Психолог МГУ, канд.психол.наук Л.С.Печникова




 

 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

по результатам экспериментально-психологического обследования

Лизы С., 1990 года рождения

 

Девочка на обследование идет охотно, свободно вступает в контакт. Жалоб на самочувствие не предъявляет, причиной стационирования считает «какую-то ошибку»: «все девочки лежат с головной болью, а у меня даже голова не болит». Познавательных интересов нет; интересы игровые.

Предложенные задания выполняет, однако интереса не вызвало ни одно задание. К результатам исследования безразлична, радуется скорее окончанию задания. Сама своих ошибок не исправляет, но при подсказке экспериментатора иногда может воспользоваться помощью. Некритична (даже за невыполненное задание ставит себе «5»).

Работоспособность девочки резко снижена из-за грубой пресыщаемости, выраженного нарушения мотивационного компонента деятельности (отсутствие мотивации любой целенаправленной деятельности), неустойчивости внимания, плохого самоконтроля, слабости волевого контроля, программирования и планирования собственной деятельности,

Непосредственная память в пределах возрастной нормы (6,7,8,9,9; через час 8 слов). Опосредование доступно и улучшает результаты запоминания (в методике «пиктограмма» воспроизвела 13 из 15 слов). Однако при выполнении задания происходит подмена цели задания целью просто рисования: темп выполнения рисунков крайне медленный, все рисунки имеют большое количество деталей, а образы носят конкретный или конкретно-ситуационный характер (так, на слово «счастье» рисует цветными карандашами «девочку, которая радуется, что ей подарили новую кофточку и юбку»; на слово «справедливость» - «дядя держит карточку, чтобы между всеми была справедливость; он стоит на работе и держит эту карточку, чтобы его место никто не занимал»). Грубая разлаженность проявилась в том, что методику «пиктограмма» выполнила на 3 страницах.

Данные нейропсихологического обследования указывают на грубую несформированность зрительно-пространственных представлений: испытывает трудности при организации пространства листа (рисуночные тесты), не может указать время на «слепых» часах. Кубики Кооса не собирает – нет ориентации на образец, наблюдается ригидность деятельности (частый перенос предыдущего образца); зрительно-конструктивные пробы Хэда выполняет с ошибками по типу зеркальности.

Мышление девочки носит конкретно-ситуационный характер, снижен уровень обобщения. Так, при выполнении методики 4-ый лишний, правильно исключая предмет, не может назвать оставшуюся группу, испытывает трудности подбора обобщающего слова. Переносный смысл пословиц не понимает или трактует конкретно. Темп чтения очень медленный, но смысл прочитанного усваивает.

Эмоционально-личностная сфера характеризуется инфантильностью, демонстративностью и лживостью. Старается давать социально-желательные ответы, проявляет стремление быть одобряемой, самооценка неадекватно завышена (характеризует себя как «умную с золотым характером», а для полного счастья не хватает, «чтобы мне кошку подарили». Выявлена скрытая агрессивность (рисуночные тесты). Незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность мотивации к учебной деятельности, выраженные установки на получение удовольствий, слабость волевого контроля.

Таким образом, при экспериментально-психологическом обследовании на первый план выступает задержка психического развития в результате органических нарушений по типу грубой пресыщаемости, отсутствием мотивации любой целенаправленной деятельностью, несформированностью зрительно-пространственных представлений у девочки с такими личностными особенностями как инфантильность, демонстративность, лживость, отсутствие мотивации к какой-либо целенаправленной, неспособность планировать, контролировать и регулировать свои действия.

В массовой школе обучаться не может. Необходима жесткая организация распорядка дня. Нуждается постоянно во внешней проверке, т.к. внутреннего плана действия нет.

 

Психолог МГУ Л.С.Печникова

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам психологического обследования

М. Евгения, 14 лет

 

Мальчик на обследование идет охотно. В беседе контакт хороший. Имеет друзей и в школе, и дома. Любит спорт, машины (и все связанное с ними).

Работоспособность у мальчика снижена из-за замедленного темпа психической деятельности, инертности, неустойчивости произвольного внимания, слабости процессов избирательности (что подтверждается результатами ЭЭГ). Заинтересован в результатах исследования – успехам радуется, неудачи огорчают (часто склонен других обвинять в неуспешности своей деятельности). Очень тревожен, часто переспрашивает: «Правильно ли я сделал?», боится ошибиться. Тревога дезорганизует деятельность, в связи с чем делает много ошибок и оказывается неуспешным в тех задачах, которые в принципе ему доступны. Помощь психолога принимает и может ею воспользоваться.

Непосредственная память – хорошая: кривая запоминания 7,8,9,10,10, через час – 10 слов). Опосредование доступно и улучшает результаты запоминания (в пиктограмме из 16 слов и словосочетаний воспроизвел 10). Однако, характер ассоциативных связей, устанавливаемых между словом и рисунком, в основном носит конкретный или конкретно-ситуационный характер, что говорит о снижении уровня обобщения (ни одного символа не присутствует в рисунках).

Исследование интеллектуальной сферы показало, что в целом интеллект соответствует нижней границе возрастной нормы, однако мышление тяготеет к конкретному и конкретно-ситуационному: переносный смысл пословиц не всегда понимает, объяснения конкретны. Искажений мышления не выявлено.

Характер рисунков (нейропсихологические методики) свидетельствует о небольшом нарушении тонкой моторики по органическому типу – слабая дифференциация органов, трудности проведения прямых линий, трудности прорисовывания деталей; метрические представления развиты не по возрасту. В рисунках выступили трудности передачи пространственных признаков предметов, трудности планирования и саморегуляции.

Продуктивность деятельности страдает главным образом из-за интеллектуального снижения, обусловленного органическим поражением Ц.Н.С. (в виде инертности, ригидности всех психических процессов).

Исследование интеллектуальной сферы выявило сниженный уровень обобщения – склонность обобщать по конкретно-ситуационным и конкретным признакам, задержку психомоторного развития и вербально-логического мышления.

Самооценка несколько завышена. Высокий уровень притязаний. Эмоциональные срывы могут возникать в связи с несоответствием высокого уровня притязаний и невысокими интеллектуальными возможностями мальчика.

Таким образом, при психологическом обследовании на первый план выступает снижение интеллектуальных возможностей резидуально-органического генеза (результаты ЭЭГ) у мальчика с высокой тревожностью, нарастающей в экспертных ситуациях.

Желательно не создавать ситуации, требующие строгих временных рамок (замедленный темп психической деятельности) и минимизировать экспертную оценку мальчика. Постоянно нуждается в одобрении своих действий, тревожен, сензитивен к оценке собственных достижений, может давать аффективные вспышки при неуспехе, в котором чаще склонен обвинять других. Дезадаптируется в стрессовых ситуациях (вплоть до нарушения самочувствия и здоровья).

Рекомендуется школьное обучение в рамках массовой школы, а экспертные ситуации (сдача экзаменов, контрольных) в индивидуальном порядке.

 

Доцент факультета психологии МГУ,

канд.психол.наук Л.С.Печникова

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по данным патопсихологического обследования

Анны Ф., 1996 года рождения

 

Девочка на обследование идет охотно. Причиной госпитализации считает «видения», возникновение которых связывает с длительной конфликтной ситуацией дома («я считаю, что у меня случился нервный срыв»). Монотонно, подробно и обстоятельно рассказывает о ссорах и драках между матерью и бабушкой («с 6 до 10 лет я всегда разнимала бабушку и маму в драке. Вообще я дружила с бабушкой до 14 лет – она ведь меня воспитала, учила пирожки печь. Но она ненавидит маму, а я сейчас на стороне мамы»). Себя считает стеснительной, подруг было мало всегда, а сейчас вообще чувствует себя комфортно только дома, сочиняя и печатая фантастические рассказы на компьютере. Будущее связывает с литературным институтом.

Предложенные задания выполняет, старается. Успеху радуется, к неудачам равнодушна.

Работоспособность у девочки хорошая – признаков утомляемости и пресыщаемости не выявлено.

Непосредственная память в пределах нормы: кривая запоминания 5,8,9,9,9, через час – 8 слов. Опосредование доступно и улучшает результаты запоминания (в методике «пиктограмма» воспроизвела 15 слов из 16). Однако, наряду с адекватной символизацией встречаются эгоцентрические и примитивные ассоциативные связи, устанавливаемые между словом и рисунком (например, на слово «тяжелая работа» рисует гирю и блокнот с карандашом, объясняя: «я собираюсь стать писателем, поэтому мои инструменты для работы – бумага и карандаш, а гиря – это тяжело»; на слово «сомнение» рисует человечка у доски, объясняя: «я часто у доски сомневаюсь»; на слово «дружба» рисует двух человечков и знак + между ними, объясняя: «они позитивно друг к другу относятся» и т.д.

Исследование мышления («сравнение понятий», «пиктограмма», «классификация») выявило искажение процессов обобщения по типу разноплановости: так, в методике «сравнение понятий» наряду с адекватными ответами встречаются ответы с опорой на своеобразные признаки (например, сравнивая понятия «ботинок-карандаш», объясняет: «общее у них то, что они цветные, а разница – ботинок – обувь, а карандаш – письменные принадлежности»; «очки-деньги»: «общее – одинакового размера, а разница – деньги бумажные, а очки – стеклянные»; «муха-стакан: «общее – стакан стеклянный и у мухи крылья прозрачные, разница – стакан – из стекла, а муха – насекомое; «маленькая девочка-большая кукла: общее – размер одинаковый, а разница – девочка – живая, кукла – неживая». Следует отметить стереотипность и бедность продукции: часто сравнение и классификация опирается на внешние признаки – цвет и форму.

При исследовании эмоционально-личностной сферы (проективные методики – Роршах, самооценка, ТАТ) выявлена эмоциональная бедность, отсутствие эмпатии, страх перед «враждебным миром людей», много активной и пассивной агрессии (возможно, защитного характера): так, в рассказах ТАТ и картинках Роршаха мир человеческих отношений не представлен вообще (персонажи - только животные); статичность и изолированность образов; много агрессии активной и пассивной (2 картинка Роршаха: «лампа висит и кровищи много – он пытался вырваться, труп где-то внизу в подвале висит»; 3-я: «эти похожи на дохлых бурундуков»; 7-я: «это два вонючих скунса»). Защиты против агрессии в основном примитивные – идеализация-обесценивание, расщепление. Малая представленность рефлексивных и рациональных механизмов. Самооценка выше середины по всем шкалам. Депрессивные эквиваленты не выявлены.

Таким образом, при патопсихологическом исследовании на первый план выступает эмоциональная уплощенность, аффективная ригидность у девочки с нарушениями мышления по типу разноплановости.

«Видения» девочки, на наш взгляд, органической природы, т.к. она испытывает дискомфорт в связи с ними, чувствует их навязанность, ищет помощи (хочет от них избавиться), не пытается ими манипулировать, т.е. они не эгосинтонны. В связи с этим больная нуждается в дополнительном обследовании и консультации эпилептолога.

Примитивность личности и ригидность могут быть усугублены органическим фоном.

 

Психолог МГУ Л.С.Печникова

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Практикум по патопсихологии (под ред Б.В.Зейгарник, В.В.Николаевой, В.В.Лебединского). МГУ, 1980 г.

2. Е.Т.Соколова Проективные методы исследования личности. М. МГУ. 1980

3. Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. «Академия» 2006

4. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: Теория, практика применения к исследованию личности ребенка. М. 2001

5. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте

6. К.С.Лебединская, В.В.Лебединский. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. «Академический проект», 2011 г.

7. Коэн Ш. Как жить с аутизмом? М.: Ин-т общегуманит.исслед. 2008.

8. К.Фопель (5 книг) Групповая психотерапия подростков

9. К.Фопель Психологическая работа с подростками

10. Ремшмидт Психотерапия детского и подросткового возраста

11. А.Г.Лидерс Групповой психологический тренинг. 2009

12. Маховер К. Проективный рисунок человека. М. Изд-во Смысл, 1996

13. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб. Речь. 2002

14. Кинетический рисунок семьи

15. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М. Медицина, 1982

16. Лосева В.К. Рисуем семью: Диагностика семейных отношений. 1995

17. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М. МГУ, 1988

18. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования (под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. 1989, № 3

19. Шванцара Й. Диагностика психического развития. Авиценум. Прага, 1978

20. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях: Методические рекомендации. 1980.

21. Вайолетт Оклендер Окна в мир ребенка.

22. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. М. Апрель пресс. Изд-во ЭКСМО-Пресс 2001.

23. Кевин О Коннор. Теория и практика игровой психотерапии. СПб. Питер 2002

24. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М. Педагогика, 1993.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: