Вопрос Циклическая форма. Камерно-вокальный цикл.




Вопрос. Артикуляция, агогика, динамика

Артик. – протянутость отдельных звуков в пределах временной доли и их связь (звуковедение). Легато, стакатто, пиццикатто. Характер звучания тоже относится к артик – пезанте, маркато и т.д. Основной вид мелодической артик. – легато с кантабиле. Это вызывает образ, имеющий вокадьный характер. Маркато – речь, речитатив. Важнейшим фактором, определяющим артикуляцию является размеренная прерывность. Танцевальные движения идеально показывает вальс. Метроритм серенады схож с формой вальса (Глинка «Я здесь Инезилья»). Колыбельной пресуще упругое качание. Следует различать маркато – тяжеловесно и пицикато – легко. В вокальной музыке словестный текст является надежным аргументом. Браудо больше изучал артикуляцию как «произношение мелодии». Конкретность образа подсказывает точную меру штриха, а значит артикуляцию.

Агогика – это гибкость ритмических отношений, свойство ритма. Это ускорение или замедление. Определяется индивидуальным отношением, ощущением, эмоциональностью исполнителя. Агогика впервые возникает в рабочем процессе. Распространенная форма агогического отклонения – принцип икта (глвный момент, кульминация). Живое худож исполнение – овладение формой естественной речи. Микроагогические оттенки помогают фразировке. Есть предъиктовые затяжки – подготавливает икт. Продленность постикта – распространенный прием. «Истаивание икта» - «неохотно покидаемая мысль». Слова, несущие особый смысл выделяются декламационно. Агогика дыхания и цезур тесно связана с характером речи. Красноречивые вздохи являются ярким музыкальным муз средством. В интерлюдиях могут быть ускорения, замедления, модуляции. Аккомпаниатор должен помочь солисту вести фразу к икту.

Динамика – это уровень силы звучания и изменение этого уровня. «Исходный уровень» динамич меры служит голос. Кульминация приводит к усилению динамики. Патетические реплики требуют сильную динамику (Кармен). Динамика может служить как поддержка, сопоставление, и противоречие (фон, диалог, конфликт).

1. Фон – подчинен голосу (шуман «Я не сержусь»).

2. Мелодизация аккомпанимента, имитаций, самостоятельные голоса – диалог.

3. Конфликт – массовые коллективные образы, олицетворение Судьбы, Войны, Смерти. Оттенки превышающие норму FFF.

 

Итог: кривая динамики подчиняется голосу и определена содержанием. Динамические нарастания и падения служат интонационному звукосопряжению. Динамика связана с агогикой. Также важно учитывать тембр голоса.

 

вопрос Циклическая форма. Камерно-вокальный цикл.

Циклическая форма – объединенные несколько самостоятельных частей. Части ЦФ. Могут исполняться самостоятельно. Между частями могут быть паузы цезуры, а также связки переходов. Цикл – безрепризная форма. Основной принцип объединения частей – принцип контраста (темпов, тем, фактуры). Существуют тематические и интонационные связи м-у частями. Каждая часть выполняет свою роль – начало, середина, заключение. К хоровым и вокально-симфонич циклам относятся оратории, кантататы, месса, реквием, пассионы. Камерн, сольн, вокальные циклы появились в начале 19 века, они связаны с рассветом лирической песни- романса.

Камерно-вок цикл – объединенные самостоятельных по форме песен, романсов, подчиненных единому худож смыслу. Также принцип контраста, интонац и тематич связи. Песни – номера цикла, романсы – играют определенную роль. Если первым номером – зачин, эпиграф, завязка. Если последним – вывод, развязка.

1Сюжетный принцип объединения. Цикл Шуберта Прекрасная мельничиха. Цикл Шумана Любовь и жизнь женщины и отчасти Любовь поэта. В этих циклах показаны изменения душевного состояния героев.

Тематич принцип объединения. В основе цикла лежит раскрытие одной темы, которая по-разному воплощается в отдельных номерах. (Мусоргский Пени и пляски смерти, Без солнца). В качестве стержня повествования один образ-символ, как образ Смерти в цикле Песни и пляски смерти. Идея цикла – противопоставление смерти и жизни. Смертью застигнуты ребенок (колыбельная), девушка(серенада), крестьянин (трепак).

Музыкальная драматургия вок цикла – это общая линия содержания. Есть циклы приближающиеся к сюите. Номера их – это зариовки, портреты, объединенные одной авторской идеей. В отличии от сборника в сюитах есть принцип контраста и стилистич единство. Они как правило замкнуты (Глинка Прощание с Питером) Другой тип цикла с развитым психологическим сюжетом подобен сонатно-симфонич. Перестановка номеров недопустима. Такой цикл имеет свою вершину кульминации. Каждый романс играет свою роль (циклы Шуберта и Шумана). Ансамблевые циклы (камерная кантата) – сопровождение более открытое, более масштабное (Шостакович Сюита на стихи Микеланджело). Драматизации камерн цикла способствует введение ансамбля певцов, персонификация голосов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: