Дальний Восток (Китай, Япония)




Программа

Курса «История всемирной литературы» (Восток, средние века)

Введение

Понятие средневековой литературы и содержание термина. Непрерывное и прерванное развитие литератур древности. Формирование новых литературных регионов. «Молодые народы» средневековья. Расширение границ регионов. Роль великих завоеваний в региональных контактах в эпоху перехода от древности к средневековью.

Значение мировых религий в формировании литературных регионов в средние века. Религиозный канон как основа складывания средневекой книжности. Роль мистических течений средневековья в литературной жизни эпохи. Существенное повышение роли письменного текста. Понятие литературного канона. Закрепление статуса индивидуального автора. Соотношение автора и традиции. Складывание иерархии жанров. Завершение перехода от «дорефлективных» к «рефлективным» (С.С.Аверинцев) формам традиционализма. Основные системы нормативной поэтики; исходные и производные системы.

Духовные открытия литературы средних веков как отражение исторических сдвигов в сознании человека (окончательный переход от родового к классовому обществу, распространение монотеизма, выделение индивидуума из коллектива и осознание индивидуальности – индивидуальная ответственность человека перед Богом, индивидуальная любовь, творческая индивидуальность автора). Любовная лирика и любовный роман – средоточие литературных открытий средневековой эпохи.

Литература

1. Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Гринцер П.А., Михайлов А.В. Категории поэтики в смене литературных эпох. – Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

2. Аверинцев С.С. Автор и авторитет. – Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

3. История всемирной литературы. Т.2, 3 (вводные разделы). М., 1984-1985.

4. Куделин А.Б. Автор и традиционалистский канон. – Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

5. Мелетинский Е.М. Средневековый роман. Происхождение и классические формы (Предисловие, Введение). М., 1983.

Дальний Восток (Китай, Япония)

 

Понятие литературного мира дальневосточных стран – Китая, Вьетнама, Кореи, Монголии, Японии. Китаецентризм как один из ведущих факторов развития литератур региона. Значение китайского книжного языка (веньяня) и «трех учений» (сань цзяо). Особенности дальневосточной поэтики.

Основные периоды в развитии средневековых литератур Китая и Японии. Их общая сравнительная характеристика (период III-XVI вв.).

Китайская литература Смутных веков (III-VI вв.). Этот период как эпоха «литературного самосознания». Сюань («сокровенное») и цзыкань («самость», «естественность») как категории китайской поэтики. Доминантное значение лирического начала. Два основных этапа в развитии китайской поэзии (ши) того времени: III-IV вв. («Три Цао», «Семь цзяньаньских мужей», «Семь мудрецов из бамбуковой рощи», «поэзия таинственных речений») и V-VI вв. (пейзажная лирика Тао Юаньмина и Се Линьюня, поэзия придворного стиля). Народная поэзия IV-VI вв. Ее деление на песни Юга и Севера. Характеристика их поэтики.

Китайская литература эпохи Тан (VII-Х вв.). Ее значение для складывания представлений о литературно-эстетическом каноне в странах Дальневосточного региона. Фу гу («Возвращение к древности») как широкое культурное движение и творческое кредо писателей того времени. Четыре основных этапа в развитии танской литературы. «Высокая Тан» (10-е –70-е гг. VIII в.) и «Средняя Тан» (конец VIII – первая треть IX в.) как вершина классической китайской поэзии. Творчество Ван Вэя, Ли Бо и Ду Фу. «Странная поэзия» Хань Юя и поэтов его круга. Социально-обличительная поэзия Бо Цзюйи. Развитие личностного начала в творчестве этих авторов.

Китайский романс (цы) эпохи Сун (X-XIII вв.). Цы как один из основных (наряду с ши) традиционных жанров китайской поэзии. Время его появления и расцвета. Романс как жанр городской поэзии, его основные формы и особенности стихосложения. Лю Юн как новатор этого жанра. Уравнение романса с другими жанрами традиционной китайской поэзии в творччестве Су Дунпо. Сунский романс как поэтическая рефлексия. Цы поэтессы Ли Цинчжао. Особенности раскрытия патриотической темы в романсе XII в. Творчество Синь Цицзи как итог развития этого жанра.

Японская поэзия (ута) эпохи Нара (VIII в.) и Хэйан (IX-XII вв.). Специфические условия ее формирования. Первые японские антологии «Манъёсю» и «Кокинсю». Основные этапы развития японской поэзии того времени. Творчество наиболее крупных авторов (Хитомаро, Акахито, Цураюки и др.). Особенности японской поэтики. Значение эстетического принципа моно-но аварэ («пленительность преходящего»). Сравнение японской поэзии того времени с китайской поэзией III-X вв.: их сходство и различие.

Эссеистическая проза Китая и Японии (IX-XI вв.). Становление и расцвет китайской эссеистической прозы (гувэнь) и ее наивысший подъем в IX и XI вв. Определение понятия гувэнь и особенности поэтики этого жанра. Творчество крупнейших китайских эссеистов Хань Юя, Лю Цзуньюаня, Оуян Сю, Ван Аньши, Су Дунпо. Эссеистическая проза Японии периода Хэйан. Значение так называемого «женского потока» в ее развитии. Особенности поэтики японской эссеистики в ее сопоставлении с китайской прозой гувэнь. «Дневник путешествия из Тоса» Цураюки и развитие жанра дневника (никки) в японской литературе того времени. Становление эссеистического жанра дзуйхицу («по следам кисти») в произведении «Записки у изголовья» Сэй Сёнагон.

Повествовательная проза Китая (VII-X вв.) и Японии (IX-XII вв.). Танская новелла (чуаньци) как первая чисто художественная сюжетная проза в Китае. Время ее появления, литературные истоки, основные этапы развития, место в системе жанров и жанровые особенности. Классификация новелл и проблема художественного вымысла. Особенности раскрытия образов персонажей.

Моногатари как наиболее общее определение японской повествовательной прозы. Сравнение этой прозы с танской новеллой. Время появления и особенности эволюции жанра моногатари. Роль стихотворного жанра танка и эссеистической прозы в становлении моногатари. Роман «Гэндзи-моногатари» Мурасаки Сикибу как кульминация в развитии классической прозы Японии. Особенности поэтики этого произведения.

Китайская повесть хуабэнь X-XIII вв. Хуабэнь как жанр городской повествовательной литературы на новом разговорном языке байхуа. Результат коллективного народного творчества сказителей – шохуажэнь. Новеллистический и исторический как наиболее популярные виды повестей. Особенности поэтики хуабэнь (приемы изображения, архитектоника, включение стихов и романсов как жанровый признак и т.д.).

Музыкальная драма Китая (XIII-XIV вв.) и Японии (XIV-XVI вв.). Типологически общие черты возникновения театра и драматургии в Китае (сицуй) и Японии (но). Влияние конфуцианства на китайскую драму и роль дзэн-буддизма в театре Но. Югэн («сокровенная красота») как эстетическая категория японского театрального искусства и литературной драмы. Черты сходства и различия эстетики драмы в Китае и Японии (синтетизм, условность изображения, актер как создатель художественного времени и пространства, господство лирического начала и музыки, соотношение серьезного и комического и т.д.). Драма как литературный текст (в Китае – цзацзюй, наньси, в Японии – ёкёку). Особенности определения жанра. Этапы развития драматургии Китая и Японии в названный период.

Книжная эпопея в Китае и Японии (XIII-XIV вв.). Черты сходства в формировании книжной эпопеи – «многоглавого романа» (чжан хуэй сяошо) в Китае и «военной повести» (гунки) в Японии. Участие в ее создании сказителя и составителя-автора. Книжные эпопеи в Китае – «Троецарствие» Ло Гуаньчжуна и «Речные заводи» Ши Найаня, в Японии – «Сказание о доме Тайра» и «Сказание о великом мире». Общее и особенное в поэтике этих эпопей (идеалы героизма, влияние конфуцианства и буддизма, сочетание черт эпоса, исторической хроники и других жанров и т.д.).

Китайский роман XVI в. Ослабление в новых исторических условиях традиционной иерархии жанров, возрастание роли повествовательной прозы на разговорном языке. Возникновение жанра романа внутри старой книжной эпопеи. «Путешествие на Запад» У Чэньэня как фантастический роман. Фольклорные и литературные источники этого произведения. Различные функции и символические планы его фантастики. «Плавание Трижды Праведного по Индийскому океану» Ло Маодэна как роман о путешествии в далекие страны. Источники его создания: реальные факты морских экспедиций, исторические, географические, литературные источники. Способы обобщения исходного материала в романе. Общая характеристика стиля «Плавания Трижды Праведного». Анонимный роман «Цзинь Пин Мэй» («Цветы сливы в золотой вазе») как первая в Китае эпопея частной жизни. Необычное для того времени композиционное единство произведения. Быт как источник художественного обобщения, особенности реалистичности повествования. Широта в показе нравов эпохи и социальный пафос романа.

 

Литература

1. Алексеев В.М. Китайская литература. М., 1979.

2*. Бежин Л.Е. Ду Фу. М., 1987.[1]

3. Горегляд В.Н. Японская литература.VIII-XVI вв. СПб., 1997.

4. История всемирной литературы Т. 2 (раздел «Литературы Восточной и Юго-Восточной Азии, глава первая»), т.3 (раздел «Литературы Восточной и Юго-Восточной Азии, глава первая»). М., 1984-1985.

5. Конрад Н.И. Японская литература. М., 1974.

6*. Лисевич И.С. Литературная мысль Китая. М., 1979.

7. Литература Востока в средние века. Часть I («Китайская литература», «Японская литература»). М., (МГУ), 1970.

8*. Рифтин Б.Л. Становление китайского романа. – в кн. Генезис романа в литературах Азии и Африки. М., 1980.

9. Семененко И.И. Цзи Кан. Ода о лютне. – в кн. Проблемы восточной филологии. МГУ, 1979.

10. Сорокин В.Ф. Классическая драма Китая в XIII-XVI вв. – в сб. Изучение китайской литературы в СССР. М., 1973.

Тексты

1. Гуляка и волшебник. М., 1970.

2. Китайская пейзажная лирика. М., 1984.

3. Литература Востока в средние века. Тексты. (Китай, Япония). М., (МГУ), 1996.

4. Ло Гуаньчжун. Троецарствие. М., 1984.

5. Манъесю. Избранное. М., 1987.

6. Мурасаки Сикибу. Повесть о Гэндзи. Т. 1-2. СПб., 2001.

7. Повесть о доме Тайра. М., 2000.

8. У Чэньэнь. Сунь Укун – царь обезьян. М., 1984.

9. Цветы сливы в золотой вазе. Т. 1-2. М., 1977.

10. Ши Найань. Речные заводи. Т. 1-2. М., 1955.

11. Юаньская драма. М.-Л., 1966.

12. Яшмовая нить. Антология Японской классической литературы. М., 1998.

 

Индия

 

Общая характеристика средневековой индийской литературы.

Связь средневековой литературы с древностью и отход от нее. Усложнение карты и факторов литературного процесса в средние века. Роль различных религий в формировании литературы (индуизм, буддизм, джайнизм, тантризм, сикхизм). Важная роль джайнов в развитии литературы и литературной теории. Функционирование древних и появление новых индийских языков. Формирование региональных литератур.

Сохранение ведущей роли санскрита на севере Индии, усиление его роли на юге и на окраинах субконтинента в связи с усвоением там североиндийских социальных, религиозных, культурных моделей. Возрастание значения пракритов как литературных языков на севере. Освоение пракритами и другими языками жанров санскритской литературы (антология, махакавья, роман).

Мусульманское завоевание Индии. Возникновение империи Великих Моголов. Взаимодействие индийской культурной и литературной традиции с арабо-персидской. Возникновение языка и литературы урду.

Перестройка жанровой системы в средние века. Упадок городской литературы на севере. Падение роли театральной традиции на санскрите, сохранение драмы как литературного жанра. Развитие культуры и литературы при царских дворах, расцвет панегирических и придворных жанров. Возникновение жанра романа на санскрите.

Возрастание роли фольклора. Развитие региональных эпических и театральных традиций. Роль древнего эпоса как источника сюжетов и образов. Средневековые переработки эпических поэм. Средневековые варианты «Рамаяны» (Камбан, Тулсидас).

Возникновение и расцвет поэзии в русле течения бхакти. Синтез традиционных и фольклорных жанров в религиозной поэзии. Традиции житийных сказаний. Развитие мусульманской литературы в Индии. Влияние суфизма на поэтов-бхактов.

Развитие литературной теории. Продолжение древней традиции описания литературного канона и исследования его в поэтологических трактатах (преимущественно на санскрите).

Периодизация средневековой индийской литературы.

VI –XII вв. – литература раннего средневековья. Сохранение связи с жанрами и канонами древности. Возникновение поэзии бхакти на юге.

XIII – XVI вв. – быстрое развитие региональных литератур. Расцвет поэзии бхакти на севере и в Бенгалии. Взаимодействие индуистской и мусульманской традиций (Гуру Нанак, Кабир). Персоязычная литература Индии (Амир Хусров Дехлеви). Развитие литературы урду.

XVII- XIX вв. – литература при дворах региональных правителей. Индо-мусульманский синтез. Литература как часть художественного синкретизма (поэзия, музыка, живопись). Формализация литературной традиции (интерес к трактатам, классификации, рубрикации, поэтической игре). Санскритская поэтика и региональные языки (брадж, тамильский, бенгальский и др.). Усиление воздействия западной культуры и литературы на индийское общество.

Средневековая поэзия на санскрите

Стиль кавья. Особенности поэтики. Поэтические тропы (украшения) и приемы. Принципы построения поэтического образа. Трактовка традиционного материала. Основные жанры: малая поэтическая форма (муктака), большая поэма (махакавья).Антологии малых стихотворений: шатака, коша. Любовная поэзия на санскрите. Основные персонажи и ситуации. Особенности трактовки любовной темы. Принцип сценарности. Понятие дхвани.

Санскритская проза

Жанр махакавья. Развитие древней традиции. Источники сюжетов. Особенности поэтики средневековой махакавьи. Усложнение стиля, возрастание интереса к описаниям. Поэма Магхи «Шишупалавадха».

Средневековый санскритский роман. Его разновидности (катха и акхьяика). Связь с древней повествовательной традицией («Великий сказ»), преобладание любовно-авантюрных линий в сюжете. Описания. Романы Баны («Кадамбари» и Дандина («Приключения десяти принцев». Их сходство и отличие.

Средневековые повествовательные сборники. Развитие рамочной композиции. Особенности функционирования рамочного сюжета, его новые возможности. Расширение тематического диапазона. «Семьдесят рассказов попугая», «Двадцать пять рассказов веталы», «История о плутах». Проблема сатиры.

Поэзия бхакти

Особенности бхакти как религиозного течения и поэтической традиции. Экстатический и синкретический характер поэтического творчества (связь с пением и танцем). Первые поэтические комплексы поэзии бхакти на тамильском языке, их хронологические рамки. Шиваиты и вишнуиты (наянары и альвары). Некоторые поэтические фигуры: Карейккал Аммеияр, Аппар, Перияльвар, Андаль. Основные мотивы поэзии бхакти, новая трактовка мифа, особенности стиля. Складывание житийной традиции. Типология жизнеописания поэта-бхакта.

Течение вирашайва (лингаяты) в Карнатаке. Творчество поэтов- лингаятов. Жанр вачана и его особенности.

Бхакти в Махараштре. Традиция варкари. Намдев, Тукарам. Жанр абханг.

Кришнаитская поэзия бхакти. Значение «Бхагаватапураны» для развития вишнуитского бхакти. Тамильский поэтический комплекс «Четыре тысячи божественных произведений» и его значение для становления поэтической традиции вишнуитского бхакти. Трактовка кришнаитского мифа Перияльваром и Андаль. «Гитаговинда» Джаядевы. Особенности композиции поэмы. Связь с фольклорной традицией. Бенгальский кришнаизм. Чайтанья, Чондидаш. Религиозная лирика Видьяпати Тхакура.

Творчество Сурдаса. Поэтический свод «Сурсагар». Проблема его первоначального состава. Основные мотивы поэзии Сурдаса. Кришнаитские пады. Трактовка кришнаитского мифа. Роль Сурдаса в формировании кришнаитского культа.

Творчество Кабира. Синтез индуистских и мусульманских идей. Кабир как яркий представитель ниргун-бхакти. Связь его идей с религией сикхов. Легенды о жизни Кабира. Проповедническая функция стихов Кабира. Стихотворные афоризмы (сакхи). Особенности образности и поэтической формы. Значение творчества Кабира для индийской культуры.

 

Литература

1. История всемирной литературы. Т. 2 (раздел «Литературы Южной и Юго-Восточной Азии»: Введение, глава вторая), т. 3 (раздел «Литературы Южной и Юго-Восточной Азии»: Введение, глава первая). М., 1984-1885.

2. Литература Востока в средние века. Часть I (Литература Индии). М., 1970.

3. Серебряный С.Д. Видьяпати. М., 1980.

4. Бычихина Л. В., Дубянский А.М. Тамильская литература. М.,????, с. 46-59.

Тексты

1. Литература Востока в средние века. Тексты. (Индия). М., (МГУ), 1996.

 

2. Бана. Кадамбари. Пер. с санскр. П.А. Гринцера. М., 1995.

3. Видьяпати. Песни любви. М., 1977.

4. Дандин. Приключения десяти принцев. Пер. с санскр. Ф.И. Щербатского. М., 1964.

5. Индийская средневековая повествовательная проза. М., 1982.

6. Сурдас. Винаи. Сурсагар. Фрагменты. Пер. Ю.В.Цветкова. — Ю.В.Цветков. Сурдас и его поэзия. М., 1979.

7. Тулсидас. Рамачаритаманаса. Дохавали. Фрагменты. Пер. Ю.В.Цветкова. — Цветков Ю.В. Тулсидас. М., 1987.

8. Сазанова Н.М. Нет жизни без Кришны (из средневековой индийской поэзии). М., 1992

9. Кабир. Лирика. Пер. С.Липкина. М., 1965.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: