ТЕМА 11. Социальное самочувствие как индикатор социального развития молодежи 9 глава




• ориентация изнутри, самоориентация - человек руководствуется преимуще­ственно своими представлениями, оценками, установками. Значимость этой ори­ентации особенно возрастает в постиндустриальном обществе. Его культура ха­рактеризуется высоким творческим потенциалом. От личности все более требу­ется самостоятельность, способность делать правильный выбор в многообраз­ных ситуациях и нести за него ответственность. Эта ориентация наиболее проти­воречиво проявляется в молодежном возрасте. Ведь ему присущи две взаимо­исключающие и взаимообусловленные установки: стремление к самостоятельно­сти, самоориентации и к подражанию другим (или взрослым, или, как сейчас, пре­имущественно сверстникам)

ЗАДАНИЕ 2.26. Определите, какой тип ориентации характерен лично для вас, какой преобладает среди ваших сверстников? Как это сказывается на межпоколенческих отношениях?

Завершая главу и теоретический раздел в целом, подчеркнем два момента. Методологический характер анализа предполагал акцент на теоретические обобщения Соответственно идеи и взгляды социологов-юнологов рассматривались преимущественно в содержательном плане. Эмпирический материал использовался, хотя и адресно (с указанием, где и когда проводилось исследование), но в основном вне исторического контекста. Это предопределило и угол зрения. Социология молодежи рассматривалась как целостность, а социальные проблемы молодежи, её социальный статус, межпоколенческие отношения - в статике. Между тем системный анализ требует - социальный феномен должен рассматриваться и в динамике.


«Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло нам о нашем будущем» В.г. Белинский «Чем социологичней становится история и чем историчней - социоло­ гия, тем лучше для них обеих» ______ Э. Карр

Конкретно-исторический подход, являясь неотъемлемым компонентом Общесоциологического анализа, особенно значим в юнологии. Сама она как наука ■Мдстает в процессе становления и развития, в поиске новых ответов на новые йроГшемы и вызовы конкретной исторической ситуации. Понятнее становится и амшд каждого ученого, различных социологических школ, и их историческая ог-►мниченность. Историко-социологическое ис­следование позволяет нарисовать социально-поихологический портрет молодежи того или иного периода. И это приобретает не только по-•мипательный смысл. Ведь вчерашняя молодежь

• |то сегодняшние отцы, деды, прадеды. Возни-
•№11 двоякая связь. Яснее вырисовываются общемолодежные, общевозраст-
ныи черты и тенденции. На их фоне четче можно выявить, какие из черт харак-
юризуют специфику именно современной молодежи. Но это и напоминание ро­
дителям: «Папа, ты тоже был молодой», напоминание, позволяющее старшим из­
виниться от некоторых предвзятых суждений о нынешней молодежи и, тем самым,
способное позитивно повлиять на межпоколенческие отношения.

Анализ проблем молодежи в конкретно-историческом ракурсе, в социодинамике возможен в двух плоскостях: концептуально-теоретической; эмпирическо-поводенческой. Характерен анализ «молодежной контркультуры» Исследовате­ли разграничивают в ней два уровня:

• теоретический («группы идей»);

• поведенческий («группы людей», их действия, движение протеста). Поведенческий уровень в рамках историко-социологического подхода должен

фиксироваться специфическими социологическими средствами. С этой целью мы будем преимущественно использовать материалы эмпирических исследований резных лет, проводившихся нашими коллегами-социологами. Конечно, на харак­тере этих материалов сказались и время, и несовершенство многих методик. Именно поэтому материалы исследований разных лет, проведенных в разных странах (и соответственно - в разном социокультурном контексте), трудно сопос­тавимы. Однако, если избегать жестких сравнений и выводов, эти конкретные ис­торические материалы могут многое сказать и о времени, и о тенденциях социо-динамики молодежи.


Другая сложность для современного исследователя - как соотнести теоре­тический и эмпирически-поведенческий уровни анализа7 Ведь они взаимо­связаны. В теориях, концепциях и идеологемах отражаются и обобщаются осо­бенности поведения конкретного поколения молодежи. Но и они накладывают оп­ределенный отпечаток на поведение молодежи.

Конкретно-исторический подход предполагает соответствующую периодиза­цию. И тут возможны два основных варианта:

• от установившейся исторической периодизации к анализу молодежных про­блем того или иного периода;

• от выделения рубежей в юнологии, социологии молодежи и молодежном дви­жении к их соотнесению с реальным историческим контекстом.

В зарубежной социологии молодежи приоритетным является второй подход. Выделяются два основных рубежа:

• начало 1950-х гг. - к этому времени завершается предыстория становления социологии молодежи. И она конституируется как особая социологическая наука;

• конец 1960-х гг. - время «молодежной революции» 1968 года, время бурного подъема молодежного протеста в индустриально развитых странах Запада.

Тем самым можно говорить о таких периодах в социодинамике молодежи:

• предыстория (1920-1940-е гг.);

• субкультурный период (1950-60-е гг.) - до «молодежного протеста»;

• контркультурный период (конец 1960-х гг.) - молодежный протест;

• «стилевой» период (с 1970-х гг. по настоящее время) - на первый план выхо­дят различия в стиле жизни и поведении различных групп молодежи.

Стремление представить социологию молодежи и молодежное движение как целостный, общецивилизационный процесс побуждает в конкретном анализе исходить преимущественно из данной периодизации. Но тут возникают непростые проблемы - как совместить этот общий процесс со специфическими особенно­стями развития социологии молодежи в нашей стране и в других постсоциа­листических странах? Применительно к России нужно иметь в виду ряд особенностей:

• нормальное развитие социологии молодежи уже в 1930-е гг. было прервано, лишь в середине 1960-х гг. она, как и социология в целом, начала возрождаться;

• своеобразие проявлялось не только на теоретическом, но и на поведенческом уровне. В отечественном молодежном движении протест конца 1960-х гг. не на­шел заметного отклика. И эти годы не могут рассматриваться как рубежные.


В итоге начальный этап самостоятельного развития социологии молодежи у 'Мо оказался и смещенным (выпали 1950-е - начало 1960-х гг.), и растянутым -нммшь до перестройки и последовавшего слома прежней социальной системы |оли для западной молодежи 1970-2000-е гг могут рассматриваться как относи-tem.HO целостный период, то для отечественной молодежи с 1990-х гг начинается «■««•ственно новый период. В рамках анализа социодинамики молодежи отечест­венные социологические материалы будут использоваться с учетом отмеченного ••овобразия. Соответственно при характеристике I этапа мировой социологии мо­лодежи (1920-1940-е гг. - предыстория) они будут рассматриваться как одно из Наиболее ярких ее проявлений, наряду с материалами западных социологов

Возрождение и развитие отечественной социологии молодежи (с середи­ны 1960-х гг.) позволяют рассматривать ее как своеобразный феномен - вне пе­риодизации мировой социологии. Историко-социологическому анализу этого фе­номена (с присущей ему специфической периодизацией) и будет посвящена от­дельная глава этого раздела

_ ТЕМА 6. Становление социологии молодежи

IbvAKb Круг рассматриваемых проблем и понятий:

^fr Молодежь как историческое явление. Основные пути самоопределения социологии молодежи - «от психологии» (ранний Г Персоне); «от культурной антропологии» (М. Мид, зарождение концеп­ции «субкультуры»); от общей социологии (К. Маннхейм, Х.Ортега-и-Гневт); от эмпирической социологии (развитие отечественной социо-нонш молодежи в 1920-1940-е гг.).

Представления о молодежи исторически изменялись. В XVIII в. молодые вос­принимаются как маленькие взрослые. По Руссо, до достижения взрослости че-МОаек проходит пять этапов становления: от рождения до конца первого года; от 2 ДО 12 лет; от 12 до 15 лет; от 15 до 20 лет; от 20 до 25 лет. И «у каждого возраста Мои особенности и права». Период юности начинается с 15 лет. Это - второе ро­ждение человека: «Мы рождаемся, так сказать, два раза: раз - чтобы существо-мн.. другой - чтобы жить; раз - как представители рода; другой - как представите-ми мола»1. От Руссо идут истоки психологически ориентированных теорий моло­дежи Его знаменитый трактат «Эмиль, или о воспитании» часто называют «от­крытием» или «изобретением» юности.

После Французской революции конца XVIII в. молодость стала пониматься


I'm.и Ж.-Ж. Педагогические сочинения: в 2 г. T.I. М„ I98I. С.245.


94 как период бунтарства против устоявшихся ценностей и порядков, возраст н торства, страстей и мятежных настроений. Развивается психологический подход молодежи. Юность оценивается как «романтический возраст», чье призва; «подняться и сбросить оковы отжившей цивилизации, отважиться на то, на что других не хватает жизненной отваги, а именно - вновь погрузиться в стихийное»' С другой стороны, - в русле формировавшейся теории марксизма - революцион­ности молодежи начинает придаваться общесоциологический смысл: «Ис есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями; в силу этого данное поколение, с од­ной стороны, продолжает унаследованную деятельность при совершенно изме­нившихся условиях, а с другой - видоизменяет старые условия посредством со­вершенно измененной деятельности»2.

К середине XIX в. утверждается представление: мятежная молодость - яв­ление нормальное, но преходящее. Характерно, что в классической теоретиче­ской социологии молодежь рассматривается преимущественно как объект социа-лизационных процессов и воздействий.

В начале XX в. из отраслей юнологии наибольшее развитие имела психоло­гия. Исходными выступали идеи американского психолога С. Холла3. Он выделил четыре основных этапа взросления индивида: младенчество (первые 4 года жиз­ни); детство (от 5 до 7 лет); отрочество (от 8 до 12 лет); юность (от 13 до 24 лет). Детство и юность рассматривались им как повторение отдельным человеком ис­тории эволюции человечества. Получили новое звучание идеи Руссо: юность рассматривается Холлом как «второе рождение», когда происходит переструкту­рирование личности. В раннем юношеском возрасте «появляются несуществе-вавшие раньше характерные свойства и дарования, а из старых импульсов и ин­стинктов некоторые значительно увеличиваются и развиваются, в то время как другие занимают подчиненное положение, так что устанавливаются новые отно­шения и новый центр для личного «я». Это порождает и качественные изменения в развитии человека, но одновременно и психологический кризис. По словам Хол­ла, «с наступлением юности прежнее единство и гармония с природой нарушают­ся». Пубертация (половое созревание) выступает основной предпосылкой психо­логической дисгармонии подростка. Стержень развития молодого человека - био-

1 См.: Социология молодежи / Отв. ред. B.T. Лисовский. СПб., 1996. С 85. ' Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.З. С.44-45. J Hall S. Adolescence. V.I-2. N.Y., 1904.


Генетические и - как производные от них - психологические факторы. Холл выде-»«" основные противоречия в характере молодого человека:

• чрезвычайная активность может привести к изнурению;

• Оезумная веселость сменяется унынием;

• уверенность в себе переходит в застенчивость, трусость;

• япьтруизм и эгоизм переходят друг в друга;

• пысокие нравственные стремления сменяются низшими побуждениями;

• от стремления к общению к стремлению к уединению, созерцанию природы,

• чувствительность переходит в апатию;

• живая любознательность - в умственное равнодушие и сумасбродство;

• любовь к чтению - в пренебрежительное отношение к нему;

• страсть к реформаторству сменяется стремлением к рутине;

• увлечение восприятиями переходит в бесконечные рассуждения.

Это внутреннее брожение, эта неустойчивость в поведении, в занятиях и оценках ■ состояние, в большей или меньшей степени свойственное юности всякого чело-еекя, подросткам всех классов, всех культурных уровней. Подростки рассматри­вались Холлом как своеобразный гибрид, сочетающий идущую от природы (психосексуального развития) неуправляемость и идущую от культуры управ­ляемость (подчинение индивидов социокультурным нормативам).

Дальнейшее развитие эти идеи получили в работах психологов 1920-30-х гг. ilil Бюлер, К. Гросса, Э. Шпрангера и др.1):

• К I росс разграничил две стадии: «старший ребенок»(поздняя стадия детства) и
■Переходный возраст»(молодежь). Если для первой стадии преобладающее зна­
чение имеют воля и привычки, то на второй - человеком вновь овладевают ин-
втинкты При этом «основной инстинкт» (половой) прикрывается другими влече-
нинми, выступающими в более осознанных формах, - к сближению, к замкнутости,
и оемоутверждению, к борьбе. В книге Ш. Бюлер «Душевная жизнь юношества»
■рмзное внимание уделено психологическому анализу периода пубертации -
Периода, когда «происходит становление первичных и вторичных половых призна­
ем С наступлением их созревания заканчивается детство и наступает юность».
Вю предпринята попытка разграничить этапы психологического развития молодо­
го человека: отрочество (10-12 лет -17 лет); юность (17 лет - 21-24 года). Инте­
ресна и использованная ею методика изучения дневников подростков.

См Критика буржуазных теорий молодежи: пер. с нем. М., 1982; Ковалева А.И.. Луков 8.А. Социология МИ/шлсжи Теоретические вопросы. М., 1999.


96 • Э. Шпрангер в работе «Психология юношеского возраста» выделил важнейш черты молодости - открытие собственного "Я"; осознание чувства одиночес пропасти между молодым человеком и «не - Я» (вещи, люди); врастание в от­дельные сферы жизни и культуры. Им была обоснована идея об известных обяза­тельствах периода юности перед личностью: «То, что жизнь нам обещает, мы должны по отношению к ней исполнить».

ЗАДАНИЕ 3.1. Оцените, в чем значимость представленных психологиче­
ских подходов для социологии молодежи? В чем их историческая сгран
ценность?
________________________________________

В 1920-1930-е гг. нарастала потребность в собственно социологическом ана­лизе молодежных проблем. Складывались определенные предпосылки для кон-ституирования социологии молодежи. Эта предыстория социологии молодежи (до середины 1940-х гг.) и составляет основное содержание первого этапа ее становления и развития.

Конституирование социологии молодежи как самостоятельной отрасли со­циологии шло по нескольким направлениям:

1 От психологии - через психоанализ (как интегративный инструмент и психо­логии, и социологии), от изучения индивидуальной психологии молодого человека к исследованию социально-психологических особенностей молодежи, молодого поколения.

2. От культурной антропологии - через изучение процессов взросления и со­циализации в традиционных обществах - к их анализу в современном обществе.

3. От общей социологии - через выделение молодежной, поколенческой про­блематики.

4. От эмпирических исследований - через детализацию социального и соци­ально-психологического портрета молодежи.

Для пути «от психологии» типична работа известного американского социо­лога Т. Парсонса «Возраст и пол в социальной структуре США»'. По его мнению, дети эмоционально зависят от своих родителей, особенно от матерей. Эта привя­занность усиливается в небольших семьях. Затем - в юности - растет стремление освободиться от зависимости. Оно проявляется как желание поступить по-своему и открытое неповиновение требованиям старших. Одновременно возрастает кон­формизм со своей возрастной группой (peer group - «группа равных, ровесников»), ее нормами и стандартами. Растущая психологическая напряженность побуждает

1 Parsons Т. Age and Sex in the Social Structure of the United States // American sociological review. 1942. №7.


| 97

Молодых придавать особое значение противоположному полу и романтическим ципостям, быть терпимее в сексуальном поведении. Руководимый внутренним Ирвмлением к независимости, самостоятельности подросток вовлекается в неиз-Пвмный конфликт с социальной средой, родителями, взрослыми. Так Эдипов ком­плекс (по 3 Фрейду) получал социологическую интерпретацию.

В рамках пути «от культурной антропологии» наибольшую значимость имели Исследования 1920-1930-х гг М. Мид Сама она в эти годы ограничивалась изуче-милм традиционных обществ И лишь спустя многие годы обратилась к проблема­тике межпоколенческих отношений в современном обществе. Но ее выводы и i В1||'п1||>,)зные исследован/я оказали влияние на социологов-юнологов В чзстно-01И, зарождается концепция субкультуры, которой было суждено стать позднее Основным инструментом описания и исследования поведения и ценностных ори-емтаций молодежи. В работах американских социологов Е. Сатерленда, А. Хол-лингхеда уже в эти годы для характеристики явлений, ныне обозначаемых тер­мином «субкультура», употреблялось понятие «лоеегЗенчесше системы» Важ­ный нкпад в развитие этой концепции внес социолог Э.Я. Хартшорн. В его статье •Сообщество выпускников и культура колледжа» (1943 г.) культура колледжа рассматривалась как «субкультура со своими специфическими чертами». В ней он выделил официальную и неофициальную культуру. Первая включает институ-||Н'шильные нормы, поддерживаемые преподавателями и администрацией кол­леджа Вторая - студенческая субкультура - создается студентами в процессе адммгации к официальной культуре. Студенческая культура закрепляется в мане­ра одеваться, жаргоне, пристрастиях к тем или иным спортивным и другим досу-НШ1.1М занятиям. Сама студенческая субкультура разнородна и включает ряд бо­лее мелких субкультур.

Субкультурный подход уже в эти годы приобретал - применительно к моло­дежи и подросткам - своеобразный криминальный оттенок. В частности, в центре внимания социологов «чикагской школы» (Ф. Трэшер, К. Шоу, Г. Маккей) оказались проблемы социальной дезорганизации в быстро растущих городских районах, в пвиэи с этим и изучались подростковые шайки, банды (gang; отсюда - гангстеры). Основная причина возникновения и существования подростковых делинквентных (Преступных) сообществ, по Трэшеру, - «невозможность обычаев и институтов мримо и эффективно функционировать, направляя и контролируя опыт подростков в условиях дезорганизации семейной жизни, неэффективности школьного образо­вания, формализма и поверхностности религии, коррумпированности и индиффе-


рентное™ местных политиков, низкого уровня и монополии на занятость, бе тицы и отсутствия возможностей для благотворного восстановления сип»'. Б выявлены особенности подростковых банд (сегрегированность и однородн членства - люди одной расы или национальности; неустойчивость членства п' определенной устойчивости традиций)

Для пути «от общей социологии» характерна позиция немецкого социол К. Манхейма. Пожалуй, он первым из классиков мировой социологии обратился специальному анализу молодежи - в работе «Проблема поколений» (1923 г.)2: • важнейший факт самоопределения молодежи - ее вступление в социальную жизнь Сложности самоопределения молодежи: хаос противоборствующих ценностей общества взрослых; противоречивый характер использования общест­вом потенциала молодежи. Помимо «духа авантюризма, которым молодежь об­ладает в большей степени», важно учесть и то, что «она еще не полностью вклю-чена в status quo социального порядка». «На языке социологии быть молодым оз­начает стоять на краю пропасти, быть во многих отношениях аутсайдером». «Бо­лее конфликтное самосознание нашей молодежи является лишь отражением хао­са в нашей общественной жизни. Для нашего анализа важно не столько кон­фликтное самосознание молодежи, сколько тот факт, что молодежь смотрит на конфликты современного общества как бы извне. Именно поэтому она является зачинателем любых изменений в обществе»;

• «феномен поколений» является одним из главных факторов, способствую­щих зарождению динамики исторического развития»;

• необходимо сочетать два подхода в понимании смены поколений: пози­тивистский (акцент на биологических и хронологических факторах возрастной общности, поиск закономерностей ритма исторического развития) и романтиче­ски-исторический (поиск духовных предпосылок исторического процесса; смене поколений - проявление «духа времени»);

• качественная характеристика молодости: потенциальная готовность к но­вым стартам; внесение особого «пионерного» настроя в общество. «Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она - потенция, готовая к лю­бому начинанию». «Подросток находится не только биологически на стадии бро­жения, созревая, но и социологически попадает в новый мир, обычаи, привычки и система ценностей которого отличаются оттого, что он знал раньше»;

' Thrasher F. The Gang. Л Study of 1313 gangs in Chicago. Chicago. 1927. P. 228 : Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.


• «поколение характеризуется специфическим стилем мышления, определяю­щим ею образ жизни». «Поколение таково, каков его опыт»;

• поколение дифференцируется на различные «локоленческие союзы»;

• социологический анализ поколения - выделение 3 аспектов:

 

• поколенное положение - статус и потенциал;

• поколенная взаимосвязь - общность на базе сходства жизненных проблем, ин- '•(•'"""

in золенное единство - осознание сопричастности со своим поколением I ■ единстве поколения необходимо различать:

• реальное - на основе осознания членами поколения связывающих их уз;

• формальное - принадлежность к данному поколению;

t механизму смены поколений присущи: универсальность; обновление участ­ников исторического процесса; локализация периода жизнедеятельности каждого поколения; последовательность; передача накопленного культурного наследия.

ЗАДАНИЕ 3.2. Согласны ли вы с мнением: основные идеи Манхейма не ут-
\panwntiактуальнос ти и сегодня? Аргументир уйте свою позицию
_______________

Важное место понятие и проблема поколения занимает в творчестве испан­ского социального мыслителя X. Ортеги-и-Гассета'. Понятие поколение приобре-iMi у него категориальный характер в качестве инструмента интерепретации ис-1о|)ии Распространенным - коллективистской или индивидуалистической -концепциям он противопоставляет поколенческую. «Поколение - это и не горсть одиночек, и не просто масса: это как бы новое целостное социальное тело, обла­дающее и своим избранным меньшинством, и своей толпой, заброшенное на ор-|.уществования с определенной жизненной траекторией Поколение, динами­ческий компромисс между массой и индивидом, представляет собой самое важ­ное историческое понятие и является, так сказать, той траекторией, по которой движется история. Поколение - это человеческая разновидность в том строгом смысле, каковое придают этому термину натуралисты. Его члены приходят в мир и некими типичными чертами, придающими им общую физиономию, отличающую их 01 предшествующего поколения. В пределах этой идентичности могут пребы-iiiipi. индивиды, придерживающиеся самых разных установок, вплоть до того, что, проживая друг подле друга, будучи современниками, они чувствуют себя зачастую яншгонистами. Но за всеми неистовыми «за» и «против» взгляд легко обнаружи-

' ()pici«-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991. С.4-5.


100 вает проступающие общие признаки. И те, и другие являются людьми своего мени, при всех различиях в них больше сходства Реакционер и революцио XIX века намного ближе друг к другу, чем к кому-либо из нас».

«Мое поколение - поколение детей революции Да, ней очень ругают сейчас, но я от­ ношусь к моему поколению 0 уважением Это романтиче­ ское, обманутое, трагическое, почти целиком выбитое и по­ гибшее, грешное и святое по­ коление». А. Рыбаков

Четвертая линия - эмпирические исследования - наиболее представлена работах социологов и психологов послереволюци­онной России, когда был проведен целый ряд инте­ресных исследований жизни, быта и труда молоде­жи. На основании анализа материалов того времени попытаемся (в самом общем виде) решить две зада­чи: показать - как накапливался и обогащался опыт эмпирических исследований; дать образ нашей молодежи 1920-1930-х гг. - обра! поколения, которое традиционно характеризовалось как поколение «энтузиа­стов». Поколения, устремления которого отражены в словах песни Лебедева • Кумача'.

Чем же характеризовались эмпирические исследования тех лет? Проводи­лись они преимущественно педагогами и психологами. Такая психологическая направленность проявлялась уже в названиях исследований и работ2. Но логика исследований, выход на массовидные по характеру опросы фактически превра­щали их в социально-психологические и социологические. Эта тенденция осознавалась и самими исследователями: «Поведение рабочего подростка необ­ходимо изучать с позиции решающего влияния социальной среды. А фактор сре­ды должен быть тщательно конкретизирован»,

Важно, однако, что эти исследования позволяли выявить характерные черты умонастроения юности: «Юность подходит к жизни и обществу с двумя устрем­лениями: найти себя и установить новое, свое. В итоге становится понятным неко­торый скептицизм и критиканство, с которым обычно идет юность в жизнь». «Пси­хологии юности, её неопытности, свежести и исканиям вполне отвечает то, что наряду с этими чертами скепсиса, критики, некоторого нигилизма, она проявляет не только самоуверенность, но и довольно наивно выявляющийся догматизм.

«Мы крепки и духом, и телом Мы горы сдвигает плечом, И нам, молодым, загорелым,

И холод, и зной нипочем!» (В.И. Лебедев-Кумач).

См.: Арамов И.А. Рабочий подросток (материалы дла педологической характеристики). М., 1928; Белоко-

пытова М.Н Поведение рабочего подростка. M.-JI., 1930; Рабочая молодежь как она есть (опыт научно-

педагогического изучения молодежи одного завода). М.-Л., 1930; Рубинштейн М.М. Юность по дневникам

и автобиографическим записям. М., 1928; Смирнов В.Е. Психология юношеского возраста. М.-Л., 1929 и др.


ИЛ

Причем они могут идти рука об руку. Юность не охотно признается, что она в чем-ИиОудь некомпетентна. В основе этой самоуверенности лежит помимо всего то, ЧТО юный человек перешел от ощущения некоторой слабости и беспомощности к •Шущвнию резко повысившейся силы - телесной и духовной. Юности присущ и максимализм. Юность - типичная пора романтизма (стремление к расцвету и вы-пиипнию своей личности, с большим устремлением в эстетическую сторону, с подчеркнутым чувством жизни, с широким расцветом мечты и фантазии, с интере- 0ОМ к универсальному) Мечтательность настолько свойственна юности, что не­редко даже немечтательные натуры могут отдать ей дань»'.

Исследования отличались значительным тематическим разнообразием.

• политическая активность и участие в общественной работе;

i идеалы и ценностные ориентации молодежи; ее интересы и досуговые увлече­нии. молодежная читательская, клубная, театральная и киноаудитория;

• мотивы учебы и выбора профессии;
» удовлетворенность работой;

I быт и половая мораль молодежи;

• распространенность алкоголизма в молодежной среде.

Яамлтны масштабы проблемного поля становящейся социологии молодежи Можно отметить: развитие эмпирических исследований проблем молодежи в эти годы п нашей стране было, пожалуй, на наиболее высоком уровне в мире. В ООСР в 1920-е гг. было издано около 300 работ о социальных процессах в среде Молодежи Позитивный момент - внимание исследователей уделялось различ­ным группам молодежи, хотя в поле зрения преимущественно попадала рабо­чий и учащаяся молодежь. Сама молодежь чаще всего бралась в возрастных

I.... ицнх 14-24 лет. Но немало исследований было посвящено проблемам пред-

С(пи1ишг11м ММ., Игнатьев И.Л. Психология, педагогика и гигиена юности. М.. 1926. C.I4I. Нин Л.Л. Русская курсистка в цифрах;'/ Русская мысль. 1912. Июнь; Кауфман Л.Л. Русская курсистка • мифрм " Сборник статей. Община. Переселение. Статистика. М„ 1915. Интересно обобщение этих иссле-«нпипй применительно к студенчеству, осуществленное Т.Э. Петровой (Петрова Т.Э, Социология стулен-м. пин России: Этапы и закономерности становления. СПб.. 2000. С.23-67.

 

мелодожных возрастных групп: подростков, детей. И сегодня поражает мас-.1ми исследование «Дети и революция» (охват -120 тыс. человек). Характер послереволюционного времени подталкивал на разграничение и да­ма противопоставление социальных портретов революционной и дореволюцион­ной молодежи. Во многом этому способствовал довольно высокий уровень эмпи-■ ких исследований в России в начале XX в.2 Тем показательнее попытки и в



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: