Риторический канон: инвенция, диспозиция, элокуция




Практическое занятие № 5.

Словесное оформление публичного выступления.

Содержание и композиция информативной речи.

Оратор и контакт с аудиторией.

Задания:

1. Приведите примеры выступлений, отражающих различные виды красноречия – политического, судебного, академического, социально-бытового, духовного. Обоснуйте вашу риторическую квалификацию текстов.

2. Продумайте и напишите начало и конец выступления.

3. Письменно выполните упражнения, которые помогут Вам говорить ясно, конкретно и устанавливать контакт с аудиторией.

а) переведите фрагмент письменной речи в регистр устного дискурса:

Методика проведения занятий по речевым тактикам включает анализ текстов, иллюстрирующих ту или иную тактику, построение моделей речевых тактик, запоминание речевых стереотипов, используемых в речевой тактике, творческие задания типа деловых игр, где партнеры должны по ходу диалога уметь выбрать или изменить речевую тактику в соответствии с коммуникативными интенциями говорящих и ситуацией общения.

б) Измените текст так, чтобы добиться максимальной конкретности в изложении. Для этого говорите не об идеях, а о людях, используйте изобразительные средства языка (тропы), приводите примеры:

Ниже пойдет речь о непродуктивных моделях беседы, характерных для людей, придерживающихся стратегии близости. Модель «Жалобы» состоит в том, что каждый из собеседников поочередно жалуется на жизнь. Набор тем безграничен. Собеседники расходятся с ощущением совершенной ими неловкости и усилившимся чувством катастрофичности бытия.

в) придайте следующему фрагменту речи черты драматического произведения: используйте прием диалогизации, употребляйте глаголы настоящего времени, местоимения 1, 2 лица и др.

Для успешной организации речевого взаимодействия в деловой беседе реплики лучше облекать в форму вопроса, а не в форму сообщения, потому что: а) это даст говорящему инициативу, он может стать ведущим в беседе; б) утверждения говорящего потеряют излишнюю категоричность и не вызовут протеста; в) будет получена нужная информация.

г) Напишите полный текст выступления или шпаргалку (начало и конец речи, ключевые слова, переходы, цитаты).

 

Риторический канон: инвенция, диспозиция, элокуция

 

1. Смысловые модели: род-вид, определение, целое – часть, причина – следствие, сравнение и др. Дайте характеристику телепередачам-играм «Как стать миллионером?», «Пойми меня», «Умники и умницы» с точки зрения их смысловой модели.

2. Сформулируйте собственное определение предметов: политика, консерватизм, либерализм, радикализм, популизм. Сравните со словарными толкованиями.

3. Проанализируем текст. Для современного сознания слово – всего лишь знак, который имеет свое лексическое значение. Оно складывается из множества представлений о признаках предмета, существенных и случайных, полезных и малозначительных, одинаково красивых или невыразительных. Содержание понятия также состоит из обобщенных признаков предмета, но уже только самых важных, существенных, необходимых для опознания вещи и по возможности истинных. В содержании понятия, например, о столе будут указаны самые необходимые признаки: плоскость поверхности и опора ножек, в значении же слова СТОЛ таких признаков много больше, да ведь и самих столов во всем их разнообразии множество. «СТОЛОВ» станет еще больше, если мы углубимся в «ИСТОРИЮ СТОЛОВ», привлекая для рассмотрения также и стулья, застолья, столицы, престолы и прочее, что своим происхождением связано с древним словом-образом «СТОЛ». Признак признаку рознь, но в словесном признаке больше и индивидуального и национального… Развитие и мужание мысли и заключается в том, что в постоянном поиске, отражая внешний мир, человеческое слово все строже и четче выражало представление о самом существенном признаке того или иного предмета, порождая тем самым понятие о нем (В. Колесов. Мир человека в слове Древней Руси).

Как используется здесь расчленение на части мысленного целого?

4. Приведите примеры использования модели «свойства», «сопоставление», «сравнение», «противопоставление».

5. Как используется в тексте модель «причина – следствие».

Современному человеку кажется важным не то, что сближает и объединяет, но что различает, - признак или свойство, по которым отчетливей виден смысл вещи, явления, события. И может быть, оттого так мало внимания обращает наш современник на родной язык: тот, как воздух, как вода, всюду, всегда с нами – и возникает иллюзия его малоценности. За что не платят рублем, то кажется дешевым. Забывают, что самый главный признак общности у людей по-прежнему – язык. Вариации данной модели.

6. Модель «Имя». Ключевым словом в гуманитарных науках является слово народ. Обратившись к толковым и этимологическим словарям, создайте текст с данным ключевым словом.

7. Что объединяет в расположении текста описание, повествование и рассуждение? В каком типе речи правила расположения более свободные? Более жесткие?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: