К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», инсценированный отрывок.




Распевание. (Методика В.В. Емельянова)

Страшная сказка:УУоУоаУоаэУоаэы

Может быть, там мы встретим незнакомых животных:

 

Кто там ходит по болоту,Поступь как у бегемота,

Голова на длинной шее,Хвост за ним ещё длиннее.

Это динозаврики.

Давайте нарисуем динозаврика звуками.

Голова –у

Голова и шея –уо

Голова, шея и туловище – уоа

Голова, шея, туловище, ноги – у о а э

Голова, шея, туловище, ноги, хвост – у о а э ы.

А, может, наш динозаврик купается в воде, а на берег озера набегают волны…

Волна – у / у

Волны набегают и откатываются у/о

Чуть больше у / о / а

Динозаврик рассердился и закрутил хвостом, и волна накрыла его с головойу/ о /а / э

Наверху летела чайка, она наблюдала за происходящим и смеялась у/ о/ а/ э/ ы (уйти голосом на ультразвук)

ПОЯВЛЯЮТСЯ ГНОМИКИ.

Учитель: Что это за существа появились у нас в классе?

1 Гном: Мы волшебные существа, мы живем в сказочных горах Норвегии.

2 Гном: Именно о нас думал Григ, когда писал свою пьесу «В пещере горного короля».

Учитель: Мы знаем одну очень симпатичную песенку о гномиках.

Давайте, исполним её.

Звучит Песенка про гномов. Музыка и слова А. Басилая, А. Эппель.

Учитель: Что же спугнуло таких милых существ в пьесе Э. Грига?

1 Гном: Мы существа ночные и боимся только одного – ясного солнца.

Учитель: Значит, пришла пора послушать пьесу Грига, которая называется «Утро» и рисует восход солнца на небе. Только давайте проверим, умеют ли ребята внимательно слушать музыку?

2 Гном: Как нам это сделать?

 

Учитель: Когда будет звучать музыка, пусть все ребята наклонят головы и внимательно вслушаются в звуки оркестра.

Музыка сначала рисует, как просыпается земля, оживает ветер, начинают раскрываться цветы на полях. Солнышко бросает на землю лишь первые робкие лучи, но оркестр рисует картину, как эти лучи растут, крепнут, как все светлеет кругом. И вот, наконец, из-за горизонта показывается яркое солнце.

1 Гном: Я понял. Надо поднять голову именно в тот момент, когда мы услышим, как взошло солнце, да?

Учитель: Верно. Давайте послушаем все вместе.

Звучит пьеса Э.Грига «Утро».

Учитель: Мне, кажется, каждый из вас услышал, как музыка рисует восход солнца. Невозможно было ошибиться. Ведь в этот момент оркестр заиграл наиболее торжественно. Настало утро, дорогие Гномы!

2 Гном: А что же случилось дальше с Пер Гюнтом?

Учитель: К этой истории мы вернемся чуть позже, а сейчас я хочу пригласить вас в кинозал. На студии «Союзмультфильм» режиссер Инесса Ковалевская придумала историю похожую на приключения Пер Гюнта. И в этом ей помогла музыка Э.Грига.

Давайте посмотрим и послушаем.

Мультфильм «Гномы и горный Король».

Учитель: Долгие годы скитался Пер Гюнт по свету, побывал чуть ли не во всех странах мира. Он покинул дом в надежде найти свое счастье. Но счастье и любовь он нашел только на родине. Все эти долгие годы его ждала верная Сольвейг.

Да, они все же встретились, обнялись и заплакали – они уже были седыми стариками. Оказывается, счастье и любовь были рядом.

Сейчас вы услышите песню, которая называется «Избушка».

Её авторы – Э.Григ и Х.К. Андерсен. Вслушайтесь в эту музыку, кажется, что она рисует холодноватый северный край, где зимой все покрыто колючими льдинками. Но в этой короткой песенке вы почувствуете и услышите слова композитора, который говорит: «Даже в холодной стране можно быть счастливым, если относиться друг к другу с любовью и добротой».

Избушка. Сл. Х.К. Андерсена муз. Э. Грига.

 

1. У моря, где журчит волнаИзбушка между скал видна.

Везде, куда ни кинешь взор,Песок да скалы гор.

А синь небес и мерный шум,Как колыбель для светлых дум.

Здесь все о счастье говорит,Ведь здесь любовь царит.

2. Богатство не ищите тут,Для двух влюбленных здесь приют.

Немногословен разговор,Но полон ласки взор.

Они нашли мечту душиВ отрадной сердцу их тиши.

Весь мир земных тревог забыт-Ведь здесь любовь царит.

 

Физкультминутка. «Зверобика». Автор текста: Хайт А.Композитор (музыка): Савельев Б.

Благодаря своему таланту Григ умел делать людей счастливыми. Вот какая встреча однажды произошла между композитором и маленькой норвежской девочкой по имени ДагниПедерсен.

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», инсценированный отрывок.

Учитель: Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена. Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки.

Григ: Как тебя зовут, девочка?

Девочка: ДагниПедерсен.

Григ: Вот беда, мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев. Я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.

Девочка: Ой, как долго!

Григ: Понимаешь мне нужно её ещё сделать.

Девочка: А что это такое?

Григ: Узнаешь потом.

Девочка: Разве за всю свою жизнь вы можете сделать всего пять или шесть игрушек?

Григ: Да нет, это не так. Я сделаю её, может быть, за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых.

Девочка: Я не разобью, и не сломаю…

Григ: Ты еще маленькая и многого не понимаешь. Учись терпению. Давай корзину, ты её едва тащишь. Я провожу тебя, и мы поговорим о чем-нибудь другом.

Учитель: Дагни вздохнула и протянула Григу корзину. Она действительно была тяжелая. Среди деревьев показался дом лесника.

Григ: Ну, теперь ты побежишь сама, ДагниПедерсен. В Норвегии много таких девочек с именем и фамилией, как у тебя. Как зовут твоего отца?

Девочка: Хагеруп. Но разве вы не зайдете к нам?

Григ: Спасибо, сейчас мне некогда. Прощай, Дагни!

Я напишу музыку. На заглавном листе я прикажу напечатать: «ДагниПедерсен – дочери лесника ХагерупаПедерсена, когда ей исполниться 18 лет».

Учитель: Григ писал музыку для ДагниПедерсен больше месяца. Он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелеными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и говорит «спасибо», сама ещё не зная, за что она благодарит его.

(Начинает звучать музыка)

Звучит отрывок из Концерта для фортепьяно c оркестром a moll Э. Грига (Allegromoderato)

Григ: Ты, как солнце. Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на сердце расцвел белый цветок и наполнил все твое существо благоуханием весны. Я видел жизнь. Чтобы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна. Ты – белая ночь с её загадочным светом. Ты – счастье. Ты – блеск зари. Да будет благословенно то, что окружает тебя.

Учитель: В 18 лет Дагни окончила школу. По этому случаю, отец отправил её погостить к своей сестре Магде. Пускай девочка посмотрит, как устроен свет, как живут люди и немного повеселится. Отец считал её девочкой, хотя Дагни была уже стройной девушкой с тяжелыми русыми косами. Кто знает, что ждет Дагни в будущем?

Тетушка Магда и её муж Нильс предложили Дагни сходить на концерт, и Дагни надела черное платье из мягкого бархата. Дагни впервые слушала симфоническую музыку. Она произвела на неё странное действие. Все переливы и громы оркестра вызвали у Дагни множество картин, похожих на сны. Потом она вздрогнула и подняла глаза. Ей почудилось, что мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал её имя. «Это ты меня звал, Нильс?» - спросила Дагни дядюшку Нильса. Дядюшка Нильс смотрел на Дагни не то с ужасом, не то с восхищением. Так же смотрела не неё тетушка Магда.

«Что случилось?» - спросила Дагни. И она услышала, как человек во фраке сказал: «Слушатели из последних рядов просят меня повторить. Итак, будет исполнена знаменитая фортепьянная пьеса Эдварда Грига, посвященная дочери лесника ХагерупаПедерсена - ДагниПедерсен по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет».

Дагни нагнулась и закрыла лицо ладонями. Так значит, это был он, тот седой человек, что помог донести до дома корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант. Она его укоряла, что он не умеет быстро работать! Так вот тот подарок, что он обещал сделать ей через десять лет. Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности. В наплыве звуков вдруг возник знакомый голос: «Ты как солнце, как нежный ветер и раннее утро. У тебя на сердце расцвел белый цветок…Ты – счастье! Ты – блеск зари!».

Дагни: Если бы можно было увидеть его! Если бы он появился здесь!

С каким стремительно бьющимся сердцем я побежала бы ему навстречу, обняла бы за шею и сказала бы только одно слово – спасибо! «За что?» - спросил бы он. Я не знаю. За то, что вы не забыли меня. За вашу щедрость. За то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек!(еще некоторое время продолжает звучать музыка)

Ну вот, мы и совершили путешествие в Норвегию, где познакомились с музыкой композитора Э.Грига. Я думаю, что теперь музыку Грига вы, ребята, не спутаете ни с какой другой. Давайте, перед тем как завершить наш урок, проведем маленький музыкальный диктант. Вспомним музыку, которая звучала на уроке.

 

Слушание отрывков – дети пишут названия произведений.

Список литературы и используемых Интернет-ресурсов:Сборник песен «Любимые песни Артека»;lifeglobe.net›entry/1040euguide.ru›Norway;paustovskiy.niv.ru›…korzina…elovymi-shishkami.htm; music-harbour.com›archives/6077;school18.tgl.ru›sp/pic/File/doc/Urok_5…Muzika.doccollegy.ucoz.ru›Каталог статей›79-1-0-4894karaoke.ru›Зверобикаmuzofon.com›…гномы…вы малюсенький народ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: