Приложение Б – Правила оформления рисунков, таблиц, перечислений, сносок, формул, уравнений и ссылок




 

Иллюстрации

1. Иллюстрации (рисунки, графики, схемы, диаграммы) следует располагать в отчете исследования непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте отчета.

2. Если иллюстрации созданы не автором отчета, необходимо, представляя их, соблюдать требования действующего законодательства об авторских правах.

3. Иллюстрации должны иметь название, которое помещают под иллюстрацией.

При необходимости под иллюстрацией помещают поясняющие данные (подрисуночный текст).

Иллюстрация обозначается словом «Рисунок __», которое вместе с названием иллюстрации помещают, после поясняющих данных, например, «Рисунок 1 - Схема размещения».

4. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией.

5. Если иллюстрация не умещается на одной странице, можно переносить ее на другие страницы, при этом название иллюстрации помещают на первой странице, поясняющие данные – на каждой странице, и под ними указывают: «Рисунок __, лист __».

 

Таблицы

1. Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц в соответствии с рисунком 1.

 

 

Таблица________

(номер)

_____________________________________________

(название таблицы)

     
       
         
         
         

 

Рисунок 1 – Пример оформления таблицы

 

2. Горизонтальные и вертикальные линии, которые разграничивают строки таблицы, а также линии, ограничивающие таблицу слева, справа и снизу, можно не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

3. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте отчета.

4. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией.

5. Таблица может иметь название, которое печатают строчными буквами (кроме первой прописной) и помещают над таблицей. Название должно быть кратким и отражать содержание таблицы.

6. Если строки или графы таблицы выходят за формат страницы, таблицу делят на части, помещая одну часть под другой, или рядом, или перенося часть таблицы на следующую страницу. При этом на каждой части таблицы повторяют ее головку и боковик.

При делении таблицы на части допускается ее головку или боковики заменять соответственно номерами граф или строк. При этом нумеруют арабскими цифрами графы и/или строки первой части таблицы.

Слово «Таблица __» указывают один раз сверху над первой частью таблицы, над другими частями пишут: «Продолжение таблицы» с указанием номера таблицы.

7. Заголовки граф таблицы печатают с прописных букв, а подзаголовки — со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком.

8. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишут с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе.

9. К таблицам могут быть даны примечания, объясняющие содержание и табличные символы, которые указываются под таблицами, по левому краю, размер - 10 pt, не жирным шрифтом. Слово Примечаниене пишется, а использованные в таблице значения, требующие разъяснения обозначаются в виде знака -*, **, и т.д. или в виде цифр 1,2,3… и описываются под этими же знаками под таблицами (размер шрифта 11рt).

10. Графы в таблице должны иметь краткие заголовки, конкретно отражающие параметры, численные значения которых приведены. Их пишут в именительном падеже, единственного числа с прописной буквы. Упоминаемые в заголовках величины сопровождаются единицами измерения в сокращенной форме и в скобках (мл, lg, °С, сут., % и т.д.). Следует избегать повторений одних и тех же определений в заголовках и подзаголовках таблиц.

Шрифт внутри таблицы 10-12 pt., в зависимости от объёма таблицы, интервал одинарный.

 

Перечисления

1. Перед перечислением ставят двоеточие.

2. Перед каждой позицией перечисления следует ставить строчную букву алфавита со скобкой, или, не нумеруя — дефис (первый уровень детализации).

Для дальнейшей детализации перечисления следует использовать арабские цифры со скобкой (второй уровень детализации).

Пример:

С точки зрения общих техник моделирования предлагается классифицировать экономико-математические модели по следующему набору критериев:

а) по учету неопределенностей;

б) по учету времени;

1) динамические;

2) статические;

в) по целеполаганию.

3. Перечисления первого уровня детализации печатают строчными буквами с абзацного отступа, второго уровня — с отступом относительно месторасположения перечислений первого уровня.

 

Формулы и уравнения

1. Формулы и уравнения располагают непосредственно после текста, в котором они упоминаются, посередине страницы. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки.

2. Формулы и уравнения в отчете следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах раздела.

Номер формулы или уравнения указывают на уровне формулы или уравнения в скобках в крайнем правом положении на строке.

3. Пояснения значений символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу или уравнение, следует приводить непосредственно под формулой в той последовательности, в которой они даны в формуле или уравнении.

Пояснения значения каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают с абзаца словом «где» без двоеточия.

Пример

Известно, что

, (3.1)

где — математическое ожидание;

— среднее квадратическое отклонение прочности нагрузки.

4. Переносить формулы или уравнения на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак операции в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы или уравнения на знаке операции умножения применяют знак «х».

5. Формулы, следующие одна за другой, и не разделенные текстом, отделяют запятой.

Пример

, (2.1)

, (2.2)

Ссылки

1. Ссылки в тексте отчета на источники следует указывать порядковым номером по перечню ссылок, выделенным двумя квадратными скобками, например, «... в работах [1-7]...».

2. Цитата в тексте оформляется следующим образом: «... организационный капитал включает интеллектуальную собственность организации» [6, с. 24].

Соответствующее описание в перечне ссылок:

6. Управление знаниями на 100%: Путеводитель для практиков / М.К. Мариничева. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 320 с.

3. При ссылках на иллюстрации, таблицы, формулы, уравнения указывают их номера.

При ссылках следует писать: «... на рис. 1.2...», или «... на рисунке 2.4...», «... в таблице 3.12...», «... (см. табл. 3.4)...», «... по формуле (3.2)...», «... в уравнениях (3.1) - (3.5)...».


Приложение В – Варианты заданий по учебной практике

Вариант 1

Задание 1

1.1 Составить следующие служебные документы с использованием ПП MS Word (недостающие данные указать самостоятельно):

а) письмо о прохождении практики студентом III курса на конкретном предприятии;

б) протокол профсоюзного собрания студентов специальности;

в) докладная записка куратора группы, на имя заведующего кафедрой, о пропусках занятий студентами.

1.2 Составить аннотированный список литературы по теме «Экономическая кибернетика».

Задание 2

2.1 Преобразовать документы, сформированные в задании 1, в PDF-документы с помощью ПП Adobe Acrobat.

2.2 Установить свойства защиты документов.

Задание 3

3.1 Решить финансовые задачи с использованием финансовых функций ПП MS Excel:

а) рассчитать с помощью функции ПС текущую стоимость вклада, который через два года составит 300000 грн. при начислении 15% годовых;

б) предположим, что есть два варианта инвестирования средств в течение 3 лет: в начале каждого года под 12% годовых или в конце каждого года под 16% годовых. Пусть ежегодно вносится 20000 грн. Определить с помощью функции БС, сколько денег окажется на счете в конце 3-го года для каждого варианта;

в) в долг берется 348000 грн. под годовую ставку 9%. В год выплачивается по 25000 грн. Определить с помощью функции КПЕР, сколько лет займут эти выплаты.

3.2 На основе представленной матрицы и вектора-столбца необходимо:

а) найти ранг и определитель матрицы (А);

б) найти обратную матрицу (А);

в) найти транспонированную матрицу (А);

г) найти произведение матрицы (А) и вектор-столбца (В).

3.3 Решить задачи с использованием основных формул комбинаторики:

а) Сколько можно составить различных трехзначных чисел из цифр 4, 5, 7, при условии, что цифры в числе не повторяются?

б) Сколько двухполосных флагов можно составить из 6 полос одинаковой длины, но различного цвета?

в) Сколькими способами можно выбрать 2 цветка из букета, содержащего 7 цветков?

3.4 В таблице представлены данные, отображающие посещение кинотеатра студентами по конкретным дням недели:

 

Таблица 1

Вариационный ряд

День недели понедельник вторник среда четверг пятница суббота воскресение
Количество студентов, посещающих кинотеатр, чел              

 

Необходимо найти:

а) моду и медиану ряда;

б) среднее выборочное ряда;

в) выборочную дисперсию ряда.

3.5 С помощью ПП MS Excel провести анализ затрат времени на СРС студента. Решение задачи осуществляется в четыре этапа.

Первый этап – сбор необходимых данных в течение 6 рабочих дней (в качестве рабочих дней взять дни обучения во втором семестре), путем заполнения наблюдательных листов по следующей форме:

 

Таблица 2

Затраты времени 1 рабочего дня

Название вида работы Начало Конец Продолжительность

 

Таблица 3

Пример составления самофотографии рабочего дня

Номер по порядку Вид деятельности Начало Конец Продолжительность, мин.
  Подъем 6:00    
  Утренние процедуры 6:05 7:00 0:55
  Дорога в университет 7:10 7:45 0:35
  Занятия в университете 8:00 12:45 4:45
  Общественная деятельность 12:46 13:05 0:19
  Книжный рынок 13:10 14:00 0:50
  Дорога домой 14:00 14:45 0:45
  Обед 15:00 15:20 0:20
  Общение с семьей 15:20 16:00 0:40
  Отдых 16:00 18:15 2:15
  Подготовка рабочего места 18:15 18:30 0:15
  Математика для экономистов 18:30 19:15 0:45
  Экономическая информатика 19:15 22:00 2:45
  Уборка рабочего места 22:00 22:15 0:15
  Отдых 22:15 23:15 1:00
  Отход ко сну 23:30    

 

Второй этап – обработка данных, содержащихся в шести таблицах, результатом которых должны быть затраты времени на один «условный» день с обязательным выделением затрат времени на СРС по дисциплинам, читаемым во втором семестре. При этом учесть, что если студент по какой-то дисциплине самостоятельно готовился один раз в течение шести дней и затратил, к примеру, 60 минут, то в таблице «условного» дня по данной позиции будет стоять цифра 10 минут (), что означает следующее: если бы студент готовился по данной дисциплине каждый день, то затраты времени составляли бы 10 минут. Если какая-то дисциплина самостоятельно изучалась 4 дня и затраты времени составляли 20, 15, 15, 10 минут, то в таблице «условного» дня будет стоять цифра 10 минут ().

Третий этап – комплексное графическое моделирование данных, содержащихся в таблице «условного» дня, затрачиваемых на СРС по различным дисциплинам.

Четвертый этап – интерпретация полученных результатов, сопоставление рейтингов, полученных по разным дисциплинам с затратами времени на СРС, выявление студентом резервов повышения своего качества обучения.

Задание 4

4.1 Разработать с помощью ПП MS Access схему данных по имеющейся информации, создать и наполнить таблицы (не менее 10 строк).

Сведения: фамилия, имя, отчество студента, номер группы, допуск к сессии (истина или ложь), оценки на экзаменах, курсовые работы (ФИО руководителя, которые заполняются из справочника преподавателей, тема, курс, оценка).

4.2 Создать таблицу с помощью запроса: фамилии студентов, допущенных к сессии.

4.3 Создать следующие запросы:

а) вывести фамилии всех студентов, не допущенных к сессии;

б) вывести фамилии и номера групп отличников.

Задание 5

5.1 Повторить с помощью ПП MS Visio один из рисунков, которые представлены в автореферате кандидатской диссертации (выдается руководителем практики).

Задание 6

6.1 Создать с помощью ПП MS Power Point презентацию на основании автореферата, включить в нее рисунок, созданный с помощью ПП MS Visio.

Вариант 2

Задание 1

1.1 Составить следующие служебные документы с использованием ПП MS Word (недостающие данные указать самостоятельно):

а) письмо о прохождении практики студентом ІІІ курса на конкретном предприятии;

б) протокол профсоюзного собрания студентов специальности;

в) докладная записка куратора группы, на имя заведующего кафедрой, о пропусках занятий студентами.

1.2 Составить аннотированный список литературы по теме «Экономико-математические модели».

Задание 2

2.1 Преобразовать документы, сформированные в задании 1, в PDF-документы с помощью ПП Adobe Acrobat.

2.2 Установить свойства защиты документов.

Задание 3

3.1 Решить финансовые задачи с использованием финансовых функций ПП MS Excel:

а) рассчитать с помощью функции ПС текущую стоимость вклада, который через пять лет составит 2000000 грн. при начислении 24% годовых;

б) предположим, что есть два варианта инвестирования средств в течение 2 лет: в начале каждого года под 9% годовых или в конце каждого года под 14% годовых. Пусть ежегодно вносится 31000 грн. Определить с помощью функции БС, сколько денег окажется на счете в конце 2-го года для каждого варианта;

в) в долг берется 55000 грн. под годовую ставку 10%. В год выплачивается по 5000 грн. Определить с помощью функции КПЕР, сколько лет займут эти выплаты.

3.2 На основе представленной матрицы и вектора-столбца необходимо:

а) найти ранг и определитель матрицы (А);

б) найти обратную матрицу (А);

в) найти транспонированную матрицу (А);

г) найти произведение матрицы (А) и вектор-столбца (В).

3.3 Решить задачи с использованием основных формул комбинаторики:

а) Сколькими способами могут восемь человек стать в очередь к театральной кассе?

б) В футбольной команде (11 человек) нужно выбрать капитана и его заместителя. Сколькими способами это можно сделать?

в) Сколькими различными способами можно выбрать из 15 человек делегацию в составе трех человек?

3.4 В таблице представлены данные, отображающие оценки, полученные студентами на контрольной работе:

 

 

Таблица 1

Вариационный ряд

Оценка                        
Количество учеников, получивших данную оценку, чел                        

 

Необходимо найти:

а) моду и медиану ряда;

б) среднее выборочное ряда;

в) выборочную дисперсию ряда.

3.5 С помощью ПП MS Excel провести анализ затрат времени на СРС студента. Решение задачи осуществляется в четыре этапа.

Первый этап – сбор необходимых данных в течение 6 рабочих дней (в качестве рабочих дней взять дни обучения во втором семестре), путем заполнения наблюдательных листов по следующей форме:

Таблица 2

Затраты времени 1 рабочего дня

Название вида работы Начало Конец Продолжительность

 

Таблица 3

Пример составления самофотографии рабочего дня

Номер по порядку Вид деятельности Начало Конец Продолжительность, мин.
  Подъем 6:00    
  Утренние процедуры 6:05 7:00 0:55
  Дорога в университет 7:10 7:45 0:35
  Занятия в университете 8:00 12:45 4:45
  Общественная деятельность 12:46 13:05 0:19
  Книжный рынок 13:10 14:00 0:50
  Дорога домой 14:00 14:45 0:45
  Обед 15:00 15:20 0:20
  Общение с семьей 15:20 16:00 0:40
  Отдых 16:00 18:15 2:15
  Подготовка рабочего места 18:15 18:30 0:15
  Математика для экономистов 18:30 19:15 0:45
  Экономическая информатика 19:15 22:00 2:45
  Уборка рабочего места 22:00 22:15 0:15
  Отдых 22:15 23:15 1:00
  Отход ко сну 23:30    

 

Второй этап – обработка данных, содержащихся в шести таблицах, результатом которых должны быть затраты времени на один «условный» день с обязательным выделением затрат времени на СРС по дисциплинам, читаемым во втором семестре. При этом учесть, что если студент по какой-то дисциплине самостоятельно готовился один раз в течение шести дней и затратил, к примеру, 60 минут, то в таблице «условного» дня по данной позиции будет стоять цифра 10 минут (), что означает следующее: если бы студент готовился по данной дисциплине каждый день, то затраты времени составляли бы 10 минут. Если какая-то дисциплина самостоятельно изучалась 4 дня и затраты времени составляли 20, 15, 15, 10 минут, то в таблице «условного» дня будет стоять цифра 10 минут ().

Третий этап – комплексное графическое моделирование данных, содержащихся в таблице «условного» дня, затрачиваемых на СРС по различным дисциплинам.

Четвертый этап – интерпретация полученных результатов, сопоставление рейтингов, полученных по разным дисциплинам с затратами времени на СРС, выявление студентом резервов повышения своего качества обучения.

Задание 4

4.1 Разработать с помощью ПП MS Access схему данных по имеющейся информации, создать и наполнить таблицы (не менее 10 строк).

Сведения: ФИО вкладчика, номер счета, пароль, размер вклада, размер кредита, о семейном положении вкладчика (ФИО родственника, вид родства, которые заполняются из справочника родственных связей, дата рождения).

4.2 Создать таблицу с помощью запроса: вывести фамилии всех вкладчиков, кредит которых превышает 1000 гривен.

4.3 Создать следующие запросы:

а) вывести фамилии всех вкладчиков, размер вклада, которых не превышает 1000 гривен;

б) вывести пароль данного вкладчика.

Задание 5

5.1 Повторить с помощью ПП MS Visio один из рисунков, которые представлены в автореферате кандидатской диссертации (выдается руководителем практики).

Задание 6

6.1 Создать с помощью ПП MS Power Point презентацию на основании автореферата, включить в нее рисунок, созданный с помощью ПП MS Visio.

Вариант 3

Задание 1

1.1 Составить следующие служебные документы с использованием ПП MS Word (не достающие данные указать самостоятельно):

а) письмо о прохождении практики студентом ІІІ курса на конкретном предприятии;

б) протокол профсоюзного собрания студентов специальности;

в) докладная записка куратора группы, на имя заведующего кафедрой, о пропусках занятий студентами.

1.2 Составить аннотированный список литературы на тему «Управление проектами».

Задание 2

2.1 Преобразовать документы, сформированные в задании 1, в PDF-документы с помощью ПП Adobe Acrobat.

2.2 Установить свойства защиты документов.

Задание 3

3.1 Решить финансовые задачи с использованием финансовых функций ПП MS Excel:

а) рассчитать с помощью функции ПС текущую стоимость вклада, который через два года составит 30000 грн. при начислении 10% годовых;

б) предположим, что есть два варианта инвестирования средств в течение 5 лет: в начале каждого года под 15% годовых или в конце каждого года под 12% годовых. Пусть ежегодно вносится 4000 грн. Определить с помощью функции БС, сколько денег окажется на счете в конце 4-го года для каждого варианта;

в) в долг берется 600000 грн. под годовую ставку 12,5%. В год выплачивается по 100000 грн. Определить с помощью функции КПЕР, сколько лет займут эти выплаты.

3.2 На основе представленной матрицы и вектора-столбца необходимо:

а) найти ранг и определитель матрицы (А);

б) найти обратную матрицу (А);

в) найти транспонированную матрицу (А);

г) найти произведение матрицы (А) и вектор-столбца (В).

3.3 Решить задачи с использованием основных формул комбинаторики:

а) В команде 6 человек. Сколькими способами они могут построиться для приветствия?

б) Абонент забыл последние 3 цифры номера телефона. Какое максимальное число номеров ему нужно перебрать, если он вспомнил, что эти последние цифры разные?

в) Сколькими способами из восьми человек можно избрать комиссию, состоящую из пяти членов?

3.4 В таблице представлены данные, отображающие посещение детьми цирка по конкретным дням недели:

Таблица 1

Вариационный ряд

День недели понедельник вторник среда четверг пятница суббота воскресение
Количество детей, посещающих цирк, чел              

 

Необходимо найти:

а) моду и медиану ряда;

б) среднее выборочное ряда;

в) выборочную дисперсию ряда.

3.5 С помощью ПП MS Excel провести анализ затрат времени на СРС студента. Решение задачи осуществляется в четыре этапа.

Первый этап – сбор необходимых данных в течение 6 рабочих дней (в качестве рабочих дней взять дни обучения во втором семестре), путем заполнения наблюдательных листов по следующей форме:

Таблица 2

Затраты времени 1 рабочего дня

Название вида работы Начало Конец Продолжительность

 

Таблица 3

Пример составления самофотографии рабочего дня

Номер по порядку Вид деятельности Начало Конец Продолжительность, мин.
  Подъем 6:00    
  Утренние процедуры 6:05 7:00 0:55
  Дорога в университет 7:10 7:45 0:35
  Занятия в университете 8:00 12:45 4:45
  Общественная деятельность 12:46 13:05 0:19
  Книжный рынок 13:10 14:00 0:50
  Дорога домой 14:00 14:45 0:45
  Обед 15:00 15:20 0:20
  Общение с семьей 15:20 16:00 0:40
  Отдых 16:00 18:15 2:15
  Подготовка рабочего места 18:15 18:30 0:15
  Математика для экономистов 18:30 19:15 0:45
  Экономическая информатика 19:15 22:00 2:45
  Уборка рабочего места 22:00 22:15 0:15
  Отдых 22:15 23:15 1:00
  Отход ко сну 23:30    

 

Второй этап – обработка данных, содержащихся в шести таблицах, результатом которых должны быть затраты времени на один «условный» день с обязательным выделением затрат времени на СРС по дисциплинам, читаемым во втором семестре. При этом учесть, что если студент по какой-то дисциплине самостоятельно готовился один раз в течение шести дней и затратил, к примеру, 60 минут, то в таблице «условного» дня по данной позиции будет стоять цифра 10 минут (), что означает следующее: если бы студент готовился по данной дисциплине каждый день, то затраты времени составляли бы 10 минут. Если какая-то дисциплина самостоятельно изучалась 4 дня и затраты времени составляли 20, 15, 15, 10 минут, то в таблице «условного» дня будет стоять цифра 10 минут ().

Третий этап – комплексное графическое моделирование данных, содержащихся в таблице «условного» дня, затрачиваемых на СРС по различным дисциплинам.

Четвертый этап – интерпретация полученных результатов, сопоставление рейтингов, полученных по разным дисциплинам с затратами времени на СРС, выявление студентом резервов повышения своего качества обучения.

Задание 4

4.1 Разработать с помощью ПП MS Access схему данных по имеющейся информации, создать и наполнить таблицы (не менее 10 строк).

Сведения: название книги, автор, год издания, издательство, цена, количество книг, об издательствах (страна, город, которые заполняются из справочника городов, телефон).

4.2 Создать таблицу с помощью запроса: названия книг, изданные за последние 3 года.

4.3 Создать следующие запросы:

а) вывести названия всех книг, цена на которые > 50 гривен;

б) вывести названия всех книг данного автора.

Задание 5

1.1 Повторить с помощью ПП MS Visio один из рисунков, которые представлены в автореферате кандидатской диссертации (выдается руководителем практики).

Задание 6

6.1 Создать с помощью ПП MS Power Point презентацию на основании автореферата, включить в нее рисунок, созданный с помощью ПП MS Visio.

Вариант 4

Задание 1

1.1 Составить следующие служебные документы с использованием ПП MS Word (недостающие данные указать самостоятельно):

а) письмо о прохождении практики студентом III курса на конкретном предприятии;

б) протокол профсоюзного собрания студентов специальности;

в) докладная записка куратора группы, на имя заведующего кафедрой, о пропусках занятий студентами.

1.2 Составить аннотированный список литературы по теме «Операционный менеджмент».

Задание 2

2.1 Преобразовать документы, сформированные в задании 1, в PDF-документы с помощью ПП Adobe Acrobat.

2.2 Установить свойства защиты документов.

Задание 3

3.1 Решить финансовые задачи с использованием финансовых функций ПП MS Excel:

а) рассчитать с помощью функции ПС текущую стоимость вклада, который через четыре года составит 760000 грн. при начислении 14,8% годовых;

б) предположим, что есть два варианта инвестирования средств в течение 10 лет: в начале каждого года под 4,5% годовых или в конце каждого года под 8% годовых. Пусть ежегодно вносится 2500 грн. Определить с помощью функции БС, сколько денег окажется на счете в конце 10-го года для каждого варианта;

в) в долг берется 7000 грн. под годовую ставку 3,4%. В год выплачивается по 500 грн. Определить с помощью функции КПЕР, сколько лет займут эти выплаты.

3.2 На основе представленной матрицы и вектора-столбца необходимо:

а) найти ранг и определитель матрицы (А);

б) найти обратную матрицу (А);

в) найти транспонированную матрицу (А);

г) найти произведение матрицы (А) и вектор-столбца (В).

3.3 Решить задачи с использованием основных формул комбинаторики:

а) Сколько слов можно составить, переставив буквы в слове «экзамен», при условии, что буквы в слове не должны повторяться?

б) Сколькими способами можно вызвать по очереди к доске 4 учеников из 7?

в) Сколькими способами можно выбрать 3 плитки шоколада из имеющихся 5 плиток?

3.4 В таблице представлены данные, отображающие посещение студентами факультативных занятий по конкретным месяцам:

 

Таблица 1

Вариационный ряд

Месяц октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель
Количество студентов, посещающих факультативные занятия, чел              

 

Необходимо найти:

а) моду и медиану ряда;

б) среднее выборочное ряда;

в) выборочную дисперсию ряда.

3.5 С помощью ПП MS Excel провести анализ затрат времени на СРС студента. Решение задачи осуществляется в четыре этапа.

Первый этап – сбор необходимых данных в течение 6 рабочих дней (в качестве рабочих дней взять дни обучения во втором семестре), путем заполнения наблюдательных листов по следующей форме:

Таблица 2

Затраты времени 1 рабочего дня

Название вида работы Начало Конец Продолжительность

 

Таблица 3

Пример составления самофотографии рабочего дня

Номер по порядку Вид деятельности Начало Конец Продолжительность, мин.
  Подъем 6:00    
  Утренние процедуры 6:05 7:00 0:55
  Дорога в университет 7:10 7:45 0:35
  Занятия в университете 8:00 12:45 4:45
  Общественная деятельность 12:46 13:05 0:19
  Книжный рынок 13:10 14:00 0:50
  Дорога домой 14:00 14:45 0:45
  Обед 15:00 15:20 0:20
  Общение с семьей 15:20 16:00 0:40
  Отдых 16:00 18:15 2:15
  Подготовка рабочего места 18:15 18:30 0:15
  Математика для экономистов 18:30 19:15 0:45
  Экономическая информатика 19:15 22:00 2:45
  Уборка рабочего места 22:00 22:15 0:15
  Отдых 22:15 23:15 1:00
  Отход ко сну 23:30    

 

Второй этап – обработка данных, содержащихся в шести таблицах, результатом которых должны быть затраты времени на один «условный» день с обязательным выделением затрат времени на СРС по дисциплинам, читаемым во втором семестре. При этом учесть, что если студент по какой-то дисциплине самостоятельно готовился один раз в течение шести дней и затратил, к примеру, 60 минут, то в таблице «условного» дня по данной позиции будет стоять цифра 10 минут (), что означает следующее: если бы студент готовился по данной дисциплине каждый день, то затраты времени составляли бы 10 минут. Если какая-то дисциплина самостоятельно изучалась 4 дня и затраты времени составляли 20, 15, 15, 10 минут, то в таблице «условного» дня будет стоять цифра 10 минут ().

Третий этап – комплексное графическое моделирование данных, содержащихся в таблице «условного» дня, затрачиваемых на СРС по различным дисциплинам.

Четвертый этап – интерпретация полученных результатов, сопоставление рейтингов, полученных по разным дисциплинам с затратами времени на СРС, выявление студентом резервов повышения своего качества обучения.

Задание 4

4.1 Разработать с помощью ПП MS Access схему данных по имеющейся информации, создать и наполнить таблицы (не менее 10 строк).

Сведения: фамилия, имя, отчество, должность, которые заполняются из справочника должностей, размер заработной платы, дата рождения, о семейном положении (ФИО родственника, вид родства, которые заполняются из справочника родственных связей, дата рождения).

4.2 Создать таблицу с помощью запроса: фамилии сотрудников, получающих менее 1600 гривен.

4.3 Создать следующие запросы:

а) вывести фамилии всех сотрудников, получающих более 1600 гривен;

б) вывести фамилии и должности сотрудников, которым нет 18 лет.

Задание 5

5.1 Повторить с помощью ПП MS Visio один из рисунков, которые представлены в автореферате кандидатской диссертации (выдается руководителем практики).

Задание 6

6.1 Создать с помощью ПП MS Power Point презентацию на основании автореферата, включить в нее рисунок, созданный с помощью ПП MS Visio.

 

Вариант 5

Задание 1

1.1 Составить следующие служебные документы с использованием ПП MS Word (недостающие данные указать самостоятельно):

а) письмо о прохождении практики студентом III курса на конкретном предприятии;

б) протокол профсоюзного собрания студентами специальности;

в) докладная записка куратора группы, на имя заведующего кафедрой, о пропусках занятий студентами.

1.2 Составить аннотированный список литературы по теме «Системы поддержки принятия решений».

Задание 2

2.1 Преобразовать документы, сформированные в задании 1, в PDF-документы с помощью ПП Adobe Acrobat.

2.2 Установить свойства защиты документов.

Задание 3

3.1 Решить финансовые задачи с использованием финансовых функций ПП MS Excel:

а) рассчитать с помощью функции ПС текущую стоимость вклада, который через двадцать лет составит 5000000 грн. при начислении 13,4% годовых;

б) предположим, что есть два варианта инвестирования средств в течение 7 лет: в начале каждого года под 7% годовых или в конце каждого года под 13,9% годовых. Пусть ежегодно вносится 4900 грн. Определить с помощью функции БС, сколько денег окажется на счете в конце 5-го года для каждого варианта;

в) в долг берется 80000 грн. под годовую ставку 5,6%. В год выплачивается по 2000 грн. Определить с помощью функции КПЕР, сколько лет займут эти выплаты.

3.2 На основе представленной матрицы и век



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: