См. словари и справочники, указанные в УМК




Орфоэпические нормы

 

1. Определение орфоэпической нормы и ее разновидности

2. Произношение согласных звуков

3. Акцентологические нормы. Особенности русского ударения

4. Нарушения акцентологических норм при образовании форм различных частей речи

5. Причины акцентологических ошибок

6. Вариативность орфоэпической нормы. Орфоэпические словари.

 

1. Орфоэпические (греч. orthos – правильный + epos – речь) нормы – нормы произношения и ударения. Из изучает специальный раздел языкознания – орфоэпия. Один из крупнейших исследователей произносительных норм Р.И.Аванесов опрелеяет орфоэпию как «совокупность правил устной речи, обеспечивающих единство ее звукового оформления в соответствии с нормами национального языка, исторически выработавшимися и закрепившимися в литературном языке (Аванесов Р.И. Русское литературно произношение. 6-е изд., перераб. И доп. М., 1984. с.13).

Соблюдение единообразия в произношении имеет важное значение. Орфоэпические ошибки мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается различными неправильностями произношения, и высказывание во всей полноте и с достаточным вниманием не воспринимается. Таким образом, произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет взаимопонимание в процессе общения. Поэтому социальная роль правильного произношения очень велика, особенно в настоящее время в нашем обществе, где устная речь стала средством самого широкого общения на различных собраниях, конференциях, съездах.

Правила орфоэпии в русском языке можно разделить на три группы: произношение гласных, произношение согласных, произношение заимствованных слов. Мы остановимся подробно на первых двух группах.

 

2. В произношении согласных звуков действуют законы уподобления и оглушения. Оглушаются звонкие согласные в конце слова (хлеб, сад), и, как правило, эта норма не нарушается, за исключением звонкого согласного [г] в конце слова. Он должен звучать как взрывной глухой [к] (лёг, порог), но в практике часто произносится как фрикативный глухой [х]. Такое произношение недопустимо как диалектное (особенность южных говоров). Исключение составляет слово бог - бо[х].

Часто встречаются ошибки и в произношении сочетания согласных «чн». В соответствии с нормами современного русского литературного языка это сочетание произносится как [чн]: вечный, брачный, аммиачный, заочный, посадочный. Произношение [шн] требуется в женских отчествах - Савви[шн]а, Фомини[шн]а, Ильини[шн]а – и сохраняется в словах горчи[шн]ый, коне[шн]о, пере[шн]ица, праче[шн]ая, пустя[шн]ый, скворе[шн]ик, яи[шн]ица. Есть и двоякое произношение – було[шн]ая и було[чн]ая, копее[шн]ый и копее[чн]ый, порядо[шн]ый и порядо[чн]ый. Для смысловой дифференциации слов служит различие в произношении серде[чн]ый (удар) и серде[шн]ый (друг).

При сочетании согласных происходит уподобление:

1) сочетания сш и зж произносятся как долгий твердый согласный [ш]: ни[ш]ий – низший, вы[ш]ий – высший, ра[ш]уметься – расшуметься;

2) сочетания сж и зж произносятся как двойной твердый [ж]: ра[ж]ать – разжать, [ж]изнью – с жизнью, [ж]арить – сжарить;

3) сочетания зж и жж внутри корня произносятся как долгий мягкий звук [ж`]. В настоящее время вместо долгого мягкого [ж`] все шире употребляется долгий твердый звук [ж]: по[ж`]и и по[ж]е – позже, дро[ж`]и и дро[ж]и – дрожжи.

 

3. К нормам произношения гласных относят нормы ударения. Они изучаются акцентологией (лат. аccentus – ударение). В русском языке ударение свободное, то есть может находиться на любом слоге в слове, в отличие от некоторых языков мира, где ударение закреплено за определенным слогом – в эстонском, латышском, чешском и финском языках – 1 слог, в польском и грузинском – предпоследний, в армянском и французском – последний. Другой особенностью русского ударения является его морфемная подвижность – ударение может перемещаться с одной значимой части слова на другую в разных его формах и однокоренных словах. Основная функция ударения – фонетическое объединение слова. Но встречаются слова, где ударение играет смыслоразличительную роль: мукА – мУка, пилИ – пИли. В многосложных словах, кроме основного ударения, появляется и второстепенное (побочное): лави´нообра´зный, четыре´хэта´жный.

 

4. Чаще всего акцентологические ошибки встречаются при образовании следующих форм различных частей речи:

1) в односложных существительных мужского рода в родительном падеже единственного числа ударение падает на окончание: зонт – зонтА, ковш – ковшА, плод – плодА, герб – гербА. Исключение составляют слова гусь и уголь – гУся (гусЯ – разг.), углЯ и Угля;

2) существительные женского рода 1 склонения в винительном падеже единственного числа имеют ударение на окончании (золУ, избУ, киркУ, козУ, норУ, росУ, строфУ, травУ); на основе (бОроду, бОрону, цЕну, щёку), двоякое ударение (рЕку – рекУ, дОску – доскУ);

3) некоторые существительные 3 склонения при употреблении с предлогами В, НА имеют ударение на окончании: в грудИ, в костИ, в кровИ, в ночИ, на печИ, в связИ, в тенИ, в цепИ, в честИ;

4) существительные 3 склонения в Род.п. мн.ч. имеют ударение

– на основе (мЕстностей, пОчестей, прИбылей, прОрубей, шАлостей),

- двоякое ударение (Отраслей и отраслЕй, пЯдей и пядЕй, вЕдомостей и ведомостЕй),

- на окончании (ветвЕй, горстЕй, должностЕй, крепостЕй, плоскостЕй, степенЕй, скоростЕй, скатертЕй).

5) краткие прилагательные имеют ударение на первом слоге основы в мужском, среднем роде и множественном числе. В женском роде оно переходит на окончание: бОек – бойкА, вЕсел – веселА, глУп – глупА и т.д.

Двоякое ударение встречается в форме множественного числа: блЕдны и бледнЫ, блИзки и близкИ, гОлодны и голоднЫ, гУсты и густЫ, дрУжны и дружнЫ, жИрны и жирнЫ, пУсты и пустЫ, тЕсны и теснЫ, тУпы и тупЫ, хОлодны и холоднЫ;

6) ударение в глаголах прошедшего времени может стоять

- на основе во всех формах (бить, брить, дуть, жать, класть, красть, мыть, мять, пасть, ржать, шить, знать, злить),

- на основе во всех формах, кроме формы женского рода, в которой переходит на окончание (брать, быть, взять, вить, внять, врать, гнать, гнить, ждать, жить, звать, клясть, лить, лгать, пить, плыть, прясть, рвать, слыть, снять, спать, ткать),

- на приставке во всех формах, кроме формы женского рода, в которой переходит на окончание (донять, замереть, занять, запереть, нанять, начать, отбыть, понять, прибыть, придать, принять, проклясть, убыть).

- Двоякое ударение в формах глаголов: дОжил – дожИл, дОпил – допИл, зАдал – задАл, нАжил – нажИл, Отнял – отнЯл, Отпил – отпИл, пОдал – подАл, пОднял – поднЯл, прОдал – продАл, прОжил – прожИл, прОлил – пролИл, раздАл – рОздал;

7) в глаголах на –ИРОВАТЬ выделяют две группы:

- с ударением на И (блокИровать, гарантИровать, дебатИровать, дирижИровать, дисквалифицИровать, информИровать, компрометИровать, копИровать, суммИровать, транспортИровать, фотографИровать и др.)

- с ударением на А (бомбардировАть, гравировАть, гримировАть, группировАть, пломбировАть, премировАть, формировАть и др.)

В образованных от этих глаголах страдательных причастиях прошедшего времени форме на –Ировать соответствует форма на –Ированный, а форме на –ировАть – форма на –ирОванный;

8) у страдательных причастий прошедшего времени ударение в форме женского рода падает на окончание (взЯтый – взятА, вИтый – витА, изжИтый – изжитА, нАчатый – начатА, прИнятый – принятА), в других – на приставку. В причастиях на –бранный, -дранный, -званный ударение падает на приставку (дОбрана, зАбрана, зАдрана, зАзвана, Избрана, прибрана, прЕрвана, прИзвана, сОдрана и т.д.).

 

5. Ошибки в ударении могут быть вызваны и другими причинами, о которых необходимо помнить.

1) Незнание правил ударения в языке-источнике. МизЕрный (лат. misér – бедный) из французского «мизЕр» и произносится «мизЕрный».

2) Отсутствие в печатном тексте буквы Ё. Между тем в соответствии с нормой она всегда принимает на себя ударение. Ликвидация точек привела к тому, что многие слов стали произноситься с Е, а ударение перешло на случайное место: желчь, желчный, новорОжденный, заворОженый (правильно жёлчь, жёлчный, новорождённый, заворожённый).

3) Незнание орфографических правил. Слова «брОня» и «бронЯ» являются существительными 1 склонения. Ударение выполняет смыслоразличительную функцию: брОня – «преимущественное право на получение чего-либо» и бронЯ – «защитное покрытие». Часто встречается неправомерное употребление слова в форме «бронь».

4) Незнание принадлежности слова к той или иной части речи. Например, прилагательное развитОй и причастие рАзвитый. Первое употребляется в словосочетаниях: развитОй юноша, развитАя промышленность, развитОе сельское хозяйство и ударение падает на окончание. Причастие, образованное от глагола «развить», произносится с ударением на первом или втором слоге – рАзвитая гражданином N деятельность, рАзвитый преподавателем вопрос, развИтая веревка, развИтый локон.

 

6. Осваивая нормы русской акцентологии, надо иметь в виду явление вариативности ударения. Существуют слова, в которых нормированным признаются: 1) два варианта ударения, 2) один считается книжным, другой – разговорным, 3) один вариант общелитературный, а другой – профессиональный.

Например, 1) инАче – Иначе, пЕтля – петлЯ, ржАветь – ржавЕть, твОрог – творОг равноправны;

2) баловАть – бАловать, договОр – дОговор, кЕта – кетА книжный – разговорный,

3) астронОм – астрОном, кОмпас – компАс, рАпорт – рапОрт, Искра – искрА, добЫча – дОбыча, Атомный – атОмный общелитературный – профессиональный.

Пометы о принадлежности слова с тем или иным вариантом ударения к разговорному или профессиональному языку даются в орфоэпических словарях:

1) Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. 6-е изд., стер. М., 1997.

2) Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. 5-е ищзд., перераб. И доп. М., 1984.

3) Введенская Л.А., Червинский П.П. Русское произношение и правописание: Словарь-справочник. Ростов н/Д, 1996.

 

См. словари и справочники, указанные в УМК



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: