Контроль исходного уровня знаний, необходимых для изучения данной темы (тестовые задания см. далее).




ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4.

Тема: Особенности методов обследования стоматологом детей разного возраста. Значение анамнеза, индивидуальных особенностей жизни, общий осмотр, состояние лимфатических узлов и височно-нижнечелюстного сустава, осмотр полости рта. Специальные и дополнительные методы обследования.

Цель: научить студентов основным, дополнительным и специальным методам обследования стоматологом детей разного возраста.

 

Мотивационная характеристика темы занятия: уметь использовать полученные знания для проведения специальных и дополнительных методов стоматологического обследования детей разного возраста.

Хронокарта практического занятия.

 

План занятия Оборудование Время
Техническое оснащение, инструментарий Наглядные подсобные средства Информации
1.Контроль исходных знаний с решением тестов (1-2 уровня)   тестовые задания 1-2 уровня 15 мин.
2.Ознакомление с темой и планом занятия. Инструктаж преподавателя и коррективы исходных знаний Методические указания, журнал практических занятий   30 мин.
3.Демонстрация ассистентом проведения обследования ребенка на терапевтическом приеме. Стомат. установка, стомат. кресло, стомат. инструменты, карта стомат. больного. Методические рекомендации, наглядные пособия 20 мин.
4.Самостоятельная работа студентов: проведение обследования детей на терапевтическом приеме.   Стомат. установка, стомат. кресло, стомат. инструменты, карта стомат. больного. Методические рекомендации 45 мин.
5.Обсуждение самостоятельной работы студентов.   Методические рекомендации. 20 мин.
6. Задание к следующему занятию     5 мин.

 

Контроль исходного уровня знаний, необходимых для изучения данной темы (тестовые задания см. далее).

Ожидаемые ответы:

Сложность обследования ребенка заключается в возможной негативной реакции пациента на проводимые манипуляции. В связи с огромным психоэмоциональным стрессом, который испытывает ребенок при посещении стоматолога, врачу не всегда удается узнать объективно жалобы больного, ответные реакции, получаемые при проведении диагностических тестов.

При проведении обследования используются основные и дополнительные методы диагностики.

К основным методам диагностики относятся:

Обследование челюстно-лицевой области слагается из нескольких моментов:

Опрос больного

· внешнего осмотра

· пальпаторного исследования мягких тканей и костей ЧЛО и шеи

· осмотра полости рта

· осмотра зубных рядов

· осмотра слизистой оболочки полости рта

 

Опрос больного (сбор анамнеза):

 

· жалобы

· характер боли

· локализация

· срок заболевания

· факторы, предшествующие и сопутствующие заболеванию

· связь проявления симптомов с функциональными нарушениями разговор, прием пищи и т.д.)

Внешний осмотр:

выражение и симметричность лица

· окраска кожных покровов

· новообразования кожи лица

Пальпаторное исследование:

двумя руками справа и слева

· характер изменений (плотность, связь с подлежащими тканями, протяженность инфильтрата)

Качественные критерии состояния здоровья в стоматологии.

Определение состояния здоровья полости рта начинается с осмотра, при этом обращается внимание на:

· особенности строения отдельных участков полости рта

· состояния приобретенных структур

· учета вариантов нормы

· обследования «зон риска» в полости рта.

Зубы:

· цвет

· форма

· размер

 

 

Цвет:

· временные зубы - голубоватый оттенок

· постоянные зубы - белые, серовато-белые, серые, серо-желтые, желтые (при курении - темные).

 

Форма: каждая функционально ориентированная группа зубов верхней и нижней челюсти имеет только ей присущую форму коронок и корней.

· Резцы - долотообразная форма

· Клыки - копьеобразная

· Премоляры - неправильная призма, вытянутая в щечно-небном (щечно-язычном) направлении

· Моляры - массивная многобугорковая коронка.

 

Размеры зубов могут варьировать в широких пределах в зависимости от индивидуальных особенностей, различных регионов проживания, этнических признаков (макродентия, микродентия).

Приобретенные образования полости рта.

- мягкий зубной налет

- зубной камень

Учет вариантов нормы.

В определении нормы и патологии полости рта особое внимание уделяется показателю количества зубов (№ 32 зуб), а так же выделяется оценка соотношение зубов и зубных рядов, вида прикуса.

Обследование «зон риска» в полости рта.

- фиссурные

- зубодесневое соединение (десневые бороздки)

- место прикрепления уздечек и их размеры

 

Методика оценки нормального состояния десны:

· цвет (равномерно бледно-розовый)

· форма сосочков (должна определяться и соответствовать межзубным пространствам и заканчиваться в виде острия копья, прилегая к поверхности зубов)

· плотность (межзубные сосочки, свободная и прикрепленная десна должны быть равномерно плотными)

· прикрепление к зубам (эпителий должен прикрепляться к эмали в области эмалево-дентинного соединения у детей и у взрослых)

· десневая бороздка не должна быть глубже 2 мм у взрослых, у детей 1 мм)

· поверхность прикрепления десны, включая межзубные cocочки, может выглядеть шераховатой, тогда как свободная десна идеально гладкая.

Таким образом, в определении уровня здоровья полости рта необходимо тщательно обследовать пограничные состояния, выяснить роль приобретенных структур у конкретного пациента, отличить варианты нормы от патологических проявлений и не пропустить скрытой патологии, особенно при локализации её в «зоне риска ».

К специальным методам обследования относятся:

3ондирование включает в себя три очень важных этапа диагностики:

1. Экскавирование размягченного дентина. При этом происходит не только удаление размягченного дентина, но и формируется основа для получения четких данных при использовании в последующем лечебно-диагностических процедур;

2. Диагностическое препарирование (предусматривает ответную реакцию стенок и дна кариозной полости на действие бора);

3. Прицельное зондирование (проводится после диагностического препарирования для подтверждения диагноза).

Перкуссия. Различают два основных вида перкуссии: вертикальную и горизонтальную. Методика предполагает получение ответной реакции при воспалительных процессах, локализованных в периодонте.

Термометрическое исследование определяет реакцию зуба на тепло и холод. Температура раздражителя ниже +5о_ 10о С или выше +50оС – 60оС. При кариесе зуб реагирует на температуру ниже + 18о-20оС.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: