ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА
Имя, фамилия ребенка: _______________________________________________________
Дата рождения: ______________________________________________________________
Место жительства: ___________________________________________________________
Телефон (дом./раб.): __________________________________________________________
Дата, время проведения обследования: _________________________________________
Место проведения:____________________________________________________________
Специалисты, участвовавшие в проведении обследования: ________________________
______________________________________________________________________________
Родители, присутствовавшие при проведении обследования _______________________
______________________________________________________________________________
Медицинский диагноз.
История развития ребенка.
· как проходили беременность, роды;
· когда заметили отклонения в развитии, что именно встревожило;
· когда ребенок начал держать головку, сидеть, ползать, ходить, брать
в руки предметы, жевать, есть, одеваться, раздеваться;
· когда стал фиксировать взгляд на предметах, людях; узнавать родных;
· реагировать на обращенную речь, говорить звуками, слогами, словами, фразами,
предложениями;
· в каких медицинских учреждениях наблюдался (наблюдается);
· в каких учреждениях оказывалась психолого-педагогическая помощь в развитии;
· другая информация.
Ситуация в семье.
· состав семьи; имена, возраст, род занятий и место работы взрослых;
· есть ли еще дети, их возраст, посещают ли школу, д/с, др.; как идет их
развитие; как относятся к брату/сестре-инвалиду;
· есть ли кто-либо еще, помогающий ухаживать за ребенком;
· жилищно-бытовые условия.
· другая информация.
Результаты наблюдения.
4.1. Физическое развитие
4.1.1. Общая моторика:
· двигает отдельными частями тела;
· равновесие, координация: сидит, стоит (с помощью или без), сидит на корточках, стоит на носках, стоит на одной ноге, целенаправленные движения рук уверенны и точны;
· передвижение: ползает на спине или животе, ходит с помощью или без нее; поднимается / спускается по ступенькам, бегает, забирается на предмет (стул, стол, горку и т.п.).
4.1.2. Мелкая моторика:
· действия целой кистью: сжимает пальцы в кулак; удерживает / роняет, вложенные в руку крупные/мелкие предметы (какие); берет их полной кистью;
· действия пальцами: берет маленькие предметы, пользуясь пинцетным хватом;
· действия с инструментами: пользуется столовыми приборами (в какой степени), ножницами, карандашом, кисточкой и др.
4.2. Сенсорное развитие
4.2.1. Зрительное восприятие
· фиксация взгляда на статичном объекте;
· прослеживание взглядом за перемещающимся объектом.
4.2.2. Слуховое восприятие
· нахождение источника звука, не перемещающегося в пространстве;
· прослеживание за перемещением источника звука.
4.2.3. Тактильное восприятие
· реакция на прикосновения человека;
· реакция на соприкосновение с различными предметами и материалами.
4.3. Речь и коммуникация
4.3.1. Пассивная речь:
· реагирует на свое имя;
· выполняет простейшие просьбы, реагирует на запрет («на», «дай», «нельзя» и т.п.);
· на вопрос «Где мама?», смотрит /показывает на маму;
· показывает на называемые предметы, части тела;
· понимает и выполняет просьбы, связанные с ориентацией в пространстве;
· понимает «сложные» просьбы (закрой дверь и иди сюда; сначала вымой руки, потом садись за стол...) и др.
4.3.2. Активная речь:
· произносит гласные/согласные звуки; слоги по цепочке (га-га-га), двойные (га-га,ма-ма), сложные (га-ма, га-бу); первые слова-звукоподражания (би-би – машина, ав-ав – собака...);
· называет «мама», «папа», свое имя, предметы;
· отвечает на вопросы «да/нет»;
· называет действия;
· строит короткие предложения;
· обозначает себя «я», употребляет др. личные местоимения;
· отвечает на вопрос «почему?» полным предложением;
· связно рассказывает о переживаемом событии;
· описывает картинку, игрушку, пересказывает историю и т.д.;
· использует жест (кивок головой) для обозначения согласия и несогласия.
4.3.3. Контакт с взрослыми:
· реагирует на телесный контакт (касание рукой, поглаживание и т.д.), на обращенную речь, на изменение интонации (ласковый/строгий, серьезный/веселый), громкости голоса;
· поддерживает зрительный контакт с говорящим;
· вступает в контакт с любым взрослым или избирательно (только мама), идет на контакт, только если требуется помощь;
· привлекает к себе внимание движениями (тянет за руку и т.п.), звуками, слова; показывает, чего он хочет и др.
4.3.4. Контакт с детьми:
· отходит или нет, когда к нему походят дети; подходит сам к детям, с какой целью (погладить/ударить, дать что-либо или отнять и т.д.);
· пытается заговорить с другими;
· присоединяется к игре; может играть по правилам;
· проявляет симпатию/антипатию к конкретным детям и др.
4.4. Предпосылки учебной деятельности.
4.4.1 Поведение на занятиях:
· сформировано ли «учебное поведение»: правильная поза, взгляд ребенка направлен на то, что он делает или на того, кто с ним говорит; выполняет действия по подражанию, выполняет простые речевые инструкции,
· сидит / не сидит вместе с другими, выполняет или нет требования учителя;
· включается в совместную деятельность (легко/трудно, на какое время): сам начинает делать то, что делают другие или требуется посторонняя помощь и получается ли потом самостоятельно; проявляет активность, выполняет задания быстро или медленно; как воспринимает помощь учителя;
· использует указательный жест.
4.4.2. Действия с предметами:
· неспецифические манипуляции (действия, не основанные на учете свойств предметов, ребенок со всеми предметами действует одинаково: постукивает, тащит в рот и т.п.)
· специфические манипуляции (действия основаны на учете физических свойств предметов: сжимание в руке звучащей резиновой игрушки, вращение колес перевернутой машины и т.п.)
· предметные действия (предмет используется в соответствии со своим функциональным назначением: встряхивание погремушки, вставление шариков в отверстие, открывание банки, нанизывание колец на стержень, перекладывание предметов из одной емкости в другую и т.п.)
4.4.3. Познавательная деятельность:
· группировка предметов по цвету, форме, величине, определение количества предметов (один, много, мало), счет;
· соотнесение предмета с названием и его изображением, нахождение двух одинаковых предметов и их изображений;
· ориентация в схеме тела;
· временные представления (узнавание на картинке, называние времен года)
· анализ / синтез: выделение части и целого (ствол, ветви, листья - дерево); выделение существенных признаков объектов (длинный рыжий хвост - лисица; длинные белые уши - заяц...); обобщенные понятия (яблоко, груша - фрукты).
4.4.4. Игра:
· играет сам с предложенным материалом:
o с природным материалом (вода, песок, крупа и др.);
o с игрушками (машинка, кукла и др.);
o с конструктивными материалами (кубики, лего и др.);
· с интересом повторяет отдельные игровые действия педагога (качает куклу, катает машинку и др.);
· принимает простой игровой сюжет и выполняет игровые действия по образцу (например, вслед за педагогом ставит матрешку в машинку и катает ее).
4.4.5. Мотивация:
· трудно увлечь чем-либо или легко;
· радуется успеху или безразличен;
· как реагирует на похвалу;
· чем можно заинтересовать ребенка (возможные стимулы: лакомства, любимые игрушки, все, что связано с общением; виды деятельности – рисование, слушание музыки и т.п.)
· влияет ли на результативность деятельности ребенка поощрение
4.5. Эмоциональное состояние ребенка в разных ситуациях:
· бодрое (жизнерадостен, контактен, отсутствуют страхи);
· спокойное (ребенок положительно относится к окружению, малоконтактен, неэмоционален);
· возбужденное (неустойчивая деятельность, крик);
· подавленное (вял, бездеятелен, тихо и долго плачет);
· неустойчивое (переходит от одного настроения к другому).
4.6. Степень эмоционального контроля (способность ребенка управлять своими эмоциональными проявлениями):
· успокаивается сам;
· успокаивается по просьбе взрослого;
· успокаивается при переключении на другую деятельность;
· требуется взять за руку или обнять;
· требуется выйти с ребенком из класса.
4.7. Проблемы в поведении (в т. ч. в конфликтной ситуации):
· агрессия / самоагрессия
· эйфория
· дисфория
· негативизм
· стереотипии (двигательные, сенсорно-двигательные, речевые, эмоционально-аффективные, действия с частями объектов или нефункциональными компонентами игрового материала, ритуалы и привычки)
4.9. Самообслуживание:
· одевание / раздевание
· прием пищи
· гигиенические навыки (умывание, туалет)
Степень самостоятельности при самообслуживании:
· полностью сам(а) (по подражанию, по образцу, по словесной инструкции, самостоятельно);
· требуется незначительная помощь;
· нуждается в значительной помощи;
· нуждается в полном уходе.
Рекомендации семье по обучению ребенка.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Обследование пpоводил(а): __________________
Дата составления отчета: ____________________