в справедливом предопределении».




Всевышний Аллах знал, что будут делать творения, и записал это исходя из своей справедливости. Его знание опередило то, что будут делать творения. Тот, который умер неверующим, умер, будучи неверующим по своей вине. В этом нет вины Всевышнего Аллаха, потому что Его предопределение является справедливым. Кто хочет узнать больше о предопределении, может вернуться к нашему первому уроку по книге «Три Основы», где этот вопрос подробно разобран.

من السعادة و الشقاء

«Он, приписал по своей справедливости кому-то счастье, кому-то несчастье».

و استوى على عرشه فوق السماء

«Уа-стауа аля-арши фи фаукъа сама».

«Он вознесся над своим троном, который находится над небесами».

و صلى الله على الهادي إلى المحجة البيضاء

«Да будет благословение Тому, Кто направляет к прямой, явной, понятной дороге».

المحجة البيضاء - прямая, явная, понятная дорога. Как нам это понять? Неужели Посланника Аллаха направляет на прямой путь, или мы говорим, что Аллах направляет на прямой путь, а Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссалям) всего лишь указывает. Есть два вида «аль-хидайа», то есть два вида наставления на прямой путь:

- «аль-хидайа ат-тауфик» - наставление на прямой путь непосредственным образом. Этим описывается только Всевышний Аллах. Только Всевышний Аллах способен наставить сердце кого-либо на веру и сделать этого человека верующим. Ты же, сколько б ни старался, ты не способен сделать человека верующим. Ты способен только указать человеку на путь веры, но превратить его в верующего из неверующего способен только Всевышний Аллах. Ты на это не способен.

قول الله تعالى: "لَّيْسَ عَلَيْكَ هُدَاهُمْ وَلَـكِنَّ اللّهَ يَهْدِي مَن يَشَاء"(272:2)

Говорит Всевышний Аллах: «Не на тебе их прямой путь» (2 сура 272 аят). Ты не способен направить их на прямой путь. «Но Всевышний Аллах превращает неверующего в верующего из всех кого захочет». Он способен направить человека к вере, из тех, кого Он желает.

قول الله تعالى:" إِنَّكَ لَا تَهْدِي مَنْ أَحْبَبْتَ وَلَكِنَّ اللَّهَ يَهْدِي مَن يَشَاء وَهُوَ أَعْلَمُ بِالْمُهْتَدِينَ"

В другом месте Всевышний Аллах говорит: «Поистине ты не направляешь на прямой путь тех, кого ты любишь, но Один лишь Всевышний Аллах направляет того, кого он захочет». С ура 28, 56 аят.

- «аль-хидайат уль-иршат» - когда ты направляешь на прямой путь – указываешь человеку на прямой путь. Что значит «направляешь на прямой путь»? Касательно Всевышнего это означает - превращает неверующего в верующего, делает верующим человека, который был неверующим. В сердце у него появляется вера. Он произносит два свидетельства, и его органы начинают делать деяния исходя из этой религии. Это относительно «аль-хидайа ат-тауфик». Что касается «аль-хидайат уль-иршат» когда мы говорим, что Посланник направляет на прямой путь, имеется ввиду, что он указывает на прямой путь творениям Всевышнего Аллаха, как Всевышний сказал в Своей Книге:

"وَإِنَّكَ لَتَهْدِي إِلَى صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ."

«Поистине Ты направляешь к прямому пути», 42сура, 52 аят. Означает - указываешь на прямой путь.

و الشريعة الغراء

И Он направил творения, то есть Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) к «явному, понятному шариату». الغراء - тоже явный, понятный, то есть к четкому, ясному, понятному шариату.

محمد سيد المرسلين و الأنبياء

«Благословение Всевышнего Аллаха на Мухаммада, который являлся, Господином всех Посланников и Пророков».

الأنبياء و على آله و صحبه الطاهرين الأتقياء

«И на Его семейство и на Его сподвижников, чистых, очищенныйх «аль-акъыйа» богобоязненных».

صلاة دائمة إلى يوم اللقاء

«Постоянным благословением, до самого дня встречи». До самого Судного Дня.

Это было вступление имама абдуль-Гъани аль-Макдиси к своей книге "аль-иктисаду филь-и'тикад".

 

Приступим к чтению первой главы книги, которая называется

مذهب السلف في الأسماء و الصفات

«Мазгьабу ссаляф филь асмаи уа с-сыфат»

«Путь, которому придерживались праведные предки в вопросе Имен и Атрибутов Всевышнего Аллаха».

اعلم وفقنا الله و إياك

«Знай, да направит нас, и тебя Всевышний Аллах»

إياك لما يرضيه من القول و النية و العمل

«К тому, чем Он доволен из слов, намерений и дел»

و أعاذنا و إياك من الزيغ و الزلل

«И да упасет нас Всевышний Аллах, а также тебя ( من الزيغ «мин аззейгъ») от всякого заблуждения, (و الزلل «уа ззаляль») и от всякой ошибки ».

Слово الزيغ (заблуждение) и слово الزلل (ошибка) несут в арабском языке примерно один и тот же смысл.

أن صالح السلف و خيار الخلف

«Знай то, что наши праведные предки, а также те, которые последовали за ними наилучшим путем»,

و سادة الأئمة

«а также великие имамы этой общины»,

و علماء الأمة

«а также обладатели знаний из этой общины» (Больше «имам», после идет «алим»),

اتفقت أقوالهم

«сошлись их слова»

و تطابقت آراؤهم

«и сошлись их мнения»

على الإيمان بالله

«на том, что каждый должен уверовать Во Всевышнего Аллаха»,

و أنه أحد

«и то, что Он является Единственным». «أحد » - Единственный, у Которого нет сотоварищей, ни в поклонении, ни в господстве, ни в Именах и Атрибутах.

فرد «фардун»- это тоже Единственный. Слово فرد не является Именем Всевышнего Аллаха, точнее не установлено, что имя «Фард» является Именем Всевышнего Аллаха. Говорят: «Ля язбуту мин асма Иллях» - «Не установлено, что это Оно из Имен Всевышнего Аллаха». Потому что слово «Фард» в качестве Имени Всевышнего Аллаха пришло в хадисе, который передает Джабир ибн АбдиЛлях (передается со слов Джабира ибн АбдиЛлях). В этом хадисе есть три болезни:

- во-первых, в нем передатчик по имени Мухаммад Ибн Язид ар-Рифа`и. Он «да’ифун билль иджма». Он является слабым по единогласному мнению всех мухаддисов. Значит первая болезнь того хадиса Джабира ибн АбдиЛля, в котором приходит описание Всевышнего Аллаха Именем «аль-Фард» (Единственный) - Мухаммад Ибн Язид ар-Рифа`и;

- второй – Мухаммад ибну Ссаиб аль-Кальби. Он также в иснаде этого сообщения. Этот человек нам известен. Мы его в «Байкъунии» брали. Также и при прохождении «Булюгъ аль Марам» часто встречался. Этот человек «каззааб» (лжец). Мухаммад ибну Ссаиб аль-Кальби «ка ззабун»;

- третья проблема этого хадиса - человек по имени Абу Салих Моуля Умми Хани. Кунья его Абу Салих, имя его Баазам. Абу Салих Базам, который был вольноотпущенником Умм Хани. Он является слабым передатчиком «да'иф». Более того, когда этот Абу Салих Моуля Умми Хани, передает от Мухаммада ибну Ссаиба аль-Кальби, он вообще «лейса би щей» - его хадисы не годятся никоим образом (не годятся в качестве довода), и не годятся для поддерживающих цепочек.

Исходя из этого относительно имени «Фард» («нечетный» или «единственный») выходит, что Оно не установлено в контекстах Корана или Сунны. Что касается хадиса Джабира Ибн АбдиЛля, то это имя приходит в этом хадисе, и им описывается Всевышний Аллах. Однако этот хадис является «мау-ду» (выдуманным, ложным). В нем есть Мухаммад Ибн Язид ар-Рифа`и – слабый по единогласному мнению; Мухаммад ибну Ссаиб аль-Кальби - «каззааб» (лжец); Абу Салих Моуля Умми Хани, Абу Салих вольноотпущенник Умму Хани. Он является слабым, но если он передает, как в этом хадисе (от Мухаммада ибну Ссаиб аль-Кальби) тогда он «матрук», «лейса би щей». Исходя из этого хадис этот либо выдуманный, либо очень слабый.

Однако следует отметить, что вместо имени «Фард» у Всевышнего установлено Имя «аль-Уитр» (Нечетный). Имя «аль-Уитр» установлено у Всевышнего Аллаха исходя из хадиса Абу Хурейры, который приводится у Бухари и Муслима: «Всевышний Аллах Нечетный, и любит нечетность».

 

«Анна салиху ас-саляф» (праведные предки). Кто такие саляф, праведные предки? Под словом «саляф» описываются три первых поколения мусульман. Во-первых, сам Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссалям), а также его сподвижники – это первое поколение. Потом последователи «таби`ун» и «атабау-табиин» - последователи последователей. Вот эти три поколения людей, это лучшие поколения людей, которые когда-либо были на земле, до них и после них. Они описываются словом «ас-саляф» - наши предки, то есть праведные предки. Что касается тех, которые пришли после них, то про них не говорят «саляф», а говорят «саляфи». Если кто-либо следовал этим трем поколениям в убеждениях, в Именах, Атрибутах, манхадже и т.д., то про него говорят «саляфи» и не говорят «саляф». Кто называет последнее поколение «саляф», тот совершает ошибку.

«Сошлись слова, а также мнения имамов праведных предков, имамов и ученых, обладателей знанием из этой общины на том, что человек обязан уверовать в Аллаха и то, что Всевышний Аллах является Ахад (Единственным);

فرد «Фардун»- «Единственный ». Мы сказали, что как Имя Всевышнего это не установлено;

صمد «Самадун » - Тот, Который не нуждается ни в ком, и все нуждаются в Нем;

حي « Хайун » - Всевышний Аллах Живой;

قيوم «Къайюм» - Тот, Который следит за всеми Своими творениями и следит за тем, чтобы не нарушался порядок в Его творениях;

سميع بصير «Самиуль Басыр» - Слышащий, Знающий.

Сошлись праведные предки этой общины, а также имамы, а также обладатели знаний этой уммы на том, что Всевышний Аллах «Сами уль Басыр» – Слышащий, Знающий. Все это является Именами Всевышнего Аллаха.

لا شريك له «Ля шярикя Лях» - нет у Него сотоварищей.

و لا وزير «уа ля уазира» - и нет у Него помощника.

و لا شبيه له «уа ля ша биха ля» - нет у Него того, кто был бы схож с Ним или подобен Ему.

و لا نظير «уа ля Назыр»- нет у Него подобия.

و لا عدل «уа Ля адль» - то же самое.

و لا مثل «уа ля мисл» - все это примерно одного перевода «нет у Всевышнего Аллаха того, который был бы схож с Ним».

و أنه موصوف بصفاته القديمة

«А также сошлись они на том, что Всевышний Аллах описывается качествами, определенными атрибутами, которые являются «аль-къадима» (древними).

Следует отметить, что когда ученые говорят «СыфатуЛлахи аль-къадим» (Атрибуты Всевышнего Аллаха древние) тот, кто переводит их как «древние» должен понимать, что такое «аль-къадим». «Аль-къадим» (древние), то есть «аз-залий» (бесконечный, не имеющий начала, который был всегда), «лейса ляху бидайа» нет у него начала. Всевышний Аллах описан древними Атрибутами, имеется в виду безначальными, у которых нет начала, «аз-залий» - Вечными, Безначальными. Некоторые из заблудших течений, такие как джахмийа и тому подобные, говорят о том, что Всевышний Аллах не описан Атрибутами, то есть, у Всевышнего Аллаха нет никаких Атрибутов, или нет никаких Имен. Мы же говорим, что единогласное мнение праведных предков из трех поколений, а также имамов после них, что Всевышний Аллах описывается Вечными, Безначальными Атрибутами.

التي نطق بها كتابه العزيز

«О которых высказалась книга Всевышнего Аллаха - Великая Книга Всевышнего Аллаха». Коран описал Всевышнего Аллаха, Или Всевышний описал Сам Себя этими Атрибутами в Своей Книге аль-Къур’ан.

الذي "لَا يَأْتِيهِ الْبَاطِلُ مِن بَيْنِ يَدَيْهِ وَلَا مِنْ خَلْفِهِ

«к Которой не подступает ложь ни спереди ни сзади»,

تَنزِيلٌ مِّنْ حَكِيمٍ حَمِيدٍ".

«и эта Книга ниспослана от Мудрого, Восхваляемого».

و صح بها النقل عن نبيه و خيرته من خلقه

«А также этими Именами или Атрибутами описал Всевышнего Аллаха Его Пророк, и лучшее из Его творений»

محمد سيد البشر

«Мухаммад «саййидун башар» - господин всех людей».

Мы приписываем Всевышнему Аллаху те Имена и те Атрибуты, которыми Он описал Себя Сам в Коране, во-первых. Во-вторых, те Атрибуты, которыми Его описал Пророк в достоверной Сунне. صح بها النقل «сахха бигьа ннакъль» - достоверно пришло сообщение об этом от Пророка (салаЛлаху алейхи уа ссаляма).

الذي بلّغ رسالة ربه

Мухаммад (салаЛляху алейхи уассалям) - «тот, который донес послание Своего Господа»,

و نصح لأمته

«чистосердечно относился к своей общине»,

و جاهد في الله حق جهاده

«сражался или трудился ради Аллаха настоящим трудом»,

و أقام الملة

«установил после себя религию (оставил после себя религию)»

و أوضح المحجة

«и выявил прямой путь»,

و أكمل الدين

«и завершил религию»,

و قمع الكافرين

«и подавил неверующих»,

و لم يدع لملحد مجالا

«и не оставил ни одному безбожнику места, чтобы он мог что-то высказывать». Он все разъяснил.

و لا لقائل مقالا

«и никому, кто хочет высказать что-либо против, он не оставил возможности это сделать». Даже если он будет высказывать что-то, нет у него на это доводов.

Это первый абзац говорит о том, что мы устанавливаем Имена или Атрибуты Аллаха или говорим об Именах и Атрибутах Аллаха (нужно помнить, что мы их не устанавливаем сами) только если Они пришли в Коране и в достоверной сунне. Этим отличается глава об Именах и Атрибутах Аллаха. Об этом мы больше нигде не говорим. Например, в фикхе мы говорим, используем Коран, сунну, къыйас, иджма и другие вещи. Касательно Имен и Атрибутов Аллаха, то здесь ни къыйас, ни иджма не играет роли. Играет только Коран и достоверная сунна. Из этих двух источников берутся Имена и Атрибуты Всевышнего Аллаха. Что касается иджтихадов, различных мнений, различных аналогий, то это не годится во время установления Имен и Атрибутов Аллаха. Иджма тоже. Кроме как если иджма строится на Коране и на сунне. Если передано жесткое иджма, явно установленное, которое строится на доводах Корана или сунны, тогда мы берем то или иное Имя или Атрибут. Берем не потому, что на него пришла иджма, а потому что на него есть довод из Корана или сунны. Сама по себе иджма не годится относительно Имен и Атрибутов Всевышнего Аллаха.

Можно ли сказать, что раз каждое описание, которым описывается творение Всевышнего Аллаха является описанием достоинства, тогда этим тем более описывается Всевышний Аллах? Например, человек «закий» -(умный, сообразительный, проницательный). Можем ли мы сказать, что это качество благое, а значит Всевышний Аллах «Закий» и обладает качеством «зака» (сообразительность, проницательность)? Нет, потому, что это имя не пришло ни в Коране, ни в сунне.

Как мы сказали «къыяс», даже если это «къыяс уль ауля» не годится относительно Имен и Атрибутов Аллаха, кроме как если этот Атрибут установлен в Коране или достоверной сунне. Поэтому нельзя говорить, раз человек «закий» - сообразительный, умный, проницательный, то тем более Всевышний Аллах «закий». Описывать Всевышнего Аллаха тем, чем Он Себя не описал, нам не позволяется. Даже такой «къыйас» не годится относительно установления Имен Всевышнего Аллаха.

فروى طارق بن شهاب

«Передается со слов Тарикъа ибн Шихаба»,

قال: جاء يهودي إلى عمر بن الخطاب

«Который сказал: Однажды пришел один из иудеев к Умару ибн Хаттабу»

فقال: يا أمير المؤمنين

«Сказал: «О, правитель, верующих».

Это не означает, что этот иудей сам верующий. Просто это было описание Умара ибн Хаттаба. Все к нему так обращались.

 

آية في كتابكم تقرؤونها

«Есть один аят в вашей книге, который вы читаете».

لو علينا معشر يهود نزلت

«Если бы этот аят был послан нам, иудеям»,

نعلم اليوم الذي نزلت فيه

«И мы бы знали, в какой день был ниспослан этот аят»,

لاتخذنا ذلك اليوم عيدا

«Мы непременно превратили бы этот день в праздник».

قال: أي آية؟

«Сказал (Умар ибн Хаттаб): «О каком аяте ты говоришь?»

قال:: "الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الإِسْلاَمَ دِينًا"

Он сказал: «То, что Всевышний Аллах сказал: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию и довел до конца или до совершенства до вас Свою Милость, и остался доволен относительно вас исламом, как религией ». Как сегодня день принятия ислама татарами, узбеками таджиками, казахами, киргизами, туркменами: у каждого народа свой праздник, что является нововведением в религии.

فقال: إني لأعلم اليوم الذي نزلت

И сказал Умар ибн Хаттаб: «Поистине я знаю тот день, в который был ниспослан этот аят».

و المكان

«И даже знаю место», в котором был ниспослан этот аят Посланнику Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма).

نزلت على رسول الله (صلى الله عليه السلام)

«Этот аят был ниспослан Посланнику Аллаха (салаллаху алейхи уа ссалям)»

و نحن بعرفة عشية جمعة".

«В то время, когда мы находились на Арафате вечером пятничного дня».

После этого имам абдуль Гани аль-Макдиси не привел, где приводится этот хадис. Лишь в самом конце книги, на самой последней страничке он указал, что те хадисы, которые он привел в своей книге и не указал откуда они - это хадисы «муттафакъун алейхи», приводятся у Бухари и Муслима. Привел этот хадис абдуль Гани аль Макдиси для того, чтобы указать, что Всевышний Аллах усовершенствовал для нас нашу религию в Коране и достоверной сунне. И для того, чтобы устанавливать Имена и Атрибуты Всевышнего Аллаха, нам достасточно Корана и достоверной Сунны. Нам не нужно переходить на иджтихады, къыясы и тому подобное.

فآمنوا بما قال الله – سبحانه – في كتابه

«Праведные предки, а также следующие поколения после них уверовали в то, что Всевышний сказал в своей Книге».

Если Всевышний сказал, что Он Слышащий, мы не говорим: «Нет, Он не Слышащий». Мы говорим: «Да, мы веруем, и говорим, что Он Слышащий».

Если Всевышний говорит: «Рука Аллаха», то мы не говорим: «Нет, у Аллаха нет Руки» или не говорим: «Имеется в виду не Рука, а имеется Милость». Мы говорим: «Всевышний говорит Рука, значит, мы тоже говорим Рука». Мы не пытаемся дать объяснение своим разумом.

و صح عن نبيه

«Уа саха ан-набийи» «и достоверно это пришло от Его Пророка»

و أمرّوه كما ورد من غير تعرض لكيفية

«и эти праведные предки, а также те, которые следовали за ними после них أمرّوه «амирругъу» - читали эти аяты и хадисы такими, какие они есть».

Они не придирались к этим аятам, не изменяли их. Читали их такими, какими они были и говорили так, как было сказано в них. Сказал Аллах то, что Он вознесся над троном, они также говорили «Вознесся над троном». И не говорили «Тут имеется в виду то-то или то-то. А те Имена и Атрибуты, которые пришли в Къуране и Сунне - «амирругъу» (приводили их так, как они пришли); كماورد - «камаууарад» - «так, как они пришли до нас»;

من غير تعرض لكيفية «мингъейри таъаррадун ли кайфия » - «без того, чтобы узнавать "как"».

Что такое «кайфия»? Мы верим в Имена и Атрибуты Всевышнего Аллаха, не задаваясь вопросами. «Мингъейри таъаррадун ли кайфия» - без того, чтобы узнавать «как». Мы говорим, что у Всевышнего Аллаха есть два Глаза, так установлено в сунне Пророка (салаллаху алейхи уа ссалям). Тогда уляма, имамы этой уммы говорят: «Мы не говорим «как?». Мы не говорим «какие это Глаза». Это не означает, что у этих глаз нет «кайфийя». Это не значит, что у них нет формы, или образа. Нет, у этих Глаз есть образ, и есть форма. Есть «кайфийа». Они каким-то образом выглядят. Они есть, но какие Они мы не знаем. И мы не спрашиваем, какие Они. Нужно запомнить, что когда имамы этой уммы говорят «би ля кейф» (без того, чтобы спрашивать «как») - это не означает, что у Атрибутов Аллаха нет «кейфия» (Образа). У Всевышнего Аллаха и у Его Атрибутов есть образ, но какой Он - мы не знаем. И мы не спрашиваем, какие Они, эти Глаза; или какие две Руки у Всевышнего Аллаха; и не говорим, какие Стопы у Всевышнего Аллаха; и не говорим, какая Голень и т.д. Мы этого не спрашиваем, не узнаём, не знаем и не можем узнать. Этого узнать невозможно потому, что мы не видели Всевышнего Аллаха. Не видели того, что было бы подобным Всевышнему Аллаху. Никто нам не рассказывал о том, какие именно Они. Просто пришло в Коране, что они есть, и Всевышний Аллаха описан этими Атрибутами. Нельзя говорить, что у Всевышнего Аллаха и Его Атрибутов нет Образа. Это будет неправильно. У Всевышнего Аллаха есть Образ, но какой Он мы не знаем.

Праведные предки или имамы читали эти аяты, не задаваясь вопросом «Как это?», «Какие Они – Глаза?» А также, не допуская убеждения, что это чему-то подобно. Если мы говорим, что у Всевышнего есть Руки, две Руки, то мы не говорим, что эти руки такие же, как руки кого-либо из творений. У муравья есть руки. У слона есть руки. Его передние ноги называются в арабском языке «йад» (руки). У верблюда есть. У человека есть. Если четыре эти творения поставить в ряд, то мы увидим, что их руки сильно отличаются друг от друга. У одних с копытами, другие с сандалиями, третьи вообще без ничего и т.п. Есть четыре руки у четырех творений, все это называется «йад» рука, но все эти руки разные и не схожи друг с другом. Так же и у Всевышнего Аллаха (Субхана уа Тааля). У Него есть Руки, но они не схожи с руками Его творений. Мы верим, что у Всевышнего Аллаха есть Руки, и не спрашиваем, какие Они и не считаем, что эти руки схожи с чем–либо. Мы считаем, что эти Руки ни с чем не схожи, и нет у Них подобия. То же самое и у муравья есть глаза. У паука есть глаза. У нас есть глаза. У слона есть. Но мы не говорим, что они схожи друг с другом. Так же у Всевышнего Аллаха есть Глаза, но Они не такие, как у Его творений и не схожи с глазами Его творений.

Саляфы читали аяты об Атрибутах и не спрашивали, какие это Атрибуты, не считали, что эти Атрибуты схожи с атрибутами творений – это второе, что они делали, когда читали аяты или хадисы относительно Атрибутов Аллаха.

Так же они не считали, что у этих Атрибутов есть полноценная схожесть. Не считали, что эти Атрибуты полностью схожи с какими-то атрибутами. Слова «шаби» ( тот у которого есть частичная схожесть) и «митль», а «митль» (тот, который полностью схож с чем-либо). Мы говорим, что у нас и у Всевышнего Аллаха есть «къадрун муштарак» ( частичная схожесть). Я живу и Аллах живет, у меня есть глаза и у Аллаха есть Глаза и т.д. В этом заключается «къадрун муштаракъ». Однако дальше эта схожесть перестает существовать. Да, у меня есть глаза, и у Всевышнего есть глаза, но Глаза Всевышнего не такие как у меня. Схожесть только в названиях и смыслах. Название и смысл нам понятны. Но в том, какие они есть огромная разница. У меня глаза такие, какие мне надлежит иметь из слабости моей, а у Всевышнего Аллаха такие, какие надлежат Его Совершенству.

 

أو تأويل يؤدي إلى التعطيل

«Также они не делали какого-то «таътыля» (переиначивание этих смыслов, которое приводит к «таъуилю» - отмене этих Атрибутов). Под словом «таъуиль» здесь подразумевается «тахриф» (полное изменение Атрибутов Аллаха). Когда ашариты читают аяты: «И две Руки Всевышнего Аллаха распростерты», они говорят: «Нет, нельзя верить в эти аяты так, как они пришли, нужно сделать «тауиль», то есть переиначить этот аят потому, что если мы скажем, что у Аллаха есть две Руки, значит, он схож со своими творениями. А Аллах говорит: «Нет ничего подобного Ему». Поэтому нам приходится изменить этот аят и сказать: «Да, у Аллаха есть руки, а точнее говоря, нет у Аллаха Рук. А под словом Руки имеется в виду Милость, например, или Его Щедрость, или Его Мощь и т.п. Они делают «тауиль» - переиначивают аят, что приводит к отмене этого Атрибута. В итоге отсюда вытекает, что нет у Аллаха Рук, а есть только Милость, Щедрость, Мощь и т.д. А Рук у Аллаха, получается, нет. То есть они сделали «тауиль», который лучше назвать «тахриф» (изменение священных контекстов). Это качество иудеев. Они изменяют священные контексты. Так же муатаззилиты, ашариты и подобные им заблудшие течения изменяют сегодня контексты и называют это «тауиль», то есть тафсир. Разъяснение этого аята на самом деле это не тафсир, а «тахриф». Это изменение священных контекстов, что не позволил нам делать Всевышний Аллах. И они говорят: «Имеются в виду не Руки, а имеется в виду Мощь». Они ссовершили изменение, которое приводит к отмене качества.

Следует запомнить, что человек не делает «тауиль» или «тахриф» кроме как если у него есть убеждение «тамсиль » или «ташбих». Человек не будет изменять явный смысл контекстов, кроме как если у него в голове есть «ташбих » (придавание Всевышнему Аллаху подобие). Он говорит: «Если у Аллаха есть Руки, а у творений тоже есть руки, значит, Аллах подобен этим творениям». Если же мы спросим: «У Аллаха есть Сущность или нет?» Он скажет: «Да». Потому что если он скажет что у Аллаха нет Сущности, то этот человек кафир. Это означает, что нет Самого Всевышнего Аллаха, поэтому все они и джахмиты и муатаззилиты, все они говорят, что у Аллаха есть сущность. Тогда мы говорим: «А у меня есть сущность или нет?» Он скажет: «Да». Мы спросим: «Раз ты признаешь, что у Всевышнего Аллаха есть Сущность и у меня есть сущность, ты что сделал? «Ташбих!» Значит, тебе придется делать изменение хадисов, которые входят под установление того, что у Аллаха есть сущность. Соответственно ты попал в «танаху» (в противоречие самому себе). Одно ты отменяешь. Второе устанавливаешь. Ты либо устанавливай и то и то, либо отменяй и то и то. Если ты установишь и то и другое, то тогда ты станешь саляфитом в отношении Асма уа ас-Сыфат. Если же ты отменишь и то, и другое, то тогда ты станешь человеком неверующим.

«Таъуиль » - это изменение явного внешнего смысла аята, которое приводит к отмене. Отмена, к которой приводят изменения священных аятов, может быть либо полной, либо частичной. Кто-то говорит: «Да, мы говорим, что у Аллаха есть Руки, но это имеется в виду мощь». Это не полная отмена, а частичная. Полная отмена встречается у джахмитов, которые говорят: «Нет у Аллаха Рук». Этот аят вообще неправильный. Поэтому большинство уляма считают, что джахмиты являются неверующими.

و وسعتهم السنة المحمدية

«И достаточно было этим имамам сунны Пророка (салаЛляху алейхи уа ссаляма)». Не лезли они с какими-то къыясами, иджтихадами, своими мнениями.

و الطريقة المرضية

«А также прямого пути»,

و لم يتعدوها إلى البدعة المردية

«И они не переходили с этого прямого пути (или с этой сунны) к нововведению

«аль-мардийа» - к противному, неправильному, мерзкому нововведению

الردية «ар-радия» - которое превращает тебя в мерзкого человека.

فحازوا بذلك الرتبة السنية و المنزلة العلية

«И тем, что они ограничились этим путем, они достигли великого уровня и высокого положения».

Мы разъяснили несколько понятий относительно Асма уа ас-Сыфат, а также установили сразу несколько Имен Всевышнего Аллаха и сказали, что сразу несколько Имен у Всевышнего Аллаха не установлено, и привели на это доводы из хадисов и аятов.

 

 

Вопросы к 1 уроку:

1. Как зовут автора книги? Какие другие книги он написал? Какова его краткая биография?

2. Кто автор книги "люм'ат уль-и'тикад" («Блеск убеждений»)? Является ли он также автором книги "аль-иктисаду филь и'тикад" («Достаточность в убеждениях»)?

3. Чьи убеждения более безупречны: автора "люм'а" или автора "аль-иктисад"?

4. Установлены ли в отношении Всевышнего имена "аль-мутафаррид" (единственный), "аль-маусуф" (описанный) и "аль-муназзах" (пречистый)?

5. Установлен ли в отношении Всевышнего атрибут "аль-бака" (постоянство, вечность)? Пришло ли в священных контекстах приписывание Аллаху имени "аль-Бакы" (вечный)?

6. Какое значение несет атрибут "аль-'изза" (величие, могущество)?

7. Установлен ли в отношении Всевышнего атрибут "аль-кибрия" (высокомерие) и имя "аль-мутакаббир" (высокомерный)?

8. Каких видов бывает направление на прямой путь? Укажи доводы.

9. Какова разница между Именами, Атрибутами, Действиями Всевышнего Аллаха и сообщением о Нем.

10. Кто такие "саляфы"?

11. Установлено ли в отношении Всевышнего имя "аль-фард" (единственный)? Какое имя Всевышнего, похожее смыслом на имя "аль-фард", установлено в достоверных контекстах?

12. Какое значение несет слово "аль-кадим" (древний) в словах автора "Аллах описан Своими древними атрибутами"?

13. Устанавливаются ли Имена Всевышнего из каких-либо кроме Корана и достоверной Сунны источников, таких как ижма' (единогласное мнение) и кыяс (аналогия)?

14. Что значат слова автора "и мы не говорим об образе атрибутов Всевышнего"? Означают ли его слова, что у атрибутов Всевышнего нет образа?

15. Что значат слова автора "Разъяснение (тафсир), ведущее к аннулированию (таъуиль)"?

 

Ответы на вопросы 1 урока:

1. Абу Мухаммад 'Абдульгани ибн 'Абдульуахид ибн 'Али аль-Макдиси. Автор "аль-Камаль фи Асмаи ррижаль", "'Умдат уль-Ахкам" и др. Родился в Палестине (город Джамма'иль) в 541 год. Практически всю жизнь прожил в Дамаске (Сирия), затем за свои саляфитские убеждения относительно имен и атрибутов Аллаха был выслан в Египет, где и скончался в 600 году.

2. Автор "Люм'а" – Абу Мухаммад 'Абдуллах ибн Ахмад Ибн Кудама аль-Макдиси. Он и автор "Аль-иктисаду филь-и'тикад" две различные личности.

3. Убеждения относительно Имен и Атрибутов Аллаха более безупречны у автора "аль-Иктисад", что касается автора "Люм'а" (Блеск убеждений), то примерно три момента его книги попали под критику тех обладателей знания, которые жили в его время либо позже.

4. Нет, за отсутствием довода. Но эти слова используются при сообщении об Аллахе (аль-ихбару 'ани Ллях).

5. Атрибут "аль-Бака" установлен, однако, имя "аль-Баки" не установлено достоверными контекстами, хоть и пришло в слабом хадисе от Абу Хурейры, в иснаде которого возможность тадлиса аль-Уалида ибн Муслима.

6. Атрибут "аль-'Изза" объединяет в себе сразу несколько значений: способность противиться и сопротивляться (аль-имтина'), мощь (аль-кууа), одолевание (аль-галяба) и принуждение (аль-кахр).

7. Да.

8. Направление на прямой путь (аль-хидая) бывает двух видов: 1. Хидаятуль иршад (т.е. указание на прямой путь) – этот вид направления не является отличительным свойством лишь Всевышнего Аллаха, но касается также посланников, а также призывающих к религии Аллаха, сказал Аллах: "Воистину, ты указываешь на прямой путь" (42: 52). 2. Хидаяту ттауфик (т.е. превращение неверующего в верующего) – этот вид направления является исключительной прерогативой Всевышнего Аллаха: "Вести их прямым путем – не твоя обязанность, ибо Аллах ведет прямым путем, кого пожелает". (2: 272), а также: "Воистину, ты не можешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает". (28: 56).

9. Глава об Именах Аллаха наиболее сужена, из каждого Имени берется Атрибут, но не наоборот, что способствует тому, что глава об Атрибутах шире главы об Именах. Глава о Действиях Всевышнего Аллаха еще шире, нежели глава об Атрибутах. А глава сообщения об Аллахе самая широкая из четырех глав.

10. "Саляфы&quo



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: