Определите, для какого функционального стиля характерны перечисленные языковые средства.




Функционально-стилевая дифференциация языка

Вопросы для собеседования

1. Какова этимология слова стиль?

2. Выпишите из какого-либо толкового словаря современного русского языка (можно с сайта www.gramota.ru) все значения слова стиль.

3. Проанализируйте приведенные ниже определения стиля. Определите, что является общим в его определении современными лингвистами.

1) Стиль – это общественно осознанная, функционально закрепленная, внутренне объединенная совокупность приемов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой общественной практике данного народа. (В. В. Виноградов).

2) Таким образом, функциональный стиль - это своеобразный характер речи той или иной социальной ее разновидности, соответствующей определенной сфере общественной деятельности и соотносительной с ней форме сознания, создаваемый особенностями функционирования в этой сфере языковых средств и специфической речевой организацией, создающей определенную общую ее стилистическую окраску. (М.Н. Кожина).

3) Стили языка – это типы его функционирования, его структурно-функциональные варианты, соотнесенные с типами социальной деятельности и отличающиеся друг от друга совокупностями и системами различий в степени активности средств языка, достаточными для их интуитивного опознавания в процессе общения. (Б. Н. Головин).

4) Функциональные стили языка (подъязыки, как их иногда называют) – это разновидности общеязыковой системы, различающиеся организацией элементов, а иногда и самими элементами системы. (О.Б.Сиротинина).

4. Что вы понимаете под функциональным стилем?

5. Перечислите функциональные стили, которые выделяются в современном литературном языке.

Практические задания

1. Прочтите стихотворение, вместо пропущенных слов вставьте названия стилей, о которых идет речь.
Артисты говорят в гримерной,
Твой друг беседует с тобой –
Стиль это просто...,
А не какой-нибудь иной.
Рассказ читаешь или стих,
Роман, поэму, пьесу –
Знай, в них... стиль,
Стиль очень интересный.
Еще есть стиль... –
Статей в журнале политическом,
Газетных очерков, заметок –
Запомни также стиль и этот.
А биографию открой –....
А правила когда мы учим,
Употребляем стиль....

В.А. Синицын

2. Заполните таблицу стилеобразующих факторов функциональ­ных стилей. Используйте материал для справок.

Материал для справок.

1. Сфера общения: общественно-политическая, научная, правовая, бытовая.

2. Цель: передача информации; убеждение; предписание или указание; общение; эстетическое воздействие.

3. Функция языка и речи: информативная, коммуникативная, волюнтативная (функция воздействия), эстетическая.

4. Вид речи: монолог, диалог, полилог.

5. Форма речи: письменная, устная.

6-11. Полнота изложения (смысловая завершённость), объективность, точность, ясность, экспрессивность, стандартизированность: «есть» (+), «нет» (-).

    Научный     Официаль­но-дело­вой     Публици­стический     Разговор­ный     Художественный    
1. Сфера общения            
2. Основные цели общения            
3. Основная функция язы­ка и речи            
4. Типичный вид речи            
5. Основная форма речи            
6. Полнота изложения   зконченность)            
7. Объективность            
8. Точность            
9. Ясность            
10.Экспрессивность            
11.Стандартизированность            

Заполните таблицу жанров. Используйте материал для справок.

Материал для справок: монография, доклад, репортаж, рефе­рат, аннотация, патентное описание, словарь, передовая статья, справочник, очерк, диссертация, записка, отчет о проведе­нии научно-исследовательской работы, автореферат диссертации, беседа на бытовую тему, методическое пособие, частное письмо, статья, личный дневник, лекция, доверенность, заявление, учебник, интервью, сопроводительное письмо.

Жанры

Стили речи  
Научный Официально-деловой Публицистический Разговорный Художественный
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Определите, для какого функционального стиля характерны перечисленные языковые средства.

Термины, профессионализмы, профессиональные жаргонизмы, высокий процент употребления существительных, канцеляризмы, глаголы со значением предписания (долженствования), высокий процент употребления инфинитивов, образные сравнения, клише, экспрессивно-окрашенная лексика, фразеологизмы, просторечные слова, высокий процент употребления глаголов в личной форме, высокий процент употребления час­тиц, высокий процент сложноподчиненных предложений, низкий процент сложноподчиненных предложений, короткие предложе­ния, длинные распространенные предложения.

 

5. Определите, к какому стилю речи относится каждый из фрагмен­тов текстов. Перечислите основные стилеобразующие факторы, используя материал таблицы.

1) Для иллюстрации идеи неевклидовости пространства полезно привести достаточ­но простой пример. Пусть пространством является поверхность обычной двумер­ной сферы. Отвлечемся прежде всего от привычного образа сферы, вложенной в видимое трехмерное пространство, полагая сферу самостоятельным автономным объектом. Будем полагать, что «прямые» в таком сферическом пространстве — кратчайшие расстояния между двумя заданными точками на сфере, т. е. дуги боль­шого круга. Положим, что бесконечным прямым в евклидовом пространстве соот­ветствуют окружности на сфере. Здесь правильно будет говорить именно о соот­ветствии, а не о тождестве, поскольку окружность на сфере обладает лишь одним свойством евклидовой прямой — отсутствием границ, но не обладает другим ее свойством — бесконечной протяженностью. Окружность на сфере безгранична, но конечна. Нетрудно далее убедиться, что через любую точку сферы, не находя­щуюся на данном большом круге, нельзя провести большой круг, не пересекающий данный, т. е. «параллельную». Иначе говоря, все «прямые» пересекаются.

2) Подтверждаем с благодарностью получение Вашего письма от 28 октября с при­ложенным к нему гарантийным письмом «Барклэйз Бэнк Лимитед» в связи с на­шим контрактом № 25 на продажу Вам 10 000 тонн марганцевой руды.

3) Мало кто задумывается, кто такой террорист. Еще меньше размышляют об истоках терроризма, о его спорах, под которыми в науке понимают микроскопические зачатки растений, служащие для их размножения. Если же усвоить, что терро­ризм — это прежде всего насилие, то смешно думать, будто его зародышей нет ни в США, ни в Западной Европе, ни в России. Зарубежная пресса едва успевает фик­сировать факты — достаточно вспомнить, например, случаи расстрела амери­канскими школьниками своих учителей и одноклассников.

4) — А чего прокурор-то?

— А то... Пусть, говорит, пока не переживает, пусть всякие мысли выкинет из го­ловы... Мы, дескать, сами тут сделать ничего не можем, потому что не имеем пра­ва. А ты, мол, не теряй время, а садись и езжай в краевые организации. Нам, мол, оттуда прикажут, мы волей-неволей его отпустим. Тада, говорит, нам и перед своими совестно не будет: хотели, мол, осудить, но не могли. Они уж все обдума­ли тут. Мне, говорит, самому его жалко... Номы, говорит, люди маленькие. Езжай, мол, в краевые организации, там все обскажи подробно... У тебя сколь денег-то было?

— Полторы сотни.

— Батюшки-святы! Нагрели руки...

В дверь заглянул длинный милиционер.

— Кончайте.

— Счас, счас,— заторопилась мать.— Мы уж все обговорили... Счас я, значит, доеду до дому, Мишка Бычков напишет на тебя харахтеристику... Хорошую, гово­рит, напишу.

6. Опишите какие-либо явления природы, животных или птиц: 1-й вариант - художественное описание, 2-й вариант – научное описание, 3-й вариант – разговорный монолог.

7. Прочитайте текст, ответьте на вопросы и выполните задания:

1. Почему действующие лица рассказа считали, что главный герой рассказа болен или просто издевается над старшими? Чего не учел Сережа?

2. Попробуйте придумать ситуации в дополнение к рассказу: разговор Сережи с соседом по парте, разговор с продавцом в магазине, с дворником во дворе дома и т.д.

3. Составьте предложения с нарушениями стилистической сочетаемости слов, подобные тому, какое встретилось в тексте рассказа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: