Общие правила техники безопасности




Министерство образования и науки Российской Федерации

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Е. Р. Андросюк, И. В. Лавникова,

О. О. Тужиков, Р. Б. Гаджиев

 

 

Лабораторный практикум

И контрольные задания

По общей химии

Учебное пособие

Волгоград


УДК 54 (076)

Рецензенты:

 

профессор кафедры криминалистической техники
Волгоградской академии МВД РФ, канд. хим. наук, доцент Кочубей А. В.,

заведующий кафедрой водоснабжения и водоотведения

Волгоградского государственного архитектурно-строительного
университета доктор техн. наук, профессор Е. В. Москвичева

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Волгоградского государственного технического университета

 

Андросюк, Е.Р.

Лабораторный практикум и контрольные задания по общей химии:
учебное пособие / Е.Р. Андросюк, И.В. Лавникова, О.О. Тужиков, Р.Б.Гаджиев. – Волгоград, ИУНЛ ВолгГТУ, 2015. – 150 с.

isbn 978-5-9948-0623-4

 

 

Пособие включает краткий теоретический материал по основным разделам общей химии, представленный в удобной для восприятия форме – в виде таблиц и схем, описание лабораторных работ, примеры решения типовых задач, контрольные задания для самостоятельной работы студентов и индивидуальные семестровые задания. Пособие может быть использовано в учебном процессе для студентов всех форм обучения и всех направлений, изучающих дисциплину «Общая и неорганическая химия» («Общая химия», «Химия») в качестве лабораторного практикума, для текущего контроля и самостоятельной работы.

 

Ил. 6. Табл. 14. Библиогр.: 5 назв.

 

isbn 978-5-9948-0623-4 © Волгоградский государственный

Технический университет, 2014


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение  
Раздел 1. Правила работы и основное оборудование химической лаборатории  
Раздел 2. Основные понятия и законы химии  
  Лабораторная работа № 1. Определение эквивалентной и мольной массы металла  
  Контрольные задания по теме «Основные законы химии»  
Раздел 3. Строение атома. Химическая связь  
3.1. Строение атома. Основные понятия и определения  
3.2. Периодическая система элементов Д.И. Менделеева  
3.3. Типы химической связи и ее свойства  
  Контрольные задания по теме «Строение атома. Химическая связь»  
Раздел 4. Растворы. Способы выражения количественных соотношений между компонентами системы  
  Лабораторная работа № 2. Приготовление растворов  
  Контрольные задания по теме «Приготовление растворов»  
Раздел 5. Энергетика химических процессов  
  Лабораторная работа № 3. Энергетика химических и фазовых превращений  
  Контрольные задания по теме «Энергетика химических процессов»  
Раздел 6. Химическая кинетика. Химическое равновесие  
  Лабораторная работа № 4. Кинетика химических реакций и химическое равновесие  
  Контрольные задания по теме «Химическая кинетика. Химическое равновесие»  
Раздел 7. Электролитическая диссоциация. Водородный показатель. Гидролиз солей  
  Лабораторная работа № 5. Водородный показатель среды. Гидролиз солей  
  Контрольные задания по теме «Водородный показатель. Гидролиз солей»  
Раздел 8. Окислительно-восстановительные реакции  
  Лабораторная работа № 6. Окислительно-восстановительные реакции  
  Контрольные задания по теме «Окислительно-восстановительные реакции»  
Раздел 9. Электрохимические процессы  
9.1. Гальванический элемент  
9.2. Направление протекания окислительно-восстановительных реакций  
9.3. Электролиз  
9.4. Коррозия металлов  
  Лабораторная работа № 7. Электрохимия: химические источники электрической энергии, электролиз, электрохимическая коррозия  
9.5. Общие свойства металлов  
  Лабораторная работа № 8. Окислительно-восстановительные реакции с участием металлов  
  Контрольные задания по теме «Электрохимические процессы»  
Раздел 10. Комплексные соединения  
  Лабораторная работа № 9. Комплексные соединения  
  Контрольные задания по теме «Комплексные соединения»  
Приложения  

 


введенИЕ

«Химия» является дисциплиной математического и естественнонаучного цикла (базовая часть). Целью преподавания дисциплины является изучение основных понятий и законов химии, закономерностей протекания химических процессов, а также закомство с методами химических исследований. Вместе с другими дисциплинами математического и естественнонаучного цикла, химия призвана вырабатывать у студентов умение многосторонне изучать объекты и процессы с использованием основных законов естественнонаучных дисциплин, а также развивать у будущих специалистов способности оценивать последствия своей деятельности с точки зрения их значения для окружающей среды и общества.

В настоящем пособии авторы обобщили многолетний опыт работы коллектива кафедры общей и неорганической химии ВолгГТУ по преподаванию дисциплины “Химия”. Добавлены некоторые лабораторные работы, выполняемые на современном оборудовании, полученном вузом в рамках программы стратегического развития (см. раздел 5).

В первом разделе пособия приведены правила техники безопасности, которые необходимо соблюдать при выполнении лабораторных работ, а также описано основное оборудование химической лаборатории. Остальные разделы начинаются с краткого изложения теоретического материала, далее идет описание лабораторной работы, приводятся примеры решения типовых задач различной сложности. В заключение каждого раздела приводятся индивидуальные домашние задания, позволяющие осуществить контроль, как со стороны преподавателя, так и самоконтроль самими студентами качества освоения пройденного материала.

В приложениях содержится справочный материал, необходимый при выполнении лабораторных работ и контрольных заданий.

 


Раздел 1.

 

правила работы и основное
оборудование химической лаборатории

Общие правила техники безопасности

 

При работе в лаборатории соблюдайте максимальную осторожность и следующие правила.

Работать следует аккуратно, тщательно, без излишней торопливости. У каждого студента в лаборатории должно быть свое постоянное место, которое нельзя загромождать лишними предметами: портфелями, сумками и прочим. Работать желательно в халате.

Прежде чем приступить к выполнению эксперимента по данной теме, необходимо тщательно изучить методику его проведения по методическим разработкам кафедры или по рекомендованному преподавателем лабораторному практикуму. Нельзя проводить никаких дополнительных экспериментов без разрешения преподавателя.

Опыты с ядовитыми, агрессивными и неприятно пахнущими веществами проводятся в вытяжном шкафу.

В лаборатории нельзя ничего пробовать на вкус, нюхать вещества следует, направляя пары к себе движением руки.

При нагревании жидкости в пробирке ее держат отверстием в сторону от себя и от людей, находящихся рядом. Нельзя приближать лицо к сосуду, в котором нагревается жидкость, так как при разбрызгивании она может попасть на лицо.

Выпаривать кислоты, аммиачные растворы, жидкости, содержащие сероводород, хлор, бром и другие вещества, образующие газы, необходимо в вытяжном шкафу.

Следует тотчас же убирать все пролитое, разбитое и просыпанное на столах или на полу в лаборатории. Ядовитые и едкие жидкости набираются в пипетку с помощью резиновой груши.

Запрещается производить какие-либо работы с легковоспламеняющимися веществами вблизи огня.

Сухие щелочи берутся только щипцами или шпателем, а при их измельчении необходимо надеть очки.

При приготовлении растворов кислот льют кислоту в воду, а не наоборот, вследствие возможного разбрызгивания жидкости.

В целях противопожарной безопасности химическая лаборатория снабжена огнетушителем, ящиком с песком и листовым асбестом, совком и кошмой. В каждой лаборатории обязательно имеется аптечка.

При попадании на кожу концентрированной кислоты обожженное место промывают большим количеством воды, а затем 2 % раствором бикарбоната натрия NaHCO3. При попадании на кожу концентрированной щелочи обожженное место промывается большим количеством воды, а затем 2 % раствором борной или уксусной кислот. При попадании брызг кислоты или щелочи на слизистую оболочку глаз необходимо немедленно промыть глаза большим количеством воды, после чего обратиться к врачу.

При порезах стеклом рану дезинфицируют раствором перманганата калия или спиртом, смазывают йодом и перевязывают бинтом.

При попадании отравляющих газов (хлора, брома, сероводорода, оксида углерода (II), природного газа) в дыхательные пути пострадавшего необходимо вывести на свежий воздух, а в более тяжелых случаях немедленно обратиться к врачу.

 

Химическая посуда

При выполнении работ в химической лаборатории используют химическую посуду и приборы.

Посуда необходима для проведения опытов, а также для хранения в ней жидкостей и твердых веществ. Химическая лабораторная посуда должна быть устойчивой к действию химических реагентов, без особых трудностей отмыться от загрязнений. Чаще всего химическая посуда изготавливается из стекла. Используются и другие материалы: кварцевое стекло, фарфор, полимерные материалы (полиэтилен, фторопласт и др.).

При проведении экспериментов чаще всего используется следующая посуда (рис. 1):

- посуда общего назначения, или немерная посуда: пробирки, стаканы, колбы (плоскодонные, круглодонные, конические), воронки для переливания и фильтрования жидкостей, делительные воронки, склянки и др.;

- мерная посуда – химическая посуда, которая имеет точную градуировку, например: пипетки – для отбора жидкостей, бюретки – для измерения точных объёмов жидкости, мерные колбы — для отмеривания и хранения определённых объёмов жидкостей, мерные мензурки и цилиндры;

- посуда специального назначения – эксикаторы – для медленного высушивания и сохранения веществ, трубки различной формы (например, хлоркальциевые U-образные), аппарат Киппа – для получения лабораторных количеств газов (CO2, H2S и др.),

Для нагревания в химической лаборатории пользуются спиртовыми и газовыми горелками. Подставкой для пробирок и для закрепления лабораторного оборудования служат химические штативы различной формы.

Посуда, в которой проводятся опыты, должна была чистой. После проведения опытов следует помыть посуду и привести рабочее место в порядок.

 

      Химические пробирки           Химические стаканы   Колбы плоскодонная круглодонная коническая плоскодонная

 

  Мерный цилиндр     Пипетки простая градуированная   Бюретки       Промывалка

 

Химические воронки       U-образная хлоркальциевая трубка       Эксикатор
Штатив лабораторный химический       Спиртовая горелка       Аппарат Киппа

 

Рис. 1.1. Химическая посуда


Раздел 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: