Степень снижения слуха обучающихся 6 «Б» класса




ГЛАВА II КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ (ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ) РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

 

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, межличностное общение и группами, межгрупповое общение, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Устное общение самый распространённый вид передачи информации, между людьми. Поэтому людям с нарушениями слуха очень трудно передавать свои мысли и чувства окружающим. Чтобы помочь таким людям есть специальные коррекционные учреждения, в которых обучают детей говорить устной речи с помощью определенных методов. И чем раньше начнется обучение, тем лучше человек овладеет эти видом общения. Если прекратить обучение при первых успехах детей, то в скором речь распадётся.

В этой связи мы провели исследование в Государственном казенном общеобразовательном учреждении «Волгоградская школа – интернат №7». Обследование проводилось в период весенней практике с 9.03. 2017г. - 22.03.2017г.

«Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Волгоградская школа – интернат №7» рассчитана на проживание детей в ней в течении всей недели. Имеются спальни, кухня, туалет. Школа-интернат оснащена звукоусиливающим оборудованием. В школе-интернате работают кружки:Спортивная секция «Олимпиец», Секция дзюдо, Компьютерные технологии, «Азбука общения малышей», Волейбол, «Природная мастерская», Танцевальный кружок «Аленький цветочек»,Студия жестовой песни, Шахматный клуб «Белая ладья».

 

В исследовании принимали участие обучающиеся 6 Б класса возрастом от 12 до 16 лет. Все обучающиеся имеют различные нарушения слуха. Степень снижения слуха представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Степень снижения слуха обучающихся 6 «Б» класса

Имя обучающегося Год рождения Степень снижения слуха
Анастасия В. 2005г Двустороняя хроническая сенсоневральная тугоухость слева I степени, справа II степени.
Ангелина К. 2003г Двустороняя кондуктивная тугоухость II степени, двустороняя атрезия наружнего слухового прохода.
Даниил Р. 2002г Двустороняя хроническая сенсоневральная тугоухость IV степени.
Кирилл Х. 2004г Хроническая нейросенсорная тугоухость III степени.
Алия Э. 2001г Двустороняя хроническая сенсоневральная тугоухость слева II степени, справа IV степени.
Анастасия К. 2001г Двустороняя нейросенсорная тугоухость IV степени.

 

Мы провели исследования слуха различными методиками: Исследование слуха шепотной и разговорной речью, методика «Отстучи ритм»,методика «Подбери слово»

Исследование слуха речью имеет ряд преимуществ по сравнению с остальными методами, которые заключаются в том, что не требуется специальной аппаратуры, и в мобильности исследования. К недостаткам относится то, что звук не дозируется по интенсивности и частотному спектру, а также существует субъективизм в оценке восприятия речевого сигнала.

Исследование слуха речью проводится шепотной, разговорной и громкой речью (голосом). Однако в практике работы школы шепотная и громкая речь используются редко, т.к. разговорная речь является адекватным раздражителем. Именно разговорным голосом ведется учебный процесс. Разговорная речь используется в том случае, когда исследование проводится без звукоусиливающей аппаратуры (ЗУА).

Шепотной речью исследуется слух у слабослышащих детей I отделения с высоким уровнем речевого развития и большими потенциальными резервами для восприятия речи на слух.

Учителю важно знать, каковы слуховые возможности ученика для восприятия речи в учебном процессе, т.е. на общеобразовательных уроках и индивидуальных занятиях, где дети воспринимают речь не только с помощью ЗУА, но и без нее.

Целью исследования является определение максимального расстояния, на котором дети с нарушением слуха воспринимают 70-80% объема речевой информации. Л. В. Нейман считает, что порогом восприятия речи является наибольшее расстояние, на котором различается 50% предъявляемого речевого материала.

При организации исследования слуха речью следует учесть ряд условий: собрать анамнестические данные, определить, в каком помещении проводить исследование, подготовить речевой материал.

В условиях школы целесообразно исследовать слух в помещении, которое относительно изолировано от посторонних шумов и позволяет удлинять расстояние до 10-15 метров.

Л. В. Нейман предлагает исследовать слух у детей с нарушенным слухом с наименьшего расстояния, постоянно его увеличивая для определения порога восприятия или оптимального восприятия речевой информации на слух.

При исследовании слуха речью весь речевой материал произносится на резервном воздухе (вдох-выдох-речь). Это способствует уравниванию громкости при предъявлении всего речевого материала у разных лиц.

Исследование слуха может проводиться с помощью элементов речи (звуки речи), слов и фраз. Наиболее целесообразны для исследования слова, т.к. в них отсутствует та абстракция, которая заложена в звуках речи, и не присутствует наличие контекста во фразах, который будет способствовать различению речи на слух.

Для неслышащих с низким уровнем речевого развития, поступающих в школу, предлагаются три группы слов по методике Е. П. Кузьмичевой (1983): первая группа состоит из слов, акустически грубо противопоставленных, различных по интенсивности и длительности, типа мяч-рыба-карандаш; вторая группа состоит из слов, куда входят звуки речи разной степени интенсивности. Эти слова могут быть равными по длине, но их нужно различать по звукам, входящим в них, например: рыба- лампа, самолет-молоко; третья группа состоит из большего количества слов, разных по длине и интенсивности, где слово различается как последовательность фонетических элементов. Эта группа объединяет по опознавательным признакам две предыдущие группы.Важным обстоятельством при исследовании слуха является "заглушение" неисследуемого уха.

Исследование по трем группам слов проводится в два этапа. На I этапе дети знакомятся со словами по картинкам, прослушивают, каково их звучание. На II этапе сначала проводится слухо-зрительная тренировка, а затем - различение слов на слух. Тренировка проводится в том случае, если ребенок затрудняется в различении, при этом порядок слов меняется.

При этом ведется протокол исследования, где отмечается расстояние, на котором воспринимался список слов и количество распознанных слов на слух. Так определяется порог восприятия и оптимальное расстояние, позволяющее воспринимать 70-80% речевой информации.

Таблица 2.2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: