ТЕМА 11. Социальное самочувствие как индикатор социального развития молодежи 4 глава




Дальнейшая конкретизация понимания молодежи требует более глубокого нимания её возрастных границ и социального статуса.

Уже понятийно-терминологический анализ подводит к проблеме возрастных границ молодежи. В социологии молодежи утвердилось представление об уни* версальности и временности периода молодости:

• Универсальность означает - эту стадию проходит любой человек.

• Временность - никто не может остаться «вечно молодым».
В социологическом анализе молодежи как специфической возрастной группы

могут быть использованы подходы, выработанные в возрастной психологии. Но ее опыт не должен механически переноситься в социологию. Возрастная психоло­гия преимущественно изучает особенности психосоциального развития ребенка. Показательны идеи психолога Д.Б. Эльконина, выделявшего ряд взаимосвязан­ных подходов к возрастной периодизации психического развития:

• исторический подход - конкретно-историческая оценка тех или иных этапов, периодов развития личности;

• диалектический подход - понимание каждого из возрастных периодов как сложного, противоречивого процесса;

• фазовый подход - выделение различных по своему характеру переходов, переломных, критических точек и стадий, фаз психического развития;

• целостный подход - взгляд на каждый из этих периодов как на этап единого целостного жизненного цикла

Интересна и идея психологов о двух кризисах молодежного возраста.

• Первый (16-18 лет) - кризис личностного развития, выбор взрослых ролей, поиск ответов на вопросы «Кто я? Зачем я? Что я могу'' Чего я хочу?»

• Второй (30 лет) - кризис возрастного развития Он завершает молодость (раннюю взрослость) и открывает этап возмужания. Кризис связан с поисками от­ветов на вопросы «Кем я стал? Многого ли я достиг? Таким ли я хотел быть?»

ЗАДАНИЕ 2.3. А как бы вы, дли кого первый кризис в основном уже позади, a_emopou - впереди, ответ или на эти вопросы.

' См.: Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М.. 1999 С.150


■иг определить возрастные границы? Очевидно, это значит определить:

|".| чмницы (верхняя и нижняя)?,------------------------------------ 1

«Мы знаем - время растяжимо.

■ i <аы критерии их фиксации? Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

...... пень жесткости границ? Вы наполняете его»,-метко

за метил С Я. Маршак ________

иа исюрическая подвижность границ?

^^Ннал граница - это граница возраста Возраст - как и социальное время в

«■пение многомерное. Обычно возраст измеряют количеством прожитых

м»»1 Фи1И... >гическое, психологическое, интеллектуальное и социокультурное

ши«чпловека наполняет прожитые им годы разным содержанием. Право-

ми^пм |1|111|ц|ничивать разные измерения возраста: биологическое, психоло-

■ оциологическое.

II «мии> имости от четкости, жесткости выделения возрастных границ необхо-

м*мн рашичать два подхода:

ишичоский, демографический (границы возраста - четки, определенны);

........ ичиский, социально-психологический (границы подвижны, текучи).

Им

И |i.Mm,кость приходит в противоречие с исследовательскими задачами i иа1'|1вапанностью ряда наук, особенно «точных» (статистика, демография). В I» mIh.i... молодежный возраст сегодня фиксируется от 15 до 30 лет (16-29 ^Вта>ан склонность к точности, жесткости в принципе вполне объяснима. Она ^^^Ьт полнее и яснее представить основные тенденции демографического "1 оАщаства, определить ориентиры социальной и молодежной политики. И ' • должны отвергать этот подход. Но одновременно они соотносят мо- 1»яв*>.......... |и.шизацией, освоением соответствующих ролевых функций, дости- .»....... «"Н|,|.Л''

Иного социального положения, статуса Подчеркивается теку ■■и» процессов, невозможность жестких возрастных границ. i *Ы" понимание возраста зависит от соответствующего контекста - историче- |И актуализированного. Выделение молодежного возраста как самостоя- i и достаточно длительного периода возможно лишь тогда, когда продол- н. жизни (а значит, и взрослой жизни) достигает определенной величи- м пиане представляют интерес данные демографов о возраставшей от Древний мир и Средневековье 20-30 лет XVI - XVIII века 25-35 лет XIX век 30-50 лет XX век 40-75 лет ^Н| II ипохо средней продолжительности •тин ' 'анооится понятным, почему лишь <иио молодость превратилась в относи- ^Н| Ммосгоятельный и продолжительный (10-15 лет) этап жизни человека "in, педагог П.П. Блонский: «Юность человека не была вечным явлени- 36 ем, но очень поздним, почти на глазах истории происшедшим приобретением ловечества»1. Аналогичный путь проделало (но несколько раньше] детство К«справедливо отмечают наши коллеги-юнологи, вплоть до XVII в. слова «Ьоу», «garson», eKnabe», ныне имеющие значение «мальчик», относились к мужчина. в возрасте около 30 лет. Никаких специальных слов для обозначения детей и подростков не существовало. Только с XVII в. начала формироваться новая кои-цепция детства2. К определению возрастных границ молодежи можно идти разными путями: • разграничение этапов жизненного цикла - молодежь - это группа на этап! жизни между детством и взрослостью; • выявление специфики ее образа и стиля жизни культуры и поведения; «Стилизация подростковое™ и молодости приводит к расшире­нию пространства «молодежно­сти» не только ао взрослость, но и в детство». Е.Л.Омепьченко, социолог • определение молодости как периода решения задач социализации. У каждого из этих подходов есть свои плюсы и минусы. При «стилевом» подходе молодость предстает менее жестко очерченным явлени­ем. Молодыми считаются и те, кто ведет моло- дежный образ жизни, но еще не «входит» или уже «вышел» из молодежного воз­раста. Эта пространственная размытость, расплывчатость молодости становится особенно наглядной в современных условиях: «Современные отношения между открытой когда-то «молодежью» и тем, что называется «постмодернити», пошат­нули и даже разрушили многие категории как классического марксизма, так и не­марксистской социологии, включая ассоциации между молодостью и возрастом, молодостью и новаторством»3. Не менее определенно характеризуют этот процесс зарубежные социологи: «Юность не только вставляется между детством и зрелостью как отчетливая био­графическая фаза, но эта фаза еще и расширилась в обоих направлениях и была в значительной степени создана ее собственным социокультурным миром. Гло- ' Блонский [1.11. Возрастная педология. М., 1930. С. 174. Характерно и мнение Ф. Масгроува (социолог, Анг­лия): «Юношество било изобретено в то же самое время, что и паровой двигатель. Изобретателем последне­го был Уатт в 1765 г., первого - Руссо в 1762. Изобретя юношество, общество столкнулось с лвумя основ­ными проблемами: как и где приспособить его в социальную структуру и как сделать его повеление согла­сованным с соответствующими инструкциями» (Musgrove F. Youth and the Social Order. L..1964.P.33). Волков ЮГ., Добренькое В.И. и др. Социология молодежи: Учебное пособие' Под ред. проф. Ю.Г. Вол­кова. Ростов и/Д., 2001. С.54. Подробнее о социологии детства см.: Кислое Л.Г. Социокультурные смыслы детства. Екатеринбург, 1998; Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988; Рыбинский П.М. Детство как социаль­ный феномен М., 1998: Щеглова С.Н. Социология детства. М., 1996; Щеглова С.Н. Детство// Социологиче­ская энциклопедия, В 2 т. Т.]. М„ 2003. С.276-277; Corsaro W, The Sociology of Childhood. L. 1997. 1 Омельченко Г..Л. Молодежь: Открытый вопрос. Ульяновск, 2004. С. 15. 37 |я тенденция состоит в том, что юность начинается все раньше и раньше и нипжается все дольше и дольше» ' ■Питому важно отмеченные подходы не противопоставлять, а сочетать Их •••«и во многом определяются значимостью индивидуального своеобразия г^ИИшультурного развития молодого человека RiaiiM жизненного цикла (и в реальной жизни, и в общественном сознании) |шмм 'ими, жестко выделены. Формирующиеся в обществе «образы молодости» It •нймогии с плодотворной идеей И. С. Кона об «образах детства»), хотя и из-г^НММы, но в конкретный исторический период достаточно определенны. Понят-|, щи они формируются под воздействием реальных социальных процессов. "41 и.1 них - акселерация - более раннее и более быстрое физическое, поло­ви* мшиппектуальное взросление современного подростка. Наиболее наглядно мт «тот процесс можно проследить на примере Японии, позднее многих дру- М1- ■.... in гупившей на путь ускоренного индустриального развития За послед- ии* 10 net японские школьники подросли на 7 (девушки) -10 см (юноши) Высо­ки» полный, близорукий - таков обобщенный портрет современного японского ак-• Одновременно с акселерацией удлинилось социальное детство2. "ичимись сроки обязательного обучения в школе, первичной профподготовки. пи.... о возможности семей, даже в условиях экономического кризиса, по- г^ВрЙОТ родителям дольше помогать подросткам. Это «поднимает» нижнюю гра- мшюдвжного возраста, определяя более длительную материальную неса- "•пьность молодых. Тем самым нижняя возрастная граница молодежи г^^^ВИт действие двух противоположных факторов. Подростки раньше (физи- |"|иш1мю, интеллектуально) становятся зрелыми, «взрослыми»; но одно- рмммми дольше остаются в социальном отношении «детьми» - «несовершен- *»■ «морация не должна рассматриваться одномерно. Во многих странах Ев- и Америки она в последние годы идет на убыль. Такой процесс начался и в ■М По массе тела современные школьники-россияне не отличаются от своих 1ИИМ 1960-х гг.; по окружности грудной клетки - начинают отставать. Ха- i 'ii.i и i т-дующие данные: 1н» «(шинированная социология: пер. с англ. М, 2004. С.242. ■ i....... пег С.Н. Щеглова, «с развитием историко-социологического анализа детства его верхние ■ми •«» и |>,<. ширены (vi 5 до.К лет» (Щеглова С.Н. Детство// Социологическая энциклопедия, и 2 i  

Опережает

Отстает

Соответствует

Рис. 2.1.Соответствует ли развитие юношей и девушек России календарному возрасту

Замедление акселерации проявится только на перспективу: молодой француз, например, имел в 1880 г. рост 165 см., в 1980 г. - 174 см., в 2000 г. - 176 см.

Но акселерация не могла не сказаться на снижении границы между детст­вом и молодостью. Границы приобретают нормативный характер. Возможные индивидуальные отклонения расположены в определенном диапазоне.

Поэтому определение границ, особенно нижних, вполне правомерно, но долж­но носить характер не статистически жесткий, а типичный, усредненный И здесь можно выделить ряд исследовательских процедур.

Одна из них - попытка содержательного изучения проблем подростков и молодежи, преодолевая терминологическую жесткость в определении этапов. возрастного развития.

ЗАДАНИЕ 2.4. Характерен следующий пример. Недавно в серии «Мастере психологии» в России издана книга американского юнолога Ф. Раиса «Пси­хология подросткового и юношеского возраста1. В оригинале ее название иное - «Подросток: развитие, отношения и культура». Объясняя причины такого несовпадения, редактор отмечает: «в учебнике рассматривается поведение, общение и развитие индивидов в возрасте 11-19 лет. В США этот интервал определяется как подростковый возраст, в котором вы­деляются два периода: 11-14 лет (ранний подростковый возраст) и 15-19 (старший подростковый возраст). У нас же второй период определяется как юность и относится к началу молодости». Оцените: правомерно ли такое уточнение при переводе, в чем плюсы и минусы дан ного подхода?

Другая процедура определения границ молодежного возраста - конкретно-исторический учет множества факторов, определяющих эти границы, и выход на консенсусный инвариант (т.е. на такой интервал, который приемлем для боль­шинства исследователей). А различия в подходе исследователей достаточно ве­лики, во многом определяясь сложившейся в различных странах практикой и ис­торическими традициями.

Сегодня в зарубежных странах понятие «молодежь» используется в достаточ­но широком возрастном диапазоне. Современные возрастные границы молодежи,

' Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: пер. с англ. СПб.. 2000.


^В^М в большинстве европейских стран, США и Японии, лежат в интервале от

и до 29-30 лет. При этом различные страны используют разные концепции: в

ВИИ И в Нидерландах молодежь не выделяется в особую группу, а объединяет-

И mmpi m с детьми в возрастных рамках до 25 лет. Такой подход имеет как пози-

^НрВ, так и негативную сторону: обеспечивается тесное взаимодействие дет-

* и молодежной политики, но появляется и возможность неравномерного рас-

Вцрлания усилий между этими сферами. В Эстонии к молодежи относится воз-

руппа 7-26 лет, что связано с педагогическими традициями. В Испании

ййцлети определяется возрастом 14-30 лет, нередко верхние границы отодви-

|М До 32-34 лет: именно в этом возрасте молодые испанцы начинают вести

^^^■влальную, экономически независимую жизнь. В Люксембурге установлены

i'i."■ пет дпр определения молодежного возраста1.

ИИ1 2.6, С подобной проблемой столкнулся коллектив исследовате-

• руководством И.М. Ильинского при подготовке доклада ООН о по-

......ни молодежи в мире в 1990-е гг.2 Суть проблемы в следующем: «мо-

^К*"- похитив конкретно-историческое, зависящее от характера и

С

мани luimitmim общества. Определенного, раз и на все времена, всеми м>м/1а>мо«о понятия «молодежь» в мире никогда не было, нет и быть не *и«ят. «Согласие исследователей и политиков по поводу возрастных *•»!.I» понятия «молодежь» для всех стран мира связано с нынешним эта- «аы ий.1Я1Ш11/и человечества». В 1960-х гг. в ООН границы молодежного Щрлштв определялись в интервале 15-24 года. «Однако жизнь показыва- и./и.но достоинства, но и ограниченность возрастной концепции • >•*!/, одобренной почти четверть века назад». Сегодня «следует

.... •.... широко распространенные взгляды, что началом молодости

. iii'incmea) является момент, когда в организме человека заввр-

■■ физиологические и психические процессы, связанные с половой

ЩВтью (интервал от 12 до 16 лет);.. а концом молодости - момент.

ааЛ» молодой человек полностью вступает в положение взрослого».

|1иаг»м«тп.ю возрастные границы понятия «молодежь» лежат в интер-

|| 9т 13-14 до 29-30 лет». Как вы считаете, какие могут быть сегодня

pt\fM*nini.i о пользу расширения возрастного интервала молодежного

■ **? Соглас ны ли вы с самой необходимостью такого подхода?

Ив»..... ц еще одна процедура опредепения границ молодежного возраста

мим* i обобщением такого определения у разных исследователей

А1ИМИ1 I в. Попытку такого анализа предпринял по отечественным
инцчтптм 1960-х гг. В. Боряз3. Его вывод: используемый возрастной
щтнч'няч молодежного возраста ■ 14-35 лет. Наиболее распространенный
Щиент 10-30 лет. Расхождений нет в признании молодежным возраста
...н> 20-25 лет. Оцените эффект ивность этого по д хода? _____________________

una молодых - будущее России. Стратегия и основные направления государственной модо- ••iii.li > Российской Федерации до 2012 года. Проект. М„ 2002.

•|| I и лр Молодежь планеты. М., 1999. С.43. 50, 54.

Мгшложч ические проблемы исследовании. Л., 1973. С.65.


       
 
 
   


40 В социологии молодежи разработаны разнообразные эмпирические мето­дики замера субъективного ощущения возрастных границ: • выявление мнений взрослых о времени начала и окончания их юности, Такой ретро-анализ провела социолог Б. Заззо (Франция,1969 г.)1. Начало моло­дости большинство респондентов отнесло к 14 годам, наступление действитель­ной взрослости рабочие соотнесли с 23 годами, ИТР - с 24, предприниматели и лица свободных профессий - с 29 годами.

Представляют интерес в данном отношении результаты опроса Фонда общест­венного мнения о рубежах начала молодости:

до 14 лет 14-15 лет 16 лет 17-19 лет 20 лет и старше

Рис.2.2. В каком возрасте человека можно считать молодым? (ФОМ, Аргументы и факты. 2002. №34)

• выявление определяющей для ранней юности сферы деятельности. Это

позволяет определить распространенность ориентации на самостоятельную (бо­лее раннюю или более позднюю) деятельность. Учитывая роль социализации в статусе молодежи, таким путем и выявляется реальное представление молодых о фактических сроках несовершеннолетия. По данным исследователей ВЦИОМ (Россия, 1993 г.)2, сроки несовершеннолетия резко сокращаются. Респондентам (13-15 лет) предлагалось определить: «Какое занятие в жизни вы считали бы сей­час наилучшим для парня (девушки) в 16-18 лет?» - не только для себя, но и для других. На первом месте среди выбранных занятий - учеба (35% - для парня, 43% - для девушки) Ответ кажется традиционным, восходящим ко временам, когда продолжение учебы было своеобразным продлением юности. Но одновременно он и отражает (особенно применительно к юношам) серьезные изменения. Роль учебы перестала быть исключительной. Наряду с ней все чаще выбираются «биз­нес» и «работа» (для юноши - 19% и 8%; для девушки - 5% и 3%). Да и сама учеба все чаще рассматривается не как способ отодвинуть начало работы, а как средство добиться успеха в деле, бизнесе Значимы и «другие занятия» (22% -


41 дли юноши, 27% - для девушки). Они отражают целый «веер поиска» в совре­менной жизни - от добропорядочных занятий до осуждаемых взрослыми; • изучение подростков «на входе» в молодежный возраст - с точки зрения риапьного решения ими тех или иных задач социализации. Такое исследование Оыпо проведено, например, в Англии и охватило 5 млн. тинэйджеров (1990 г.). Социологи выявили весьма противоречивую ситуацию по ряду параметров. Вы­яснилось: успешная сдача выпускных экзаменов в школе и продолжение учебы натягивают социализацию, но и определяют ее большую эффективность. Затяги-мется и продолжительность совместного проживания с родителями - подавляю­щее большинство до 20 лет жили вместе с родителями. Напротив, по ряду пове­денческих норм налицо заметное снижение возрастного порога. К 15 годам боль­шинство уже довольно регулярно позволяли себе выпить. У большинства 17-летних были «друг», «подружка». Каждая десятая в возрасте 19-20 лет или име­ла, или ожидала ребенка. Тем самым исследователи не только получили доста-шчно глубокое представление о современном тинэйджере, но и убедились, на-пколько трудно четко определить нижнюю границу молодости'. Примечателен и опрос о сроках окончания детства, недавно проведенный Центром Ю.Левады:

J™
 
3"

лпруднились ответить после 18 18 17 М 15 14 ДО 14

0 2 4 в 8 10 12 14 1в 18

Рис. 2.3. В каком возрасте сейчас заканчивается детство и

начинается взрослая ЖИЗНЬ7 (Аналитический центр Ю.Левады

Аргументы и факты 2004.№33)

• «отнесение себя к молодежи». Данные исследований показывают: к моло­дежи относят себя и многие уже не молодые. Так, в опросе «К какому поколению им себя относите?» (Россия, 1992 г.)2 назвали себя молодыми 36% мужчин и 29%


 


Zazzo В. Le sentiment du maturite chez I'adulte // Enfancc. 1969. №1-2. ' См.: Левинсон А., Щукин Я. Сроки несовершеннолетия ретко сокращаются// Известия. 1993.25 сентября


' Кильсон Р., Батлср Л. Утонуть или поплыть - почему для английских подростков ->то определяется в 16 лет

//Ч«рубежом. 1990. №43.

1 Левинсон Л. Вверх идут одни старики// Новое время. 1992. №24. С.37.


 


11ШЖЖ1К И Ullllllllllllllllillllllllllllin ii'llil


mil


4:

женщин, что значительно больше удельного веса лиц «молодежного возраста». Любопытно, что среди 35-летних такое мнение высказало большинство. Даже 20% 40-летних и почти 10% 50-летних относят себя к молодежи. Молодость ими вос­принимается не как определенный возрастной период, а как состояние души.

Итак, единственное, что можно определенно сказать о возрастных границах молодежи - они неопределенны, условны, приблизительны. Эти границы истори­чески изменчивы, они не могут быть жесткими для разных молодых людей, групп молодежи, стран и культур. Не случайно, одно из самых распространенных оп­ределений молодежи - поколение «X». При этом многие исследователи понима­ют под «X» не только неизученность молодежных проблем, но и неопределен­ность ее социального статуса, возрастных границ. Но нельзя изучать молодежь, не определив ее границы. Складывается парадоксальная ситуация: принимая для своих исследовательских целей статистическо-демографический подход1, социо­логи основные усилия прилагают к обоснованию его ограниченности.

Определение возрастной статусной системы предполагает разрешение ря­да исследовательских задач:

• изучение социализации - подготовка молодого человека к переходу в соот­ветствующий возрастной социальный статус;

• дифференциация возрастных статусов - определение рубежей, границ каж­дого возрастного периода, его специфики и взаимосвязи с другими;

• анализ жизненного цикла человека - переход от одного возрастного статуса к другому;

• выявление возрастной стратификации общества в единстве объективной принадлежности людей к той или иной возрастной группе и их субъективной са­моидентификации с ней.

В обществе существует механизм возрастной регуляции - социальной ориен­тации людей на определенный статус и престиж той или иной возрастной группы. Этому соответствуют оценки должного поведения человека, вступающего в дан­ный возрастной период. Такие ориентации и оценки, выступая феноменом об­щественного сознания, причудливо сочетают реальные и иллюзорные, тради­ционные, стереотипные и современные представления Реально существую-

1 Стремление к «точности» в определении возрастных границ социологи обычно объясняют возможностью «выбрать для социологической и других областей научных знаний конкрепгую группу населения с целью эмпирического анализа»; необходимостью «выявить виды деятельности, занятий исследуемой возрастной группы не только для научного анализа, но и для выработки государственной молодежной политики» (См.: Социология молодежи: Учебник / Под ред. а-ра сониол. наук, проф., чл.-кор. РАН В.Н. Кузнецова. М., 2005. С.7).


Ц|иа ■ массовом взрослом сознании мнения, стереотипы, предубеждения отража-НМя ■ конкретно-историческом образе молодежи.

И" и социологи влияют на этот имидж. В 1950-1960-х гг. в западной юнологии

ч... 'чмдало представление о молодежи как девиантной (отклоняющейся) и де-

нинииантной (противоправной) группе. Это вело к снижению верхней возрастной

^^■Нки» Считалось - к 20-25 годам молодые «перебесятся». Как показали ис-

чмнии Ф Масгроува (Англия, 1964г.). 2/3 взрослых оценивали молодежь пол-

i in или в основном негативно. Созвучным этому настрою было определение

Пциологов: «молодежь идеалистична, поэтична и противоправна; это может

основой для контркультуры, которая угрожает стабильности общества».

Самоопределение молодежи проявляется многопланово:

• мнения молодых о себе, о своих сверстниках;

• виание оценок, которые дают молодежи старшие;

• «мнение о мнении» (молодые предполагают: как взрослые относятся к ним). Такое разграничение имеет смысл для определения разных направлений со-

иичвекого анализа Сопоставление получаемых результатов позволяет "Тичмить картину, выявить поле непонимания. Чаще всего расходятся «мнения о мнениях» В работах по социологии молодежи приводится пример исследования е клип» Висконсин (1966 г.). Студенты на вопрос. «Как население относится к ИМ?* ответили: 54% - отношение отрицательное; 22% - оно положительное. А

mil........ рослых дал противоположные результаты 59% относились к студентам

Мйошитально и лишь 18% - отрицательно.

Молодость, детство, зрелость, старость - это и возраст, и ступень развития in и определенный социальный статус (от лат. Status - положение, со-i и -iniiri и социальной структуре Социальный статус объединяет молодого чело­века о членами его социальной группы, общности. Одновременно статус выступа-Bi пан социальное различие между ним, его группой и другими группами, общно-втами В обиходе выражения «повысить свой социальный статус», «они стоят на мавиых ступенях общественной лестницы», «люди одного круга» отражают обы-(Цииые представления о существовании социальной иерархии, социальной Нотификации, которая означает не просто различное положение в обществе ttflaiik.Hi.ix групп, но именно их неравное положение. В мировой социологии ут­вердилось понимание социальной стратификации в качестве способа рассмотре­нии индивидов «как занимающих более низкое или более высокое место относи-1ВИЫ10 друг друга в некоторых социально важных аспектах». Возрастной социаль-


44 ный статус молодежи охватывает наряду с социализацией и самоопределением (самоидентификацией) и другие важные характеристики, параметры:

• предписанность, предопределенность, связанная с социальным конструиро­ванием молодежи как социальной реальности и лишь формирующейся позицией индивидов, которые составляют молодежь. В социальном статусе молодых пре­валирует не приобретенная, а предписанная его составляющая;

• динамичность и перспективность, связанная с ее интенсивной вертикальной социальной мобильностью (в норме она имеет восходящую позитивную направ­ленность - получение образования, профессии и т.д.), с завершением присвоения социальной субъектности и расширяющейся в связи с этим возможностью приоб­ретения различных значимых для социального статуса признаков (экономических, властных, престижных и т.д.);

• подчиненность (точнее, несамостоятельность), проявляющаяся по-разному: зависимость от других в различных сферах жизни, несамостоятельность в приня­тии многих решений (выбор работы, создание семьи и т.д.). Такая несамостоя­тельность, продолжительная материально-бытовая и психологическая зависи­мость от родителей, взрослых приходит в противоречие с присущими молодежи стремлениями к независимости, автономности, самостоятельности За этим види­мым противоречием (несамостоятельность статуса - стремление к самостоя­тельности) скрывается более глубокое противоречие. Оно пронизывает сам про­цесс социализации. Становится понятным социально-психологический подход к молодости как к «проблемной стадии» в жизни человека. Ее основной чертой является парадоксальность: конформность может идти рука об руку с протестом;

• маргинальность. «Маргиналы» (от лат. marginalis - находящийся на краю) - это люди, находящиеся в промежуточном положении между разными социальными, культурными, этническими средами. Для них характерен разрыв социальных свя­зей с прошлой социальной средой и невписанность в новые социальные отноше­ния. в новую среду. Они отличаются отсутствием четких ценностно-нормативных установок и ориентиров, острым, болезненным ощущением неполноценности своего статуса, агрессивностью поведения. Динамизм молодежи, неустойчивость и переходность ее социального статуса делают проблемы маргинальное™ осо­бенно актуальными применительно к ней. Сама среда выступает для молодого человека двояко - старая среда, в которой он рос, и новая, к которой он адапти­руется. Именно в таком положении - между старой и новой средой - предпосылки маргинальности молодежи. Поэтому важно учитывать серьезные расхождения и


4$

^Нй* противоречия между социокультурными требованиями, которые каждая сре-II* предъявляет к молодым;

• ценность молодежи для общества. Именно так, непривычно, но очень точно мтыпался подготовленный в конце 1970-х гг. доклад американских социологов о мдпчнх молодежной политики Сохраняет значение (уже в глобальном контексте) ИИ омбоченность: «Как потенциально жизненный национальный ресурс молодежь Г|мгич(!ски недооценивается». Реально ценность молодежи для общества опре­делится не комплиментами в ее адрес. Самое главное - как молодые люди уча­щую г в социальных процессах, насколько их важным компонентом они выступа-Mi I («дооценка обществом молодежи проявляется и в недостаточном предостав-пании ей возможности реализовать себя, продвинуться, осуществить свои по­требности и склонности. Причем важна реальная общественная оценка молодежи, й ми популистские декларации типа: «все лучшее - детям!», «молодым везде у нас дороге!» Верно оценить молодежь - значит понять, что ей нужны: уверенность; пмигчение трудностей социализации; понимание ее мира; уважение взрослых, их i.iiiii.imi.h;ih поддержка; ощущение полезности, компетентности надежда и инте- ■40, юзможность продвижения, наличие перспективы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: