НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ В ЦЕЛОМ
(состоит из отдельных наук)
ê
ФИЛОСОФИЯ
(предельное обобщение всего существующего знания;
высшее теоретическое мировоззрение)
é
ИНОЕ, ВНЕНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ, РЕЛИГИЯ и др.
Можно выделить следующие особенности философского знания:
• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.); носит предельно общий, теоретический характер;
• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе других наук;
• во многом субъективно — несет на себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;
• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
• характеризуется рефлексивностью – обращенностью мысли на саму себя, то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя;
• испытывает на себе сильное влияние доктрин, выработанных прежними философами;
• в тоже время, оно динамично — постоянно развивается и обновляется;
• опирается на категории, предельно общие понятия;
• неисчерпаемо по своей сути;
• ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.
þ Методы философии
Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются: диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика.
Диалектика — метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности), статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития), однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).
В истории философии прослеживаются два основных философских метода – диалектика и метафизика. Принципиальные различия между ними как двумя противоположными концепциями взаимосвязи и развития можно представить следующим образом:
1. Диалектика исходит из всеобщей, универсальной взаимосвязи явлений и процессов в окружающем нас мире, метафизика возводит в абсолют автономность, самостоятельность вещей.
2. Диалектика исходит из принципа развития, качественных изменений явлений и процессов, метафизика сводит все изменения в мире только к количественным.
3. Диалектика исходит из внутренней противоречивости, закономерно присущей любому явлению или процессу, метафизика же считает, что внутренние противоречия свойственны только нашему мышлению, но отнюдь не самой объективной действительности.
4. Диалектика исходит из того, что именно борьба внутренне присущих явлениям и процессам противоположностей представляет собой главный источник их развития, метафизика же переносит этот источник вне исследуемого предмета. Характерной особенностью метафизики всегда выступала односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого. Изъяв некоторый объект из связи его с другими, метафизически мыслящий человек упускает из виду целостный контекст бытия этого объекта, который только и позволяет уяснить его суть, показывая его взаимосвязи, его роль в составе целого, в динамике этого целого.
В общем, метафизические моменты в мышлении не есть нечто противоестественное, чуждое самой сущности человеческого познания. Ведь человек не может познавать не разъединяя, не расчленяя целого на его составные части. Нельзя также обойтись в познании и без огрубления, упрощения. Философский метод выступает как отражение определенного уровня научного познания мира.
Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.
Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе).
Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу, либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела своей целью не получение истины, а победу в споре, доказательство «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.
Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Герменевтика, как метод интерпретации, предполагает «понимание», «вживание», «сопереживание», истолкование отдельных изучаемых явлений в качестве моментов целостной душевно-духовной жизни реконструируемой эпохи. В философской герменевтике человек предстает как существо, бытие которого заключается в понимании, т. е. понимание — это способ существования человека. Метод герменевтики широко распространен в западной философии.
На каждом этапе развития науки философский метод синтезируется из достижений частных конкретных наук, отражая дух науки своего времени, ее качественную специфику. А затем философия, в свою очередь, возвращает синтезированный ею «продукт» конкретным наукам в качестве системы общих принципов подхода к изучению интересующих их явлений и процессов.
Философские методы, будучи универсальными, являются необходимым условием решения разнообразных конкретных задач, но не подменяют собой специальных, частнонаучных методов, а конкретизируются ими. Если специальные методы выступают как частные приемы раскрытия закономерностей исследуемых объектов, то философские являются приемами исследования тех же объектов с точки зрения раскрытия в них всеобщих законов движения и развития, разумеется, по-особому проявляющихся в зависимости от специфики объекта.
Необходимость выбора и обоснования методов, выяснения их соотношения породила и специфическую область философского и научно-теоретического знания – методологию. Это система исходных принципов или начал, обобщенных способов (методов) организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Таким образом, философская теория выступает и в качестве содержательного теоретического знания, и в качестве общей методологии. В философии каждое теоретическое понятие, положение выступает одновременно и методологическим принципом. Философская теория есть одновременно и метод. В силу этого философия выполняет общую методологическую функцию для всего научного познания.
Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются материализм, идеализм, эмпиризм, рационализм.
При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание – ее модус – есть проявление материи (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии и имеет широкое распространение в современной российской.)
Суть идеалистического философского метода – признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи — производной идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной Европы (например, в Германии).
Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях»).
Рационализм — философский метод и направление в философии, в соответствии с которым истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений («все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение — это уже работа мысли, разума»).
þ Функции философии
Функции философий — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.
Принято выделять следующие функции философии; мировоззренческую, методологическую, мыслительно-теоретическую, гносеологическую, критическую, аксиологическую, социальную, воспитательно-гуманитарную, прогностическую, общекультурную, практическую.
Мировоззренческая функция способствует формированию целостной картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии; имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания). *
Роль критической функции — подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Аксиологическая функция философии (в переводе с греч. axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей — морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Значение аксиологической функции особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима, эпоха Возрождения, Реформация, кризис капитализма конца XIX – начала XX в. и др.).
Социальная функция — состоит в том, чтобы объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться к окружающему миру и найти смысл жизни.
Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся знаний об окружающем мире и человеке предсказать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
Общекультурная функция. Общекультурную функцию философия выполняла с момента своего зарождения; и если и сужался предмет философии, то с ее общекультурной функцией происходило, скорее, обратное: ее роль в жизни общества непрерывно возрастала.
Тем более это справедливо для нашего времени. Без преувеличения можно сказать, что философия является сегодня важнейшим элементом духовной культуры человечества. Философия согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта (практического, научно-познавательного, ценностного). Она также выступает конструктором принципиально новых идей, новых картин мира, новых общественных идеалов, критиком по отношению к разного рода мировоззренческим и методологическим заблуждениям и предрассудкам; рационализатором нефилософских форм мировоззрения.
Практическая функция. До сих пор философия рассматривалась исключительно как компонент духовного мира человека. Но человек, кроме всего прочего, еще и действует. Русский философ П. Л. Лавров подчеркивал, что философия отождествляет мысль и действие. Поистине, в своем миропонимании человек достигает стадии, когда уже невозможно удержаться от искушения действовать. Человек действует, реализует свое миропонимание. В отличие от животного, он действует именно таким образом. Каждая цивилизация реализует свои философские ценности, каковыми являются, например, стремление к совершенству, свобода, справедливость.
þ Онтологическая сторона основного вопроса философии
Под основными вопросами философии имеются в виду те вопросы, от решения которых прежде всего зависит реализация философией своих функций. Такими важнейшими философскими вопросами, находящимися между собой в системной связи, являются, например, следующие вопросы:
• Каковы первичные, фундаментальные основы этого мира?
• Познаваем ли окружающий нас мир?
• Каков истинный мир человеческих ценностей и смысл жизни человека?
• Каковы основные принципы научного исследования мира в целом, а также отдельных его сфер, процессов, явлений?
• В чем состоит сущность человеческого общества?
Основным вопросом философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия — к мышлению (сознанию).
Важность данного вопроса заключается в том, что от его решения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.
Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.
Онтологическая сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении вопроса о том, что первично — материя или сознание.
Суть гносеологической стороны основного вопроса философии состоит в ответе на вопрос, познаваем или непознаваем мир и что первично в процессе познания.
В зависимости от того, какой ответ дается на основной вопрос философии в его онтологическом и гносеологическом аспектах, в философии выделяются следующие основные направления: материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
При рассмотрении онтологической стороны основного вопроса философии можно выделить такие способы его решения, как:
• объективный идеализм;
• субъективный идеализм;
• материализм;
• вульгарный материализм;
• дуализм;
• деизм
При рассмотрении гносеологической стороны основного вопроса философии можно выделить такие способы его решения, как:
• гностицизм;
• агностицизм;
• эмпиризм (сенсуализм);
• рационализм.
Итак, онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:
• материализм;
• идеализм;
• дуализм.
Материализм («линия Демокрита») — направление в философии, сторонники которого считают, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
Следовательно:
• материя реально существует;
• материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);
• материя является самостоятельной субстанцией – она не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;
• материя существует и развивается по своим внутренним законам;
• сознание (дух) есть свойство высокоорганизованной материи отражать саму себя;
• сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;
• сознание определяется материей.
К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Эпикур, Бэкон, Локк, Дидро и другие французские материалисты, Герцен, Чернышевский, Маркс, Энгельс, Ленин.
Достоинства материализма — опора на науку, в особенности на точные и естественные науки (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.
Слабая сторона материализма — недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.
В материализме можно выделить особое направление – «вульгарный» материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизировали роль материи, чрезмерно увлекались исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорировали само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю. По их мнению, мозг человека выделяет мысль так же, как печень выделяет желчь, т. е. вульгарный материализм игнорирует качественное различие сознания и материи.
Идеализм («линия Платона») — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считают сознание (идею, дух). В идеализме выделяются два самостоятельных направления:
• объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);
• субъективный идеализм (Беркли, Юм).
Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно представлениям объективного идеализма:
• реально существуют только идеи;
• идеи первичны;
• вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;
• «мир идей» изначально существует в мировом разуме (уме Бога);
• «мир вещей» — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;
• каждая единичная вещь – воплощение идеи данной вещи (например, лошадь есть воплощение идеи лошади, дом – идеи дома, корабль – идеи корабля и т. д.);
• большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;
• идеи существуют объективно, независимо от сознания человека.
В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:
• все существует только в сознании познающего субъекта;
• образы (идеи) материальных вещей также существуют только в сознании;
• вне отдельного сознания ни материи, ни духа (идей) не существует.
Слабая черта идеализма — отсутствие достоверного объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь.
Идеализм как философское направление господствовал в Греции, в средневековой Европе; в настоящее время широко распространен в США, Германии и других странах Западной Европы.
Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии, материализмом и идеализмом, существуют промежуточные (компромиссные) течения — дуализм, деизм.
Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:
• существуют две независимые субстанции — материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);
• все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой из указанных субстанций (материальные вещи — от материальной, идеи — от духовной);
• в человеке соединяются одновременно две субстанции — и материальная, и духовная;
• материя и сознание (дух) — две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;
• основного вопроса философии (что первично — материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание дополняют друг друга и существуют всегда.
Деизм (лат. deus – бог) — направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в. Вольтер, Руссо и др.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (т. е. они признавали Бога, практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).
þ Гносеологическая сторона основного вопроса философии
Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена эмпиризмом (сенсуализмом) и рационализмом.
Основателем эмпиризма является Френсис Бэкон.
Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).
Основоположником рационализма (от лат. ratio — разум) считается Рене Декарт.
Основная идея рационализма состоит в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, считал Декарт, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение, представляющее собой мысль, – это деятельность разума. Во-вторых, существуют истины очевидные для разума и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве: «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т. д.)
В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.
С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны также понятия «гностицизм» и «агностицизм».
Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что мир познаваем, возможности познания не ограничены.
Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты): мир непознаваем, возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.
К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724 – 1804). Согласно Канту, человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например:
Бог существует? — Бога не существует?
Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Кант выделяет четыре: