Правила математического боя.




 

1. Этап решения задач.

 

На этапе решения задач команды получают одинаковые задачи и решают их в разных помещениях заданное время.

Есть джентльменское правило: прежде, чем решать задачи, команды сообщают жюри все задачи, решения которых им известны (матбой - это не клуб знатоков). Жюри исключает или заменяет эти задачи (предварительно проверив, что идея решения действительно известна).

Представитель жюри регулярно посещает команды и отвечает на вопросы по условиям задач. При этом каждое уточнение условий, данное одной команде, сразу же должно сообщаться и другой команде.

Жюри не должно давать информации о трудности задач. В процессе решения задач и во время боя команды не должны общаться и знать количество решенных задач у соперников.

По истечении времени, отведенного на решение задач, команды и жюри собираются вместе для проверки решений.

 

2. Конкурс капитанов.

 

Перед началом обсуждения (в начале этапа проверки решений) необходимо определить, какая команда первой будет делать вызов. Для этого проводится конкурс капитанов. Капитаны выходят к доске. Им предлагается решить достаточно простую задачу на сообразительность, в которой требуется дать только ответ, или сыграть в игру, в которой не видно простой выигрышной стратегии. Если предлагается игра, капитанов спрашивают, кто хочет начать игру, а кто - ходить вторым. Кто из капитанов раньше ответит, тот определит, кто из капитанов каким по очереди будет ходить.

Конкурс капитанов кончается, когда один из капитанов даст ответ на вопрос задачи или победит в игре. Если ответ верен, то победил ответивший капитан, а если неверен, то победил другой капитан.

Капитан, победивший в конкурсе, сообщает, какая команда сделает первый вызов.

 

3. Вызов.

 

Чтобы определить, кто какую задачу будет отвечать (решать у доски), команды вызывают друг друга: капитан одной из команд (вызывающей команды) называет номер задачи, решение которой команда хочет услышать, а другая (вызванная) команда сообщает, принят ли вызов. В тех случаях, когда правилами не оговорено иное, команды вызывают друг друга по очереди.

Если вызванная команда хочет отвечать (принимает вызов), то она сообщает, что вызов принят, и выставляет докладчика, рассказывающего решение, а другая команда - оппонента для проверки решения. (См. пункт 4 «Вызов принят».)

Если вызванная команда отказалась отвечать, то вызывавшая команда должна сама предъявить решение (выставить докладчика, а другая команда - оппонента). В этом случае говорят, что происходит проверка корректности вызова. (См. пункт 6 «Проверка корректности вызова».) Если оппонент докажет, что у докладчика нет решения, то вызов считается некорректным. Тогда вызывавшая команда должна повторить вызов.

Команда может отказаться делать очередной вызов (если у нее не осталось решенных задач и она не хочет делать некорректный вызов). Тогда другая команда получает право рассказать решения любых задач, оставшихся не разобранными. (См. пункт 7 «Отказ делать вызов».)

 

4. Вызов принят.

 

Если вызов принят, то происходит следующее. Сначала докладчик рассказывает решение, затем оппонент задает вопросы. После этого оппонент сообщает свое мнение о решении (например, “решение не принимается, т.к. такой-то факт не доказан, а на такой-то вопрос не получено удовлетворительного ответа”). И, наконец, после этого свои вопросы докладчику задает жюри.

В процессе доклада оппонент и жюри стремятся не прерывать докладчика и пользуются лишь выражениями типа: “это очевидно, можно не доказывать”, “повторите, пожалуйста, этот момент”.

Докладчик может не отвечать на вопросы оппонента во время доклада, но по требованию оппонента или жюри должен дать план решения.

Оппонент не должен требовать доказательства утверждений из школьной программы или круга “известных” фактов. В спорных случаях вопрос решает жюри.

Команды могут помогать докладчику и оппоненту только во время минутного перерыва. Если команда взяла минутный перерыв, то соперники тоже пользуются этой минутой. Во время своего минутного перерыва можно заменить докладчика или оппонента (при этом учитывается выход к доске).

Время на обдумывание вопросов у доски - 1 минута (оппоненту - чтобы задать, докладчику - чтобы ответить). Если за минуту, данную на обдумывание вопроса, который жюри считает существенным, докладчик не подготовил ответ и команда не взяла минутный перерыв, то считается, что в решении есть пробел (“дырка”).

Если оппонент не нашел пробелов в решении докладчика и его команда не взяла минутный перерыв, то он и его команда в обсуждении задачи больше не участвуют. В противном случае возможна перемена ролей.

 

5. Перемена ролей.

 

Если в решении имеются “дырки”, обнаруженные оппонентом, то, после того как жюри задаст докладчику свои вопросы, вызывавшая команда получает право (но не обязана) “залатать” эти “дырки”. Вызвавшая команда не имеет права “залатывать” дыры, найденные не оппонентом, а жюри. Происходит перемена ролей - теперь докладчик становится оппонентом, а оппонент - докладчиком. При этом “новый оппонент” (бывший докладчик) может получить очки за оппонирование, но повторной перемены ролей произойти не может.

Только в том случае, когда оппонент смог доказать, что у докладчика полностью отсутствует решение (и жюри согласно с этим), т.е. что имеется “дырка” размером в полное решение, вызывавшая команда получает право рассказывать свое решение. В противном случае она может залатывать дыры, но не имеет права рассказывать свое решение.

Во время перемены ролей можно заменить бывших докладчика или оппонента (при этом учитывается выход к доске).

 

6. Проверка корректности вызова.

 

Если вызов принят, то вопроса о его корректности не ставится (иногда говорят: “принятый вызов всегда корректен”).

Если вызов не принят, то проверяется корректность вызова. Вызывавшая команда должна сама рассказать решение, и здесь возможны два случая:

1) вызывавшая команда не стала отвечать. Тогда вызов “автоматически” считается некорректным;

2) вызывавшая команда выставила докладчика. Тогда происходит обычное обсуждение задачи докладчиком (от вызывавшей команды) и оппонентом (от вызванной) со следующими особенностями: а) перемена ролей произойти не может - т.к. вызванная команда уже отказалась рассказывать решение; б) решающее значение имеет ответ оппонента на традиционный вопрос жюри “принимается ли решение?”. Если решение не принимается, то оппонент должен строго обосновать свои претензии к решению.

Вызов признается некорректным в двух случаях:

1. вызывавшая команда не стала отвечать;

2. вызывавшая команда выставила докладчика, но рассказала менее половины решения (т.е. не более чем на 6 баллов), и при этом оппонент не принял решения (если оппонент принял решение, не разглядев в нем “липу”, то вызов считается корректным).

При некорректном вызове оппонент получает 6 очков, а вызывавшая команда - до 6 очков за верные идеи и должна повторить вызов.

 

 

7. Отказ делать вызов.

 

Если у команды не осталось решенных задач, то она может отказаться делать вызов (чтобы избежать некорректного вызова). Тогда другая команда получает право рассказать решения любых задач, оставшихся не разобранными. Вызовы на этом прекращаются.

После отказа от вызова команда до конца боя теряет право рассказывать решения задач и становится “вечным оппонентом”, т.е. может получать очки только за оппонирование. Она не может выставлять докладчика, становится невозможной перемена ролей.

 

8. Ограничения в общении.

 

Существуют ограничения на общение участников в ходе боя. Докладчик и оппонент могут общаться только друг с другом и с жюри, капитан - только со своей командой и с жюри, команда все вопросы решает через капитана.

 

9. Начисление очков.

 

После каждого выступления жюри дает командам очки как за доклад, так и за оппонирование.

Каждая задача стоит 12 очков (чтобы не сообщать трудность задач). Эти очки распределяются между докладчиком, оппонентом и жюри (жюри достается остаток от 12 очков).

Очки даются как за положительный вклад в решение задачи, так и за нахождение ошибок и пробелов в решении. За чистое решение задачи дается 12 очков, а за “полное” оппонирование - 6 очков (если оппонент показал, что у докладчика совсем нет положительных результатов).

Сначала жюри определяет стоимость (в очках) рассказанной докладчиком части (он и получает эти очки) и стоимость каждой “дырки” в решении. За каждую найденную “дырку” оппонент получает половину стоимости этой “дырки” (если “дырку” нашло жюри, то оно и получает очки). Вторую половину стоимости этой “дырки” получит тот, кто ее “залатает” - докладчик (если ответит на вопрос оппонента), оппонент (при перемене ролей) или жюри (если никто “дырку” не закроет). При перемене ролей для подсчета очков применяют те же самые рассуждения.

За красивое решение или красивое оппонирование жюри может дать одно премиальное очко (оно не входит в те 12 очков). Если остается время, жюри может выслушать более красивые решения и давать за них премиальные очки.

Жюри дает очки гласно, т.е. объясняет, за что они даны или сняты.

Жюри может оштрафовать команду на очко за шум, за неэтичное поведение (после предупреждения). За подсказку штраф может быть больше с прекращением дискуссии по задаче и удалением подсказавшего.

 

Пример:

Докладчик рассказал решение. Оппонент нашел дырку-1. Жюри задало вопросы докладчику и нашло еще две дырки: дырку-2 и дырку-3, причем дырку-2 докладчик залатал у доски.

Жюри разделило очки так: рассказанная часть - 2 очка, дырка-1 - 6 очков, дырка-2 - 2 очка, дырка-3 - 2 очка.

Оппонент получил право рассказывать дырку-1 - т.е. произошла перемена ролей (стоит эта дырка 6 очков, 3 из которых уже получил оппонент; значит, сейчас разыгрывается 3 очка). При этом “новый оппонент” (бывший докладчик) нашел в его рассказе дырку-4.

Жюри оценило так: рассказанная часть - 1 очко (из 3), дырка-4 - 2 очка (из 3).

Общий счет:

Докладчик: 2 (рассказанная часть) + 1 (половина стоимости дырки-2 - т.к. он ее залатал у доски) + 1 (половина стоимости дырки-4 - т.к. он ее нашел, находясь в роли оппонента) = 4 очка.

Оппонент: 3 (половина стоимости дырки-1) + 1 (рассказанная им часть при перемене ролей) = 4 очка.

Жюри: оставшиеся 4 очка.

 

10. Итоги математического боя.

 

После каждого вызова жюри сообщает, поясняет и записывает, сколько очков получила каждая команда. Жюри ведет протокол матбоя в виде таблицы, в которой указываются: фамилии выступающих, номер обсуждаемой задачи, направление вызова, взятые минутные перерывы и количество очков, полученных командами и оставшихся у жюри. На доске рисуется упрощенная таблица, без указания фамилий.

После боя очки у каждой команды и у жюри складываются (количество очков, оставшихся у жюри, характеризует трудность задач и силу команд). Если разность очков команд не превышает трех, то засчитывается ничья.

Если остается время, то жюри рассказывает решения нерешенных во время матбоя задач или показывает более удачные решения.

 

11. Статус жюри.

 

Жюри является верховным толкователем правил матбоя. Если ситуация правилами не предусмотрена, жюри принимает решение по своему усмотрению. Решение жюри является обязательным для команд.

Жюри может снять вопрос оппонента (если вопрос не по существу), прекратить доклад или оппонирование (если дискуссия затягивается). Во всех подобных случаях жюри обосновывает свое решение.

Всякие соображения по уже разобранным задачам жюри рассматривает после боя. Задним числом счет изменять нельзя.

 

12. Статус ведущего.

 

Ведущий обязан следить за порядком обсуждения, в частности:

предоставлять слово докладчику;

объявлять о завершении доклада и переходе к обсуждению;

объявлять начало и конец минутного перерыва, взятого командой;

фиксировать вопросы оппонента и ответы на них докладчика

(например, спрашивая оппонента: “Вы удовлетворены ответом?” и т.д.);

фиксировать мнение оппонента о докладе (“Решение принимается?” или, если

решение не принимается - “С чем Вы не согласны в решении?”);

объявлять о завершении обсуждения и переходе к заданию вопросов жюри докладчику;

не позволять оппонентам перебивать докладчика;

не позволять обсуждению выходить за рамки научной дискуссии;

объявлять распределение очков за задачу, поясняя, за что они даны или сняты.

 

13. Статус капитана.

 

Капитан отвечает перед командой за организацию решения задач, подготовку докладчиков и оппонентов, тактику ведения боя.

Капитан является представителем команды по всем организационным вопросам: только он делает вызов, берет минутный перерыв, общается с жюри (если капитан выходит к доске, то он оставляет заместителя).

Капитан заранее определяет, кто будет докладчиком и кто оппонентом по каждой задаче, решает, взять или отдать первый вызов.

 

14. Памятка жюри.

 

1.Жюри должно знать решения всех задач.

2.Жюри должно помнить, что своими вопросами оно помогает докладчику доработать решение у доски, а вмешиваясь в диалог, “ест хлеб” оппонента.

3.Если жюри (после вопросов оппонента) видит пробел в решении, то оно должно проверить, может ли докладчик его закрыть.

4.Сначала обсуждаются оргвыводы (наличие решения, достаточность оппонирования и т.д.), затем обсуждаются очки.

5.Если докладчик несет полную чушь, то лучше всего попросить предъявить план решения - у “лапши” не бывает плана. Но это надо делать после вопросов оппонента - см. памятку 2.

6.Если жюри не может быстро разобраться в решении, то в целях экономии времени и сил участников с согласия капитанов жюри может выделить своего представителя, который пойдет разбираться с докладчиком и оппонентом в другое помещение. При этом бой продолжается, а очки по задаче начисляются позднее. (Это возможно, если нет проверки корректности вызова).

7.Желательно в течение боя в аналогичных ситуациях принимать аналогичные решения (правило прецедента).

 

15. Договорные условия.

 

1.Предельное число выходов к доске одного человека - 2 (не считая конкурса капитанов).

2.Число минутных перерывов - 3.

3.Примерное время на доклад (после которого жюри решает: дать еще время или передать слово оппоненту) - 10 минут (без учета времени ответов на вопросы оппонента).

4.Примерное время на дискуссию - 7 минут (без учета времени на рассказ решения докладчиком).

5.Какую разницу очков считать ничейной - 3.

6.Можно ли пользоваться литературой и калькуляторами во время решения задач – литературой - нет, калькуляторами - да.

7.Можно ли выходить к доске с записанным решением - да.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: