Задачи социальной политики в переходные периоды развития общества.




Социальной политикой государства называется комплекс осуществляемых им мероприятий, направленных на регулирование общественных отношений в социальной сфере. В социальной политике государства своё отражение находит уровень заботы государства о человеке, степень удовлетворения личных и общественных потребностей, которые постоянно растут, и социально-политической стабильности в обществе.
Задачи социальной политики:
1. Осуществление социальной защиты человека, реализация его основных социально-экономических прав.
2. Обеспечение условий для повышения благосостояния каждого человека и общества в целом.
3. Поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизводство оптимальной социальной структуры общества.
4. Развитие отраслей социальной инфраструктуры, объем, качество и характер которой должен обеспечивать оптимальные условия жизнедеятельности и воспроизводства населения.
5. Создание условий для всестороннего развития человека.

 

В условиях переходной экономики действует объективное противоречие между средствами и целями. Так, с одной стороны, обострение социальных проблем, возникших перед государством, требует увеличение государственного бюджета на расширение социальных программ, а с другой стороны – решение этой задачи наталкивается на очень скудные и все более сокращающиеся материальные возможности государства и общества.
Для переходной экономики характерно резкое увеличение дифференциации доходов, то есть различие в уровне доходов на душу населения. Помимо различия в степени адаптации государства к рыночным условиям, а именно различных групп населения, неравенство в доходах усиливается высокой инфляцией, массовой вынужденной безработицей, что приводит к значительному снижению уровня жизни преобладающей части населения. Особенно это наблюдается в самом начале переходного периода.
В таких условиях государство вынуждено активно участвовать в перераспределении доходов. В этом случае главными средствами перераспределения доходов населения являются система трансфертных платежей и налогообложение личных доходов граждан. Однако возможности государства в переходный период весьма ограничены. Во-первых, в ходе приватизации происходит сокращение доходов государства. Во-вторых, значительный рост налоговых ставок ведет к ослаблению стимула к получению более высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям. В-третьих, резкий рост социальных трансфертов тоже ослабляет стимулы к труду. Поэтому социальная политика в период переходной экономики направлена на сокращение разрыва в доходах различных категориях населения, не подорвав при этом заинтересованности людей в труде, включая предпринимательскую деятельность.
При переходе к рынку приоритетными в социальной политике становятся защитная и распределительная функции, которые постепенно замещают экономическую и идеологическую направленность дореформенной социальной политики, что становится одной из основных особенностей социальной политики в переходный период.
Особенность социальной политики переходного периода состоит в высокой степени ее зависимости от субъективных факторов (политического выбора и идеологических предпочтений) и объективно заданных ограничений.
К объективным ограничениям, влияющим на выбор целевой функции социальной политики и механизм ее осуществления относят:
- социальные издержки реформ, которые возникли в первые годы реформ и приняли в дальнейшем устойчивый трудно поддающийся регулированию характер;
- финансовые ограничения, вызванные налогово-бюджетным кризисом, связанным с резким сужением налоговой базы в результате падения реальной заработной платы и прибыли, при одновременном увеличении социальной нагрузки на бюджет в связи с ростом малообеспеченных групп населения, остро нуждающихся в поддержке государства;
- институциональные ограничения: отсутствие профессионального аппарата, который бы мог разрабатывать программы и мероприятия будущей социальной политики на основе обширной и достоверной информационной базы, принимать грамотные управленческие решения и оценивать их результаты на основе существующих в развитых странах новейших методик и другие.
Основная цель осуществляемых реформ в странах с переходной экономикой – повышение уровня и качества жизни населения путем построения демократических рыночных обществ. Большинство стран, осуществляющих переход к рынку, отразили это в своих Конституциях, провозгласив себя социальными государствами, программная цель которых – обеспечение достойных условий жизни и благосостояния всех его граждан.
Целью социальной политики в России в переходный период являлось разумная политика налогообложения, осуществление активной политики на рынке труда, стимулирования предпринимательской активности, обеспечение социальной защищенности от безработицы и инфляции.
Приоритетным направлением социальной политики являлось решение проблемы стабилизации финансирования социальной сферы, в том числе, за счет населения. Именно здесь были наибольшие сложности, поскольку сбор налогов для пополнения бюджета представлял собой трудно разрешимую задачу, так как социально-экономические механизмы и технологии сбора, аккумуляции и перераспределение средств были далеки от оптимальных.
Важное значение в социальной политике приобрел переход от социального иждивенства к социальным гарантиям со стороны государства. Эти гарантии подразумевают: защиту права на труд, обеспечение пособий для уже и еще нетрудоспособного населения, обеспечение личной безопасности граждан, обеспечение нормального уровня жизни за счет доходов от трудовой деятельности и пособий. Ключевое средство в решении этой задачи - развитие отношений самозащиты граждан при помощи государства в различных общественных и экономических формах, среди которых профсоюзы, страховые общества, местные и центральные органы власти, осуществление функции социальной защиты трудящихся.

 

 

49.Системные преобразования в России в 1990-2000 годы: задачи и итоги.
Экономические реформы начала 90-х гг. ставили задачу создать в экономике частный сектор, сформировать рыночный механизм хозяйствования. Рыночная модель развития не укладывалась в рамки советской командно-административной системы управ. и требовала соответствующей полит. надстройки. В соц. области предполагались изменения, связанные с формированием нового мотивационного механизма личности в сфере труда, новых ценностей в условиях рынка. Поэтому эконом реформы положили начало переходу России от одного общественного эконом строя к другому (системная трансформация). Осн. содержание преобразований: ликвидация социалистич. институтов и отношений. Итоги: 1) Предприятия не были обеспечены ни ресурсно, ни организационно. 2)сформировался теневой сектор экономики в рез-те незаконной предпринимательской деят-ти. 3) Форсированная приватизация, проводимая в сжатые сроки и с грубыми нарушениями, привела к тому, что гос-во не получило практически никаких доходов, а граждане потеряли право на всю гос. собственность. 4)Политика перераспределения доходов от бедных к богатым, бюджетных вливаний в частную собственность привела к созданию крупных частных состояний, рождению олигархов, что усилило процесс соц. поляризации общ-ва. 5) Политика открытия российской экономики для иностранного капитала вела к превращению России, ее экономики в периферию мировой системы хозяйствования. Произошло включение России в глобализацию в кач-ве донора. Снижение кач-ва раб. силы, ур-ня трудовой культуры и морали, деградация системы соц. защиты населения, всей соц. инфраструктуры, повышенный риск массовой безработицы.

50.Последствия реформирования 1990-2000 гг. в социальной сфере России.
В Конституции России, принятой в декабре 1993г., РФ провозглашается соц. гос-ом, политика кот. направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и декларируется модель социально ориентированной рыночной экономики. Соц. гос-во призвано было своей активной и сильной политикой обеспечивать эконом. свободу человека в любой сфере деят-ти. Последствия реформирования в России негативны. Реальное состояние соц. сферы современной России характеризуется ее деградацией. Спад промышленного производства более чем вполовину привел к значительному снижению жизненного ур-ня большинства населения. Если ур-нь зп в 1991г. принять за 100%, то в 1995г.она составила 35,1%. 50% населения имело среднедушевые денеж. доходы ниже прожиточного минимума, что вело к усилению неравенства в распределении доходов. Общий низкий материальный ур-нь жизни населения, отрицательные соц. последствия реформирования.

51.Характеристика социальной сферы России в 2000гг.: уровень жизни населения, занятость, система здравоохранения и пенсионное обеспечение.
Новая модель общественного развития формируется путем заметного ослабления прежней системы соц. гарантий. Это выражается 1) в замене гарантии занятости гарантией защиты от безработицы, в вытеснении в сферах образования, здравоохранения ряда бесплатных услуг. 2) произошли негативные изменения в материальном положении населения за счет резкого снижения реальных доходов значительной его части. Две трети (79%) граждан бедствуют. 3) одной из центральных проблем стала бедность. Выражается в распространении категорий населения, традиционно относящихся к малообеспеч. группам, – это многодетные и неполные семьи, инвалиды, пенсионеры и т.д. Появляются новые категории бедных. 4)углубляется процесс дифференциации в доходах различных соц-демографических групп, усиливается тенденция поляризации общ-ва. Нерациональное расходование средств в системе здравоохран. Доминирование госпитальных форм лечения в ущерб развитию первичной мед. помощи. Низкий ур-ньмед. услуг. Пенсионная система организована по распределительному принципу, когда пенсии выплачиваются за счет текущих пенсионных взносов работающих. Ур-нь налоговой нагрузки зависит от соотношения между численностью пенсионеров и эконом. активного населения. В наст. время это соотношение равно 1:2(ставка взносов 29% фонда з/п). В соответствии с демограф. прогнозом скоро соотношение станет 1:1(потребуется увелич. ставки до 60%) Распределительная система пенсион. обеспечения непостоянна в финансовом отношении, необходимо реформирование. Ситуация в области пенсион. обеспечения характеризуется низким ур-нем пенсион. обеспечения большинства пенсионеров.

51. (2) Гос. политика в России в сфере образования: задачи, способы реализации
В 2006 г. В.В.Путин заметил, что «не нужно бояться расширять финансовую самостоятельность учебных заведений, в том числе и школ, с одновременным повышением их ответственности за все составляющие кач-ва учебного процесса и за его конечный результат».Переход учебных заведений в автономные учреждения должен способствовать данному процессу, а внедрение нормативного подушевого финансирования и проработка механизма внебюджетного финансирования сделает систему образования прозрачной. Финанс-ие учреждений образования должно быть построено так, чтобы объем получаемых денежных средств был жестко увязан с объемом и качеством предоставляемых услуг. По таким же принципам должна внедряться современная система оплаты труда педагогов, в основе кот. тоже результат конкретной работы. В 2006 г. был дан старт проекта «Образование». В рамках данного нацпроекта стали реализовываться такие программы, как «Классное руководство», «Лучшие учителя», Инвестиционные школы», «Талантливая молодежь» и т.д. В ходе реализации этих программ удалось создать новую систему контроля использования гос. средств, а сам приоритетный национальные проект стал практическим инструментом запуска системных изменений в сфере образования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: