Семинар 7. Эмпирические и теоретические методы исследования




План практических занятий по дисциплине «Методология и методы организации научного исследования»

Семинар 1. Российская наука на рубеже XX – XXI вв.

Вопросы для обсуждения:

1. Глобализация: сущность, проблемы и перспективы.

2. Глобализационные процессы в современной российской науке.

3. Формирование системы государственных фондов поддержки науки.

4. Проблемы интеграции науки и образования.

5. Социальный портрет современного российского ученого.

6. Миграция в научно-образовательной сфере.

Семинар 2. Интеграционные тенденции в мировом образовании

Вопросы для обсуждения:

1. Образование в ситуации глобализации.

2. Болонская декларация и российское образование.

3. Проблемы гуманизации и гуманитаризации системы образования.

 

Семинар 3. Научные школы.

Типология ученых и роли членов научных школ

Вопросы для обсуждения:

1. Научная школа: понятие, признаки, основные виды.

2. Типизация научных школ в соответствии с особенностями продуцирования знаний.

3. Типы исследования коллективной научной деятельности.

4. Классификации творческих личностей в науке (Г. Олпорт, В. Оствальд, Х. Гоу и Д. Вудворт). Концепция Г. Селье.

5. Роль лидера в деятельности научной школы.

Семинар 4. Системный подход

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика системного подхода.

2. Основные понятия системного подхода: система, элемент, целостность, связь.

3. Изучение объекта посредством системного подхода.

4. Процессы анализа и синтеза в системном исследовании.

5. Структура современных системных исследований. Проблема целостности.

6. Применение системного подхода в психолого-педагогических исследованиях.

Семинар 5. Парадигма как методологический регулятив науки

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «парадигма». Характер использования термина «парадигма» в исследованиях.

2. Сущность парадигмального подхода.

3. Проблема смены парадигм. Характер типов парадигм.

4. Полипарадигмальность – явление в педагогической науке: сущностные характеристики и основные положения.

5. Проблема соотношения научной и образовательной парадигм.

 

Семинар 6. Методологические характеристики

Психолого-педагогических исследований

 

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема и тема исследования. Обоснование актуальности.

2. Объект и предмет исследования.

3. Цель и задачи исследования.

4. Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования.

Семинар 7. Эмпирические и теоретические методы исследования

 

Вопросы для обсуждения:

1. Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней научного познания.

2. Методы исследования и формы познания эмпирического уровня:

- вычленение и исследование объекта;

- обработка и систематизация знаний.

3. Методы исследования и формы познания теоретического уровня:

- методы построения и исследования идеализированного объекта;

- методы построения и оправдания теоретического знания.

4. Моделирование в педагогическом исследовании.

5. Педагогический эксперимент: виды, структура проведения.

6. Изучение и использование передового опыта.

 

 

Основная литература

  1. Кравцова, Е. Д. Логика и методология научных исследований [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Е. Д. Кравцова, А. Н. Городищева. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. – 168 с. (библиотека ВлГУ)

Режим доступа: https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=507377

  1. Методы и средства научных исследований [Электронный ресурс]: учебник /А.А.Пижурин, А.А.Пижурин (мл.), В.Е.Пятков - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 264 с. (библиотека ВлГУ)

Режим доступа: https://znanium.com

  1. Овчаров А.О., Овчарова Т.Н. Методология научного исследования: Учебник. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 304 с. (библиотека ВлГУ)

Режим доступа: https://znanium.com

  1. Шипилина Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс]: учеб. пособие для аспирантов и магистрантов по направлению "Педагогика". - 7-е изд., стереотип. - М.: ФЛИНТА, 2016. (библиотека ВлГУ)

Режим доступа: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976511736.html

  1. Шкляр М. Ф. Основы научных исследований [Электронный ресурс]. - М.: Дашков и К, 2014. (библиотека ВлГУ)

Режим доступа: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394021626.html

 

Дополнительная литература

  1. Алексеев Ю.В., Казачинский В.П., Никитина Н.С. Научно-исследовательские работы (курсовые, дипломные, диссертации): общая методология, методика подготовки и оформления [Электронный ресурс]: Учебное пособие. - М.: Издательство АСВ, 2015. (библиотека ВлГУ)

Режим доступа: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785930934007.html

  1. Лукацкий М.А. Педагогическая наука. История и современность [Электронный ресурс]: учебное пособие. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. (библиотека ВлГУ)

Режим доступа: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970420874.html

  1. Наука в условиях глобализации: сб. ст. [Электронный ресурс] / А.Г. Аллахвердяна, Н.Н. Семеновой, А.В. Юревича. - М.: Логос, 2009. (библиотека ВлГУ)

Режим доступа: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785987043700.html

  1. Основы научной работы и методология диссертационного исследования [Электронный ресурс] / Г.И. Андреев, В.В. Барвиненко, В.С. Верба, А.К. Тарасов, В.А. Тихомиров. - М.: Финансы и статистика, 2012. (библиотека ВлГУ)

Режим доступа: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785279035274.html

  1. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие/Герасимов Б. И., Дробышева В. В., Злобина Н. В., Нижегородов Е. В., Терехова Г. И. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. (библиотека ВлГУ)

Режим доступа: https://znanium.com

  1. Петрова С.А., Ясинская И.А. Основы исследовательской деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие. - М.: Форум, 2010. - 208 с. (библиотека ВлГУ)

Режим доступа: https://znanium.com

  1. Юревич А.В., Цапенко И.П. Наука в современном российском обществе. [Электронный ресурс]. - М.: Институт психологии РАН, 2010. (библиотека ВлГУ)

Режим доступа: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785927001774.html

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: