Первая антиномия: Ограниченность пространства




 


Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве.

Мир не имеет начала во времени и безграничен.


 

Вторая антиномия: Простое и сложное

 


Существуют только простые элементы и то, что состоит из про­стых элементов.

В мире нет ничего простого.


Третья антиномия: Свобода и причинность

 


Существует не только причинность по законам природы, но и свобода.

Свободы не существует, все в мире происходит по законам природы по строгой причинности.


 

Четвертая антиномия: Наличие Бога

 


Есть Бог, причина всего сущего.

Бога нет.


 

Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможно­сти человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение вещи в чувственных ощуще­ниях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи — «вещи в себе».

В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной философской проблемой.

В XX в. в западной философии наметилась тенденция уделять мень­ше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность.

Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии — проблема экзистенционализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни.

 

БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ

 

þ Категория бытия в философии. Монистические и плюралистические концепции бытия

 

Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия – одна из глав­ных в философии. Становление философии начиналось именно с изу­чения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь интересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой пред­мет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.

Исходным понятием, на базе которого строится философская карти­на мира, является категория «бытия». «Бытие» – самое широкое и самое абстрактное понятие. «Бытие» означает «наличествование», «существование».

Каково же содержание философской категории «бытие»? Дня ее раскрытия можно выделять ряд положений:

• окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (ок­ружающий мир) есть;

• окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;

• природа, общество, человек, мысли, идеи одинаково существуют; различные по способам и формам своего существования, они, прежде всего благодаря своему существованию, образуют целостное единство бесконечного непреходящего мира, то есть они сосуществуют;

• материя и дух – сосуществующие в единстве, но в то же время противоположные сущности реально существуют; и материя, и дух есть.

Данные положения обобщаются понятием «субстанция». Субстанция – это самостоя­тельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.

Таким образом, бытие — это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, кото­рая включает в себя все сущее.

Для обозначения общей основы всего существующего в философии, выработаны две категории: субстрата и субстанции. Субстрат — это то, из чего все сделано. Более высокую степень общности отражает понятие «субстанция» — это первооснова всего существующего, внут­реннего единства многообразия конкретных вещей, явлений и процес­сов, посредством которого они существуют. Учение, принимающее за основу всего существующего одно начало, называется монизмом. Мо­низму противостоит дуализм, рисующий картину мироздания, опира­ясь на какие-либо два равноценных начала.

В истории философии преобладает монистический подход, но су­ществуют две основные формы монизма: идеалистический монизм в виде религиозной или светской разновидности («Абсолютная идея, формы и другие идеальные начала являются первоосновой мира» — Гегель, Платон); материалистический монизм (материя — первоосно­ва мира).

Чтобы разобраться в сложном устройстве мира, окружающем че­ловека, вводят еще одну важную категорию — «действительность» («реальность»). Под действительностью (реальностью) понимается вся совокупность всех состояний объектов мира в прошлом, настоящем и будущем.

Объективная реальность — объективное существование каких-либо предметов, явлений, независимо от сознания человека.

Имеется, кроме того, действительность (реальность) и другого типа. Так, ученый или инженер могут ясно представлять себе будущую установку, ее составные части, последовательность ее работы, а учитель, планируя урок, намечает, что и как объяснять, кого опросить и т. п. Та­кой, пока лишь придуманный урок или агрегат, тем не менее, существу­ет, имеет место быть в сознании создавших их людей. Эти явления существу­ют, но не в объективной, а в субъективной реальности. Под субъективной реальностью понимается сознание и все те процессы и события, ко­торые в нем происходят.

Хотя с помощью «чистой» мысли или воображаемого образа нельзя забить гвоздь или приготовить обед, но мысли, образы, чувства и же­лания могут заставить человека все это сделать, могут изменить всю его жизнь и жизнь других людей, т. е. могут оказаться не менее значи­мыми, чем и материальные явления.

Следовательно, существующая вне человеческого сознания объектив­ная реальность, а также субъективная реальность, являющая продуктом сознания, несмотря на их значительные отличия, находятся в тесном единстве, глубоко связаны, взаимодействуют и влияют друг на друга. Связу­ющим звеном между ними является человек как существо, принадлежа­щее и к объективному (в силу своей телесности) и к субъективному (как об­ладатель создания) миру.

Бытие — есть единство субъективной и объективной реальности. Человек и его мир – это точка пересечения субъективной и объективной реальности. В этом смысле человек – центр бытия, а его судьба – ядро философской проблемы бытия в целом.

Человек творит собственный мир, мир человека, создает свой мир искусственных вещей, явлений, создает общество, культуру, свою «ис­торическую реальность». В процессе творения «исторической реально­сти» задействованы не только сознание человека, но и многочисленные объекты естественного (природного, материального) происхождения, подвергаемые обработке человека. В результате можно предложить таб­лицу, в какой-то мере отражающую многообразие бытия:

 

 

 

 

 

 

Объективная реальность Историческая реальность Субъективная реальность  
1. Бытие вещей естественных, природных 1. Бытие человека в мире вещей Бытие духовного (идеального)  
2. Бытие человека в мире идей — субъективированное духовное бытие  
2. Бытие искусственных вещей, созданных человеком  
3. Бытие человека в мире людей — социальное бытие — объективированное духовное бытие  

 

Основными формами бытия являются:

• материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явле­ний природы, окружающего мира;

• идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (неиндивидуального) духовного бытия;

• человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

• социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

 

Выделяют также:

• ноуменальное бытие (от слов «ноумен» – вещь сама по себе) – бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;

• феноменальное бытие (от слова «феномен» – явление, данное в опыте) – кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.

 

Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменальное бытие совпадают.

Категорией противоположной бытию является понятие небытия. Небытие – полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Небытие — состоя­ние противоположное бытию. Пред­меты, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не родившиеся люди, не создан­ные предметы, люди, вещи, общества, которые раньше были, а потом погибли, разрушились, исчезли – сейчас их нет, они находятся в небытии.

Поскольку человек выступает как пересечение объективной, субъек­тивной и исторической реальностей, то смысл бытия, философская проблема бытия раскрывается для человека как ответы на три вопроса, сформулированные И. Кантом: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Вариантов ответов на эти вопросы столько, сколько существует философских систем.

 

 

þ Категория материи в философии

 

Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие. Стремясь постичь природу объективной реальности, которую в философии принято обозначать с помощью категории «ма­терия», люди уже в древности стали задумываться над тем, из чего со­стоит окружающий мир, есть ли какой-то «первокирпичик», «первоос­нова» в строении материального мира. Поиск основы объективной ре­альности в философии называют проблемой субстанции.

В древности существовали разные гипотезы относительно того, что представляет собой основа всего сущего:

• вода – основа всех вещей (Фалес);

• огонь – основа всего сущего (Гераклит);

• в основе мира лежит не какое-то конкретное вещество, а бесконечная неопределенная субстанция «апейрон» (Анаксимандр);

• в основе мира лежат мельчайшие неделимые частицы – атомы (Демокрит, Эпикур);

• первооснова мира – это Бог, Божественная мысль, Слово, Логос (Платон, религиозные философы).

 

Если в XVII в. под материей понимали вещество, то уже в ХIХ в. на­ука показала, что в мире имеются такие материальные объекты, кото­рые не есть вещество (например электромагнитные поля), что возмо­жен взаимопереход между веществом и энергией.

В начале XX в. было сформулировано следующее философское определение материи: под материей понимается философская категория (т. е. философская абстракция) для обозначения объективной реальности, лежащей вне сознания. О каких-либо конкретных формах ее проявления говорить бессмысленно, так как этих форм, вероятно, бесконечное множество. Под материей понимается субстанция, «общее в вещах». Но общее в природе существует через конкретные вещи и явления. Поэтому под материей понимают и еди­ничное, которое непосредственно воздействует на органы чувств, вы­зывая ощущения. Материя как объективная реальность способна воздействовать на наши ощущения, что создает основу для того, чтобы наше сознание могло воспринимать окружающий мир, то есть познавать эту объективную реальность. Таким образом, материя – это то, что по своим качествам противоположно тому, что принято называть «сознанием», или субъективной реальностью.

Единство общего и единичного в каждом конкретном объекте пред­полагает третье значение термина «материя», когда под ней понимается совокупность всех материальных образований в природе, существующих независимо от познания их человеком.

В философии существует несколько подходов к пониманию сущности материи:

• материалистический подход, согласно которому материя есть осно­ва бытия, а все иные бытийные формы (дух, человек, общество) есть порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

• объективно-идеалистический подход: материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;

• субъективно-идеалистический подход: материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен – кажущееся явление, «галлюцинация») субъективного (су­ществующего только в виде сознания человека) духа;

• позитивистский: понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

 

В современной российской науке и философии утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, его первопричина, а все иные формы бытия – дух, человек, общество – проявления материи и производны от нее.

Элементами структуры материи являются неживая природа, живая природа, социум (общество).

 

þ Естественнонаучные представления о структуре и свойствах материи. Материалистическая картина мироздания

 

От философского понятия «материя», определение которого связа­но с признанием лишь свойства быть объективной реальностью, сле­дует отличать современные представления о структуре и свойствах ма­терии, которые изменяются с каждым новым открытием в области ес­тествознания. Философское понятие материи представляет собой неизменную истину, а естественнонаучные представления о структу­ре материи относительны и меняются по мере развития науки. Фи­лософия выработала такое понимание материи, которое характеризу­ет любые ее формы, независимо от того, познаны они сейчас или будут познаны в будущем. Материя – это философская абстракция, понятие, посредством которого обозначается многообразие природных яв­лений и процессов, обозначается объективная реальность, которая дана человеку в его ощущениях, существуя независимо от них.

Современные естественнонаучные представления о структуре ма­терии базируются на следующих положениях: каждое материальное образование, отдельная вещь представляет собой единство вещества и поля. Главное отличие вещества от поля заключается в том, что веще­ство обладает массой покоя, механической массой, тогда как электро­магнитное, гравитационное и другие поля, а также нейтрино массой покоя не обладают. Вещество относительно непроницаемо, скорость движения частиц вещества всегда меньше скорости света, в веществе – значительная концентрация массы и энергии. Поле не имеет массы покоя, легко проницаемо, обладает волновой природой, характеризуется слабой концентрацией массы и энергии, а также скоростью света. Вещество и поле могут взаимно превращаться друг в друга. Так, при столкновении электрона и позитрона, обладающих вещественными свойствами частиц, образуются два фотона (кванта света), т. е. веще­ственная форма превращается в полевую форму материи, при этом не происходит уничтожения материи как таковой. Вещество как одно из важнейших видов материи состоит из молекул и может находиться в пяти различных состояниях: твердом, жидком, газообразном, плазменном, нейтронном. Плазма – это такое состояние вещества, когда в его атомах в результате нагревания до многих миллионов градусов деформируются электронные оболочки, возможны реакции ядерного синтеза. Нейтронное состояние вещества предполагает его уплотнение до такой степени, что структура атома нарушается, электронные оболочки «сми­наются», а размеры атома оказываются практически размерами ядра (вещество таких нейтронных небесных тел в силу огромной гравита­ции не испускает даже электромагнитного излучения).

Молекулы состоят из атомов, атомы, в свою очередь, состоят из ядра и вращающихся вокруг него электронов. Стабильность ядра, со­стоящего из нуклонов – положительно заряженных протонов и не обладающих электрическим зарядом нейтронов, поддерживается за счет быстрого обмена между ними пи-мезонами. Электроны удерживаются на своих орбитах благодаря притяжению противоположных зарядов электрона и протона, а также за счет своеобразного обмена с ядром фотонами: таким образом компенсируются центробежные силы. Все элементарные частицы обладают корпускулярно-волновыми свойствами. В структурном отношении многие из них являются сложными системными образованиями, в составе которых обнаруже­ны кварки и глюоны. Тем самым подтвердилось предсказание о том, что электрон также неисчерпаем, как и атом.

Каждой элементарной частице соответствует античастица: элект­рону – позитрон (положительный электрон), нейтрону – антинейт­рон и т. п. Античастица отличается от частицы либо спином, либо про­тивоположным зарядом. В настоящее время известно более 300 элементарных частиц, включая античастицы, более 107 химических веществ, которые различаются по своим свойствам и составляют все многообразие известной нам материальной действительности. Из хи­мических элементов состоят все вещества живой и неживой природы.

Макротела и космические системы организованы таким образом, что образуют структурные уровни, объекты которых находятся в слож­ной взаимосвязи с объектами других уровней материи.

Уровнями неживой природы являются: субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны — мельчайшие единицы материи, мень­шие, чем атом), микроэлементарный (адроны, состоящие из кварков, электроны), ядерный (ядро атома), атомарный (атомы), молекулярный (молекулы), уровень единичных вещей, уровень макротел, уровень планет, уровень систем планет, уровень галактик, уровень систем галак­тик, уровень метагалактик, уровень Вселенной, мира в целом.

К уровням живой природы относятся: доклеточный (ДНК, РНК, белки); клеточный (клетка), органный, организменный, уровень многоклеточных организмов, уровень видов, уровень популяций, биоцено­зы, уровень биосферы в целом, уровень ноосферы (преобразованная с помощью труда и разума человека часть биосферы).

К уровням социума относятся: отдельный индивид, семья, группа, коллективы разных уровней, социальные группы (классы, страты), этносы, нации, расы, отдельные общества, государства, союзы госу­дарств, человечество в целом.

Все структурные уровни могут рассматриваться как своеобразные качественные узлы развивающейся материи, этапы глобальной эволю­ции. На каждом структурном уровне находятся системные образова­ния, свойства которых не сводятся к сумме свойств составляющих их элементов. Например, свойства атома не сводятся к сумме свойств эле­ментарных частиц, биологические процессы не сводятся к физико-химическим и т. п.

Характерными чертами материи являются: наличие движения, самоорганизация, размещенность в пространстве и времени, способность к отражению.

В связи с развитием науки конкретные картины мироздания могут меняться. Но неизменным остается признание принципа материаль­ного единства мира.

 

þ Движение и его основные формы

 

Категория «движение» — одна из старейших в философии. Это связано с тем, что сам факт движения всегда был очевиден: двигались предметы вокруг человека, двигался сам человек. Так, древнегреческий фило­соф Гераклит сформулировал вывод «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку», смысл которого в том, что все течет, все изменяется. По­этому в философии под движением принято понимать всякое измене­ние вообще, из чего следует, что движение — неотъемлемое свойство бытия и атрибут материи. Системные образования каждого структур­ного уровня материальной действительности находятся в сложном вза­имодействии с другими процессами и явлениями. В связи с этим каж­дому структурному уровню материи присуща своя форма движения. Движение есть следствие взаимодействия вещей и явлений между со­бой: взаимодействие объектов неизменно вызывает изменения в каж­дом из них:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: