к лабораторным работам по курсу




«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

(часть 1)

Новочеркасск 2011 г.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1

Текстовый процессор

 

Цель работы: приобретение основных навыков работы с текстовым процессором Microsoft Word.

Программа работы:

1. Получить у преподавателя вариант задания и соответствующий ему текстовый фаил, для последующего форматирования в Microsoft Word.

2. Выполнить сохранение документа в личную рабочую папку.

3. Приобрести навыки работы с некоторыми «горячими клавишами» Microsoft Word.

4. Выполнить форматирование документа согласно требованиям, приведенным в методических указаниях.

5. Создать новый документ, выполнить вставку фигуры, рисунка, таблицы и формулы согласно полученному варианту задания.

 

Методические указания

Microsoft Word на сегодняшний день является наиболее популярным в мире текстовым редактором. Как текстовый процессор он обладает широкими возможностями и достаточно удобным интерфейсом. Работа в среде Microsoft Word позволяет пользователю с минимальной компьютерной подготовкой создавать различные документы, включающие в себя элементы текстового форматирования, таблицы, списки и графику.

 

Для получения практических навыков работы откройте в указанной преподавателем папке текстовый файл имеющий расширение «.doc» соответствующий выданному варианту. Сохраните данный файл Файл\Сохранить как\Имя файла, указав путь к вашей рабочей папке (как правило, адрес рабочей папки – сетевой диск Students/курс/группа/папка с вашей фамилией).

 

При создании и форматировании документов в программе Microsoft Word, удобно пользоваться сочетаниями клавиш, которые позволяют упростить и ускорить вашу работу. Необходимо запомнить хотя бы некоторые из них:

1. Ctrl+A – э то сочетание клавиш позволяет «выделить все», например, чтобы изменить формат текста во всем документе.

2. Ctrl+C, Ctrl+X и Ctrl+V – сочетания для работы с буфером обмена Windows. Они используются, чтобы скопировать (Ctrl+C) или вырезать (Ctrl+X) фрагмент текста с сохранением его в буфере обмена, а затем вставить (Ctrl+V) содержимое буфера (текст, таблицу, рисунок и т.д.) в документ.

3. Ctrl+Z и Ctrl+Y – отмена и повторение действий. Э ти сочетания клавиш используются, чтобы отменить действие (Ctrl+Z) или вернуть отмененное действие (Ctrl+Y).

4. F4 – э та клавиша позволяет повторить последнее действие, которое вы произвели над текстом, рисунком, таблицей и.т.п.

Существует несколько общих комбинаций клавиш по управлению файлами из прикладных программ, например, Ctrl+N, Ctrl+O, Ctrl+S, Ctrl+Q. Разберём назначение некоторых таких комбинации:

1. Ctrl+N – это сочетание используется для создания нового документа, будь то текстовый, звуковой файл или видеоролик, в соответствующей программе нажимаем или выбираем нужный пункт меню. Для открытия уже существующего файла применяется комбинация Ctrl+O.

2. Несмотря на возможность автосохранения, сбои в работе компьютера могут стать серьезной проблемой, если редактируемые данные окажутся безвозвратно утерянными. Поэтому рекомендуется периодическое нажатие Ctrl+S. Эта команда сохраняет сделанные изменения. Иногда возникает потребность в сохранении данных в другой файл, тогда можно воспользоваться клавишей F12 («сохранить как»).

3. Для окончания работы с программой — существует несколько вариантов сочетаний клавиш. Можно, например, использовать Alt+F4 или Ctrl+W, что является стандартными командами закрытия приложения, а можно и воспользоваться специально предусмотренной командой меню или её горячей клавишей – Ctrl+Q.

 

К п.4. Используя команды меню и панель инструментов, оформите ваш документ в соответствии со следующими требованиями:

· Поля страницы: левое - 3 см, правое - 1,5 см, нижнее 2 см, верхнее - 2 см;

· Междустрочный интервал - 1,5, красная строка - 1,25 см;

· Шрифт: Times New Roman, размер шрифта - 14 пт, начертание «обычное»;

· Выравнивание текста «по ширине».

При работе с текстовым процессором версии Microsoft Office Word 2003 дляизменения полей документа вам потребуются следующие команды меню: Файл/Параметры страницы/Поля. Для изменения междустрочного интервала, размера и начертания шрифта используйте команды Формат/Шрифт…, закладки «Шрифт» и «Интервал » или воспользуйтесь соответствующими кнопками на панели инструментов. Для изменения способа выравнивания текста и установки величины красной строки используйте команду Формат/Абзац, закладка «Отступы и интервалы », поле «выравнивание» и «первая строка» соответственно. Доступ к командам «Шрифт…» и «Абзац…» также можно получить, кликнув на тексте документа правой кнопкой мыши.

 

Используя команду Вставка/Нумерация страниц пронумеровать страницы вашего документа (нумерацию начать со второй страницы, для четного варианта – снизу по центру, для нечетного варианта – сверху справа).

 

Стиль — это именованное описание формата абзаца или символов текста. Вместо того чтобы вручную форматировать каждый абзац, можно задать общий стиль и настроить для него необходимые параметры. После чего этим стилем можно оформить любой блок текста. В результате параметры стиля будут перенесены на конкретный фрагмент документа.

Оформление текста с помощью стилей дает несколько преимуществ:

· Стиль способен хранить сложный вариант форматирования, который можно быстро назначить любому абзацу или фрагменту.

· Стиль можно поместить в шаблон, и его унаследуют все документы, созданные на основе этого шаблона.

· Изменив стиль, вы моментально измените вид всех фрагментов документа, оформленных в соответствии с этим стилем.

Стили бывают двух типов:

· абзацный – задает оформление целого абзаца;

· символьный – задает шрифт, начертание и оформление фрагмента текста абзаца.

Любому символу текста всегда присущи два стиля: абзацный и символьный. По умолчанию Word присваивает тексту абзацный стиль «Обычный» и символьный стиль «Основной шрифт абзаца».

Все приемы форматирования текста, рассмотренные ранее, не влияли на его стиль. Создайте два новых стиля. Выберите команду Формат/Стили и Форматирование.

Рисунок 1.

В правой части экрана в области задач откроется соответствующее окно, показанное на рисунке 1. Щелкните на кнопке «Создать стиль», откроется окно диалога «Создание стиля», показанное на рисунке 2.

Рисунок 2.

Для первого стиля: в поле «Имя» введите название нового стиля, например вашу фамилию. Поле «Стиль» оставьте без изменений «Абзаца». В списке «Основан на стиле» выберите пункт «Обычный». В результате все параметры нового стиля будут соответствовать одноименным параметрам стиля «Обычный», которые мы затем немного изменим. В списке «Стиль следующего абзаца» выберите пункт «Обычный». Теперь измените шрифт текста на Arial, начертание – курсив, цвет – темно-красный. Затем щелкните на кнопке «ОК». Новый стиль появится в списке «Выберите форматирование для применения» окна диалога «Стили и Форматирование». Примените созданный стиль ко всем абзацам вашего документа, выделенным красным цветом.

В списке предлагаемых стилей окна «Стили и Форматирование » выберите стиль «Заголовок1». Кликнувпо нему правой кнопкой мыши и выбрав команду «Изменить…» преобразуйте данный стиль по вашему усмотрению (выберите иной цвет, размер и.т.п.). Примените его ко всем заголовкам вашего документа, выделенным голубым цветом. В отчете необходимо представить виды окон «Создание стиля» с параметрами созданных вами стилей.

Выполните автоматическую нумерацию заголовков текста, выделив каждый из них и воспользовавшись командой Формат/Список, вкладка «нумерованный» или соответствующей кнопкой на панелиинструментов(четный вариант выполняет нумерацию римскими цифрами, нечетный вариант – буквенную нумерацию).

Перекрестная ссылка — это ссылка на текст или объект, который находится в другой части документа, например «См. таблицу » и т. п. Можно создать перекрестные ссылки на заголовки, сноски, закладки, названия и нумерованные абзацы. Перекрестные ссылки можно создавать, только внутри одного документа. При изменении в элементах, на которые организованы перекрестные ссылки, сами ссылки автоматически обновляются.

Гиперссылка - эта та же ссылка, но с возможностью перехода от текущей позиции в документе к другой позиции или другому документу, или другому файлу.

Создайте перекрестную ссылку после последнего абзаца на первый заголовок. Для этого воспользуйтесь командой Вставка/Ссылка/Перекрестная ссылка. В окне «Перекрестные ссылки » в графе «Тип ссылки » выбирите объект, на который следует сослаться, в нашем случае ссылка будет производиться на заголовок. В графе «вставить ссылку на» следует выбрать «текст заголовка». Чтобы появилась возможность перехода к объекту ссылки непосредственно от создаваемой перекрестной ссылки, включите графу «Вставить как гиперссылку». Чтобы к ссылке автоматически добавлялись слова «выше» или «ниже», в зависимости от положения объекта ссылки относительно самой ссылки, включите графу «Добавить слово «выше» или «ниже». Кликните по кнопке «Вставить» и закройте окно. Чтобы быстро перейти от значка ссылки к ее элементу, необходимо в окне документа навести курсор на значок ссылки к первому заголовку и при нажатой клавише Ctrl кликнуть левой кнопкой мыши. В отчете необходимо представить вид окна «Перекрестные ссылки » непосредственно для вашего документа.

Теперь создадим оглавление при помощи нового пользовательского стиля заголовков, примененного к вашему документу. Выполните следующую последовательность действий:

  1. Укажите в документе место, куда будет вставлено оглавление (начало документа);
  2. Воспользуйтесь командой Ссылки / Оглавление и указатели выберите вкладку «Оглавление»;

3. В области «Общие» выберите по очереди несколько элементов раскрывающегося списка «Форматы» и проследите, как при этом будет изменяться содержимое области «Образец » печатного документа. Просмотрите, какие оглавления вы сможете создать при выборе различных параметров;

  1. В поле группы «Уровень», поставьте значение «1», в поле «Заполнитель» выберете «……» и нажмите кнопку «ОК».

В результате вышеперечисленных действий автоматически произведется выборка текста, помеченного стилем «Заголовок». Напротив каждого заголовка также автоматически будет указан номер страницы, на которой он находится.

К п.5. Создайте новый документ Файл/Создать/Новый документ. Воспользовавшись командой Таблица/Вставить/Таблица вызовите окно «Вставка таблицы» (рисунок 3.),укажите число строк и столбцов равное двум и нажмите кнопку «ОК». Потянув за нижний правый угол созданной таблицы, разделите ваш документ на четыре части, как показано на рисунке 4.

В верхнем левом углу расположите рисунок с помощью команды Вставка/Рисунок/Из файла… далее следует указать путь к желаемому рисунку. С помощью команды Вставка/Рисунок/Автофигуры в правом верхнем углу расположите любую автофигуру по вашему усмотрению.

Рисунок 3.

Рисунок 4.

В левом нижнем углу следует расположить таблицу (рисунок 5.) согласно варианту задания (толщина тонкой линии – 0,5 пт., толщина толстой линии – 3пт.):

Рисунок 5.

Для того чтобы осуществить объединение, разбиение, заливку ячеек каким-либо цветом, а также изменение цвета и типа линий их границ выполните следующие действия: выделить интересующие вас одну или несколько ячеек, кликните правой кнопкой мыши и в появившемся списке выберите соответственно команды «Объединить ячейки», «Разбить ячейки…», «Границы и заливка» соответственно. Самостоятельно подробно ознакомьтесь с возможностями каждой из этих команд, для того, чтобы выполнить задание.

В правом нижнем углу вашего документы разместите формулу согласно вашему варианту задания (рисунок 6.). Для этого:

1. В меню «Вставка» выберите команду «Объект», а затем откройте вкладку «Создание»;

2. В списке «Тип» объекта выберите Microsoft Equation 3.0;

3. Нажмите кнопку «ОК».

Для ввода несложных формул иногда можно пользоваться командой Вставка/Символ.

 

Рисунок 6.

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2

Графический процессор

 

Цель работы: приобретение основных навыков работы с графическим процессором Microsoft Office Visio 2007.

Программа работы:

1. Получить у преподавателя вариант задания.

2. Открыть окно приложения Microsoft Visio, ознакомиться с его элементами и основным меню.

3. Составить заданную схему алгоритма, используя стандартный трафарет форм.

4. Создать фигуру нестандартной формы, состоящую из трех стандартных фигур.

5. Выполнить чертеж детали согласно варианту задания.

 

Методические указания

Microsoft Visio является удобным инструментом для создания технических схем, диаграмм, моделей структур данных и потоков работ, макетов форм документов, сетевых графиков управления проектами, организационных диаграмм и др.

В Microsoft Visio, есть готовая библиотека шаблонов, которые классифицированы по типам и позволяют создавать документы определенной направленности. Открыв этот шаблон, пользователь уже имеет готовые настройки документа, которые для этого типа необходимы. Т.е. Шаблон - это файл с расширением «.vst», который открывается с конкретным настройками, набором инструментальных средств, трафаретов (набор типовых графических форм определенной предметной области) и стилей. При работе с Microsoft Visio пользователь имеет возможность создавать собственные шаблоны с абсолютно любыми настройками, которые определяют специфический вид рисунка и в стандартных шаблонах не предусмотрены.

Для выполнения данной лабораторной работы после запуска приложения Microsoft Office Visio выберите в предложенном списке «категории шаблонов» категорию «блок-схема», готовый шаблон «простая блок-схема» и нажмите кнопку «создать». Перед вами откроется два внутренних окна (Рисунок 7). Окно слева содержит набор защищенных от изменения стандартных фигур и соединителей для вычерчивания схем алгоритмов. В окне справа размещается разграфленное в клетку белое поле для составления графического изображения.

 

Рисунок 7.

 

Кнопками быстрого управления охвачены почти все функции Visio. Отличие от меню чаще всего состоит в том, что на кнопки вынесен более узкий диапазон выбора. Например, кнопкой «шаблон линий » можно выбрать один из семи образцов линии, а с помощью меню предлагается уже более двадцати.

Самый простой способ создания рисунка состоит в перетаскивании стандартных фигур из трафаретов на страницу рисунка. Это называется рисование методом drag and drop.

К п.3 Чтобы ознакомиться с процессом создания рисунка, составьте схему алгоритма согласно вашему варианту, используя набор фигур простой блок-схемы. Для выделения нужного блока используйте инструмент «указатель» .

Для того, чтобы отобразить окно, позволяющее точно задать размеры и координаты элементов, выберете пункт меню Вид/Размер и положение.

Линии, связывающие отдельные блоки между собой, можно выполнить с помощью инструмента «соединительная лия» . Стандартные фигурыиз шаблона имеют определенные точки соединений, обозначаемые как . После того, как выбран инструмента «соединительная лия» наведение указателя мыши на соответствующую точку вызывает изменение её вида на . Зафиксируйте начало соединителя и, не отпуская левую клавишу мыши, переместите указатель на точку окончания соединителя, затем отключите режим соединения, нажав на кнопку «указатель» . Измените форму линий-соединителей, используя набор кнопок быстрого управления или с помощью команды Формат/Линия….

Для создания текста нажмите кнопку «текст» и кликните мышью в том месте, где его необходимо разместить. Для форматирования набранного текста используйте кнопки и выпадающие меню вынесенные на панель инструментов или команду Формат/Текст…

Для изменения цвета линий, заливки или текста воспользуйтесь кнопками . Изменение цвета необходимого элемента также можно произвести с помощью команд меню Формат/Текст…, Формат/Линия…, Формат/Заливка….

Для того, чтобы можно было работать с диаграммой в дальнейшем, необходимо сохранить её в формате Visio, выбрав меню Фаил/Сохранить как… и формат по умолчанию «vsd.» Если диаграмма будет сохранена в других форматах – при попытке открыть их в Visio в дальнейшем, будет потеряна связь между шаблонами элементов и графическим отображением, раннее им соответствовавшим. Visio позволяет открывать и редактировать файлы в формате «wmf.», однако например текст внутри элементов будет отдельным графическим элементом, никак не связанным с изображением, внутри которого он размещен.

К п.4 Формы со сложной геометрией являются результатом геометрического соединения простых форм и последующего их группирования. Для создания группы форм следует их последовательно выделить с помощью клавиши Shift либо воспользоваться инструментами, представленными на рисунке 8.

.

 

Рисунок 8.

 

· Выбор области – выделяется прямоугольная смежная область;

· Выбор лассо – выделяется непрямоугольная смежная область;

· Выбор нескольких объектов – выделяются несмежные области.

Выделенные элементы объединяются в группу по команде Фигура/Группировка/Группировать.

С точки зрения операций копирования, перемещения, форматирования, приписывания слою, группа рассматривается как единый элемент. В уже созданную группу можно добавлять новые элементы: для этого необходимо выделить группу и добавляемые элементы, а затем выполнить команду Фигура/Группировка/Добавить в группу. Также можно удалять из группы отдельные выделенные элементы командой Фигура/Группировка/Удалить из группы. Для разгруппирования групповой формы ее следует выделить и выполнить команду Фигура/ Группировка/Разгруппировать.

С помощью команды Фигура/Операции… (Рисунок 9) выполняются различные операции совместной обработки выделенных элементов над множествами векторов, образующих эти элементы, а также их форматными свойствами.

 

Рисунок 9.

 

Самостоятельно ознакомьтесь с возможностями команды «Операции» и, используя операции объединение, фрагмент, пересечение и.т.п. над тремя стандартными фигурами, создайте фигуру нестандартной формы (рисунок 10) согласно вашему варианту.

 

Четный вариант Нечетный вариант

 

Рисунок 10.

 

Элементы на рисунке могут накладываться или перекрываться. Для выделенных элементов могут быть выполнены следующие команды:

Фигура/ Порядок/Вынести на передний план — перемещение элемента вперед (перед другими формами);

Фигура/ Порядок/Отправить на задний план — перемещение элемента назад (после других форм);

Фигура/ Порядок/Переместить вперед — перемещение формы вперед на один уровень;

Фигура/ Порядок/Переместить назад — перемещение формы назад на один уровень.

Вращение фигуры можно произвести, выделив ее и нажав на указатель вращения фигуры (рисунок 11.) Также ознакомьтесь с возможностями команды Фигура/Повернуть/отразить.

 

Рисунок 11.

 

К п.5 Рассмотрим панель инструментов для рисования . Этот набор, достаточный для создания любого рисунка, содержит следующие инструменты:

- карандаш;

- прямая линия;

- дуга;

- произвольная линия;

- прямоугольник;

- эллипс.

Процесс рисования графическими примитивами совмещается с рассмотренным выше перетаскиванием защищенных от изменения стандартных фигур. То есть можно взять любую стандартную фигуру из набора элементов и добавить к нему какие-то линии или надписи.

Используя полученные навыки, выполните чертеж детали согласно вашему варианту (рисунок 12.)

Четный вариант Нечетный вариант
 

 

Рисунок 12.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3

Табличный процессор

 

Цель работы: приобретение основных навыков работы с текстовым процессором Microsoft Excel.

Программа работы:

1. Получить у преподавателя вариант задания.

2. Открыть окно приложения Microsoft Excel, ознакомиться с его элементами и основным меню.

3. Создать электронные таблицы (Рисунок 13,14), пояснить каждую формулу расчета.

4. Построить диаграмму заданного типа для значений столбца «Число».

5. Выполнить задание согласно индивидуальному варианту.

6. Установить гиперссылку на файл, созданный в лабораторной работе №2

 

Методические указания

Microsoft Excel – это программа выполнения расчетов и управления так называемыми электронными таблицами.

Электронная таблица – основное средство, используемое для обработки и анализа цифровой информации средствами вычислительной техники. Хотя электронные таблицы в основном связаны с числовыми или финансовыми операциями, они также могут использоваться для различных задач анализа данных, предоставляя пользователю большие возможности по автоматизации обработки данных.

Microsoft Excel позволяет выполнять сложные расчеты, в которых могут использоваться данные, расположенные в разных областях электронной таблицы и связанные между собой определенной зависимостью. Для выполнения таких расчетов в Excel существует возможность вводить различные формулы в ячейки таблицы. Прорамма выполняет вычисления и отображает результат в ячейке с формулой. Доступный диапазон формул - от простого сложения и вычитания до финансовых и статистических вычислений.

Важной особенностью использования электронной таблицы является автоматический пересчет результатов при изменении значений ячеек. Например, можно использовать Exce l для выполнения финансовых расчетов, учета и контроля кадрового состава организации и т. д. Microsoft Excel также может строить и обновлять графики, основанные на введенных числах.

К п.3. Самостоятельно ознакомьтесь с возможностями команды Формат/Ячейки… Для получения практических навыков работы с Microsoft Excel откройте программу и создайте две электронные таблицы, одну приведенную на рисунке 13 (согласно вашему варианту), вторую – как на рисунке 14. Рекомендуется следующая последовательность действий:

1. Выделите необходимое для создания таблицы количество ячеек;

2. Кликните правой кнопкой мыши и выберете команду Формат/Ячейка…;

3. Перейдите на закладку «Границы» и выберете тип линий разграничивающих таблицу по своему усмотрению;

4. Заполните шапку будущих таблиц;

5. Зажав клавишу «Ctrl», выделите следующие столбцы: «Текст», «Формула», «Действие». Затем воспользуйтесь командойменю Формат/Ячейка… ив закладке «Число» выберите формат «Текстовый». Аналогично для столбцов «Число» и «Результат» выберите формат «Числовой».

6. Заполните столбцы «Текст» и «Число» таблицы, приведенной на рисунке 13;

7. Таблицу, приведенную на рисунке 14, рекомендуется заполнять построчно. Т.е. сначала заполните первую строку: введите необходимое выражение в столбец «Формулы», затем такое же выражение введите в столбец «Результат». В первом случае введенное выражение должно оставаться в текстовом виде, во втором случае в колонке «Результат» должны отобразиться автоматически рассчитанные числовые или текстовые значения. После анализа рассмотренных результатов в столбце «Действия» следует выполнить описание функции, используемой в данной формуле (сложение, возведение в степень, округление и.т.п.). Далее аналогичным образом заполните остальные строки таблицы, приведенной на рисунке 14.

 

Excel формулы представляют собой математические выражения, создающиеся для получения результата путем вычислений. Необходимые функции выбираются с помощью кнопки быстрого управления «Вставить функцию» или с помощью команды Вставка/Функция…

Четный вариант Нечетный вариант

 

Рисунок 13.

 

 

Рисунок 14.

 

Excel формулы начинаются со знака равенства. Делается это, чтобы программа сразу определила: в ячейку пользователь вводит формулу, а не какие-либо цифровые данные. Круглые открывающие и закрывающие скобки могут использоваться при нужном порядке математических вычислений. В самую первую очередь выполняются действия, расположенные внутри скобок. Деление и умножение обладают более высоким, нежели вычитание и сложение, приоритетом. Если же операторы действий обладают одинаковым приоритетом, действия выполняются по порядку слева направо. Программа использует и поддерживает все математические и арифметические операции: экспонента и деление, вычитание и умножение, сложение и нахождение процента. Excel формулы также подразумевают операторы связи – объединение, диапазон и оператор объединения текстовых данных.

После ввода формулы необходимо нажать клавишу «Еnter». Ячейка будет отражать полученные результаты, а сама формула будет отображаться в строке формул.

Копирование содержимого ячейки возможно несколькими способами:

· с помощью команд меню Правка\Копировать, Правка\Вставить;

· с помощью кнопок быстрого управления ;

· с помощью мыши (выделить копируемую ячейку,поместить указатель мыши на границу выделенной ячейки или диапазона ячеек (указатель примет вид полой стрелки), при нажатой клавише Сtrl, не отпуская левую кнопку мыши переместить указатель в нужную ячейку).

 

К п.4. Выделив столбец «Число», постройте диаграмму заданного типа на имеющемся листе, согласно варианту, с помощью команды меню Вставка/Диаграмма… В открывшемся мастере диаграмм в закладке «Стандартные» для четного варианта выбрать тип диаграммы «Круговая», для нечетного варианта – «Линейчатая». Сохраните документ в свою рабочую папку.

К п.5. В новом документе создайтеэлектронные таблицы в соответствии с заданным преподавателем вариантом. Столбцы, выделенные желтым цветом должны заполняться автоматически с использованием рассмотренных функций.

К п.6. Используя команду Вставка/Гиперссылка…, установите гиперссылку на файл, созданный в лабораторной работе №2.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4

Создание Web-страницы

 

Цель работы: приобретение основных навыков создания Web-страницы с помощью простейшего текстового редактора и браузера.

Программа работы:

1. Получить у преподавателя вариант задания;

  1. С помощью простейшего текстового редактора создать web-страницу;
  2. Отформатировать текст web-страницы согласно требованиям, приведенным в методических указаниях;
  3. Поместить на страницу рисунок, выполнить его форматирование.

 

Методические указания

HTML (HyperText Markup Language) переводится как язык маркировки гипертекстов. Это язык на котором создаются сайты и чтобы начать его освоение вам понадобится любой браузер (Internet Explorer, Mozilla Firefox) и текстовой редактор (Блокнот, WordPad). Текстовой редактор нужен для создания и редактирования web-страницы, а браузер – для отслеживания результатов.

Теги HTML - это команды языка разметки web-страниц html. Любая web-страница, любой сайт состоит из текста, графики и т.д. Теги - это то, благодаря чему текст и картинки представляют жестко структурированную конструкцию. Именно благодаря тегам текст на сайте отличается разнообразием размеров и цветов, именно теги позволяют рисункам стоять на предназначенном для них месте при любом разрешении экрана и размере окна браузера.

Строгое определение: Тег - элемент HTML, представляющий из себя текст, заключенный в угловые скобки < >. Тег является активным элементом, изменяющим представление следующей за ним информации. Теги могут быть открывающими (начальными) и закрывающими (конечными). Открывающие теги состоят из знаков «<» и «>» между которыми указывается имя тега, а у закрывающих перед именем дополнительно ставится прямой слэш (/). Большинство HTML-тегов являются парными — имеют обязательные открывающий и закрывающий теги, например: <STRONG> и </STRONG>. Некоторые имеют только открывающий тег, например <BR>, и называются пустыми. Другие же могут иметь открывающий тег, а закрывающий можно указывать, а можно и нет, тогда браузер сам определит, где заканчивается действие тега. Теги, которые имеют обязательный или необязательный закрывающий тег принято называть теги-контейнеры или элементы-контейнеры.

У каждого тега есть свои настройки, которые позволяют влиять на результат его работы. Эти настройки называются атрибутами. Атрибут может иметь одно или несколько значений. Таким образом общий вид команд HTML выглядит так:

<ТЕГ атрибут="значение">

Все теги HTML не чувствительны к регистру, то есть в тексте можно указывать <STRONG> и <strong> или вообще <sTRonG>.

Тэгов существует множество, делятся они на обязательные и не обязательные. Обязательные теги, это такие, которые вы всегда должны прописывать для каждой страницы своего сайта. Существует несколько обязательных тегов HTML. Каждая web-страница обязана содержать тег <HTML>, располагаемый в самом начале. Этот тег описывает ваш документ как web-страницу, выполненную в формате HTML. Непосредственно за дескриптором <HTML> обычно следует тег <HEAD>, который указывает на наличие текста, содержащего наименование страницы и дополнительные сведения о ней.

В раздел HEAD обычно вложен тег <TITLE>, служащий для обозначения наименования страницы. Наименования страниц обычно отображаются в строке заголовка окна браузера. Название web-страницы может быть набрано только с помощью символов букв, цифр и пробела.

Затем следует тег <BODY>, который указывает на начало собственно "тела" web-страницы. В этом разделе размещаются весь остальной текст, графика, таблицы и другие элементы содержимого страницы, которые увидит посетитель, обратившийся к вашему сайту.

Пример:

<html>

<head>

<title> Заголовок сайта </title>

</head>

<body>

Текст сайта

</body>

</html>

 

 

Все тэги, расположенные между <head> </head>, это что-то вроде служебной информации. Все тэги, расположенные между <body> </body> – непосредственное содержание документа.

Как уже было сказано выше, <тэг> </тэг> - это тег- контейнер, который может содержать внутри себя другие тэги (и текст).

Обратите внимание на порядок открытия и закрытия тегов:

<тэг1><тэг2><тэг3>... </тэг3></тэг2></тэг1>

Только такая очередность закрывающих тэгов верна: тэг, который мы открыли первым – закрываем последним, второй – предпоследним и т.д.

 

К п.2. Создайте в своей рабочей папке отдельную папку для будущей страницы. Далее командами Пуск/Программы/Стандартные/Блокнот откройте простейший текстовый редактор, например «Блокнот» (notepad.exe) и скопируйте туда текст из приведенного выше примера.

С помощью команды Фаил/Сохранить как… сохраните документ, присвоив ему тип «.html». Для этого при сохранении в поле «Имя фаила» введите название будущей страницы и через точку напишите ее тип (например, «Страница.html»).

Теперь запустите браузер, допустим, Internet Explorer (не закрывайте блокнот, он вам еще пригодится), и откройте в браузере ваш документ, используя команду Файл/Открыть.

Если вы внесете изменения в *.html документе (в блокноте) и сохраните их, то, чтобы посмотреть как отразились изменения на вашей странице в браузере, необходимо нажать кнопку «Обновить».

Измените в блокноте Заголовок сайта и текст сайта в соответствии с полученным у преподавателя вариантом, обновите окно браузера, чтобы увидеть изменения вашей web-страницы.

К п.3. Ознакомимся с тегом <br>. Это тег переноса текста на другую строку. Он не требуют закрывающего тега. Отредактируйте в блокноте текст вашего сайта расположенного между тегами <body> и </body>, разместив тег <br> перед теми словами, с которых начинается абзац, до и после заголовков текста вставьте данный тег два раза подряд, как в примере, приведенном на рисунке 15. Сохраните изменения и обновите окно браузера.

 

Страница в редакторе «Блокнот» Та же страница в браузере «Internet Explorer»

 

Рисунок 15.

Тег <font> представляет собой контейнер для изменения характеристик шрифта, таких как размер, цвет и гарнитура. Синтаксис: <font>Текст</font>

<font>Текст</font>. Закрывающий тег обязателен. Атрибуты тега: color-Устанавливает цвет текста; face-Определяет гарнитуру шрифта; size-Задает размер шрифта в условных единицах.

Существуют несколько основных способов представления цветов:

· В виде #123ABC. Представление в виде трёх пар шестнадцатеричны



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: