Рекомендации семье по обучению ребенка.




ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА

 

 

Имя, фамилия ребенка: _______________________________________________________

Дата рождения: ______________________________________________________________

Место жительства: ___________________________________________________________

Телефон (дом./раб.): __________________________________________________________

Дата, время проведения обследования: _________________________________________

Место проведения:____________________________________________________________

Специалисты, участвовавшие в проведении обследования: ________________________

______________________________________________________________________________

Родители, присутствовавшие при проведении обследования _______________________

______________________________________________________________________________

Медицинский диагноз.

 

История развития ребенка.

 

· как проходили беременность, роды;

· когда заметили отклонения в развитии, что именно встревожило;

· когда ребенок начал держать головку, сидеть, ползать, ходить, брать

в руки предметы, жевать, есть, одеваться, раздеваться;

· когда стал фиксировать взгляд на предметах, людях; узнавать родных;

· реагировать на обращенную речь, говорить звуками, слогами, словами, фразами,

предложениями;

· в каких медицинских учреждениях наблюдался (наблюдается);

· в каких учреждениях оказывалась психолого-педагогическая помощь в развитии;

· другая информация.

 

Ситуация в семье.

 

· состав семьи; имена, возраст, род занятий и место работы взрослых;

· есть ли еще дети, их возраст, посещают ли школу, д/с, др.; как идет их

развитие; как относятся к брату/сестре-инвалиду;

· есть ли кто-либо еще, помогающий ухаживать за ребенком;

· жилищно-бытовые условия.

· другая информация.

Результаты наблюдения.

 

4.1. Физическое развитие

 

4.1.1. Общая моторика:

· двигает отдельными частями тела;

· равновесие, координация: сидит, стоит (с помощью или без), сидит на корточках, стоит на носках, стоит на одной ноге, целенаправленные движения рук уверенны и точны;

· передвижение: ползает на спине или животе, ходит с помощью или без нее; поднимается / спускается по ступенькам, бегает, забирается на предмет (стул, стол, горку и т.п.).

 

4.1.2. Мелкая моторика:

· действия целой кистью: сжимает пальцы в кулак; удерживает / роняет, вложенные в руку крупные/мелкие предметы (какие); берет их полной кистью;

· действия пальцами: берет маленькие предметы, пользуясь пинцетным хватом;

· действия с инструментами: пользуется столовыми приборами (в какой степени), ножницами, карандашом, кисточкой и др.

 

4.2. Сенсорное развитие

 

4.2.1. Зрительное восприятие

· фиксация взгляда на статичном объекте;

· прослеживание взглядом за перемещающимся объектом.

 

4.2.2. Слуховое восприятие

· нахождение источника звука, не перемещающегося в пространстве;

· прослеживание за перемещением источника звука.

 

4.2.3. Тактильное восприятие

· реакция на прикосновения человека;

· реакция на соприкосновение с различными предметами и материалами.

 

4.3. Речь и коммуникация

 

4.3.1. Пассивная речь:

· реагирует на свое имя;

· выполняет простейшие просьбы, реагирует на запрет («на», «дай», «нельзя» и т.п.);

· на вопрос «Где мама?», смотрит /показывает на маму;

· показывает на называемые предметы, части тела;

· понимает и выполняет просьбы, связанные с ориентацией в пространстве;

· понимает «сложные» просьбы (закрой дверь и иди сюда; сначала вымой руки, потом садись за стол...) и др.

 

4.3.2. Активная речь:

· произносит гласные/согласные звуки; слоги по цепочке (га-га-га), двойные (га-га,ма-ма), сложные (га-ма, га-бу); первые слова-звукоподражания (би-би – машина, ав-ав – собака...);

· называет «мама», «папа», свое имя, предметы;

· отвечает на вопросы «да/нет»;

· называет действия;

· строит короткие предложения;

· обозначает себя «я», употребляет др. личные местоимения;

· отвечает на вопрос «почему?» полным предложением;

· связно рассказывает о переживаемом событии;

· описывает картинку, игрушку, пересказывает историю и т.д.;

· использует жест (кивок головой) для обозначения согласия и несогласия.

 

4.3.3. Контакт с взрослыми:

· реагирует на телесный контакт (касание рукой, поглаживание и т.д.), на обращенную речь, на изменение интонации (ласковый/строгий, серьезный/веселый), громкости голоса;

· поддерживает зрительный контакт с говорящим;

· вступает в контакт с любым взрослым или избирательно (только мама), идет на контакт, только если требуется помощь;

· привлекает к себе внимание движениями (тянет за руку и т.п.), звуками, слова; показывает, чего он хочет и др.

 

4.3.4. Контакт с детьми:

· отходит или нет, когда к нему походят дети; подходит сам к детям, с какой целью (погладить/ударить, дать что-либо или отнять и т.д.);

· пытается заговорить с другими;

· присоединяется к игре; может играть по правилам;

· проявляет симпатию/антипатию к конкретным детям и др.

 

4.4. Предпосылки учебной деятельности.

 

4.4.1 Поведение на занятиях:

· сформировано ли «учебное поведение»: правильная поза, взгляд ребенка направлен на то, что он делает или на того, кто с ним говорит; выполняет действия по подражанию, выполняет простые речевые инструкции,

· сидит / не сидит вместе с другими, выполняет или нет требования учителя;

· включается в совместную деятельность (легко/трудно, на какое время): сам начинает делать то, что делают другие или требуется посторонняя помощь и получается ли потом самостоятельно; проявляет активность, выполняет задания быстро или медленно; как воспринимает помощь учителя;

· использует указательный жест.

 

4.4.2. Действия с предметами:

· неспецифические манипуляции (действия, не основанные на учете свойств предметов, ребенок со всеми предметами действует одинаково: постукивает, тащит в рот и т.п.)

· специфические манипуляции (действия основаны на учете физических свойств предметов: сжимание в руке звучащей резиновой игрушки, вращение колес перевернутой машины и т.п.)

· предметные действия (предмет используется в соответствии со своим функциональным назначением: встряхивание погремушки, вставление шариков в отверстие, открывание банки, нанизывание колец на стержень, перекладывание предметов из одной емкости в другую и т.п.)

 

4.4.3. Познавательная деятельность:

· группировка предметов по цвету, форме, величине, определение количества предметов (один, много, мало), счет;

· соотнесение предмета с названием и его изображением, нахождение двух одинаковых предметов и их изображений;

· ориентация в схеме тела;

· временные представления (узнавание на картинке, называние времен года)

· анализ / синтез: выделение части и целого (ствол, ветви, листья - дерево); выделение существенных признаков объектов (длинный рыжий хвост - лисица; длинные белые уши - заяц...); обобщенные понятия (яблоко, груша - фрукты).

 

4.4.4. Игра:

· играет сам с предложенным материалом:

o с природным материалом (вода, песок, крупа и др.);

o с игрушками (машинка, кукла и др.);

o с конструктивными материалами (кубики, лего и др.);

· с интересом повторяет отдельные игровые действия педагога (качает куклу, катает машинку и др.);

· принимает простой игровой сюжет и выполняет игровые действия по образцу (например, вслед за педагогом ставит матрешку в машинку и катает ее).

 

4.4.5. Мотивация:

· трудно увлечь чем-либо или легко;

· радуется успеху или безразличен;

· как реагирует на похвалу;

· чем можно заинтересовать ребенка (возможные стимулы: лакомства, любимые игрушки, все, что связано с общением; виды деятельности – рисование, слушание музыки и т.п.)

· влияет ли на результативность деятельности ребенка поощрение

 

4.5. Эмоциональное состояние ребенка в разных ситуациях:

· бодрое (жизнерадостен, контактен, отсутствуют страхи);

· спокойное (ребенок положительно относится к окружению, малоконтактен, неэмоционален);

· возбужденное (неустойчивая деятельность, крик);

· подавленное (вял, бездеятелен, тихо и долго плачет);

· неустойчивое (переходит от одного настроения к другому).

 

4.6. Степень эмоционального контроля (способность ребенка управлять своими эмоциональными проявлениями):

· успокаивается сам;

· успокаивается по просьбе взрослого;

· успокаивается при переключении на другую деятельность;

· требуется взять за руку или обнять;

· требуется выйти с ребенком из класса.

 

4.7. Проблемы в поведении (в т. ч. в конфликтной ситуации):

· агрессия / самоагрессия

· эйфория

· дисфория

· негативизм

· стереотипии (двигательные, сенсорно-двигательные, речевые, эмоционально-аффективные, действия с частями объектов или нефункциональными компонентами игрового материала, ритуалы и привычки)

 

4.9. Самообслуживание:

· одевание / раздевание

· прием пищи

· гигиенические навыки (умывание, туалет)

Степень самостоятельности при самообслуживании:

· полностью сам(а) (по подражанию, по образцу, по словесной инструкции, самостоятельно);

· требуется незначительная помощь;

· нуждается в значительной помощи;

· нуждается в полном уходе.

 

Рекомендации семье по обучению ребенка.

 

______________________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________________

 

Обследование пpоводил(а): __________________

 

 

Дата составления отчета: ____________________

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: