IV. Оформление и защита отчета по практике




ПРОГРАММА

Производственной практики

По экономическому анализу

Для студентов 4-0 курса ИМЭП

Специальности 080105.65 -Финансы и кредит

 

 

Калининград

Издательство КГТУ


УДК

 

УТВЕРЖДЕНО

Ректором Калининградского

государственного технического

университета

 

АВТОР - Крамаренко И.А., к.э.н., доцент кафедры финансов и кредита

Калининградского государственного технического университета.

 

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры финансов и кредита Калининградского государственного технического университета 24. 02. 2012, протокол № 6

 

РЕЗЕНЗЕНТ - кафедра финансов и кредита Калининградского

государственного технического университета

 

ã Калининградский государственный технический университет, 2012г

I. Цели и задачи практики

Производственная практика проводится на предприятиях промышленности, торговли, сферы услуг, финансовых и страховых компаниях в конце четвертого курса обучения, в течение трех недель.

Практика имеет целью закрепление и углубление теоретических знаний по экономическому анализу деятельности предприятия, привитие навыков самостоятельной работы с финансовой документацией, бухгалтерской и статистической отчетностью, данными внутреннего учета и отчетности в процессе выполнения аналитических и финансовых расчетов.

За время прохождения практики на студентов возлагается выполнение следующих задач:

- ознакомление с производственно-финансовой деятельностью предприятия;

- изучение организации учетной и аналитической работы на предприятии;

- самостоятельное выполнение работ по анализу основных показателей работы предприятия в соответствии с предложенным тематическим планом;

- составление и защита отчета по практике.

II. Руководство практикой. Обязанности студентов

В соответствии с Положением о производственной практике практиканту назначаются два руководителя:

- руководитель практики от предприятия;

- руководитель практики от университета.

Руководитель практики от предприятия:

а) обеспечивает своевременное и качественное выполнение работ практикантами в соответствии с настоящей программой и индивидуальными календарно-тематическими планами;

б) предоставляют студентам необходимые бухгалтерские документы, бухгалтерскую и статистическую отчетность и другие внутрифирменные документы;

в) проводит консультации студентов по разделам программы практики;

г) знакомится с содержанием отчета о производственной практике и составляет письменный отзыв по нему;

д) составляет письменную характеристику на практиканта.

Руководитель практики от университета:

а) проводит инструктаж и консультации студентов по программе практики;

б) составляет индивидуальный календарно-тематический план для каждого практиканта;

в) контролирует выполнение программы прохождения практики;

г) проверяет отчет студента и осуществляет допуск его на защиту в комиссии.

Студент-практикант обязан:

а) прибыть на предприятие точно в срок, установленный для начала практики;

б) выполнять правила внутреннего распорядка организации - места прохождения практики;

в) выполнять программу практики в соответствии с утвержденным календарно-тематическим планом;

г) выполнять указания руководителей практики от университета и предприятия;

д) в установленный срок составить отчет о практике и сдать для проверки на кафедру.

III. Содержание практики по экономическому анализу

1. Ознакомление с предприятием. Ознакомление с организацией

учетной и аналитической работы на предприятии

Общее ознакомление с предприятием. Составление краткой технико-экономической характеристики предприятия: назначение и профиль предприятия; схема и характеристика организационной структуры; перечень видов деятельности в соответствии с учредительными документами и ассортимент выпускаемой продукции (работ, услуг); хозяйственные связи с поставщиками и покупателями; результаты работы за отчетный год по основным показателям.

Изучение организации учетной и аналитической работы на предприятии. Структура аппарата бухгалтерии и финансово-экономических служб. Распределение обязанностей между работниками бухгалтерии и экономических отделов. Общая характеристика применяемых на предприятии форм бухгалтерского учета и методов калькулирования себестоимости продукции. Характеристика основных направлений учетной политики предприятия для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения.

Уровень и формы автоматизации учетных и аналитических работ. График обработки документов и сдачи отчетности.

2. Анализ маркетинговой деятельности организации

Провести анализ маркетинговой стратегии предприятия, технический анализ продукции, дать оценку продвижения продукции (услуг) на рынок. Для этого необходимо:

а) изучить товарно-географическую номенклатуру реализуемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг);

б) провести анализ сложившегося спроса на реализуемую продукцию, как на внутреннем, так и на внешнем рынках;

в) изучить конкурентоспособность продукции;

г) провести анализ рынков сбыта;

д) сделать прогноз динамики реализации продукции по рынкам сбыта;

е) дать оценку эффективности рекламной политики предприятия.

По результатам анализа дать оценку маркетинговой деятельности предприятия и предложить рекомендации по повышению эффективности маркетинговой стратегии с целью увеличения объемов продаж.

3. Анализ производства и реализации продукции

Изучить состав основных и вспомогательных производств, структуру и ассортимент продукции.

На основе имеющейся на предприятии информации о выпуске и реализации продукции, сделать оценку выполнения производственного задания с учетом специфики деятельности предприятия; установить отклонения, вызванные нарушением процесса производства и реализации.

С этой целью провести анализ производства и реализации продукции по следующим направлениям:

а) анализ объема и ассортимента продукции;

б) анализ структуры продукции;

в) анализ качества произведенной продукции;

г) анализ ритмичности производства;

д) анализ отгрузки и продажи продукции;

е) анализ резервов роста объема производства и продажи продукции.

По результатам анализа подсчитать общий резерв увеличения выпуска и продажи продукции и разработать предложения о путях реализации выявленных резервов.

4. Анализ розничного (оптового) товарооборота

торговой организации

Провести анализ розничного (оптового) товарооборота по следующим направлениям:

а) анализ динамики и структуры товарооборота;

б) анализ сезонных колебаний товарооборота;

в) факторный анализ товарооборота.

По результатам анализа выявить и разработать предложения по увеличению объема товарооборота организации.

5. Анализ грузо-пассажирооборота транспортной организации

Провести анализ грузо-пассажирооборота по следующим направлениям:

а)анализ технико-эксплуатационных показателей использования грузового, пассажирского транспорта;

б) факторный анализ грузо-пассажирооборота;

в) резервы увеличения объема грузо-пассажирооборота.

По результатам анализа разработать и дать рекомендации по увеличению объема грузо-пассажирооборота с учетом выявленных резервов.

6. Анализ выручки от оказания услуг (выполнения работ)

Провести анализ выручки от оказания услуг по следующим направлениям:

а) анализ динамики выручки от оказания услуг (выполнения работ);

б) анализ объема и структуры оказанных услуг (выполненных работ);

в) анализ выполнения договорных обязательств по оказанию услуг (выполнению работ).

По результатам анализа разработать мероприятия по увеличению объема оказанных услуг (выполненных работ).

7. Анализ использования трудовых ресурсов предприятия

Изучить нормативную и информационную базу учета трудовых ресурсов и оплаты труда. Изучить табельный учет использования рабочего времени, документов по учету выработки и оплаты труда. Изучить аналитический и синтетический учет оплаты труда и связанных с ней расчетов.

Провести анализ использования трудовых ресурсов предприятия по следующим направлениям:

а) анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами;

б) анализ использования рабочего времени;

в) анализ производительности труда;

г) анализ влияния структурных сдвигов на среднюю выработку;

д) анализ трудоемкости продукции;

е) анализ фонда оплаты труда и эффективности системы оплаты труда;

ж) анализ зависимости уровня оплаты труда и производительности труда;

з) поиск резервов увеличения производительности труда.

По результатам анализа дать общее заключение об эффективности использования трудовых ресурсов и системы оплаты труда и на основе выявленных резервов разработать пути повышения производительности труда.

8. Анализ использования основных производственных фондов

Изучить нормативную базу по учету основных фондов и дать ее краткую характеристику.

Изучить способы начисления амортизации для целей бухгалтерского учета и налогообложения по объектам основных средств, применяемых на предприятии. Ознакомиться с нормами амортизации и порядком начисления амортизации.

Провести анализ использования основных производственных фондов по следующим направлениям:

а) анализдинамики и структуры основных фондов предприятия;

б) анализ состояния и движения основных фондов;

в) анализ технического уровня развития предприятия;

г) анализ эффективности использования основных фондов;

д) анализ использования оборудования и производственной мощности предприятия;

е) поиск резервов увеличения выпуска продукции и фондоотдачи.

По результатам исследования сделать общий вывод относительно эффективности использования основных фондов и разработать перечень мероприятий по ее повышению.

9. Анализ использования материальных ресурсов предприятия

Изучить нормативную базу по учету материалов, порядок отражения движения материалов в бухгалтерском учете.

Провести анализ использования материальных ресурсов по следующим направлениям:

а) анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами;

б) анализ эффективности использования материальных ресурсов;

в) анализ влияния эффективности использования материальных ресурсов на величину материальных затрат;

г) анализ обоснованности норм расхода материальных ресурсов;

д) определение резервов повышения эффективности использования материальных ресурсов.

По результатам анализа представить рекомендации по повышению эффективности использования материальных ресурсов на основании выявленных резервов.

10. Анализ использования ресурсов торгового предприятия

Провести анализ использования ресурсов торгового предприятия по следующим направлениям:

а) анализ показателей использования труда в торговле;

б) особенности анализа использования основных фондов в торговле;

в) особенности анализа материальных затрат в торговой организации.

На заключительном этапе дать общее заключение об эффективности использования ресурсов торгового предприятия, определить резервы повышения эффективности их использования и разработать перечень мероприятий по их реализации.

11. Анализ себестоимости продукции производственного

предприятия

Провести анализ себестоимости продукции производственного

предприятия по следующим направлениям:

а) анализ динамики и структуры затрат по элементам и статьям расходов;

б) анализ общей суммы затрат на производство продукции;

в) анализ затрат на 1 рубль продукции;

г) анализ себестоимости отдельных видов продукции;

д) анализ прямых материальных и прямых трудовых затрат;

е) анализ косвенных затрат;

ж) анализ безубыточности в системе директ-костинг;

з) определение резервов снижения себестоимости продукции.

По результатам анализа подсчитать сводный резерв снижения себестоимости продукции и представить предложения о путях реализации выявленных резервов.

12. Анализ издержек обращения торгового предприятия

Провести анализ издержек обращения торгового предприятия по следующим направлениям:

а) анализ структуры и динамики издержек обращения по статьям и элементам;

б) анализ расходов на оплату труда;

в) анализ материальных затрат;

г) анализ влияния объема товарооборота на общую сумму издержек;

д) анализ безубыточности продаж в системе директ-костинг.

По результатам анализа определить резервы снижения издержек обращения и предложить мероприятия по их реализации.

13. Анализ себестоимости услуг

Провести анализ себестоимости услуг по следующим направлениям:

а) анализ структуры и динамики затрат по элементам и статьям;

б) анализ затрат на 1 рубль оказанных услуг;

в) анализ себестоимости отдельных видов услуг;

г) анализ прямых расходов на оплату труда;

д) анализ прямых материальных затрат;

е) анализ косвенных затрат;

ж) анализ безубыточности услуг в системе директ-костинг.

По результатам анализа определить резервы снижения себестоимости услуг и предложить мероприятия по их реализации.

14. Анализ результативности деятельности организации.

Провести анализ результативности деятельности организации по следующим направлениям:

а) анализ динамики и структуры доходов, расходов и финансовых результатов;

б) факторный анализ финансового результата от продаж;

в) анализ доходности организации в разрезе трех видов деятельности (текущей, инвестиционной и финансовой);

г) факторный анализ рентабельности продаж, рентабельности активов и рентабельности собственного капитала;

д) анализ уровня деловой активности организации;

е) анализ движения денежных средств прямым и косвенным методом.

По итогам анализа сделать общий вывод об изменении эффективности деятельности организации и разработать мероприятия по оптимизации финансовых результатов и повышению уровня доходности и деловой активности организации.

15. Анализ финансового состояния организации.

Провести анализ финансового состояния организации по следующим направлениям:

а) анализ динамики и структуры средств организации и источников их формирования;

б) анализ ликвидности бухгалтерского баланса и уровня платежеспособности организации;

в) анализ типа финансовой ситуации и уровня финансовой устойчивости организации;

г) расчет и оценка чистых активов организации;

д) оценка вероятности наступления банкротства в соответствии с российским законодательством и зарубежными методиками.

По результатам анализа представить выводы и предложить рекомендации по повышению уровня платежеспособности и финансовой устойчивости организации.

Содержание практики в банках

1. Общая характеристика банка

1.1. Организационно-правовой статус банка.

1.2. Уставные задачи и приоритеты деятельности банка.

1.3. Порядок регистрации банка.

1.4. Структура управления банком. Взаимосвязь между подразделениями и отделами банка.

1.5. Управление филиалом. Права и ответственность филиала.

1.6. Порядок организации работы с клиентурой банка.

1.7. Общие принципы взаимоотношений банка с другими экономическими субъектами.

1.8. Регулирование банковской деятельности. Виды и инструменты контроля за деятельностью банка.

2. Пассивные операции банка

2.1. Порядок формирования и увеличения уставного капитала и фондов банка. Отражение в документации операций по формированию собственных средств.

2.2. Счета до востребования. Особенности открытия расчетных и других счетов различных экономических субъектов (организаций, общественных учреждений, физических лиц-предпринимателей и т.д.). Характеристика основных клиентов банка. Договор на расчетно-кассовое обслуживание. Плата за расчетно-кассовое обслуживание.

2.3. Срочные депозиты. Договор срочного вклада. Процентные ставки по срочным депозитам. Характеристика состава владельцев депозитов.

2.4. Вклады населения. Виды вкладов и их характеристика. Поря док оформления вкладов. Размер процентных ставок. Отражение в документации вкладных операций, начислений и выплаты процентов.

2.5. Депозитные и сберегательные сертификаты. Виды сертификатов, условия их выпуска и обращения. Размер процентных ставок. Порядок погашения сертификатов. Отражение операций с сертификатами в документации.

2.6. Межбанковские кредиты. Договор межбанковского кредита. Процентные ставки, их динамика. Отражение операций по межбанковским кредитам в документации.

2.7. Кредиты центрального банка. Условия получения, эффективность использования, плата за ресурсы. Отражение операций в документации.

3. Активные операции банка

3.1. Организация краткосрочного кредитования. Основные виды выдаваемых кредитов. Характеристика состава заемщиков. Порядок вы дачи и погашения ссуд. Кредитный договор, его содержание и работа банка с клиентами при его составлении и заключении. Анализ кредитоспособности клиентов. Формы обеспечения возвратности ссуд. Процентные ставки по отдельным видам ссуд. Отражение активных операций в документации.

3.2. Долгосрочное кредитование. Размер и порядок начисления и взыскания процентов. Отражение в документации.

3.3. Кредитование населения. Положение по кредитованию населения. Виды ссуд и процентные ставки.

3.4. Специфические кредитные операции (лизинг, факторинг, учет векселей и т.д.). Отражение операций в документации.

4. Операции банка с ценными бумагами

4.1. Инвестирование средств в государственные ценные бумаги, паи и акции акционерных предприятий. Работа банка с финансово-кредитными институтами, занимающимися ценными бумагами (фондами, биржами и т.д.)

4.2.Управление операциями с ценными бумагами (организация, планирование, функции и т.д.)

5. Комиссионно-посреднические операции банка

5.1. Организация и основные формы безналичных расчетов. Очередность платежей. Ответственность банка. Межбанковские расчеты. Взаимоотношения с РКЦ. Расчеты по прямым корреспондентским отношениям.

5.2. Кассовое обслуживание клиентов. Экономическая работа по организации налично-денежного оборота. Кассовый прогноз банка. Операционный механизм работы с наличностью. Контроль банка за соблюдением клиентами кассовой дисциплины.

5.3. Обслуживание внешнеэкономической деятельности клиентов. Лицензия на проведение операций в валюте. Кассовое валютное обслуживание. Работа пунктов обмена валюты.

5.4. Трастовые операции банков. Виды трастовых операций. Договоры на трастовое обслуживание. Размеры комиссионного вознаграждения. Отражение операций в документации.

5.5. Информационно-справочные и другие банковские услуги.

6. Финансы банка.

Коммерческий расчет в банке. Доходы и расходы банка. Банковская прибыль, ее формирование и использование. Налогообложение банка. Эффективность банковской деятельности, ее показатели.

Банковский маркетинг.

Маркетинг депозитного рынка. Маркетинг кредитного рынка. Маркетинг посреднических услуг. Маркетинг рынка ценных бумаг.

IV. Оформление и защита отчета по практике

После завершения практики студент представляет на кафедру учета, анализа и финансов письменный отчет о производственной практике. В отчете отражается материал по всем разделам и темам программы практики. Содержание и структура отчета по практике должны отражать специфику деятельности предприятия. Для производственного (промышленного) предприятия выполняются разделы 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 11, 14, 15; для торгового предприятия - разделы 1, 2, 4, 10, 12, 14, 15; для предприятия, работающего в сфере услуг - разделы 1, 2, 6, 7, 9, 13, 14, 15; для предприятия, оказывающего услуги грузо- или пассажироперевозок - разделы 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 13, 14, 15, для банка –разделы 1,7,14,15.16.

В первом разделе излагается материал общего характера о предприятии, об организации бухгалтерской и аналитической работы на предприятии.

Отчет печатается на ПК, без помарок и неправильных исправлений.Страницы текста и приложений нумеруются. При проведении расчетов в тексте отчета необходимо делать ссылки на соответствующее приложение, содержащее исходные данные. Заглавный лист отчета составляется по прилагаемой к данной программе форме (см. Приложение №1)

Отчет проверяется и заверяется подписью руководителя практики от предприятия и «круглой» печатью. Отчет сдается на кафедру для проверки руководителем практики от университета в установленный срок. Вместе с отчетом по практике должны быть представлены письменный отзыв (характеристика) руководителя практики от предприятия по отчету.

Отчет о практике принимает комиссия, которая по результатам защиты дает оценку работы практиканта.

Непредставление отчета в установленный срок или получение неудовлетворительной оценки вызывает необходимость повторного прохождения практики.

 

 

Приложение 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: