Взаимодействие философии, других наук и вненаучных знаний




 

НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ В ЦЕЛОМ

(состоит из отдельных наук)

ê

ФИЛОСОФИЯ

(предельное обобщение всего существующего знания;

высшее теоретическое мировоззрение)

é

ИНОЕ, ВНЕНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ, РЕЛИГИЯ и др.

 

 

Можно выделить следующие особенности философского знания:

 

• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, ло­гику и т. д.); носит предельно общий, теоретический характер;

• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые ле­жат в основе других наук;

• во многом субъективно — несет на себе отпечаток личности и миро­воззрения отдельных философов;

• является совокупностью объективного знания и ценностей, нрав­ственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

• изучает не только предмет познания, но и механизм самого позна­ния;

• характеризуется рефлексивностью – обращенностью мысли на саму себя, то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя;

• испытывает на себе сильное влияние доктрин, выработанных прежними философами;

• в тоже время, оно динамично — постоянно развивается и обновляется;

• опирается на категории, предельно общие понятия;

• неисчерпаемо по своей сути;

• ограничено познавательными способностями человека (познающе­го субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (проис­хождение бытия, первичность материи или сознания, происхожде­ние жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его вли­яние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

þ Методы философии

 

Основными методами философии (путями, средствами, с помо­щью которых осуществляется философское исследование) являют­ся: диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика, гер­меневтика.

Диалектика — метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последователь­но с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, при­чин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика — метод, противоположный диалектике, при кото­ром объекты рассматриваются: обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности), статично (игнорируется факт по­стоянных изменений, самодвижения, развития), однозначно (ведет­ся поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

В истории философии прослеживаются два основных философских метода – диалектика и метафизика. Принципиальные различия меж­ду ними как двумя противоположными концепциями взаимосвязи и развития можно представить следующим образом:

1. Диалектика исходит из всеобщей, универсальной взаимосвязи яв­лений и процессов в окружающем нас мире, метафизика возводит в абсолют автономность, самостоятельность вещей.

2. Диалектика исходит из принципа развития, качественных изме­нений явлений и процессов, метафизика сводит все изменения в мире только к количественным.

3. Диалектика исходит из внутренней противоречивости, закономерно присущей любому явлению или процессу, метафизика же считает, что внутренние противоречия свойственны только нашему мышлению, но отнюдь не самой объективной действительности.

4. Диалектика исходит из того, что именно борьба внутренне прису­щих явлениям и процессам противоположностей представляет собой главный источник их развития, метафизика же переносит этот источник вне исследуемого предмета. Характерной особенностью метафизики всегда выступала односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого. Изъяв не­который объект из связи его с другими, метафизически мыслящий человек упускает из виду целостный контекст бытия этого объекта, который только и позволяет уяснить его суть, показывая его взаимосвязи, его роль в составе целого, в динамике этого целого.

В общем, метафизические моменты в мышлении не есть нечто про­тивоестественное, чуждое самой сущности человеческого познания. Ведь человек не может познавать не разъединяя, не расчленяя целого на его составные части. Нельзя также обойтись в познании и без ог­рубления, упрощения. Философский метод выступает как отражение определенного уровня научного познания мира.

Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении раз­розненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внеш­не правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклек­тика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привле­кательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онто­логической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе).

Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но ис­кусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), но­вой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу, либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была рас­пространена в Древней Греции, имела своей целью не получение истины, а победу в споре, доказательство «чего угодно кому угодно» и использо­валась как прием ораторского искусства.

Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Герменевтика, как метод интерпретации, предпола­гает «понимание», «вживание», «сопереживание», истолкование от­дельных изучаемых явлений в качестве моментов целостной душев­но-духовной жизни реконструируемой эпохи. В философской герме­невтике человек предстает как существо, бытие которого заключается в понимании, т. е. понимание — это способ существования человека. Метод герменевтики широко распространен в западной философии.

На каждом этапе развития науки философский метод синтезирует­ся из достижений частных конкретных наук, отражая дух науки своего времени, ее качественную специфику. А затем философия, в свою оче­редь, возвращает синтезированный ею «продукт» конкретным наукам в качестве системы общих принципов подхода к изучению интересую­щих их явлений и процессов.

Философские методы, будучи универсальными, являются необхо­димым условием решения разнообразных конкретных задач, но не под­меняют собой специальных, частнонаучных методов, а конкретизируются ими. Если специальные методы выступают как частные приемы раскрытия закономерностей исследуемых объектов, то философские являются приемами исследования тех же объектов с точки зрения раскрытия в них всеобщих законов движения и развития, разумеется, по-особому проявляющихся в зависимости от специфики объекта.

Необходимость выбора и обоснования методов, выяснения их соотношения породила и специфическую область философского и научно-теоретического знания – методологию. Это система исходных прин­ципов или начал, обобщенных способов (методов) организации и пост­роения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Таким образом, философская теория выступает и в качестве содер­жательного теоретического знания, и в качестве общей методологии. В философии каждое теоретическое понятие, положение выступает од­новременно и методологическим принципом. Философская теория есть одновременно и метод. В силу этого философия выполняет общую методологическую функцию для всего научного познания.

Одновременно и направлениями в философии, и философскими ме­тодами являются материализм, идеализм, эмпиризм, рационализм.

При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание – ее модус – есть проявление материи (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии и имеет широкое распространение в современной российской.)

Суть идеалистического философского метода – признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи — произ­водной идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной Европы (напри­мер, в Германии).

Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях»).

Рационализм — философский метод и направление в философии, в соответствии с которым истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разу­ма) без влияния опыта и ощущений («все можно подвергнуть сомне­нию, а любое сомнение — это уже работа мысли, разума»).

 

 

þ Функции философии

 

Функции философий — основные направления применения фило­софии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Принято выделять следующие функции философии; мировоззрен­ческую, методологическую, мыслительно-теоретическую, гносеологи­ческую, критическую, аксиологическую, социальную, воспитательно-гуманитарную, прогностическую, общекультурную, практическую.

Мировоззренческая функция способствует формированию целост­ной картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия выра­батывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что фи­лософия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предель­но обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая — одна из основополагающих функций филосо­фии; имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания). *

Роль критической функции — подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскры­вать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модер­низация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греч. axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей — морально-нравственных, эти­ческих, социальных, идеологических и др. Значение аксиологической функции особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима, эпоха Возрождения, Реформация, кризис капитализма конца XIX – начала XX в. и др.).

Социальная функция — состоит в том, чтобы объяснить общество, причины его возник­новения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.


Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться к окружающему миру и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся знаний об окружающем мире и человеке предсказать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Общекультурная функция. Общекультурную функцию философия выполняла с момента своего зарождения; и если и сужался предмет фи­лософии, то с ее общекультурной функцией происходило, скорее, обратное: ее роль в жизни общества непрерывно возрастала.

Тем более это справедливо для нашего времени. Без преувеличе­ния можно сказать, что философия является сегодня важнейшим эле­ментом духовной культуры человечества. Философия согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта (практичес­кого, научно-познавательного, ценностного). Она также выступает конструктором принципиально новых идей, новых картин мира, новых общественных идеалов, критиком по отношению к разного рода миро­воззренческим и методологическим заблуждениям и предрассудкам; рационализатором нефилософских форм мировоззрения.

Практическая функция. До сих пор философия рассматривалась исключительно как компонент духовного мира человека. Но человек, кроме всего прочего, еще и действует. Русский философ П. Л. Лавров подчеркивал, что философия отождествляет мысль и действие. Поистине, в своем миропонимании человек достигает стадии, когда уже невозможно удержаться от искушения действовать. Человек действу­ет, реализует свое миропонимание. В отличие от животного, он дей­ствует именно таким образом. Каждая цивилизация реализует свои философские ценности, каковыми являются, например, стремление к совершенству, свобода, справедливость.

 

 

þ Онтологическая сторона основного вопроса философии

 

Под основными вопросами философии имеются в виду те вопросы, от решения которых прежде всего зависит реализация фило­софией своих функций. Такими важнейшими философскими вопросами, находящими­ся между собой в системной связи, являются, например, следующие вопросы:

• Каковы первичные, фундаментальные основы этого мира?

• Познаваем ли окружающий нас мир?

• Каков истинный мир человеческих ценностей и смысл жизни чело­века?

• Каковы основные принципы научного исследования мира в целом, а также отдельных его сфер, процессов, явлений?

• В чем состоит сущность человеческого общества?

 

Основным вопросом философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия — к мышлению (сознанию).

Важность данного вопроса заключается в том, что от его решения зависит построение целостного знания об окружаю­щем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей фи­лософии.

Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время про­тивоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеоло­гическая.

Онтологическая сторона основного вопроса филосо­фии заключается в постановке и решении вопроса о том, что первично — материя или сознание.

Суть гносеологической стороны основного вопроса философии состоит в ответе на вопрос, познаваем или непознаваем мир и что первично в процессе познания.

В зависимости от того, какой ответ дается на основной вопрос философии в его онтологическом и гносеологическом аспектах, в фи­лософии выделяются следующие основные направления: мате­риализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

При рассмотрении онтологической стороны основного вопроса философии можно выделить такие способы его решения, как:

• объективный идеализм;

• субъективный идеализм;

• материализм;

• вульгарный материализм;

• дуализм;

• деизм

 

При рассмотрении гносеологической стороны основного вопроса философии можно выделить такие способы его решения, как:

• гностицизм;

• агностицизм;

• эмпиризм (сенсуализм);

• рационализм.

 

Итак, онтологическую сторону основного вопроса философии представ­ляют:

• материализм;

• идеализм;

• дуализм.

 

Материализм («линия Демокрита») — направле­ние в философии, сторонники которого считают, что в отношениях ма­терии и сознания первичной является материя.

 

Следовательно:

• материя реально существует;

• материя существует независимо от сознания (то есть существует не­зависимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

• материя является самостоятельной субстанцией – она не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

• материя существует и развивается по своим внутренним законам;

• сознание (дух) есть свойство высокоорганизованной мате­рии отражать саму себя;

• сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

• сознание определяется материей.

 

К материалистическому направлению принадлежали такие филосо­фы, как Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Эпикур, Бэкон, Локк, Дидро и другие французские материалисты, Герцен, Чернышевский, Маркс, Энгельс, Ленин.

Достоинства материализма — опора на науку, в особенности на точ­ные и естественные науки (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.

Слабая сторона материализма — недостаточное объяснение сущ­ности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.

В материализме можно выделить особое направление – «вульгарный» материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизировали роль материи, чрезмерно увлекались исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игно­рировали само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю. По их мнению, мозг человека выделяет мысль так же, как печень выделяет желчь, т. е. вульгарный материализм иг­норирует качественное различие сознания и материи.

 

Идеализм («линия Платона») — направление в философии, сто­ронники которого в отношениях материи и сознания первичным счита­ют сознание (идею, дух). В идеализме выделяются два самостоятель­ных направления:

• объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);

• субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно представлениям объективного идеализма:

• реально существуют только идеи;

• идеи первичны;

• вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;

• «мир идей» изначально существует в мировом разуме (уме Бога);

• «мир вещей» — материальный мир не имеет самостоятельного су­ществования и является воплощением «мира идей»;

• каждая единичная вещь – воплощение идеи данной вещи (например, лошадь есть воплощение идеи лошади, дом – идеи дома, корабль – идеи корабля и т. д.);

• большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;

• идеи существуют объективно, независимо от сознания человека.

 

В противоположность объективным идеалистам субъективные иде­алисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

• все существует только в сознании познающего субъекта;

• образы (идеи) материальных вещей также существуют только в сознании;

• вне отдельного сознания ни материи, ни духа (идей) не су­ществует.

 

Слабая черта идеализма — отсутствие достоверного объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чис­той идеи» в конкретную вещь.

Идеализм как философское направление господствовал в Греции, в средневековой Европе; в настоящее время широко распространен в США, Германии и других странах Западной Европы.

Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии, материализмом и идеализмом, существуют промежу­точные (компромиссные) течения — дуализм, деизм.

 

Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:

• существуют две независимые субстанции — материальная (обла­дающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);

• все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой из указанных субстанций (материальные вещи — от матери­альной, идеи — от духовной);

• в человеке соединяются одновременно две субстанции — и матери­альная, и духовная;

• материя и сознание (дух) — две противоположные и взаимосвязан­ные стороны единого бытия;

• основного вопроса философии (что первично — материя или созна­ние) в действительности не существует, так как материя и созна­ние дополняют друг друга и существуют всегда.

 

Деизм (лат. deus – бог) — направление в философии, сторонни­ки которого (преимущественно французские просветители XVIII в. Вольтер, Руссо и др.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, еди­ножды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (т. е. они признавали Бога, практи­чески не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь слу­жить нравственным символом). Деисты также считали материю оду­хотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

þ Гносеологическая сторона основного вопроса философии

 

Гносеологическая сторона основного вопроса философии представ­лена эмпиризмом (сенсуализмом) и рационализмом.

Основателем эмпиризма является Френсис Бэкон.

Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).

Основоположником рационализма (от лат. ratio — разум) считает­ся Рене Декарт.

Основная идея рационализма состоит в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, считал Декарт, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение, представляющее собой мысль, – это деятельность разу­ма. Во-вторых, существуют истины очевидные для разума и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве: «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т. д.)

В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ниц­ше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не име­ет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан ра­зумом.

С гносеологической стороной основного вопроса философии связа­ны также понятия «гностицизм» и «агностицизм».

Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что мир познаваем, возможности познания не ограничены.

Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты): мир непознаваем, возможности познания огра­ничены познавательными возможностями человеческого разума.

К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724 – 1804). Согласно Канту, человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои грани­цы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возмож­ностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например:

 

Бог существует? — Бога не существует?

 

Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Кант выде­ляет четыре:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: