- Проведите маркетинговую экспертизу (исследование) и заполните аналитические ТАБЛИЦЫпо выявлению влияния факторов маркетинговой среды на деятельность отрасли и вашей организации.
Пояснение к заданиям:
Используйте методику составления и анализа экспертных оценок НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИИ об ОРГАНИЗАЦИИ.
В таблицу профиля среды вписываются определенные факторы. Каждому фактору экспертным путем дается:
- оценка его важности для отрасли по шкале: 3 — сильная важность, 2 — умеренная важность, 1 — слабая важность;
- оценка влияния на организацию по шкале: 3 — сильное, 2 — умеренное, 1 — слабое, 0 — не влияет.
- оценка направленности по шкале: +1 — позитивное влияние, —1 — негативное влияние, 0 — не влияет.
Далее все три экспертные оценки перемножаются, и получается интегральная оценка, показывающая степень важности данного фактора.
Необходимо сделать краткие выводы после заполнения каждой таблицы и обобщающие выводы в конце о наибольшем положительном и (или) отрицательном влиянии на деятельность организации различных факторов маркетинговой среды.
Задание № 1. Заполните таблицу 2.1. Влияние внешней экономической среды на деятельность организации. Сделайте выводы.
Изучение экономической среды позволяет понять, каким образом формируются и распределяются ресурсы общества.
Таблица 2.1. Влияние внешней экономической среды на деятельность организации
Факторы среды (условный ПРИМЕР) | Важность для отрасли | Влияние на организацию | Направление влияния | Степень влияния фактора | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||
Размеры и темпы изменения размеров рынка ……………………. | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
Задание № 2. Заполните табл. 2.2. Сделайте выводы.
Таблица 2.2. Влияние демографической среды на деятельность организации
Факторы среды (условный ПРИМЕР) | Важность для отрасли | Влияние на организацию | Направление влияния | Степень важности фактора |
Изменение структуры населения ………………………. Изменение структуры в отдельных группах потребителей (например, увеличение молодежи) | ||||
……………………….. | ||||
Изменения в уровне образования населения | ||||
Задание №3. Проведите маркетинговое исследование и заполните аналитическую табл. 2.3 по выявлению влияния факторов социально-культурной среды на деятельность отрасли и «вашей» организации. Сделайте выводы.
Таблица 2.3. Влияние социально-культурной среды на деятельность организации
Факторы среды (условный ПРИМЕР) | Важность для отрасли | Влияние на организацию | Направление влияния | Степень важности фактора |
Традиции и культурные ценности Уровень образования Отношение к частному предпринимательству Религиозные традиции |
Задание №4. Проведите маркетинговое исследование и заполните аналитическую табл. 2.4 по выявлению влияния факторов природно-экологической среды на деятельность отрасли и организации. Сделайте выводы.
Таблица 2.4. Влияние природно-экологической среды на деятельность организации
Факторы среды.(усл. ПРИМЕР) | Важность для отрасли | Влияние на организацию | Направление влияния | Степень важности фактора |
Природно-климатические условия ……… Размещение больших промышленных центров ……………………….. Состояние экологии |
Задание №5. Проведите маркетинговое исследование и заполните аналитическую табл. 2.5 по выявлению влияния факторов научно-технической среды на деятельность отрасли и организации. Сделайте выводы.
Таблица 2.5. Влияние научно-технической среды на деятельность организации
Факторы среды (усл. ПРИМЕР) | Важность для отрасли ВВВ | Влияние на организацию | Направление влияния | Степень важности фактора |
Создание «технологических прорывов»» | ||||
Сокращение или продление жизненного цикла технологий | ||||
Удельный вес наукоемких технологий в производстве | ||||
Требования к научно-технологическому уровню производства, обеспечивающие конкурентоспособность | ||||
Требования к квалификации кадров | ||||
Требования к научно-техническому уровню конкурентоспособной продукции |
Задние № 6. Проведите маркетинговое исследование и заполните аналитическую табл. 2.6 по выявлению влияния факторов политико-правовой среды на деятельность отрасли и организации. Сделайте выводы.
Таблица 2.6. Влияние политико-правовой среды на деятельность организации
Факторы среды(ПРИМЕР) | Важность для отрасли | Влияние на организацию | Направление влияния | Степень важности фактора |
5 | ||||
Отношение государства к собственности Политическая стабильность в государстве Характер отношения государства к отрасли Уровень контроля за исполнением законов со стороны государства Политика государства в подготовке кадров для отрасли Таможенная политика государства Законы и нормативные акты Действенность правовой системы Практическая реализация законодательства Степень неукоснительности действия всех правовых норм |
Задание № 7. Определите важнейшие факторы внешней среды, влияющие на деятельность вашей организации. Сделайте выводы.
Таблица 2.7. (условный ПРИМЕР) Важнейшие факторы внешней среды, влияющие на деятельность организации
Факторы внешней среды | Позитивное влияние | Степень важности | Негативное влияние | Степень важности |
Демографическая среда | Изменение возрастного состава населения региона (увеличение числа молодежи) ……………………….. | |||
Экономическая среда | Размеры и темпы изменения размеров рынка ………………. | Влияние местного законодательства ………………… | ||
Природно-экологич. среда | Природно-климатические условия (увеличение продолжительности теплого сезона) ……………. | Ухудшение состояния экологии | ||
Научно-техническая среда | «Технологические прорывы»… ……………………. | |||
Политико-правовая среда | Политика государства в подготовке кадров для отрасли …………………. Таможенная политика государства | Уровень контроля за исполнением законов со стороны государства …………. Действенность правовой системы |
Далее, СВЕДИТЕ ДАННЫЕ в табл. 2.8. Сделайте выводы.
Таблица 2.8. Важнейшие факторы внешней среды, влияющие на деятельность организации
Факторы внешней среды ( усл. ПРИМЕР ) | Позитивное влияние | Степень важности | Негативное влияние | Степень важности |
2 | ||||
Демографическая среда | ||||
Экономическая среда | ||||
Природно – экологическая среда | ||||
Научно – техническая среда | ||||
Политико – правовая среда |
Задание № 8. Проведите маркетинговое исследование и заполните аналитическую таблицу по выявлению влияния факторов микросреды на деятельность отрасли и «вашей» организации.
Исследование внутренней маркетинговой среды можно проводить по методике, аналогичной использованной при исследовании макросреды.
В характеристике внутренней среды представлены поставщики, конкуренты, клиенты, СМИ, и т.д.
Таблица 2.9. Влияние конкурентной среды на деятельность организации
Факторы среды (усл.ПРИМЕР ) | Важность для отрасли | Влияние на организацию | Направление влияния | Степень важности фактора | ||||||||||||||
Обслуживаемая доля рынка | -1 | -6 | ||||||||||||||||
Имидж, опыт | ||||||||||||||||||
Финансовое состояние | ||||||||||||||||||
Наличие патентов и лицензий | ||||||||||||||||||
Наличие передовой стратегии | ||||||||||||||||||
Уровень развития информационно-аналитических подразделений | ||||||||||||||||||
Способность к маневру, гибкость в приспособлении к изменениям | ||||||||||||||||||
Наличие высококвалифицированных кадров | ||||||||||||||||||
Уровень сервисного обслуживания | ||||||||||||||||||
Виды и качество рекламы | ||||||||||||||||||
Уровень планирования | ||||||||||||||||||
Связи с общественными организациями | ||||||||||||||||||
Существующие ценности и нормы в организации | ||||||||||||||||||
Структура организации | ||||||||||||||||||
Системы стимулирования | ||||||||||||||||||
Система бухгалтерского и управленческого учета | ||||||||||||||||||
Стиль руководства | ||||||||||||||||||
Ограничения со стороны государства | ||||||||||||||||||
Сделайте обобщающий вывод: о наибольшем положительном и (или) отрицательном влиянии на деятельность организации различных факторов маркетинговой среды.
Укажите: что следует сделать руководству организации, опираясь на материал Ваших экспертных оценок и выводов.
===============================================