философствование, становление философствования, и, наконец, проблема диалектической логики как высшей 4 глава




При анализе взаимоотношения материи и идеи следует придать должное значение не только прямым, но и обратным связям.

Идеология и теория. Теоретическая наука приобретает все большее значение в качестве фактора прогресса. Проблемы теоретической науки – главные для современной идеологии. И удивление вызывает тот факт, что приходится доказывать идеологическое значение науки. Главная проблема – выявить причину невыполнения наукой функции идеологии. И следует признать, что в этом повинна сама наука, ее недостаточность для того, чтобы стать нормой понимания реальности всеми людьми.

«Сегодня многим становится ясно, что наука вопреки ожиданиям не создала и, по-видимому, в ближайшее время не создаст приемлемого «научного мировоззрения», той базы, фундамента, на котором можно начать строительство давно ожидаемого памятника человеческому гению» [105].

От чего зависит качественный, давно ожидаемый рост науки? И здесь следует выяснить функцию философии в научном понимании действительности. Философия с самого начала возникновения трактуется великими людьми в качестве основания для скачка науки – превращения ее в теорию. В связи с этим главная проблема – выяснить суть философии, ее функции, обеспечить качественный ее рост с тем, чтобы она выполнила свою историческую миссию – стала основанием теоретической науки, как это полагали многие выдающиеся люди прошлого.

ИДЕИ ОБЪЕДИНЯЮТ ОБЩЕСТВО

 


 

Общество объединяют не любые идеи, а только плодотворные, истинные. Только в таком случае происходит «превращение общественного сознания в общественную силу» [181.16.198] посредством признания его идеологией.

Признавая право всех на личное мнение, надо ограничивать возможность лидеров общества навязывать свое мнение вненаучными методами, монополией на истину и т.п.

Коренная причина неадекватности современной науки – отсутствие в ней философского основания. Именно состояние современной философии не позволяет её реинтегрировать в общественное сознание в качестве ведущей силы общественного прогресса.

Идеологии политиков. Идеологии политиков противоречивы и чаще всего лживы. В культуре западнизма (по А.А. Зиновьеву) господствует неверие политикам. Данная идея высказана четко многими исследователями. Скажем, Лао Шэ обвинил народ кошачьего города в легковерии. А современный западный философ Р.А. Уилсон говорит о том, что политикам он не верит даже тогда, когда они произносят союзы И, ИЛИ, определенные артикли английского языка [см. 282].

Представители научной идеологии требовали у своих представителей "... учитывать живую жизнь, точные факты действительности, а не продолжать цепляться за теорию вчерашнего дня, которая, как всякая теория, в лучшем случае лишь намечает основное, общее, лишь приближается к охватыванию сложности жизни" [161.31.134]. Здесь ошибочно теорией названы учения (доктрины).

«Одним словом, исторически условна всякая идеология, но безусловно то, что всякой научной идеологии (в отличие, например, от религиозной) соответствует объективная истина, абсолютная природа» [161.18.138]. Новый философский подход к миру "завоевал свое всемирно-историческое значение как идеология революционного пролетариата тем, что марксизм отнюдь не отбросил ценнейших завоеваний эпохи, а, напротив, усвоил и переработал все, что было ценного в более чем двухтысячелетнем развитии человеческой мысли и культуры" [161.41.337]. Он возник «как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии, политической экономии и социализма» [161.23.40].

"... Никогда миллионы людей не будут слушать советов партий, если эти советы не совпадают с тем, чему их учит опыт повседневной жизни" [161.32.178].

«Все, что приводит людей в движение, должно пройти через их голову; но какой вид принимает оно в этой голове, в очень большой мере зависит от обстоятельств» [181.21.308].

«Теория способна овладевать массами, когда она доказывает...» [181.1.422].

«Развитие сознание остается, как и всегда, базой и главным содержанием всей нашей работы» [161.13.376].

"Как говорил Маркс, самая неприступная крепость – это человеческий череп" [см. 36. 444].

«Самым надежным проводником истины в жизни является наука» – слова Ататюрка, украшающие стены всех школ Турции [113.71].

С древности известно положение Платона о том, что политиками должны быть философы. Это положение и превозносили и игнорировали и ругали. И в истории были факты, когда политиками становились философы. И можно найти аргументы любой версии решения этой проблемы. По моему мнению, истинный философ не станет политиком, но общество совершает самоубийство, когда избирает политиками людей, не сведущих в философии, игнорирующих «напевы диалектики» [Платон, Государство, 532а].

Идеология и философия. Великие люди прошлого адекватно осознавали идеологическую функцию философии. "…Философское сознание не только внешним, но и внутренним образом втянуто в водоворот борьбы" [181.1.379]. «… Исходным пунктом французской революции была философия, и не без основания называли философию мирскою мудростью …. Революция получила первый импульс от философии. Но эта философия есть лишь абстрактное мышление …» [66].

По Декарту философия призвана объяснить как закладывается «фундамент истины» [88.298].

И. Кант признавал революцией только то, что вытекает из революционных изменений идеологии, прежде всего философии, революции духа, интеллекта [см. 123.1.5].

Настоящая революция начинается в мозгу философа: “теперь она начинается в мозгу философа ” [181.1. 422]. Маркс полагал, что о философию разобьется status quo тогдашней Германии [181.1.423].

“Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие...” [там же, с. 428]. “ Голова этой эмансипации – философия, ее сердцепролетариат ” [там же, с. 429]:

“…Теория становится материальной силой, как только она овладевает массами” [181.1.422]. Иначе, теория становится материальной силой, только превратившись в идеологию общества.

“Теория способна овладеть массами, когда она доказывает ad hominem (применительно к данному лицу), а доказывает она ad hominem, когда становится радикальной. Быть радикальным – значит понять вещь в ее корне” [181.1.422].

Практика ХХ века подтвердила положение о том, что философия может дать «великое орудие познания» [161.23.44] и быть силой, революционизирующей общественное развитие.

И многие мыслители ХХ века так полагали. «Всем революционным сдвигам в науке предшествовали философские исследования и критика фундаментальных принципов и оснований науки …» [152.123].

Идеология прогресса может быть только теоретической наукой. Для ее достижения надо осмыслить неадекватность современной философии. Поэтому надо разработать истинную философию, которая станет фактором развития науки – ее теоретизации и становления меганауки (мегатеории), что только и позволит ей занять место официальной, господствующей идеологии.

мудрствование ® философствование ® мышление® рефлексия®…

Идеология и интеллект (мышление). Разумность, рассудительность, мудрость, интеллектуальность, способность мыслить – первейшее требование к идеологам страны.

Мудрствование представляло собой рассудительность старых людей, которые помогали людям выжить. Осознание их роли привело к появлению желаний более широкого распространения мудрствования. Средством для этого и стала философия (философствование). В древности не было понятия “мышления” в современном смысле слова. Хотя математические расчеты, как первая форма мышления, уже были. Разработка Аристотелем логики была началом создания мышления. И это породило понятие мышления. И уже Аристотель определил средство для достижения – мышление о мышлении, т.е. рефлексию. Рефлексия – средство становления мышления и тем самым философствования как общедоступного мудрствования. На этой основе только и можно осознать рефлексивные процессы и управлять ими.

Следует считать азбучной истиной положение о «солидном философском основании» [161.45.29-30] как залоге плодотворной деятельности. И только в таком случае происходит «…превращение авторитета идей в авторитет власти…» [161.8.354-355].

Идеология и идеократия. Идеология превращается в идеократию при ее использовании правительством. Такая ситуация была в Древнем Египте, где жрецы были главенствующей силой, в средневековье при господстве Ватикана в католических странах. В нашей стране в ХХ веке наука превращалась в идеологию и идеократию, но Академия наук не обеспечила этого процесса. Сейчас идеократия существует в ряде мусульманских стран, в которых господствует исламский фундаментализм.

Идеократия – это господство монистичной идеологии. Если она базируется на невежестве, то является опасным фанатизмом:

упрямость ® фанатизм ® фундаментализм.

Что есть истина? Это не только вопрос Пилата к Христу. Для понимания сути истины следует учесть ее истоки. Истина, по одной версии, – нагрудный знак жрецов-судей в Древнем Египте. Они указывали на эту свою принадлежность в качестве последнего критерия адекватности их суждений. Истина идеи всегда субъективно выражена. Степень же адекватности идей отражаемым объектам проверяется практикой, а не утверждением, тем более символом власти. Когда фактически действует принцип «я – начальник, ты – дурак», то начальники – обскуранты (враги науки). Богатые люди исповедуют принцип: «Я – богатый, ты – дурак», что можно мягче выразить словами Экклезиаста об игнорировании мудрости бедняков.

Теоретичность идеологии


Истинность идеологии

Истина может быть точной, ясной, понятной в зависимости от способа ее восприятия – чувствами, соображением, мышлением.

Проблемы разработки теоретической идеологии. Возникновение теоретической идеологии общества предполагает теоретическое объяснение самой идеологии. Необходимы монографические работы об идеологии. И их уже много. Нет возможности раскрыть многое по данному вопросу, а важно понять суть идеологии в целом. Исходим из следующих постулатов при осмыслении этой проблемы:

1. Сосуществование идеологий. Последующие идеологии обычно стремятся упразднить предшествующие. И хотя они теснят их тем или иным образом, но предшествующие идеологии сохраняются. В связи с этим главное направление борьбы науки с предшествующими идеологиями должно состоят не в том, чтобы их критиковать, а в том, чтобы повышать свою собственную истинность.

2. Воспроизводство каждой из них требует особых условий.

3. Воспроизводство каждой идеологии требует особого воспитания подрастающих поколений – свои особые школы.

4. Каждая идеология требует и особой системы массовой информации (СМИ).

5. Имеются и особые библиотечные комплексы у основных форм идеологий.

6. Для теоретической идеологии нужно объяснить адекватно теорию в отличие от других форм науки. Для этого надо разработать метанауку.

7. И разработать фактор теоретизации науки – диалектическую логику.

8. Теоретизировать гуманитарные науки: психологию, педагогику, экономику, политологию, социологию.

9. Для достижения всего этого нужен коллектив людей, который не может быть обычным, формальным ввиду закономерного его перерождения.

10. Ассоциация исследователей призвана разработать систему теоретических гуманитарных наук и научить этому педагогов.

11. Педагоги обеспечат обучение народа в особой системе школ. Может быть, им удастся соответственно перестроить светские школы для решения этой проблемы.

12. Следует учитывать цикличность идеологических процессов, особенно больших их волн. В частности, о них говорил М. Меньшиков в начале ХХ века. Его рассуждения применимы и к последующему развитию ХХ века [186.139].

При анализе идеологических циклов надо воспользоваться концепцией рефлексивности общественного развития Сороса. В общественном развитии имеют значение разные формы мнений людей, в том числе и идеологии. Они всегда переоценивают, один раз позитивно, а другой – негативно процессы. В период подъема общественное мнение (или идеология) переоценивает прогресс перспективы, тем самым ускоряет процесс и конец восходящей тенденции. В период спада оно недооценивает процесс и тем самым усугубляет собственное положение.

 

 


 


Сплошной линией показаны «естественные тенденции», а пунктирной их модификации на основе мнений.

13. Для анализа рефлексивности идеологических процессов важно использовать синергетику. Диалектическая трактовка развития устарела, она недостаточна, так как не адекватно отражает рефлексивные процессы. Она адекватно объясняет линейные, стационарные процессы. Но развитие не всегда линейно, оно стохастично, случайно. В жизни не обязательно идут вперед, но могут идти и вспять (вспомните книгу «Шаг вперед, два шага назад»). Жизнь не обязательно идет только вперед, может быть и ее застой и даже движение назад. Поэтому не достаточно лишь традиционного диалектического объяснения развития на основе необходимости, а следует использовать синергетическое, как это все больше выясняется сейчас. Случайности имеют громадное значение в конкретных событиях. При этом возможно движение в обратном направлении, и причиной такой направленности может быть всего лишь небольшое усилие («эффект бабочки»). Следует уточнить исследовательские приемы (методологию), которые позволяют учесть случайности при объяснении объекта и т.п. Синергетика не отбрасывает диалектику, она бесплодна вне последней. Диалектика и синергетика соотносятся по принципу дополнительности.

14. Оценивая значение идеологии в обществе, необходимо четко различать:

Идеологические

┌───────┼────────┐

последователи ® попутчики ® проходимцы

Идеологическими попутчиками становятся обычно невежественные, легковерные, наивные люди [см. 171.19]. Проходимцами обычно бывают образованные, эгоистичные люди, которые преследуют карьеристские цели. Они – сознательные, предвзятые апологеты [там же, с. 48] и присоединяются к общественному движению тогда, когда оно приобретает силу и становится выгодным поддерживать его.

15. Следует различать и таких представителей идеологии:

прозелиты – принявшие новую веру, искренние последователи;

адепты – ревностные приверженцы идей;

апологеты – защитники определенных идей;

идеологи – разработчики новых идей;

эпигоны – нетворческие последователи.

Идеологи

┌───┴───┐

Апологеты® прозелиты

┌───┴───┐

Адепты ® эпигоны

Идеологическое убеждение нельзя проверить. Поэтому и нельзя провозглашать таких критериев идеологической приверженности партиям, движениям. Педагогически можно проверить уровень способностей и объем эрудиции. Что же касается убежденности людей (идейности), то ее проверяет только жизнь. Даже самомнения порой обманывают людей.

Элита защищает свои эгоистичные интересы с помощью всех возможных методов – лжи, клеветы, обмана, насилия и т.п. Она может называть свою идеологию и либеральной, и консервативной, и т.п. Интересы народа могут защитить только демократы с помощью теоретической науки.

Интересы многих сословий защищают специфические формы идеологии – феминизм, национализм, экологизм, разные формы теологий (ислам, протестантизм и т.п.). Их различия сводятся к ограниченному кругу идей.

Развитие идеологий характеризуется появлением новых и сохранением ранее существовавших форм, их взаимной борьбой, их динамизмом и т.д. От чего зависит развитие идеологий? Материалистическое понимание общества исходит из зависимости идеологий (общественного сознания) от бытия, производительных сил, производственных отношений. «Если само материальное производство не брать в его специфической исторической форме, то невозможно понять характерные особенности соответствующего ему духовного производства и взаимодействие обоих. Дальше пошлостей тогда не уйдешь» [181.26.1.279]. При этом имеется ввиду тот факт, что главная форма духовного производства – наука, что она динамична в виду динамизма производства, что производство детерминирует прогресс науки. Тем самым, предполагается взаимодействие науки и труда, в том числе производства.

Иначе: материальные производительные силы общества ® материальные отношения (гражданское общество) ® правовые отношения (собственность как юридическое отношение) ® юридические и политические надстройки ® общественное сознание (идеологии, «слово» или сознание) [см.181.13.6-7]. Однако эта идея не была адекватно разработана с учетом прямых и обратных связей и т.п.

Вырождение идеологий – закон их воспроизводства. Это верно и для научной идеологии.

· учение буддизма о роли Будды и необходимости его превращенных форм: вырождение идейного импульса требует систематического возврата Будды в новых формах с тем, чтобы поддержать идейность на требующемся уровне;

· учение о великих посвященных в некоторой мере проявляет такую повторяемость;

· в частности Христос выступал против фарисеев, ортодоксальность которых свидетельствовала о вырождении их веры;

· аналогично вырождение католицизма в средние века и образование протестантизма;

· аналогично – обскурантизм некоторых ученых академии, ставших врагами науки.

· Шопенгауэр высказал идею о вырождении любой идейности за счет быстрого роста в ней ее оппонентов.

Идеология и педагогика. Идеология становится политикой при многих условиях. Первым из них следует считать ее восприятие населением. Средством для этого служит педагогика. Современная наука и практика педагогики не обеспечивают этого.

Воспроизводство идеологии – особый объект исследований. Идеология не только должна быть высказана, но и услышана людьми. Она должна «работать» – обеспечивать провозглашаемые идеи и служить интересам общества. Для этого она должна превратиться в технику, технологию, индустрию общества и, в конечном счете, в успех общества. В ином случае господствуют ненаучные идеологии, имеет место манипуляция сознанием людей и т.п. [см. 332].

Идея

┌──┴──┐

разработка ® публикация

┌──┴──┐

просто ® общественное признание

┌──┴──┐

группами людей ® обществом

Начальной ступенью является разработка идеологии, и это может быть делом одиночки. Затем ее провозглашают тем или иным способом. И сегодня – многочисленны возможности, но главным средством служат СМИ. Они не только информируют, но и рекламируют определенные идеологии. Следующая ступень предполагает материализацию (объективацию) идеологии – превращение ее в норму общественного сознания. Общество должно воспринять предлагаемую идеологию. Только в таком случае она детерминирует поведение людей. И только при определенных условиях воспринятая идеология станет средством улучшения жизни людей – повысит производительность труда, его продуктивность, плодотворность. На этой стадии воспроизводства идеологии она должна стать содержанием и техники и технологии. И если идеология приведет к росту благосостояния всего общества или хотя бы только к созданию так называемого среднего класса, то это и станет конечной ступенью воспроизводства идеологии.

Единство, целостность, гармоничность и т.п. идеологии имеют громадное значение. В древности все это осмысливалось метафорически понятиями космоса, гармонии, храма и т.п. В частности, христианство как идеология базируется на понимании общества в качестве духовного храма, краеугольным, живым камнем которого является Христос, а все люди – остальными его камнями. Но даже ценой жизни Христу не удалось предотвратить раскол последователей. И современное христианство унаследовало мало его заповедей.

Законы развития идеологии. Представим, что надо осмыслить идеологию США. Становление ее основополагающих принципов превосходно показал Марк Твен. Какой она должна быть? При ответе на вопрос, следует учесть множество факторов. Для анализа идеологии страны, прежде всего, следует осознать классовую ее структуру.

Население США

┌──┴──┐

народ ® элита

┌──┴──┐

трудящиеся ® предприниматели

┌──┴──┐

фермеры ® пролетарии

В США 90% – работники наемного труда (пролетарии). Среди них и рабочие, и менеджеры («золотые воротнички»). Следовательно, идеология США должна быть «пролетарской». Философия – духовное оружие пролетариата [см. 181.1. 428 и 429]. В США много «семейных фермеров», которые живут за счет трудового дохода. В США много и иных форм предпринимателей, скажем «уличных коммерсантов», доход которых является трудовым. Из этой массы населения формируется так называемый средний класс. Поэтому идеология США должна выражать интересы трудового народа. И, естественно, для всех этих людей нужна монистическая теория с тем, чтобы обеспечить толерантность, исключить взаимную борьбу и т.п. Потребность в этом – громадная и без такой монистичной теории не только США, но и все общество не выживет в третьем тысячелетии.

Второй фактор анализа идеологии – усвоение социализации как главного закона современного общества [см. 54, глава 16]. Следует учитывать и множество других факторов.

«… Поступательное движение мира происходит только благодаря деятельности огромных масс … [65.3.90].

идеологическая активность народа

 


время (прогресс)

«Вместе с основательностью исторического действия будет, следовательно, расти и объем массы, делом которой оно является» [181.2.90].

· «По нашему представлению государство сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно» [161. 35. 21].

Сознательность масс

 


Сила государства

· Идеология приобретает силу в меру организации народа. «… Численность только тогда решает дело, когда масса охвачена организацией и ею руководит знание» [181.16.10].

образованность народа

 


организованность, толерантность

· «…Массы учатся из жизни, а не из книжек…» [161.20.66]. И такое обучение кровопролитно – бунты, восстания и т.п. И это закон предыстории общества. История общества начнется тогда, когда разум станет исходным фактором его жизни. Иначе: сознательно воспитываемая идейность станет идеологией общества. Только в таком случае произойдет превращение теории в материальную силу в виду овладения ее массами народа [см. 181.1.422].

· Единство идеи и интереса: «Идея неизменно посрамляла себя, как только она отделялась от интереса » [181.2.89].

· Исходное значение идеологии в прогрессе. Идеолог идет впереди [см. 161.5.363] и только в таком случае он имеет право на такое название. «… Быть идейными руководителями пролетариата в его действительной борьбе против действительных настоящих врагов, стоящих на действительном пути данного общественно-экономического развития. При этом условии теоретическая и практическая работа сливается вместе, в одну работу …» [161.1.309].

· Силой идеологии является ее воплощение в дисциплину, технику, индустрию. «…Берет верх тот, у кого величайшая техника, организованность, дисциплина и лучшие машины…» [161.36.116]. «Перед союзом народа и науки, пролетариата и техники не устоит никакая темная сила» [161.40.189].

Победа в борьбе

 


Уровень науки и техники

· Рост апологетической природы классовой идеологии. Главная причина идеологического кризиса такого общества показана Марксом [см.181.23.17 и 181.2.347].

 

 

4. НАУКА

«Жизнь коротка, а наука долга»

[Лукиан, 171.41]

Проблема современной науки конкретна и определенна – нужен качественный ее скачок. Особенно очевидно это в экономической науке, представителем которой я являюсь всю свою жизнь. Именно это понуждало меня обращаться

к философии с целью поиска средств решения проблем

экономической науки и обучения ей. И найденные решения великих философов прошлого важны не только экономистам,

а являются универсальным средством.

***

Культура общественной жизни детерминируется множеством факторов. Из них выделим внешние и внутренние регулятивы. Внешние - экосистема, в которой люди живут. Внутренние - это врожденные и развиваемые способности, которые лежат в основе активности и тем самым обеспечивают воспроизводство жизни людей. Все это в целом - культура. Основные ее формы:

Регулятивы

┌───┴────┐

нравственность® духовность

┌─────┴────┐

иррациональная® рациональная

(наука)

Нравственность. Инстинктивно возникшие «нравы животных» были основой аналогичного регулятива жизни у предков людей и первых людей. Это можно утверждать на основе сравнительного анализа образа жизни животных и людей. Оно может быть аргументом для утверждения основополагающей роли нравственности в обществе. Только общая теория может быть основой объяснения стихийного возникновения и воспроизводства нравственности как базового регулятива жизни общества.

Духовность -превращенная форма нравственности. Включая в себя нравственность, духовность дает ей обоснование тем или иным образом. На определенном этапе общественного развития возникли иррациональные формы духовности, сохраняющиеся в качестве базы по настоящее время. Современные ее формы:

мифы ® мистика ® теология.

Иррациональные формы духовности базировались на признании духов в качестве орудия жизни, давая им разную трактовку. Они были орудием жизни народа, выполняя множество полезных функций для нее, и остаются позитивными факторами жизни, несмотря на то, что возникли на их основе многие негативные процессы общественной жизни. Их прогрессивность и реакционность одновременно - факт общественной жизни. Одного нет без другого.

Позитивность, прогрессивность духовности многообразна. Она - средство воспитания «силы духа и силы воли». С ее помощью развивали сообразительность, емкость и гибкость памяти и т.п. Создавая обряды, духовность развивала тело физически танцами и играми, способности искусства – пением и т.п. Духовность отстаивала нравственный образ жизни или нравы как основу жизни. Она была одновременно средством аутогенной тренировки, облегчения страданий при болезнях и мук смерти.

Не раскрывая всех позитивных аспектов этих форм общественного сознания, привлечем к ним внимание исследователей. Духовность можно назвать «наукой народа», поскольку и ранее и сегодня она служат народу. Поэтому преступно воевать с духовностью, лишая тем самым народ основ его жизни, обездоливая его. Недостатки духовности следует преодолевать разработкой позитивных, рациональных идей, обеспечивающих жизнь общества.

Реакционность исходных форм духовности также многообразна. Нужен специальный поиск исследователей по этому вопросу. Сделаю акцент только на многообразии сект, среди которых имеются изуверские, антигуманные. И общество не может оставаться безразличным к этому.

Мистические формы общественного сознания не достаточны для объединения всех людей вне зависимости от их национальности и т.п. Это - коренная причина возникновения многих попыток улучшить верования, учения. И, как правило, возникают разные реакционные попытки «усовершенствовать» общество для того, чтобы оно служило их интересам более последовательно (хотя при этом не указывают истинных целей).

Главнейшим элементом духовности следует считать науку, т.е. рациональное, позитивное отражение мира. На этот счет многие ученые высказывали свои убеждения. Ограничимся здесь положением А.И. Герцена: «Наука если не пересоздает государства, то и не падает в самом деле с ним. Она – средство, память рода человеческого, она – победа над природой, освобождение. Невежество, одно невежество – причина пауперизма и рабства. Массы были оставлены своими воспитателями в животном состоянии. Наука, одна наука может теперь поправить это и дать им кусок хлеба и кров» [71.2.551].

Наука (сознание, разум, мудрость). В своих простейших формах наука возникает вместе с обществом в качестве обыденного сознания, опыта, практики, фактов, профессионализма. Все эти формы науки развивались вместе с ростом значения труда в обществе, прежде всего с изготовлением орудий труда. Орудия труда - результат прогресса профессионализма. И с тех пор профессионализм является основой общественной жизни. И он действительно детерминирует общественную жизнь, обеспечивая общество средствами существования за счет профессионального труда. Это уже было осознано у древних греков. «Наука плотника» и т.п. и тогда составляла основу общества, что констатировал Платон словами Сократа. Одновременно уже тогда была ясна недостаточность той науки и необходимость качественного роста профессионализма. И пока нет «республики наук» по Дж. Локку [169.1. 85].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: