Пути совершенствования организации работы контролера-кассира и пути ликвидации очередей при расчетах с покупателями




 

Совершенствование организации труда в магазине неразрывно связано с улучшением условий труда работников, которые в значительной мере определяют их работоспособность и утомляемость. Добиться улучшений условий труда можно внедрением средств механизации тяжелых и трудоемких работ, улучшением санитарно-гигиенических, бытовых и эстетических условий труда, обеспечением охраны труда и строгим соблюдением техники безопасности.

Улучшению условий труда работников магазина во многом способствует широкое применение тары-оборудования для доставки товаров в розничную торговую сеть, внедрение средств механизации погрузочно-разгрузочных работ и внутримагазинного перемещения товаров, механизация операций, связанных с подготовкой товаров к продаже и их отпуском, а также учетно-вычислительных операций.

Условия труда работников магазина во многом зависят от вентиляции и отопления. В торговом зале и других помещениях магазина должен поддерживаться нормальный воздухообмен и температура воздуха. Температура воздуха в торговом зале и подсобных помещениях магазина в холодный период года должна быть в пределах 17-22'C, в теплый период – не превышать 28'C. Согласно санитарным нормам скорость движения воздуха в помещениях в теплый период года может быть в пределах от 0,3 до 0,5 м/с, в холодный – не более 0,3 м/с. Система вентиляции и отопления должна предусматривать равномерное распределение воздуха в помещениях магазина. Относительная влажность воздуха в холодный периоды года не должна превышать 75 %, в теплые период года она может быть в пределах от 55 % (при 28'C) до 75 % (при 24'C).

Особые требования предъявляются к освещению магазинов. Оно должно быть равномерным, достаточно интенсивным, но не ослепляющим. Важно, чтобы освещение не искажало фактический цвет товаров. Рабочие места фасовщиков, продавцов гастрономических товаров, контролеров-кассиров должны освещаться в 1,5-2 раза интенсивнее, чем остальная часть торгового зала.

В рабочих помещениях магазина концентрация пыли в воздухе не должна превышать 10 мг/м3. Снизить концентрацию пыли можно при помощи вытяжной вентиляции. Для удаления пыли, осевшей на оборудовании, стенах и т. д., используют пылесосы.

Неблагоприятное воздействие на организм человека оказывает шум. Он приводит к переутомлению работников, развитию различных заболеваний. Основными источниками шума в магазинах являются транспортеры, холодильные и вентиляционные установки, а также некоторые другие виды торгово-технологического оборудования. Шум оказывает отрицательное воздействие не только на работников магазина, но и на покупателей. Предельно допустимый уровень шума для торговых залов магазинов составляет 50-60 дБ.

Улучшению условий труда работников торговли, повышению культуры обслуживания покупателей способствуют также соблюдение требований технической эстетики при организации рабочих мест и оформлении интерьеров, а также строгое соблюдение санитарно-гигиенических условий труда. Магазины должны располагать необходимыми санитарно-техническими устройствами и бытовыми помещениями.

На производительность труда работников магазина, качество обслуживания покупателей существенное влияние оказывает микроклимат в его коллективе. Благоприятный микроклимат в коллективе предполагает доброжелательное отношение работников друг к другу, дружную работу, взаимовыручку и т. д. Он во многом зависит от характера и стиля руководства коллективом магазина.

Большое значение имеет планировка рабочих мест. Она представляет собой размещение на определенной площади (в зоне приложения труда) функционально связанных между собой элементов технологии, оборудования, организационной оснастки (рабочей мебели) и инвентаря, необходимых для осуществления торгово-технологического процесса. Длина фронта рабочих мест дифференцируется в зависимости от ассортимента и степени сложности реализуемых товаров, от интенсивности покупательских потоков и частоты покупок.

Обслуживание рабочих мест связано с выполнением подготовительно -заключительных, транспортных и хозяйственно -бытовых функций.

Подготовительно-заключительные функции включают: подготовку товаров к продаже; проверку полноты ассортимента товаров и его пополнение на оборудовании; подготовку инвентаря и размещение его в рабочей зоне; выкладку товаров;

подготовку кассовой машины к работе; подсчет общей суммы выручки и сдачу ее в установленном порядке; уборку рабочего места.

Транспортные функции предусматривают внутримагазинное перемещение товаров и освободившихся упаковки и тары.

Выполнение хозяйственно-бытовых функций должно обеспечивать рабочие места необходимым оборудованием, инвентарем, упаковочными материалами и форменной одеждой.

Повышению производительности труда работников магазина во многом способствует совершенствование приемов и методов труда. Под приемами труда следует понимать совокупность трудовых действий, направленных на выполнение повторяющихся в определенной последовательности операций, связанных единым целевым назначением. Метод труда — способ осуществления процесса труда. Используемые приемы и методы труда зависят от ассортимента реализуемых товаров, методов подготовки и продажи товаров, квалификации работников и других факторов. Совершенствование приемов и методов труда должно сопровождаться сокращением затрат времени на выполнение трудовых операций, обеспечением безопасности труда, достижением максимальной содержательности труда. Оно должно способствовать уменьшению затрат времени на обслуживание покупателей и утомляемости работников.

К важным факторам повышения эффективности труда работников розничных торговых предприятий относится его нормирование, которое позволяет установить рациональную численность и структуру штата работников, эффективно использовать оборудование и рабочее время, повысить материальную заинтересованность работников в результатах своего труда.

Рациональная организация труда работников магазина невозможна без нормирования затрат времени на выполнение торгово-технологических операций. Рабочий день работников магазина складывается из времени работы и перерывов. Время работы затрачивается на выполнение подготовительно -заключительных, основных и вспомогательных операций.

На качество обслуживания покупателей существенное влияние оказывают квалификационный и общеобразовательный уровень работников магазина. По оценке NCR (статистического центра), текучесть кассиров составляет примерно 50%, хотя, конечно этот показатель зависит от конкретной сети и может доходить до 70%, а то и до 100% в год. У каждого магазина, есть свои внутренние правила при наборе персонала, и кассиров в том числе, однако они касаются личных качеств – честности, доброжелательности, точности, аккуратности, улыбки, контакта глаз, чёткости сканирования, чёткого произношения, еще кассир должен, давая сдачу, класть деньги на видное место. Поэтому одним из направлений совершенствования организации труда в магазине является подготовка и повышение квалификации кадров. С повышением квалификации и общеобразовательного уровня работников розничных торговых предприятий растет производительность их труда и культура обслуживания покупателей, уменьшается уровень затрат труда в торговле. Квалифицированный работник быстрее овладевает передовыми методами труда, затрачивает меньше времени на выполнение отдельных операций, успевает обслужить большее количество покупателей, чем работник, обладающий более низкой квалификацией.

К вышесказанному можно добавить, что российско-американская компания BBPG ежегодно проводит чемпионат кассиров на лучшую скорость и качество обслуживания.

При этом место кассира должно быть либо без стула, либо с откидывающимся стулом, который можно достать только тогда, когда в магазине нет посетителей. Для нормальной производительности кассиры должны сменять друг друга примерно каждые два часа. Больше в режиме “постоянной улыбки” выдержать трудно.

Ускоряют работу кассира всем известные «горячие кнопки» с товаром и такие же меню по категориям товаров. Функцию отмены операций, которую в большинстве случаев возлагают на старшего кассира, можно свободно передать кассиру, т.к. старший кассир фактически никогда не проверяет, что делает, выполняя данную операцию автоматически. Вопрос ответственности и воровства в этом случае скорее риторический и может быть решен простым отчетом по количеству отмен, выполненных каждым сотрудником за смену.

Желательно наличие дополнительного информационного табло (эту функцию может выполнять и монитор, который в свободное время демонстрирует рекламу). Табло должно сообщать покупателям о том, например, что касса закроется в ближайшее время, или что их будет обслуживать новичок-стажер; или что работа приостановлена, т.к. происходит возврат товара. Табло позволяет покупателям заранее рассчитать время, которое займет у них продвижение к кассе, и таким образом снизить риск раздражения.

Есть возможность организовать быструю работу кассового узла даже в случае форс-мажорных обстоятельств, например, в случае, когда не считывается штрих-код, можно включить резервную функцию – голосовой поиск товаров: в этом случае система фильтрует товары по названию, записанному на упаковке, а далее продавец на клавиатуре выбирает конкретную позицию из полученного списка. Если оставить за кадром возможность злоупотребления, то процедура упрощает возможность поиск товара в системе

Потенциальная скорость работы кассового узла всегда значительно выше скорости работы кассира. Соответственно, говорить о быстроте действия компонентов, пока кассир совершает много ручных операций, бессмысленно: если магазин использует ручные сканеры, скорость работы кассового узла во многом определяется моторикой отдельно взятого сотрудника.

Минимизируя количество ручных операций при использовании многоплоскостного сканера, можно добиться повышения скорости обработки товара на 30%. Биоптический сканер позволяет сократить время обслуживания покупателя за счет того, что процесс сканирования не зависит от расположения товара относительно прибора (такой сканер позволяет увеличить скорость на 15%, по сравнению с ручным).

Потери времени можно также сократить, оптимизируя рабочее место кассира, например, организовав кассу по технологии front facing (лицом к покупателю).

Ускорить обслуживание помогает технология борьбы с очередями (queue busting). В соответствии с этой технологией, кассовые узлы во время «часа пик» укрепляют с помощью работников торгового зала, которые с помощью мобильных терминалов сканируют товары, выбранные покупателями, пока те стоят в очереди. Сотрудники магазина кладут все товары в пакет, запечатывают его и наклеивают на пакет этикетку со штрих-кодом – то есть выдают так называемый "мягкий" чек. Кассиру остается лишь отсканировать штрих-код с «мягкого чека» и рассчитаться с покупателем. Такая технология позволяет сэкономить время на формировании чека и, соответственно, повысить пропускную способность. Queue busting уже используется в некоторых российских сетях. Например в "Ашане" и некоторых магазинах О'КЕЙ. В частности, как рассказали в компании «Дата Крат», Queue busting внедрена в ульяновской сети супермаркетов «Кувшинка». Есть способы, позволяющие ускорить работу кассового узла, не привлекая дополнительных работников. Например, в свое время «Седьмой континент» увеличил проходимость с помощью биоптических сканеров штрих-кодов (их угол сканирования равен 360 °, что позволило увеличить оборот на 30%, рассказали в компании «Сервис плюс». Началось с того, что «Седьмой континент» решил опробовать сканер только на одном кассовом узле, но, быстро убедившись в его эффективности, внедрил это оборудование во всех магазинах сети.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С 1 января 2010 отменили использование кассовых аппаратов для Индивидуальных предпринимателей плательщиков Единого налога на вменённый доход, но вопросы возникают до сих пор.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: