной в точке F, то треугольник, образуемый биссектрисой ОК и осями координат, характеризует крайнюю степень неравенства.

 

 

40. Вопрос социальной справедливости всегда встает наиболее остро в переломные моменты истории, когда возникает необходимость сопоставления фактов реальной жизни с объектами общественными институтами, выявления степени их соответствия и выработки новых принципов функционирования общественной системы.

Например, Аристотель полагал, что лучшая политика та, которая основывается на этике, на основе существующих в обществе нравов и обычаев. Целью же политики является обеспечение счастливой жизни граждан. Здесь можно сделать следующий вывод, что государство обязано обеспечивать гражданам справедливость. Основываясь на социальной ответственности, социальная справедливость, есть одно из фундаментальных оснований цивилизации и прогресса. Одна из задач справедливости регулирование «политических интересов», установление нейтральных правил, они имеют моральный характер, определенные моральные ограничения. Социальная справедливость является главным фактором единства и стабильности нашего общества, поэтому она должна своевременно реагировать на происходящие общественные изменения, выработать новые, гибкие принципы социальной политики. Вместе с тем социальная справедливость в высоко цивилизованном обществе предполагает обеспечение достойной жизни тех, кто не способен сделать этого сам (дети, старики, инвалиды) за счет тех, кто может и должен обеспечить себя.

Социальная справедливость, как оценочное понятие, взаимодействует с экономикой, правом, политикой, моралью. Объектами оценки этого понятия являются:

1. отношение государства к индивиду;

2. отношение индивида к обществу, государству, нации и т.д.;

3. действия одной личности по отношению к другой.

В РФ права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией страны. Российское государство исходит из равенства всех перед законом и судом, обеспечивает широкий спектр социальных гарантий, включая защиту от безработицы, свободный выбор рода деятельности и профессии, вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, доступность образования, культуры, медицинского обслуживания и жилья, поддержку пожилых граждан и инвалидов, материнства и детства.

Российское государство исходит из равенства всех перед законом и судом, обеспечивает широкий спектр социальных гарантий, включая защиту от безработицы, свободный выбор рода деятельности и профессии, вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, доступность образования, культуры, медицинского обслуживания и жилья, поддержку пожилых граждан и инвалидов, материнства и детства.

Социальная справедливость в общественном сознании понимается как «справедливое общество», для которого характерно:

- проведение в жизнь принципов оплаты по труду, ликвидация, как уравниловки, так и привилегий в доступе к источникам потребления;

- равноправие, осуществление демократических прав и свобод, правовое государство,

 

Задача социальной политической справедливости:

 

1. определение социальных критериев экономического развития;

2. совершенствование справедливости, принципов распределения, укрепление справедливой трудовой мотивации;

3. оптимизация процессов социально справедливого развития личности, ее способностей, индивидуальностей;

4. наполнение справедливости содержанием личных и гражданских прав и свобод;

5. укрепление социальной справедливости как ценностно-нормативного ядра политической культуры.

 

41) Объект социально политики - это то, на что она направлена. Несмотря на различные точки зрения ученых по поводу описания социальной сферы, большинство, в том числе и мы, не сомневается, что именно она является объектом социальной политики. Уточняя объект социальной политики, исследователи или называют непосредственно социальную сферу, или выделяют ее различные элементы, стороны, аспекты: социальные отношения, людей (общество, население, граждане, различные социальные группы, индивиды), условия жизни и деятельности людей и т.п. Также есть мнения, что объектом социальной политики являются социальное развитие, воспроизводство социальных ресурсов, благосостояние, социальная безопасность, социальный потенциал, социальная структура, удовлетворение потребностей, социальные процессы, основные направления развития общества, социальные проблемы, система социальных неравенств, согласование интересов социальных общностей и другие.

Большинство ученых в качестве субъекта социальной политики называют государство, некоторые добавляют к нему различные управленческие, общественные организации, предприятия. Иногда в определениях социальной защиты субъектом "назначается" общество.

 

42) социальную политику можно определить, как деятельность государства по управлению функционированием, развитием социальной сферы, направленную на удовлетворение потребностей и интересов людей. Целью соц. Политики является повышение уровня жизни населения и его качества. Реализация целей соц. Политики достигается посредством разработки соц. Стратегии общества. Соц. Стратегия –совокупность целей развития, направленных на достижение общественного консенсуса, соц. Стабильности, снижения неравенства и обеспечения условий жени населения.

В современном мире соц. Политика осуществляется, прежде всего, государством, а также политическими партиями, профессиональными союзами, трудовыми коллективами, общественными организациями, работодателями.

Соц. Политика осуществляется как через деятельность государственной власти, так и усилиями самих граждан, их организаций и структур по обеспечению достойных и справедливых условий жизни, стабильности общества, блага всех и каждого. Формирование и реализация соц. Политики осуществляется посредством спец. Механизма, составляющими которого явл.: 1) система соц. Законодательства 2) финансовый блок 3) политико-административный 4) информационно-аналитический механизмы.

  1. Определяют общие правила, по которым функционируют отрасли социальной сферы
  2. Формируется на основе нормативных актов, принятых законодательной и исполнительной властью, которые устанавливают источники финансовых ресурсов, выделяемых на социальное развитие, порядок их формирование и использования.
  3. Этот блок составляют административные решения, принимаемые органами государственного управления разного уровня, направленные на повышение уровня соц. Помощи населению или поддержку отдельных категорий граждан в рамках существующего объёма финансирования
  4. Блок связан с налаживание м обратной связи, идущей от граждан, их организаций и ассоциаций к органам власти. Этот коммуникационный канал позволяет выявить общественное мнение по проводимому социальному курсу, его оценке и результативности.

Соц. Политика не может быть эффективный, если она проводиться в интересах отдельных социальных групп или какого- нибудь класса, ущемляя права других.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: