типа гос.устройства: монархия (наиболее подходящая) и республика.




В монархии глава гос-ва – король, и это не привилегия, а должность. Король обязан подчиняться закону и не может обидеть простого гражданина, поскольку заранее находится с ними в неравном положении.

Необходимое условие королевс.власти – гос.совет. Король возглавляет законодат. и исполнительн.власть. Суд должен быть независимым. Суверенитет принадлежит не личности, а гос-ву в целом.

Ришелье против разделения властей, т.к. нет ничего опаснее для гос-ва, как сущест-е разных равносильных властей. Идеал – авторитарная власть, но отличает ее от тиранической.

Разграничение гос-ва и церкви. Против того, чтобы Папа Римский управлял гос-ми. Ришелье за религиозн.свободу граждан.

Монархия д.б подчинена пользе, благу гос-ва.

Виды права: 1)божественное (Писание и каноническое право); 2)право народов (сов-ть норм, правил, обычаев, кот признается всеми и во всех странах); 3)международное; 4)государственное.

Важнейшее значение имеет то право, которое действует, а не писаное право.

Источники права: законы, соглашения, договоры, обычаи, традиции.

Законы создаются монархом и гос.советом. Допускали способ рассмотрения дела по аналогии в случае пробела законод-ва. Предлагает установить ценз для судей. Говорит о качестве юрид.образ-я.

Д.б сокращены расходы на армию и содержание двора.

Д.б меры воспитательные и карательные, поскольку первых недостаточно.


33. Государственно-правовая доктрина Д. Локка.

Родоначальник либерализма. Труд – «Два трактата о правлении».

Состояние вражды и конфликта является для человека противоестественным. Насилие признавал только в рамках самозащиты.

Подобно другим представителям естественно-правовой школы, рассматривал развитие человечества от естествен.состояния к государс-му. Естествен.состояние – это общее равенство, свобода распоряжаться мыслями и собс-тью. Но при таком состоянии нет механизмов разрешения споров и наказания нарушителей, поэтому люди заключают обществ.дог-р, создавая тем самым гос-во.

Естествен.права: право собс-ти, в т.ч право на собствен.индивидуальность, собс-ть на свои действия, свой труд и его результаты. Естествен.право каждого еще и возмож-ть защищать собс-ть, в т.ч к собс-ти относилось и тело (и жизнь, и свобода и имущ-во). Неизбежность наказания – основ.принцип УП (а не строгость). Каждый получает способность наказывать за нарушение его права.

Идеальное общ-во - сообщество свободных людей - собственников. Главн.ф-ция гос-ва - гарантия Естест.прав: свободы, равенства и собст-ти, - а также для гарантии соблюдения позитив.светских законов, задача которых - мир и безопасность.

Выделял 3 формы гос-ва: демократию, олигархию, монархию. Любая имеет право на сущ-е при заключении общ.дог-ра. Сторонник сильной ограничен.монархии. Критик абсолютн.монархии, т.к она не совместима с гражд.общ-вом.

Главная опасность для гос-ва и естеств.прав - привилегии носителей власти и злоупотребления полномочиями.

Гос-во получает от граждан ровно столько власти, сколько это необходимо для достижения личных и обществен.целей: жизнь, свобода, собственность. Свобода в граж.состоянии - это следование собственной воле в рамках закона, который выражает общее благо. Гос-во – сов-ть людей, соединившихся в единое целое под эгидой ими же установлен.закона, и создавших суд, правомочный разрешать конфликты и наказывать преступников.

Концепция ограничения гос.власти:

1) ограничить объем законодательн.власти

2) разделить гос.власть - основоположник теории разделения властей. 3 ветви власти: законодательная (парламент), исполнительная (король), федеральная (иполнит.власть,к от решает вопросы внешней политики).

Суверенитет принадлежит народу, кот сохраняет за собой право на восстание.

Концепция законности:

1) Соотн-е закона и свободы: свобода – жизнь в соответ-и с постоянным законом. 2) Равенство всех перед законом.

Закон – не просто предписание, исходящее от граж.общ-ва. Он только тогда закон, когда указывает человеку поведение, соответствующее его собственным интересам, и служащее его собствен.благу. Закон должен быть стабильным и долговечным. Ему должны подчиняться все. Локк своим учением предвосхищал идею о правов.гос-ве.


 

 

34. Политическое и правовое учение Г. Гоббса.

«Левиафан», «О гражданине».

Различает: 1) догосударс-ное, т.е естествен.состояние. 2) государ-ное, т.е гражданское.

Естествен.состояние – состояние войны всех против всех, состояние постоянного страха за свою жизнь. 3 фундамент.естествен.закона: закон как цель -следует искать мира и следовать ему, как сред-во, как долг -люди д.соблюдать соглашения, заключенные ими.

3 формы: 1) монархия – общие интересы больше всего совпадают с частными. 2) аристократия – верхов.власть принадлежит собранию лишь части граждан. 3) демократия – верх.власть принадлежит собранию всех.

Сторонник – абсолютной монархии. Отрицал разделение властей, считал, что оно ведет к гибели гос-ва.

Гос-ва могут возникать не только на основе дог-ра, но и путем использования силы. Делит гос-ва на 2 типа: политические гос-ва и гос-ва, основанные на приобретении.

Задачи гос-ва: обеспечение равной для всех справедливости, незыблемости дог-ров, равных налогов, установление равного для всех суда присяжных, гарантии права на защиту.

Различает понятия право и закон: право - свобода делать что-то или не делать, закон предписывает или обязывает делать то либо другое.

Считал, что все люди по природе своей равны, но в силу множества факторов между ними неизбежны конфликты. Основная причина конфликтов - неравенство способностей и стремление к одному и тому же: благополучию, богатству, славе и т.д. Поэтому нужны сдерживающие факторы в лице гос-ва. Естествен.право - право всех и на все. Но оно иллюзорно, его невозможно обеспечить. В то же время по естествен.праву естественным стремлением человека является инстинкт самосохранения. Он заставляет людей искать мира, согласия, взаимопонимания, его может обеспечить только граж.общ-во. Основной естествен.закон - нужно искать мира, если его достичь невозможно - искать защиты. Смысл законов не запреты и наказания, а предоставление максимальной свободы.

Его основной труд - Левиофан - библейское чудовище, его он сравнивал с гос-вом: его душа – власть; его члены – правители, его кровь – деньги. Революция – смерть гос-ва. Но после смерти всегда появляется новый Левиафан. Но это меньшее из зол и оно необходимо, чтобы сдерживать порочную человеческую натуру. Человек человеку волк.

Выделял примерно 16 естесвен.законов. Например, людям свойственно договариваться и они д.соблюдать дог-ры; человек должен отвечать за прич-ый вред; человеку свойственно искать наилучш.форму общежития.

35. Политические и правовые взгляды С. Полоцкого и Ю. Крижанича.

Симеон Полоцкий. (1629-1680). С 1664 на службе у московского царя. Отстаивал идею воссоединения русских земель, позиции православия, выступал против раскола внутри православной Церкви. Труды: «Вертоград многоцветный»(энциклопедия), «Рифмология» (сборник стихов). Проводник западноевропейской мысли. Обличал людские пороки: лень, праздновать, пьянство.

Сторонник просвещенной абсолютной монархии. Был просветителем. Отождествлял царя с гос-вом. Разработал концепцию "Царь - Солнце". Восхвалял царскую власть в стихах, способствовал укреплению его авторитета, но было и много недовольных им, попадал в опалу. Настаивал на разнице между царем (заботится о подданных) и тираном (заботиться о личной выгоде). Царь - просвещенный хранитель закона. Недопустимость жестоких казней – суд обязан восстанавливать правду, а не совершать месть ибо отмщение бесчеловечно. Равный для всех суд.

Юрий Крижанич (1617-1683) продолжает учение СимеонаПолоцкого. Хорват по происхождению, долго жил в России. Труды – «Разговоры об владетельству».

Сторонник абсолютной монархии. Царь - воплощение Бога на земле, он д.б спаведливым и должен обеспечить: Веру, суд, мир, дешевизну.

Выделял правильные (самовладство, боярское правление, общевладство) и неправильные (тирания, олигархия, анархия) формы правления. Наилучшая для России - совершенное самовладство. Монарх просвещенный, умеющий подбирать нужных людей. Главная опасность, когда льстецы и безграмотные (неопытные) советники окружают царя.

Не чужды идеи гуманизма, против крепостн.права. Два вида рабства: 1) социальное (крепостничество – был категорически против) и 2) политич-е (подданство). Многие беды Росссии от крепостничества, но выступать нельзя даже против тирана, т.к анархия еще хуже.

Делил всех людей на сословия: 1)священнослужители, 2)бояре (как паны рады, узкий круг), 3)дворяне, 4)воины и 5)черные люди: купечество, ремесленники (горожане), земледельцы и холопы. В каждом из сословий выделял больных членов общ-ва, нежелател.элементов - еретики, лиходеи, бездельники. С подозрением к чужестранцам, которые ищут только собственной выгоды.

Критиковал сложившиеся порядки, считал, что потенциал русской земли не задействован. Развивать торговлю, в т.ч. морскую, поскольку Россия огромна, но закрыта для торговли (лиходеи, таможни, чиновничество). Предлагал создание цеховых братств, ремесленников, торговых слобод. Гарантии собст-ти, либерализация з-ва, смягчение российск.законов. Предлагал судебн.реформу, где гарант справедливости - хорошая зарплата судьям, тогда он будет беспристрастным, служебно независимым как внешняя (от других ветвей власти), так и внутренняя (от других членов суда), несменяемость. В качестве примера судебной системы - Османская Империя, султан Баязет.

Законы: божественный, закон природы, человеческий. Власть монарха неподвластна законам, она лишь ограничивается «Божьими заповедями» и естественными законами («природной честностью и справедливостью»). Подданные обязаны беспрекословно ему подчиняться.

36. Политико-правовые воззрения Феофана Прокоповича.

 

«Слово о власти и чести царской», «Духовный регламент», трактаты «Поэтика» и «Риторика» и ряд стихотворных поэм.

В истории русской политико-прав.мысли он первым обратился к исследованию процесса происхождения гос-ва, исходя из предположения о естествен.преддоговорном состоянии, кот он рисовал как эпоху войн и кровопролитий. Естествен.законы (т.е требования здравого разума) подсказали людям, как избежать постоянных войн, и привели их к мысли озаключении дог-ра об образ-и гос-ва.

Сторонник догоров.теории гос-ва(ссылка на волю Божию – отличие от западн.теории обществен.дог-ра).

Т.о, высшая власть в общ-ве образовалась путем дог-ра, при заключении кот народ полностью отказался от своего суверенитета и полностью вручил его верховн.власти. При этом народ мог выбрать себе любую форму правл-я. Среди таких форм называет монархию, аристократию, демократию и «смешанный состав» (смешанную форму).

Различал 4 формы правления: 1)народодержавство (демократию), 2)аристократию, 3)самодержавство (монархию) и 4)«смешанный состав». Он впервые употребил термин «самодержавие» для обозначения неограничен.власти монарха, а не гос.суверенитета, как это делалось раньше. Республики (аристократия и демократия) не вызывают его одобрения. В аристократиях своекорыстная борьба партий разоряет страну, а в демократиях часто вспыхивают мятежи и смуты. Республики пригодны для малого по числ-ти народа, проживающего на небольшой территории.

2 варианта монархии: ограниченную и абсолютную. В ограниченной государь связан определенными обязательствами, за нарушение к-х он м. б. лишен власти, что также чревато непредсказуемыми последствиями, могущими повлечь различные бедствия для страны и ее народа.

Для России идеалом является наследственная и неограниченная монархия. Отрицателньо относился к рес-кам. Самодержавный правитель будет выступать в роли стража и защитника и сильного поборника законов. Издание законов, к-е следуют божественным заповедям и нормам естествен.права, а также не вредят общ-ву, - главная обяз-ть правителя. Настаивает на предоставлении монарху широких возможностей в выборе себе наследника по собствен.усмотрению.

В своей деят-ти верховный правитель реализует одновременно божественное призвание и требования естествен.права, осуществляя долг служения народу. Монарх — это просвещенный государь, к-й обязан заботиться не только об общем благе, но и о распространении просвещения. Считал, что царская особа священна, его действия нельзя критиковать, осуждать, даже хвалить.

Форма правл-я зависит: народное соглашение+воля бога+размер терр-и.

Сторонник реформы православн.церквиàупразднение патриаршества и подчинение православн.церкви царю.

Тем не менее ставит государя над законом, утверждая, что действия царя нельзя ни оспаривать, ни критиковать, ни даже хвалить, ибо «монархи суть Боги».


37. Политико-правовое учение В. Н. Татищева.

Татищев В.Н. (1686-1750) «История Российская с самых древнейших времен», «Лексикон Российский». Первый российский историк. Сторонник договор.теории происхождения гос-ва. Преддоговорн.состояние - война всех против всех (Гоббс), во избежание взаимного истребления – дог-р. Далее этапы развития гос-ва. Первый договор - между супругами, создание семьи, затем договор между родителями и детьми, после договор между господином и слугой.

Осуждал крепостничество, отн-я подчинения д.б по договору найма. Признавал правосубъектность крестьян. К такому выводу он пришел при руков-ве уральск.заводами (руда), куда приходили крепостные. А они темные, ленивые - низкая производительность труда. Необходимо установить правов.статус для каждого из сословий, в т.ч и крестьян.

Армия должна быть не многочисленной, но профессиональной. Открыть доступ солдат к офицерским званиям.

Различал формы правления:

Республика, хороша для маленьких безопасных стран;

Аристократия, для великих, но безопасных - Британская империя;

Ограниченная Монархия, для великих, но воюющих (за монарха воюют лучше), опасных - Россия.

Считал, что в России невозможны ни демократия, ни аристократия. Невозможность демократии вытекает из обширности гос-ва, недопустимость аристократии подтверждается историч.опытом. Был сторонником просвещённой монархии, кот.должна осуществлять реформы с помощью разумных законов: естественных и гражданских. Характерные черты законов: понятность, выражение преемственности по отношению к древним законам и обычаям, не содержат противоречий, выполняются теми людьми, которым направлены.

Создать сенат при монархе из 20 дворян и совет (совещательно-законодательный) из 100 из разных сословий.

Российский монарх - верховный з-датель, д.соблюдать требов-я справедливости, принимать законы, служащие общей пользе в соответствии с требованиями естеств.права. Причина смуты - невежество.


38. Государственно-правовая доктрина Ш.Л. Монтескьё.

Монтескье (1689-1775). Осн.работа – «О духе законов» Знаменит тем, что создал теорию разделения властей, которая воплотилась в современных конституциях развитых гос-в, учение о духе законов.

Понятие свободы вкл 2 осн.тезиса: 1) свобода – право делать всё, что дозволено законами. 2) свобода политич-я заключается в нашей безопасности, или по крайней мере в нашей уверенности, что мы в безопасности.

Гарантии свободы: 1) справедливость угол и угол-процес.законов. 2) справедливость налогов.законов.

Модель идеальн.гос-ва, разделение властей: 1)законод(двухпалатный парламент. Верхняя-наследственная (интересы знати), нижняя-выборная (интересы народа)), 2) исполнит(д.б в руках монарха), 3)судебн. (д.принадлежать народу, Суды д.б выборными, не д.б постоянными).

Все 3 вида власти должны уравновешивать друг друга. Не исключается вмешат-во одной власти в дела другой.

Был приверженцем суда присяжных. Теория раздел-я властей+концепция свободы Монтескьеàполитич.либерализм.

Законы: 1) естественные – согласуются с природой чел-ка(стремление жить в мире, восхищение себе подобными, стремление к лицам противопол.пола). 2) позитивные – м.противоречить естесст-ым, что несправедливо.

Зависимость позитивн.законов: 1 ) физич.факторы: климат, размер терр-и, числ-ть населения и др. 2) моральные: принципы правл-я, нравы, религия.

4 формы правл-я(по кол-ву правящих и специфике законов), 4 принципа правл-я:

1. Демократичес.рес-ка – добродетель.

2. Аристократичес.рес-ка – умеренность

3. Монархия – честь

4. Деспотия – страх, принуждение

Форма правл-я и размер терр-и:

1. Республики – небольшие терр-и (античн.рес-ки)

2. Монархии – террит-и средних размеров (английская французская)

3. Деспотии – огромные терри-и (Китай, Индия, Япония)


39. Политические и правовые взгляды Ж.Ж. Руссо.

Руссо «О политической экономии», «Об общественном договоре», «рассуждения о происхожд-и и основаниях неравен-ва между людьми»

Первый, кто обосновал теорию народн.суверенитета. «Души людей развращаются по мере совершенств-я науки и искусства». Естественное состояние человека - "прекрасная дикость". Мнение о "добром дикаре" - Пятница, наивен, послушен. Прогресс преграждает путь к достижению самого главного - гармонии.

Частн.соб-ть возникла в результате земледелия: оградил делянку и сказал, что это его. Для предотвращения захвата богатых и разбоя бедных и чтобы защитить слабый голос справедливости, возникла необх-ть в гос-ве. Чужая соб-ть больше всего прельщает самых богатых и самых бедных. Середняки объединились, чтобы оградить себя от этих крайностей: от честолюбивых, для защиты слабых, но честных. Получилось гос-во. Возникло соц.нерав-во, а гос-во это неравенство узаконило.

2 вида неравенства: 1)политическое (отстранение целых сословий от управ-я) 2)экономическое(имущественное).

Виды правительств: 1)демократия, 2)аристократия, 3)монархия. Более приемлемы аристократи-я, монархия. Считал, что ни одного их этих правительств в чистом виде не сущест-ет.

Считал любаю форму прав-я законной, в т.ч и тиранию, но при этом и свержение тирана также законно, как и его правление.

Полностью принцип народн.суверенитета м.б реализован только в республике, при этом он неотчуждаем, неотделим, непогрешим, т.е он абсолютен. !!!Руссо не разграничивает власти, он критикует теорию разделения властей. Это противоречит концепции народн.суверенитета.

Гарантия народн.суверенитета – трибунат (м.отменить любое постановление Правит-ва). Наилучшим образом суверенитет выражен в Англии, представительная демократия. Один из основопол-в теории «непосредствен.демократии»(референдум и плебисцит).

Закон – выражение общей воли народа по общему вопросу. Значение закона: м обеспечить справедливость, свободу, равенство.

 

40. Полит и прав.взгляды Гамильтона и Джефферсона.

Гамильтон. Среди авторов Конституции, сторонник сильной федеральной власти, поскольку конфедерация - это ненадежно, распри. Представлял интересы буржуазии и крупных плантаторов.

Выступал за необх-ть верхов-ва власти народа, но только с целью обуздания дурных св-в людей, т.к без такого обуздания они никогда не станут подчиняться велениям разума и справедливости.

В «Заметках федералиста» рассмотрел все разновидности власти и правлений. Всякое учреж-е – дело человеч.рук, имеющее свои достоинства и недостатки.

Установ-е системы сдержек и противовесов в сфере власти необходимо из-за эгоизма людей, которых нужно заставить сотрудничать во имя общего блага.

Выступал за пожизненно назначаемых независимых почитаемых и хорошо оплачиваемых членов суда. Верховный суд, кроме того, создавал наименьшую, по его оценке, угрозу правам, дарованным Конституцией, Исполнительная власть имеет меч, Конгресс располагает кошельком, а у судей одна только мудрость.

Томас Джефферсон (1743— 1826) «Заметки о штате Виргиния», Отец американской демократии – автор декларации независ-ти США, третий президент. Представитель договорн.теории создания гос-ва, теории всеобщего избирательного права. Критиковал Конституцию 1776: рабство, не было билля о правах: свободы слова, печати, религии (1791 первые 10 поправок все исправили).

Идеальн.гос-во – демократич.рес-ка свободных и равноправных фермеров, сам не из бедных, владел рабами. Все равны, права на жизнь, свободу и счастье. У народа право на восстание против тирана, т.к народ сам создает правит-во.

Знаменит своими 28 пунктами обвинения против английской короны, поскольку он тиран, но пункт о рабстве он исключил.

Общественное обучение (от начальной школы до университета) он считал таким же неотъемлемым атрибутом демократич.рес-ки, как и естествен.права чел-ка, как право народа на самоуправление. Защищал право на свободу вероисповедания, относил это право к разряду естествен.прав.

Отказался от триады естествен.прав Дж. Локка «жизнь, свобода, соб-ть» в пользу триады «право на жизнь, свободу, стремление к счастью»

Считает неосновательной восходящую к Т. Гоббсу и Дж. Локку идею том, что, вступая в общ-во, мы якобы отказываемся от каких-либо естествен.прав. Существуют такие права, которые бесполезно и бессмысленно передоверять гос.власти, т.к гос.власти всегда стремятся их нарушать (право мыслить, право свободной торговли, право на личную свободу и неприкосновенность).

Республиканск.принципы орг-ции и дея-ти гос-ва должны пронизывать последовательно все уровни: штат, округ, район.

Держался принципа правления большинства, полагая, что лекарством от зла, приносимого демократией, является еще большая демократизация, т.к от народа можно ожидать несправедливостей в целом меньше, чем от правящего меньшинства.

41. Историческая школа права (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта).

Возникла в Германии в к.18 в. и сформировалась к сер19в. Ее основные положения: 1) критика учения о произвольном создании права законодателем, 2) отрицание наличия общих для всех народов норм и законов (в т.ч. «естествен.права»), 3) ненужность кодификации зак-ва в масштабах всей Германии, 4) отвергали теорию договорн.происхождения гос-ва, 5) не признавали права народа на революцию, 6) отклоняли идею разделения властей. Основоположник - Густав Гуго.

Нет права вообще, а есть истор-ки сложившееся право того или иного народа.

Густав Гуго (1764-1844 гг.). «Учебник естествен.права», исходил из несовпадения понятий «право» и «закон». Право формируется исторически, длительно, из обычаев и традиций народа. Нормы права утвержд-ся постепенно в результате сложившейся практики и не связаны с волей законодателя. Поэтому любой закон хорош, т.к он соответствует сложившимся историч.условиям. Закон м.считаться плохим лишь при его неправильн.исполнении.

Право: 1) самобытно развивающееся (обычное, преторское, земское, городское) – отдает предпочтение 1-ому виду.2) создаваемое законодателем. Критика естествен.права, есть лишь право позитивное (1+2)

Признает рабство, но при этом и его временную правомерность. Критиковал договорн.теорию гос-ва, т.к такое кол-во людей не может заключить один дог-р.

Карл Фридрих Савиньи (1779-1861 гг.), «Система современного римского права». Отрицал всемогущество законод-лей. Он критиковал их деят-ть, если она игнорирует историч.прошлое. Не может быть единого для всех людей права. Правовсегда историческ.проявление безличного «народного духа».

Право в своем развитии проходит 3 этапа:

1) Природное – т.е естествен.право.

2) Научное – право в виде доктрин, теорий. Оно в умах, сознании юристов.

3) Право в виде закона – позитивное право.

!Не отрицал возм-ть кодификации, но только после создания в Германии единой, организ-но развивающееся прав.науки

Георг Пухта (1798-1846 гг.) «История римского права», «Энциклопедия права». Также полагал, что право есть результат дея-ти народа, продукт «народного духа». Прав.норма является обязательной в силу обоснованности убеждениями народа. Однако право любого народа подвергается влияниям со стороны иных прав.систем. Поэтому оно включает как уникальные для данного народа положения, так и общие начала. Процесс заимствования отдельных норм и общих принципов неизбежен.

Источники права: 1)невидимые: вначале Бог, потом народн.дух. 2) видимые (обычное, законодательное, научное право)

Гуго – назначение в гос-ве юр. институтов в том, чтобы служить опорой внешнего порядка, каким бы консервативным порядок этот ни был.

Савиньи – положит.законы бессильны бороться со злом, встречающимся в жизни. В лучшем случае они способны помочь упорядочению обычного права и пол.структуры, к-е формируются естественно-исторически под влиянием происходящих в народном «духе» необъяснимых превращений.

Пухта – законодатель должен стараться максимально точно выражать «общее убеждение нации», при этом условии правов.нормы будут обладать ценностью божественного и потому приобретут самодовлеющее значение.

42. Политические и правовые учения физиократов.

Физиократы — школа французск.экономистов 2-ой по­ловины 18в., выступившая с критикой меркантилистских кон­цепций. «Физиократы» - от лат. — «физиос» (природа) и «кратос» (власть). Основная идея - ведущую роль в экономике играет с/х, ибо только там происходит увеличение богатства.

Основоположник-Франсуа Кенэ (1694-1774).Исходя из концепции «естествен.порядка» и опираясь на свой опыт врача, сравнивал экономику с живым организмом.

2 вида законов: 1) физические — определяют обществен.развитие. Устанавливаются Богом. 2) положительные законы, кот издаются гос-вом. Положительн.законы должны находиться в гармонии с физическ.законами. Идеальное общ-во — где достигнуто соответ-е двух порядков, кот обеспечивается естествен.правом на частн.соб-ть. Классы. Делил общ-во на 3 класса: 1) производительный - все, кто обрабатывает землю (крестьяне, фермеры и с/х наемные работники, 2) бесплодный-люди, занятые в промышленности и 3) класс земельных собственников- король, церковь, землевладельцы и вся их челядь.

Стройновский, Крептович, К. Богуславский. Источник власти и богатства – земля, настоящий труд – это земледельческ.труд.

И. Стройновский – (1752-1815).: 4 науки: естествен.право, политич.право, политич.экономия и международн.право. От природы человек — существо свободное и от других людей независимое; равенство людей перед законом. Существует естественный порядок вещей, кот создает естествен.право – совок-ть законов природы и общества.

Физическ.законы – объективная реальность, которая не обладает чувствительностью и познанием, а моральные – те, которые регулируют отн-я людей. М ораль и порядок являются частью всеобщего мирового порядка, то что он не может быть изменчивыми и производным от воли людей. Естественное право – это естествен.порядок, который вытекает из абсолютных, вечных и неизменных законов природы. Гос-во, его законы производны от естествен.права.

Через всеобщее просвещение можно достичь понимании требований природы. Тогда можно достичь полного соответ-я между позитивн. и естествен.правом. Такая биологич.личность – идеал.

Естествен.права и обяз-ти по отн-ю к природе – из них вытекают права и обяз-ти по отн-ю к общ-ву.

Договорн.теория происхождения гос-ва. Сначала люди жили в мире и согласии и руководствовались «естествен.правом». Гос-во возникло с появлением земельной соб-ти, когда на смену гармонии во взаимоотношениях между людьми пришли конфликты. Возникла потребность в гос-ве, кот д.б охранять собс-ть, укреплять внутреннюю и внешнюю безопасность.

Крептович. Удовлетворение потребностей возможно только в общ-ве, поэтому каждый должен считаться с потребностями других людей и не вмешиваться в то место в обществен.иерархии, кот ему не присуще от природы. То что полезно в жизни, то полезно и в общ-ве – напр., растить детей. К. Богуславский. Мир разделен на 2 части: 1 – наделена разумом и волей, 2 –подчиняется незыблемым законам природы. Как человек состоит из души и тела. Все, что связано с дея-тью тела согласуется с законами природы. Отн-я между людьми регулируются законами, но справедливо то законод-во, кот соответствует законам природы. А если не соответствует, то – низкий уровень у законодателя и у общества. Необходимо просвещение.

43. Учение о праве и государстве И. Канта.

Кант (1724-1804). «Критика чистого разума», «Критика практич.разума», «К вечному миру». 2 вида познания: 1) эмпирическое (чувственное) познание – исходя из опыта, 2)априорное - которое предшествовало опыту или не нуждалось в опыте.

Законы нравственности не могут быть выведены из отн-й между людьми. Разум развивается не в отд.чел-ке, это плод коллективн.труда, сумма разумов. Разумное - нарастающий итог культуры, а не обобщение практики. Боль-во людей действует бессозн-но, но двигается в общем направл-и развития культуры к цели общего блага. Источник прав и нравствен.законов – практич.разум. Ввел понятия моральности и моральная личность-чел-к, кот понимает свою отв-ть перед общ-вом в целом.

Императивы: 1) гипотетические, т.е условные. 2) категорическ, т.е безусловные – правило должн.поведения, кот не связано с достижением конкретн. цели.

КИ не содержит четких указаний в отличие от позитивн.законов. КИ - общие предписания долга перед лицом человечества; предоставляет индивиду полную свободу средств и методов его выполнения. Смысл КИ«должен потому что должен»

КИ: 1) поступай согласно такой максиме, чтобы она стала всеобщим законом. 2) поступай так, чтобы ты всегда относился к чел-ку как к цели, а не средству. Единствен.источник для права и морали – практич.разум, а единая цель права и морали - утверждение всеобщей свободы.

Различал прав и нравствен.законы. Правов.закон - абсолютный минимум должного, всегда исполняется под страхом наказания, во многом лишен нравственности. Право без морали безжизненно, неэффективно. П и М должны соответствовать друг другу.

Признавал существование естествен.права, но только одного - свобода нравственного выбора. Она порождает способность делиться своими мыслями. Внешнее принуждение отличает право от нравствен.закона, кот опирается только на «самопринуждение»

Сторонник договорн.теории происхождения гос-ва, где договор - идея, продукт общего разума, кот налагает на власть обяз-ть издавать законы, соответствующие объединенной воли людей. Отвергал путь насилия, революций. Будущее человечества - всемирная конфедерация.

Гос-во – это объединение множества лиц, подчинённых правовым законам. Создание гос-во – это требование КИ; Осн.цель гос-ва – обеспечение правопорядка. В гос-ве существует 3 власти: верховная, исполнительная, судебная.

Идеальная форма – республика (т.е это конституц.монархия с разделением властей).

Классиф-ция:

1. Разделение властей Форма
Зак и исполн разделены Рес-ка
Зак и исполн не разделены деспотия
2. Кол-во правящих  
Правит один автократия
несколько аристократия
все демократия

 


 

44. Учение о праве и государстве Г. Гегеля.

«Феноменология духа», «Философия права». Философия духа: 1) Субъективный дух - антропология, феноменология, психология. 2) Объективный дух – абстрактное право, мораль и нравственность. 3) Абсолютный дух - искусство, религия и философия. Считал, что правоведение - часть философии. Гос-во и право следует изучать с т.з разума человека: что действительно, то разумно, а что разумно, то действительно.

Три стадии развития права:

Абстрактное – обеспечивается необходимый минимум: все от рождения субъекты права - правоспособность равная: право владеть соб-тью, заключать договоры, требовать восстановления нарушенного права.

Мораль – наполняет право положительным содержанием; в случае коллизии абстрактн.права и морали - предпочтение морали;

Нравственность – коллективная мораль, мораль общ-ва.

Три формы человеч.коллективов - семья, граж.общ-во, гос-во.

Граж.общ-во – связь людей через систему их матер. потребностей, через разделение труда, через прав.учр-я.

Делил общ-во на 3 сословия:

Земледельческое: крестьяне и земельная аристократия;

Промышленное: промышленники, ремесленники, торговцы;

Всеобщее: чиновники, духовенство.

Сторонник монической (монистской- "единый") теории права: Междун.право и внутригосударственное - единое право. Какому праву отдать предпочтение в случае коллизии: у Гегеля национальному. Наделял гос-во абсолютной властью на земле.

Власть: 1)законод, 2)правительственная, 3)княжеская. Полит.идеал – конституц.монархия, в которой «господствует право и закон». Фактически он отдает приоритет в гос-ве правительств.власти – слою чиновников, которые «имеют более глубокий и широкий взгляд на потребности гос-ва, больший навык и привычку в гос. упр-и». При этом предостерегал против «голой деловой рутины» бюрократизированного администрат.аппарата.

Отвергает теорию общест.дог-ра. Гос-во не является искусственным образованием, оно духовн.организм. Основная задача гос-ва – общее благо.

Критикует идею народовластия и обосновывает суверенитет наследственного монарха. Законная власть состоит из 2 палат: палата пэров (наследственная) и палата депутатов (выборная). Задача правит-ой власти – выполнение решений монарха, существующих законов–судебная власть. Княжеская власть принадлежит монарху. Наилучший путь совершенствования гос-прав.институтов – постепенное проведение реформ сверху.

Выделяет следующие историч.периоды и соотв-но формы правления: 1)восточный мир – деспотизм, 2)греческий – демократия, 3)римский – аристократия, 4)германский – констит.монархия. Утверждал, что вечный мир невозможен(в отличие от Канта). За кодификацию, за суд присяжных.

45. Государственно-правовые идеи М. Сперанского.

М. М. Сперанский (1772—1839). Либерализм. Провел инкорпорацию (45 томов), а затем и кодификацию (15 томов) закон-ва Росс.империи. «Введение к уложению гос.законов», «Проект уложения гос.законов в Росс.Империи»

Свобода:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: