Рыночный механизм и его элементы




План лекции:

1. Условия формирования рыночного механизма

2. Основные функции рынка

3. Многообразие видов рынка

4. Государственное регулирование рыночной экономики

 

Условия формирования рыночного механизма

 

1. Разгосударствление и приватизация государственной собственности

2. Демонополизация экономики, перестройка системы управления

3. Развитие и поддержка предпринимательства

4. Создание рыночной инфраструктуры

5. Усиление финансово-кредитного воздействия на экономику

6. Либерализация системы ценообразования

7. Активная структурная инвестиционная политика

8. Социальная защита и регулирование доходов населения

 

Рынок – это система социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых происходит удовлетворение потребностей покупателей и общественное признание произведенных затрат в сфере производства и характер труда, заключенного в обмениваемых товарах.

Рыночная экономика – это система организации национальной экономики, обеспечивающая саморегулирование воспроизводственного процесса, основанная на экономической свободе производителей и потребителей, множественности форм собственности, форм хозяйствования и конкуренции.

Рыночный механизм – это совокупность организационных структур и конкретных форм рыночного хозяйствования, методов управления и правовых норм, с помощью которых общество использует экономические законы с учетом складывающейся исторической специфики.

 

Основные функции рынка

 

-связующее звено производства с потреблением, обеспечивающее соответствие их объема и структуры

-признание общественной полезности продукта и определение общественной (рыночной) стоимости товара (уровня ОНЗТ (общественно необходимых затрат труда))

-реализация экономических интересов товаропроизводителей и покупателей в товарных сделках

-обратное воздействие (рыночное давление) на товаропроизводителя, побуждающее к повышению эффективности производства

-организация купли-продажи товаров (услуг)

 

Принципы функционирования рынка:

-эквивалентность обмена товаров и услуг на основе ОНЗТ

-рыночная конкуренция

-экономическая свобода товаропроизводителей и потребителей в рыночных связях

-ограниченность вмешательства государства в экономику

 

Многообразие видов рынка

 

Рынок вообще: территориальный (местный, региональный, национальный, международный, мировой); функциональный (товарный, услуг, финансовый, труда); организационный (свободной конкуренции, монопольный, олигопольный, смешанный, регулируемый); маркетинговый (потребителей, производителей, посредников, госучреждений); правовой (легальный, теневой).

Товарный рынок: рынок зданий, сооружений (рынок средств труда, рынок предметов труда, рынок земли, природных богатств и ископаемых); рынок средств производства (потребительский рынок, рынок продовольствия, рынок промышленных товаров, рынок жилья, рынок продуктов общественного питания); рынок НТР (рынок сельскохозяйственной продукции, рынок сельскохозяйственного сырья); рынок научной информации (рынок лицензий и патентов, рынок НОУ-ХАУ).

 

Рынок услуг:

-рынок услуг производственного назначения

-рынок услуг населению (рынок материально-естественных услуг); рынок жилищно-коммунальных услуг

 

Финансовый рынок:

-денежный рынок

-рынок капитала

-рынок ценных бумаг (фондовый рынок)

-валютный рынок

 

Рынок труда:

-рынок высококвалифицированной рабочей силы

-рынок квалифицированной рабочей силы

-рынок неквалифицированной рабочей силы

 

Основные элементы инфраструктуры рынка:

-рынок капитала (фондовые биржи, брокерские компании, коммерческие компании, коммерческие банки, инновационные фонды, страховые компании, аудиторские компании)

-рынок средств производства (товарные биржи, торгово-посреднические фирмы, торговые дома, коммерческие центры и компании, аукционы, ярмарки, лизинговые компании)

-рынок труда (биржи труда, фонд занятости, центры подготовки кадров, пенсионный фонд, государственный фонд содействия предпринимательству, коммерческие центры бизнеса)

 

Государственное регулирование рыночной экономики

 

-правовое обеспечение (в т.ч. нормативы)

-потоварные налоги (акцизы, налоги с оборота и т.п.)

-дотации («налоги наоборот»). Устанавливаются либо в процентах к цене товара, либо к денежной сумме в расчете на единицу товара

-фиксированные цены

-ставка рефинансирования

 

Лекция 8

Конкуренция и монополии

План лекции:

1. Методологические подходы к проблеме конкуренции и их эволюция

2. Теории монополии

3. Модели несовершенной конкуренции

 

Методологические подходы к проблеме конкуренции и их эволюция

 

-конкуренция – неотъемлемое свойство рыночной экономики

-многообразие подходов в объяснении конкуренции

 

По Стиглеру – «Богатство народов» Смита предполагает 5 условий совершенной (свободной) конкуренции:

-конкуренты должны действовать независимо, а не в сговоре

-число конкурентов, потенциальных или уже имеющихся, должно быть достаточным, чтобы исключать экстраординарные ходы

-экономические единицы должны обладать приемлемым знанием о рыночных возможностях

-должна быть свобода (от социальных ограничений) действовать в соответствии с этим знанием

-нужно достаточно времени, чтобы направление и объем потока ресурсов стали отвечать желанию владельцев

 

Современные подходы:

-рыночная концепция конкуренции в качестве основы конкурентных преимуществ рассматривает стратегическое отраслевое и рыночное положение (школа позиционирования)

-ресурсная концепция конкуренции рассматривает конкурентное преимущество как следствие эффективного развития и использования субъектом определенных, наиболее важных для конкурентной борьбы и труднокопируемых видов ресурсов (на основе парадигмы «ресурсы-поведение фирмы-результат»)

-институциональная концепция конкуренции рассматривает конкурентные преимущества, основанные на способности субъекта интегрироваться в окружающую бизнес-среду

 

Выводы: имеется два альтернативных методологических подхода к проблеме конкуренции:

1. Структурный (рассматривающий конкуренцию с позиции достигаемых результатов)

2. Поведенческий (как динамический процесс)

 

Теории монополии

 

-монополии и ценообразование

-монополия, конкуренция, кризисы

 

Под совершенной конкуренцией Робинсон понимал положение, когда продавцы и покупатели осознают общую ситуацию на рынке, но не способны изменить соотношения спроса и предложения, а значит, и цену равновесия.

Монополизм – это главная болезнь рыночной экономики.

 

По Чемберинну:

1. Установление единой цены для группы монополий той или иной отрасли увязывается только с действием монополистической конкуренции

2. Монопольные цены образуются не только в результате возникновения и деятельности крупных производителей, но и в не меньшей степени в результате широкой дифференциации продукции

 

Теория монополизма и конкуренции В.И. Ленина: монополию он рассматривает не как рыночную, а как производственную категорию. Это концепция более или менее значительного господства крупных предприятий не только над рынком, но и во всей экономической структуре капиталистического общества. Конкуренция порождает монополию, а последняя не уничтожает конкуренцию, а выводит её на новый качественный уровень.

 

По Ленину: торможение НТП, сверхвысокие цены, сверхэксплуатация производителей и потребителей, экспорт капитала, подрыв основ рыночного механизма делает капитализм паразитическим, загнивающим и умирающим.

 

Модели несовершенной конкуренции.

 

-чистая монополия

-олигополия – господство нескольких фирм, производящих идентичные товары либо несхожие товары

-монополистическая конкуренция – это рынок, состоящий из множества покупателей или продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен

 

Виды монополий:

Пул – соглашение между предприятиями по поводу совершения определённой операции.

Картель (олигополия) – соглашение об условиях сбыта продукции при условии сохранения производственной торговой независимости.

Синдикат – концентрация сбыта и закупок сырья «в одних руках».

Трест – форма монополии, предполагающая утрату не только коммерческой, но и производственной самостоятельности входящих в объединение предприятий.

Концерн – форма монополии, которая охватывает предприятия различных отраслей общественного производства, но связанных между собой единой технологической цепочкой.

Конгломерат – объединяет предприятия различных отраслей общественного производства, включая банки, страховые и инвестиционные компании, которые играют ключевую роль.

Международные монополии –могут основываться на капитале как одной страны (транснациональные корпорации – ТНК), так и нескольких стран (многонациональные корпорации – МНК).

 

Лекция 9



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: