Звук. Выделение звука из слова.




Ударение

1. Вводим ударение через прием удивления.

Горецкий В.Г. с.10. После беседы по картинке задаем вопрос.

Например: Кто встречает внуков?

Разделим слово на слоги. Изобразим схему слова.

Давайте попробуем произнести это слово с удивлением. Удивись и спроси: Это бабушка?

Вы приводите первоклассников к выводу: один слог, первый, выделяется больше, произносится сильнее.

Далее следует сообщение сведений: слог, который произносится с большей силой голоса, учёные назвали ударным, а само усиление голоса – ударением.

 

Учёные придумали и специальный значок, которым можно показывать ударение в слове и тем самым отмечать ударный слог (предъявляете знак ударения).

– Что за знак я написала? Что им обозначают?

— Послушайте, как я спою нашу схему: таааа-та-та.

— А теперь споем вместе таааа-та-та.

2. Чтение схем слов разной структуры (приемом пения):

3. Анализ других слов. Составление схем слов. Прием «пения» по схеме.

4. Подбор слов к схеме.

5. Прием прохлопывания слова с сильным хлопком на ударном слоге.

6. Прием перемещения ударения в слове как основной прием контроля.

/ / /

Собака собака собака

Какая же схема верная?

7. Установление соответствия между схемами и словами. С.10, 11 В.Г. Горецкий

 

Если понятие «ударение» вводится после знакомства с гласными и согласными звуками.

Анализируем слово (пила). Составляем схему.

Обозначаем звуки квадратиками (согласный – белым, гласный – красным). Обозначаем слоги. Используя прием удивления, находим ударный слог – второй.

 

 

– Над «домиком» какого звука, гласного или согласного, мы поставим знак ударения?

Выдержите небольшую паузу, пусть ученики осознают наличие проблемы. А потом предложите снова понаблюдать: какой звук произносится с большей силой – гласный или согласный? Вывод очевиден: выделяется гласный звук, а значит, знак ударения надо

ставить над «домиком» гласного звука. Ребята добавляют в звуковую схему знак ударения.

– Мы отметили в слове ударный слог. Над «домиком» какого звука поставили значок? (Гласного.)

Догадайтесь, как можно назвать гласный звук ударного слога. (Ударный гласный.) Какое же открытие мы сделали: что в слове бывает ударным? (И слог, и гласный звук.) Обобщение: ударный слог – это тот слог, в котором находится ударный гласный звук.

 

– А теперь подумайте: как бы вы назвали слоги и гласные звуки, на которые не падает ударение? Вероятнее всего, будет дано название неударные. Похвалив за догадку, сообщаете термин «безударные».

Все новые термины ещё раз хором проговариваются. После чего вводится знак для безударных гласных (точка под значком), схема слова завершается.

/

Пила -

Важно показать смыслоразличительную роль ударения.

замкИ – зАмки, Ирис – ирИс

 

Звук. Выделение звука из слова.

 

1. Сначала учитель напоминает первоклассникам, что все, что нас окружает, из чего-то сделано: стол - из дерева, тетрадь и книги - из бумаги и т. п.

 

А из какого «материала» сделаны слова? Обычно на этот вопрос ученики отвечают, что из букв.

Услышав от детей, что «слова сделаны из букв», учитель должен уточнить, что из букв «сделаны» написанные слова, а те, которые человек произносит, «сделаны» из чего-то другого. Из чего же?

Как правило, среди первоклассников всегда найдется такой, который знает, что произносим мы звуки. Чтобы все дети поняли, о чем идет речь, необходимо показать, что слова состоят не из любых звуков, а из звуков человеческой речи. Работу можно организовать так, что учащиеся сами придут к нужному выводу.

 

- Послушайте,- говорит учитель и стучит карандашом по столу. - Услышали звуки?

Ударьте музыкальным молоточком, поставьте аудиозапись с шумом дождя, моря, голосов птиц, дайте послушать тиканье часов и т. п., после чего поговорите о разных звуках вокруг нас.

Можно из этих звуков «сделать» слова?

Обобщая высказывания детей, учитель обращает их внимание на то, что вокруг нас много разных звуков: грохочут машины, шумит ветер в ветвях, щебечут птицы, раздаются шаги. Но из этих звуков слов не построишь.

Слова «делаются» не из всяких звуков, а из звуков человеческой речи. Эти звуки возникают тогда, когда «работают» органы речи: язык, губы, зубы, голосовые связки.

Учащиеся с удовольствием выполняют задание учителя, наблюдая, как при произнесении разных звуков по-разному движутся губы и зубы, по-разному прикасается язык к различным участкам рта и т. п.

 

- Послушайте, ыыыыыыы... Что-нибудь поняли? А так: ммммммм... Понятно? А теперь я произнесу несколько звуков одни за другим [м' и р]. Узнали слово? Что оно значит? Слово в отличие от звука имеет значение.

2. Затем сообщаете, что так, квадратиком, вы дальше будете обозначать звуки нашей речи. Обязательно проверяете, получилось ли слово, для чего «прочитываете» его по составленной звуковой схеме, следя за соответствием звуков и карточек.

Прием «интонирование»

Произносим слово, выделяя голосом 1й звук, затем 2й, 3й.

м,м,м,ир м,ииир м,иррр

Каждый раз слово произносится целиком.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: