ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4.
Тема: Особенности методов обследования стоматологом детей разного возраста. Значение анамнеза, индивидуальных особенностей жизни, общий осмотр, состояние лимфатических узлов и височно-нижнечелюстного сустава, осмотр полости рта. Специальные и дополнительные методы обследования.
Цель: научить студентов основным, дополнительным и специальным методам обследования стоматологом детей разного возраста.
Мотивационная характеристика темы занятия: уметь использовать полученные знания для проведения специальных и дополнительных методов стоматологического обследования детей разного возраста.
Хронокарта практического занятия.
План занятия | Оборудование | Время | |
Техническое оснащение, инструментарий | Наглядные подсобные средства Информации | ||
1.Контроль исходных знаний с решением тестов (1-2 уровня) | тестовые задания 1-2 уровня | 15 мин. | |
2.Ознакомление с темой и планом занятия. Инструктаж преподавателя и коррективы исходных знаний | Методические указания, журнал практических занятий | 30 мин. | |
3.Демонстрация ассистентом проведения обследования ребенка на терапевтическом приеме. | Стомат. установка, стомат. кресло, стомат. инструменты, карта стомат. больного. | Методические рекомендации, наглядные пособия | 20 мин. |
4.Самостоятельная работа студентов: проведение обследования детей на терапевтическом приеме. | Стомат. установка, стомат. кресло, стомат. инструменты, карта стомат. больного. | Методические рекомендации | 45 мин. |
5.Обсуждение самостоятельной работы студентов. | Методические рекомендации. | 20 мин. | |
6. Задание к следующему занятию | 5 мин. |
Контроль исходного уровня знаний, необходимых для изучения данной темы (тестовые задания см. далее).
Ожидаемые ответы:
Сложность обследования ребенка заключается в возможной негативной реакции пациента на проводимые манипуляции. В связи с огромным психоэмоциональным стрессом, который испытывает ребенок при посещении стоматолога, врачу не всегда удается узнать объективно жалобы больного, ответные реакции, получаемые при проведении диагностических тестов.
При проведении обследования используются основные и дополнительные методы диагностики.
К основным методам диагностики относятся:
Обследование челюстно-лицевой области слагается из нескольких моментов:
Опрос больного
· внешнего осмотра
· пальпаторного исследования мягких тканей и костей ЧЛО и шеи
· осмотра полости рта
· осмотра зубных рядов
· осмотра слизистой оболочки полости рта
Опрос больного (сбор анамнеза):
· жалобы
· характер боли
· локализация
· срок заболевания
· факторы, предшествующие и сопутствующие заболеванию
· связь проявления симптомов с функциональными нарушениями разговор, прием пищи и т.д.)
Внешний осмотр:
выражение и симметричность лица
· окраска кожных покровов
· новообразования кожи лица
Пальпаторное исследование:
двумя руками справа и слева
· характер изменений (плотность, связь с подлежащими тканями, протяженность инфильтрата)
Качественные критерии состояния здоровья в стоматологии.
Определение состояния здоровья полости рта начинается с осмотра, при этом обращается внимание на:
· особенности строения отдельных участков полости рта
· состояния приобретенных структур
· учета вариантов нормы
· обследования «зон риска» в полости рта.
Зубы:
· цвет
· форма
· размер
Цвет:
· временные зубы - голубоватый оттенок
· постоянные зубы - белые, серовато-белые, серые, серо-желтые, желтые (при курении - темные).
Форма: каждая функционально ориентированная группа зубов верхней и нижней челюсти имеет только ей присущую форму коронок и корней.
· Резцы - долотообразная форма
· Клыки - копьеобразная
· Премоляры - неправильная призма, вытянутая в щечно-небном (щечно-язычном) направлении
· Моляры - массивная многобугорковая коронка.
Размеры зубов могут варьировать в широких пределах в зависимости от индивидуальных особенностей, различных регионов проживания, этнических признаков (макродентия, микродентия).
Приобретенные образования полости рта.
- мягкий зубной налет
- зубной камень
Учет вариантов нормы.
В определении нормы и патологии полости рта особое внимание уделяется показателю количества зубов (№ 32 зуб), а так же выделяется оценка соотношение зубов и зубных рядов, вида прикуса.
Обследование «зон риска» в полости рта.
- фиссурные
- зубодесневое соединение (десневые бороздки)
- место прикрепления уздечек и их размеры
Методика оценки нормального состояния десны:
· цвет (равномерно бледно-розовый)
· форма сосочков (должна определяться и соответствовать межзубным пространствам и заканчиваться в виде острия копья, прилегая к поверхности зубов)
· плотность (межзубные сосочки, свободная и прикрепленная десна должны быть равномерно плотными)
· прикрепление к зубам (эпителий должен прикрепляться к эмали в области эмалево-дентинного соединения у детей и у взрослых)
· десневая бороздка не должна быть глубже 2 мм у взрослых, у детей 1 мм)
· поверхность прикрепления десны, включая межзубные cocочки, может выглядеть шераховатой, тогда как свободная десна идеально гладкая.
Таким образом, в определении уровня здоровья полости рта необходимо тщательно обследовать пограничные состояния, выяснить роль приобретенных структур у конкретного пациента, отличить варианты нормы от патологических проявлений и не пропустить скрытой патологии, особенно при локализации её в «зоне риска ».
К специальным методам обследования относятся:
3ондирование включает в себя три очень важных этапа диагностики:
1. Экскавирование размягченного дентина. При этом происходит не только удаление размягченного дентина, но и формируется основа для получения четких данных при использовании в последующем лечебно-диагностических процедур;
2. Диагностическое препарирование (предусматривает ответную реакцию стенок и дна кариозной полости на действие бора);
3. Прицельное зондирование (проводится после диагностического препарирования для подтверждения диагноза).
Перкуссия. Различают два основных вида перкуссии: вертикальную и горизонтальную. Методика предполагает получение ответной реакции при воспалительных процессах, локализованных в периодонте.
Термометрическое исследование определяет реакцию зуба на тепло и холод. Температура раздражителя ниже +5о_ 10о С или выше +50оС – 60оС. При кариесе зуб реагирует на температуру ниже + 18о-20оС.