Практика — конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека.




Виды практики:

• материальное производство;

• управленческая деятельность;

• научный эксперимент;

• социальные действия, преобразование общественного бытия.

 

Практика — есть общественно-исторический, непрерывный, цело­стный процесс, где субъектом выступают сменяющие друг друга поко­ления людей, что позволяет обнаружить общие и существенные момен­ты действительности, которые выявляются благодаря практическому взаимодействию человека и природы.

Практика является основой и движущей силой познания, потому что все знания вызваны к жизни прежде всего потребностями практичес­кой деятельности людей. Практика является и конечной целью позна­ния, поскольку познание осуществляется для последующего использо­вания полученных знаний в практической деятельности людей.

Функции практики (то, чем она является):

• критерием истины;

• основой познания;

• целью познания;

• результатом познания

 

Теория и практика тесно взаимодействуют, стимулируя развитие друг друга.

Преобразуя действительность, практика преобразует и своего «но­сителя» — человека, субъекта познания.

Практика — критерий истины, она составляет единство познания, преобразования и освоения мира человеком. Практика — основа раз­вития знаний и их совершенствования.

Практика представляет собой решающий критерий истины, т. е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Значение прак­тики нельзя абсолютизировать. В каждый конкретный момент прак­тика ограничена по своим возможностям. Человек не всегда может осуществить на практике какие-то процессы в силу неразвитости технических средств, неспособности управлять какими-либо природными явлениями. Поэтому всегда существуют научные теории, которые невоз­можно проверить практикой в данный момент. Благодаря практике знания углубляются, расширяются, обогащаются новыми моментами, зернами. Как говорил Гегель, истина не есть отчеканенная монета, ко­торая может быть дана в готовом виде и в таком же виде спрятана в кар­ман. В истории науки не редкость, когда та или иная научная теория содержит в себе как долю истины, так и долю заблуждения. Это выяс­няется лишь на более высоком уровне практики и познания.

 

 

þ Диалектико-материалистическая теория истины

 

Согласно Аристотелю, ис­тина есть совпадение знания с предметом.

Кант одним из первых в теории познания проводит линию агностицизма. В его понимании истина есть свойство субъекта: «Вещь в себе принци­пиально не может объективным образом входить в нас», «не может быть познана».

Агностицизм помешал Канту решить проблему истины. У Гегеля истина перестает быть собранием готовых догматических положений, а заключается в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней знаний на все бо­лее и более высокие, и так до бесконечности.

Диалектический материализм, вскрывая научную несостоятельность идеалистических и методологических концепций истины, дает свое ре­шение проблемы, суть которого состоит в следующем.

Истина есть адекватное и верное отражение предмета или, что то же самое, адекватное совпадение форм сознания с предметом, адекватное воспроизведение в формах сознания форм объективной действитель­ности. Истина — это соответствие мысли, знаний человека о мире самому миру, объективной действительности. Чтобы отличить истину от заб­луждения, необходимо выяснить, насколько наше знание соответству­ет действительности. Такое понимание истины называется корреспондентской теорией истины. Это представление об истине является традиционным, легко понятным с точки зрения здравого смысла и до сих пор самым популярным.

Помимо корреспондентской теории истины существуют и другие теории истины, принципиально отличающиеся от корреспондентской по своему пониманию того, что такое истина. Одной из наиболее известных среди них является прагматистская теория истины. В настоящее время она особенно популярна на Западе в среде ученых.

Истина есть единство объективного и субъективного: она объек­тивна в источнике по своему внешнему материальному содержанию, но субъективна по своему внутреннему идеальному содержанию в идеаль­ной форме. Объективность истины заключается в том, что содержание знания совпадает с объективной действительностью и в этом смысле не зависит от сознания субъекта. Но в то же время истина субъективна по форме выражения, зависит от особенностей тех людей, которые формируют данную теорию.

В познании необходимо исходить из тождества и различия обыден­ных и научных истин. Их тождество состоит в том, что они объектив­ны, составляют моменты единого процесса познания, взаимно превра­щаются друг в друга. Их различие заключается в том, что обыденная истина появляется без науки, теоретического мышления, на основе повседневного житейского опыта, на основе обыденного сознания. Она является важным фактором в психической саморегуляции и повседнев­ной деятельности индивида. Научная истина невозможна без обыден­ной, она содержит ее в себе в снятом виде. Научная истина имеет глу­бокое влияние на практическую деятельность человека и сама возмож­на как результат длительного теоретического исследования.

Абсолютная истина, т. е. полное и исчерпывающее знание о мире, в целом, недостижима, поскольку мир бесконечен и неисчерпаем.

Теории и знания людей носят относительный характер, они фор­мируют истину в каких-то конкретных исторических теориях, выска­зываниях.

Относительная истина – это такое знание, которое при всем своем объективном содержании не обладает завершенностью и является не­полным; в дальнейшем оно подвергается уточнению и развитию. Разви­тие познания — это длительный непрекращающийся процесс движе­ния относительных истин, который приводит к накоплению и уточне­нию человеческого знания. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые «зерна» абсолютной истины. Например, механика Ньютона в ходе дальнейшего развития познания оказалась истиной в весьма ограниченной сфере приложения, относительной истиной. На смену ей пришли более сложные теории — квантовая механика и тео­рия относительности. Тем не менее, ньютоновская механика представ­ляет собой истину, а не заблуждение, содержит «зерна» абсолютной истины и успешно применяется в ряде областей (техника и небесная механика).

Истина конкретна. Она всегда обусловлена достигнутым уровнем практики и познания и связана с определенными условиями, в которых находится объект.

 

 

þ Природа заблуждений. Критерии истины

 

В истории науки та или иная научная теория содержит в себе как долю истины, так и долю заблуждения. Поскольку научное производ­ство содержит в себе не только истину, но и заблуждение, то истина никогда не существует без заблуждения. Она всегда в той или иной форме, в той или иной степени «облеплена», окружена заблуждением и содержит его в себе.

Представления о заблуждении восходят к истокам философского мышления. Эта проблема ставилась одновременно с проблемой исти­ны еще в античной философии. Уже здесь заблуждение рассматрива­лось не как несовпадение ума, воли, а объяснялась законами универсу­ма. В Средневековье заблуждение религией рассматривается как ис­кажение божественной истины, вызванной злой волей.

Философы Нового времени – Бэкон, Декарт, Спиноза – истолковывают заблужде­ние как результат искажающего влияния воли на ра­зум. В их понимании человеческая воля свободна, шире разума, питает его, влияет на него и потому рождает заблуждения.

Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций и другие французские мате­риалисты источник заблуждения видели в инстинкте подчинения личности интересу социальной группы — групповому интересу, гос­подствующих слоев — политическому интересу. По их мнению, дос­таточно с помощью разума открыть эти источники заблуждения, что­бы построить разумное общество без заблуждений.

Гоббс, Локк, Юм источник заблуждения видят в ошибке суждения, а основание всех заблуждений кроется в неправильном понимании словесных выра­жений.

Гегель считал, что заблуждение является не внешней, а внутренней противоположностью истине. Оно тоже закономерно, как и истина, полагал он.

Диалектико-материалистическое понимание заблуждения состоит в следующем: процесс познания производит одновременно как истину, так и заб­луждение. Заблуждение является не только внутренне необходимым моментом истины, его преодоление также является необходимостью.

В процессе материальной практики и познания возникает общественно-исторический процесс. Логическое доказательство выступает лишь вспомогательным критерием истины.

Относительность практики как критерия истины заключается в том, что будучи всегда исторически ограниченной, она не в состоянии пол­ностью доказать или опровергнуть все наши знания. Практика способ­на осуществить это только в процессе своего дальнейшего развития.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: