ГЛАВА II КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ (ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ) РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, межличностное общение и группами, межгрупповое общение, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).
Устное общение самый распространённый вид передачи информации, между людьми. Поэтому людям с нарушениями слуха очень трудно передавать свои мысли и чувства окружающим. Чтобы помочь таким людям есть специальные коррекционные учреждения, в которых обучают детей говорить устной речи с помощью определенных методов. И чем раньше начнется обучение, тем лучше человек овладеет эти видом общения. Если прекратить обучение при первых успехах детей, то в скором речь распадётся.
В этой связи мы провели исследование в Государственном казенном общеобразовательном учреждении «Волгоградская школа – интернат №7». Обследование проводилось в период весенней практике с 9.03. 2017г. - 22.03.2017г.
«Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Волгоградская школа – интернат №7» рассчитана на проживание детей в ней в течении всей недели. Имеются спальни, кухня, туалет. Школа-интернат оснащена звукоусиливающим оборудованием. В школе-интернате работают кружки:Спортивная секция «Олимпиец», Секция дзюдо, Компьютерные технологии, «Азбука общения малышей», Волейбол, «Природная мастерская», Танцевальный кружок «Аленький цветочек»,Студия жестовой песни, Шахматный клуб «Белая ладья».
В исследовании принимали участие обучающиеся 6 Б класса возрастом от 12 до 16 лет. Все обучающиеся имеют различные нарушения слуха. Степень снижения слуха представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Степень снижения слуха обучающихся 6 «Б» класса
Имя обучающегося | Год рождения | Степень снижения слуха |
Анастасия В. | 2005г | Двустороняя хроническая сенсоневральная тугоухость слева I степени, справа II степени. |
Ангелина К. | 2003г | Двустороняя кондуктивная тугоухость II степени, двустороняя атрезия наружнего слухового прохода. |
Даниил Р. | 2002г | Двустороняя хроническая сенсоневральная тугоухость IV степени. |
Кирилл Х. | 2004г | Хроническая нейросенсорная тугоухость III степени. |
Алия Э. | 2001г | Двустороняя хроническая сенсоневральная тугоухость слева II степени, справа IV степени. |
Анастасия К. | 2001г | Двустороняя нейросенсорная тугоухость IV степени. |
Мы провели исследования слуха различными методиками: Исследование слуха шепотной и разговорной речью, методика «Отстучи ритм»,методика «Подбери слово»
Исследование слуха речью имеет ряд преимуществ по сравнению с остальными методами, которые заключаются в том, что не требуется специальной аппаратуры, и в мобильности исследования. К недостаткам относится то, что звук не дозируется по интенсивности и частотному спектру, а также существует субъективизм в оценке восприятия речевого сигнала.
Исследование слуха речью проводится шепотной, разговорной и громкой речью (голосом). Однако в практике работы школы шепотная и громкая речь используются редко, т.к. разговорная речь является адекватным раздражителем. Именно разговорным голосом ведется учебный процесс. Разговорная речь используется в том случае, когда исследование проводится без звукоусиливающей аппаратуры (ЗУА).
Шепотной речью исследуется слух у слабослышащих детей I отделения с высоким уровнем речевого развития и большими потенциальными резервами для восприятия речи на слух.
Учителю важно знать, каковы слуховые возможности ученика для восприятия речи в учебном процессе, т.е. на общеобразовательных уроках и индивидуальных занятиях, где дети воспринимают речь не только с помощью ЗУА, но и без нее.
Целью исследования является определение максимального расстояния, на котором дети с нарушением слуха воспринимают 70-80% объема речевой информации. Л. В. Нейман считает, что порогом восприятия речи является наибольшее расстояние, на котором различается 50% предъявляемого речевого материала.
При организации исследования слуха речью следует учесть ряд условий: собрать анамнестические данные, определить, в каком помещении проводить исследование, подготовить речевой материал.
В условиях школы целесообразно исследовать слух в помещении, которое относительно изолировано от посторонних шумов и позволяет удлинять расстояние до 10-15 метров.
Л. В. Нейман предлагает исследовать слух у детей с нарушенным слухом с наименьшего расстояния, постоянно его увеличивая для определения порога восприятия или оптимального восприятия речевой информации на слух.
При исследовании слуха речью весь речевой материал произносится на резервном воздухе (вдох-выдох-речь). Это способствует уравниванию громкости при предъявлении всего речевого материала у разных лиц.
Исследование слуха может проводиться с помощью элементов речи (звуки речи), слов и фраз. Наиболее целесообразны для исследования слова, т.к. в них отсутствует та абстракция, которая заложена в звуках речи, и не присутствует наличие контекста во фразах, который будет способствовать различению речи на слух.
Для неслышащих с низким уровнем речевого развития, поступающих в школу, предлагаются три группы слов по методике Е. П. Кузьмичевой (1983): первая группа состоит из слов, акустически грубо противопоставленных, различных по интенсивности и длительности, типа мяч-рыба-карандаш; вторая группа состоит из слов, куда входят звуки речи разной степени интенсивности. Эти слова могут быть равными по длине, но их нужно различать по звукам, входящим в них, например: рыба- лампа, самолет-молоко; третья группа состоит из большего количества слов, разных по длине и интенсивности, где слово различается как последовательность фонетических элементов. Эта группа объединяет по опознавательным признакам две предыдущие группы.Важным обстоятельством при исследовании слуха является "заглушение" неисследуемого уха.
Исследование по трем группам слов проводится в два этапа. На I этапе дети знакомятся со словами по картинкам, прослушивают, каково их звучание. На II этапе сначала проводится слухо-зрительная тренировка, а затем - различение слов на слух. Тренировка проводится в том случае, если ребенок затрудняется в различении, при этом порядок слов меняется.
При этом ведется протокол исследования, где отмечается расстояние, на котором воспринимался список слов и количество распознанных слов на слух. Так определяется порог восприятия и оптимальное расстояние, позволяющее воспринимать 70-80% речевой информации.
Таблица 2.2.