Занятие4. Компоненты содержания географического образования (4 ч)




Практические работы

Занятие 1.История методики обучения и воспитания географии

Цель занятия: Изучение свойств и отношений в теории и практике организации обучения географии, содержательной структуры методической науки, обеспечивающей эффективность решения педагогических задач, ознакомление с источниками научно-методической информации.

Учебные средства: 1) Баранский Н. Н. Методика преподава­ния экономической географии. — М., \990;2) ДаринскийА.В. Ме­тодика преподавания географии в средней школе. — М., 1975; 3) Душина И. В. Методика и технология обучения географии: По­собие для учителей и студ. пед. ун-тов и ин-тов. — М., 2002; 4) Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М., 2001; 5) Методика обучения географии в школе: Учеб. пособие для студ. геогр. спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии/ под ред. Л. М.Панчешниковой. — М., 1997; 6) Реан А. А. Психология и педагогика: Учебник для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, СИ. Розум. — СПб., 2000; 7) Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе: Учеб. пособие для студ. вузов. — М., 2007.

Задание 1. Сформулируйте основные дидактические категории: образование, обучение, преподавание, учение. Разберите значение термина: методика обучения,). Определите содержание методики обучения географии (ее исходных понятий — предмет,объект, метод, цель,задачи) (1, 2, 4, 5, 7). Выделите этапы развития методики обучения географии в России (2, 7).

Задание 2. Выделите области психологии, имеющие проявления в процессе обучения географии, сформулируйте их краткое содержание. Определите виды педагогической деятельности, используемые в процессе обучения географии (2, 4, 6, 7). Составьте краткий конспект требований по организации самостоятельной работы студентов в курсе теории и методики обучения географии (3).

Задания и вопросы для самостоятельной работы. Выполните задания: 1) определите значение методической подготовки учителя географии; 2) выделите виды научно-исследовательской работы студентов по теории и методике обучения географии; 3) сформулируйте наиболее важные проблемы в области теории и методики обучения географии (1, 2, 4, 5, 7, прил. 1); 4) определите сущность процесса познания и процесса обучения; 5) сформулируйте проблему соотношения обучения и развития; 6) изучите основные положения работ отечественных психологов и педагогов по проблемам обучения и раскройте их значение для профессиональной деятельности учителя географии Составьте краткий конспект (6).

Ответьте на вопросы

1. В чем заключаются особенности обучения географии в сравнении с другими школьными дисциплинами?

2. Какие методы научных исследований в методике обучения географии являются теоретическими, какие эмпирическими?

3. Какие проблемы решала методика обучения географии на разных этапах своего развития?

4. Фамилии каких выдающихся методистов-географов вам известны и какие направления их научной деятельности вы можете назвать?

Индивидуальные задания творческого характера. Подготовьте доклад (реферативное сообщение) на тему:

1. К.Д.Ушинский — основоположник отечественной методики обучения географии.

2. Вклад А. В. Даринского в развитие теории и методики обучения географии.

3. Н. П. Баранский — основоположник экономической методики обучения географии.

4. Ведущие методисты (доклад по выбору).

Дополнительная литература: 1) Андрюшова Ю. С. Воспитательная роль школьной географии // География в школе, 2006. — № 7; 2) Наука, школа, вуз: Сб. науч. трудов, посвященный 90-летию со дня рождения д-ра пед. наук, проф., акад. РАО А. В. Дарин­ского. — СПб., 2000; 3) Поздняк С. Н. Методика обучения географии как науки: типичное и особенное // География в школе, 2006. — № 5; 4) Фрейкин 3. Г. Николай Николаевич Баранский. — М., 1991; 5) Черникова Е. Я. Методическая школа А. В. Даринского (к 95-летию со дня рождения) / География и экология в школе XXI века, 2005. - № 3.

 

Занятие 2.Методика преподавания географии —

Частная дидактика

План-схема темы

Методика преподавания географии — частная дидактика:

• предмет исследования;

• теоретические и прикладные аспекты исследования;

• связь методики географии с другими науками.

1.Основные этапы развития отечественной школьной географии и методики преподавания географии.

2.Методы и этапы научного исследования в методике обучения географии.

3.Виды НИР студентов и учителей географии.

4.Требования к профессиональной подготовке современного учителя географии.

5.Роль личности учителя в формировании познавательных интересов учащихся. Педагогическое творчество и мастерство учителя географии.

Проблема;

Учитель географии — каким он должен быть? Как студенту и учителю географии организовать исследование по методике географии.

Цель;

Выявить требования к профессиональной подготовке учителя географии. Начать работу студентов по планированию научного исследования по методике географии.

Задачи;

1. Определить особенности методики преподавания географии как науки: предмет исследования, связь с другими науками, современные проблемы и тенденции развития.

2. Познакомить с историей формирования методики, выявить основные этапы ее развития.

3. Проанализировать комплекс пособий по методике географии. Начать ознакомление с методической литературой.

4. Выявить составляющие педагогического мастерства учителя географии.

5. Познакомить с методами и логикой научного исследования, показать примеры способов обобщения и оформления результатов педагогического поиска. Выбрать тему для
индивидуального методического исследования студентов.

Опорные знания;

Организация деятельности педагогического коллектива, труд учителя, его самообразование, аттестация учителей (курс педагогики). Теоретические и эмпирические методы исследования в педагогике. Современные методы географических исследований.

Пособия для занятия;

Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 012500-География.

Теория и методика обучения географии. — М., 2000. с. 281.

Учебники по методике преподавания географии (19%, 1997, 2000 гг.,2012г.).

Журнал «География в школе». — 2004 — № 4, 1997 — №2,2000 —№5.

План и содержание занятия.

Задания для аудиторной работы:

1. Познакомьтесь с содержанием п. 1-3 Главы I учебника
МИ" (1997 г.) или Главы И учебника МПГ (2002 г.). Проиллюстрируйте каждый метод исследования конкретными примерами. Определите возможные виды научно-исследовательской работы студента и учителя географии Выберите тему для индивидуального исследования какого-либо методического вопроса.

2. Вспомните, что Вас более всего не устраивало в преподавании географии в той школе, где Вы учились. Опираясь на знания дидактики, попытайтесь объяснить причины и
сформулировать соответствующую проблему в методике обучения географии.

3. Проанализируйте комплекс пособий по методике преподавания географии.

4. Определите требования к профессиональной, подготовке учителя географии, предъявляемые со стороны органов народного образования (т.е. государства), со стороны общества, со стороны учащихся школы (задание выполняет­ся в форме таблицы индивидуально и обсуждается в группе). Определите, в чем состоит специфика профессиональной компетентности учителя-географа.

  Мнение группы Студенты V курса Молодые учителя
Знание предмета   50% 25%
Знание псих.-пед. основ обучения   20% 5%
Личные качества учителя   10% 20%
Знание методики обучения географии   20% 50%

.5. Составьте диаграммы, отражающие значимость основных составляющих профессиональной подготовки учителя географии по следующим показателям:

 

Объясните, почему есть различия во мнениях учителей и студентов.

6 Познакомьтесь со статьей «О соотношении нормы и творчества в работе учителя географии» (Душина И,В. География в школе. — 1997. — № 2.). Выясните, в чем заключается педагогическое мастерство учителя географии. Докажите, что развитие творчества учителя связано с совершенствованием его методических знаний и умений. В конце занятия в группе обсуждаются итоги посредством выводов по проблеме, целям и задачам занятия.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте развернутый план исследования выбранного методического вопроса. По публикациям журнала «География в школе» изучите опыт

2. Самостоятельно проработайте по одному из учебников тему «История развития методики географии» (п. 4 Глава I уч-ка 1996 г. изд.; п. 4 Глава II уч-ка учителей по данной проблеме и составьте библиографию статей. Разработайте анкету: а) для учителей; б) для учащихся с целью изучения выбранной Вами проблемы. Сформулируйте темы 2-3 курсовых работ, которые, по Вашему мнению, наиболее актуальны для современного периода развития среднего географического образования. Составьте тезисы параграфа. Подготовьтесь к проверке по теме.

Литература:

Баранский Н.Н. Каким должно быть преподавание географии в педагогических институтах // География в школе. — 2004. —№4.

Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. — М., 1988.

Душина И.В. и др. Методика и технология обучения географии в школе. — М.: Астрель, 2002.

Душина И.В. О соотношении нормы и творчества в работе учителя географии // География в школе. — 1997. — № 2.

Дьяконов КН. и др. Современные методы географических исследований. Книга для учителя. — М., 1996.

Молодой учитель географии: особенности подготовки и деятельности. / Отв. ред. Л.М. Панчешникова. — М., 1989.

Новый федеральный план: перспективы преподавания географии в основной школе // География и экология в школе XXI века. — 2004. — № 4.

Сборник нормативных документов

 

 

Занятие3. Содержание и структура школьного курса географии

Первоначально география была описательным знанием, набором топографических и статистических данных. В новое время географическая наука перешагнула грань описательности и стала ана­литической дисциплиной. Как исследовательская область современная география способна не только объяснять сущность происходящего и расширять научную картину мира, но и предлагать оригинальные решения и конкретные разумные пути в направлении устойчивого развития.

Цели занятия. Изучение характера, структуры и основных направлений развития научных географических знаний, составляющих географическую культуру общества, формирующуюся в процессе обучения географии и пропаганды географических знаний.

Учебные средства: 1) Богучарсков В. Т. История географии. — М., 2006; 2) Голубчик М. М. География: Учебник для экологов и природопользователей / М. М. Голубчик, С. П. Евдокимов. — М., 2003; 3) Исаченко А. Г. Теория и методология географической на­уки: Учебник для студ. вузов. — М., 2004; 4) Максаковский В. П. Географическая культура: Учеб. пособие для студ. вузов. — М., 1998; 5) Мукитанов Н. К. От Страбон адо наших дней: эволюция географических представлений и идей. — М., 1985; 6) Саушкин Ю. Г. Географическая наука в прошлом, настоящем, будущем. — М., 1980; Задание 1. Составьте структурно-логическую схему географических наук (1—6). Изучите классификацию научных географи­ческих понятий и определите, к какому рангу относятся следующие категории: географическая культура, географическая картина мира, географическое мышление, географический язык (4). Раскройте интегративные возможности и выделите важнейшие направления интеграции в географической науке (1,

Рис. 1. Структура географических знаний

 

Задание 2. Заполните необходимым содержанием структурно-логическую схему географических знаний (рис. 1) и таблицу основных учений, теорий и концепций географии, табл. 1 (1, 5, 7).

Таблица 1 Основные учения, теории и концепции географии

Географические науки Научные знания
    Учения Теории Концепции
Физическая география …. …. ….
Экономическая и социаль­ная география …. …. ….

Задания и вопросы для самостоятельной работы. Выполните задание: определите мировоззренческое и практическое значение географических знаний (1—7).

Ответьте на вопросы

1. Какой ученый дал название науке «География» и каков его вклад в развитие географической мысли?

2. Что изучает и какие задачи решает современная географическая наука?

3. Какие методы географических исследований считаются традиционными, какие — современными?

4. Какую организационную структуру имеет современная мировая и отечественная географическая наука, где располагаются ведущие научно-географические центры России?

Индивидуальные задания творческого характера. Подготовьте доклад (реферативное сообщение) на тему: Выдающийся ученый-географ:... и его вклад в развитие географической науки.

Тематика новейших научно-географических публикаций в теоретических и научно-методических журналах «География в школе», «География и экология в школе XXI века» (реферативный бзор).

Дополнительная литература: 1) География в школе. Теоре­тический и научно-методический журнал. Издается с 1934 г.; 2) Гео­графия и экология в школе XXI века. Научно-методический жур­нал. Издается с 2004 г.; 3) Забелин И. М. Мудрость географии. — М, 1986; 4) КраснопольскийА.В. Отечественные географы (1917 — 1992). Библиогр. справочник. — Т. 1, 2. - СПб., 1993; 5) Творцы отечественной науки. Географы. — М., 1996.

Интернет-ресурсы.

 

Занятие4. Компоненты содержания географического образования (4 ч)

География, синтезирующая естественно-научные и гуманитарные дисциплины, обладает колоссальными образовательными ресурсами, играющими важную воспитательную роль. Знания при­родных и общественных особенностей своего края, страны и мира в целом представляются универсальной ценностью, обеспечива­ющей формирование современной гармоничной личности. Сле­довательно, в основе школьных учебных планов по географии должна лежать актуальность для жизни.

Цели занятия. Выявление функций и изучение структуры содержания современного школьного географического образования, анализ новых концепций школьной географии.

Учебные средства: 1) Душина И. В. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студ. пед. ун-тов и ин-тов. — М., 2002; 2) Закон РФ «Об образовании». — М., 1996; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — М., 2002; 3) Методика обучения географии в школе: Учеб. пособие для студ. геогр. спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии / под ред. Л. М. Панчешниковой. — М., 1997; 4) Модернизация системы географического образования //Тр. XII съезда Русского географического общества. — Т. 7. — СПб., 2005; 5) Настольная книга учителя географии / Авт-сост. Н. Н. Петро­ва, В. И. Сиротин. — М., 2004; 6) Стандарт основного общего об­разования но географии. Примерная программа по географии для среднего (полного) общего образования (Базовый уровень). При­мерная программа по географии для среднего (полного) общего образования (Профильный уровень). Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «География» в условиях вве­дения федерального компонента государственного стандарта об­щего образования» (см. прил. 2 — 5); 7) Финаров Д. П. Методика обучения географии в школе: Учеб. пособие для студ. вузов. — М., 2007.

Задание 1. На основе анализа нормативных и программно-методических документов сформулируйте общественно значимые цели учебной географии (2, 6). Разработайте структурно-логическую схему содержания стандарта основного общего образования по географии. Определите особенности методического оформления стандарта основного общего образования по географии, при­мерной программы по географии для среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и примерной программы по гео­графии для среднего (полного) общего образования (профильный уровень) (6).

Задание 2. Составьте схему компонентов содержания школь­ного курса географии (1, 3, 7). Выделите указанные компоненты в содержании стандарта основного общего образования по географии (6). На основе анализа одного из программно-методических модулей составьте таблицу (табл. 2).

Таблица 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: