ТЕМА 11. Социальное самочувствие как индикатор социального развития молодежи 15 глава




'Keniston К. Youth and Dissent. The Rise of a New Opposition. N.Y., 1971; Rebels or Revolutionaries Student

Movements of the I960V N.Y.. 1975.

1 Allerbek К, Rosenmaycr R. Aufslnnd der Jugend? Miinchcn. 1971.


157 ным распоряжением правами и недостаточностью социально-экономических по­зиций. Такая дефиниция статуса молодежи предполагает уточнение границы мо­лодежи «сверху» через выделение понятий «молодой» и «молодой взрослый» (Jugendliche, Junge Erwachsene): «молодой взрослый» уже достиг определенных социальных позиций, которые «молодому» еще не доступны Однако и для «мо-подого взрослого» определенные узаконенные статусы не вполне доступны или не могут быть в полной мере реализованы «Молодежь с учетом подразделения «молодого» и «молодого взрослого» является в этом смысле понятием «статуса».

[ПАДАНИЕ 3.16. Оцените приведенный выше подход. В чем, на ваш взгляд,
,он обогатил социологию молодежи в целом? Откликом на какие теоре-
\тические и с оциальные про блем ы он яв ил ся?
_________________________________

Рассмотрим и менее изученный момент - самокритику теоретиков и деятелей контркультуры Она носила разный характер.

• У одних - в форме эмоционального отказа от прежних лозунгов. Характе­рен путь Дж. Рубина: от лозунга 1960-х гг. «Свергнем наших родителей!» к лозун­гу «Съешьте мои слова!». Некоторые бывшие «новые левые» оценили себя в прошлом как «поколение разрушителей»'.

• Подход других был более аналитическим. Примечательно изменение пози­ции Т. Роззака. Уже в 1979 г. он написал книгу «Незаконченный человек»2, где признал несостоятельность прежних призывов и надежд. Усилилось его неверие в человека - «незаконченное», «незавершенное» животное. «Религиозное обнов-/к;ние» («восстание шаманов») он уже соотносит не с молодежью, а с мастерами «духа», «немногими», «хранителями всеобщей мудрости». «Поиски реализации своей личности являются как бы «петлей обратной связи», восстанавливающей чоповеческий масштаб вещей. Спасая себя, люди утверждают человеческие масштабы, они подрывают существующую систему, гигантизм Подрывая гиган­тизм, они спасают планету»

Отчетливо эта линия прослеживается у Д. Кон-Бендита в 1980-1990-х гг.3:

• «Наше поколение особое в одном единственном смысле. Мы - первое поколе­
ние, которое родилось после второй мировой войны и выросло вместе с совре­
менным обществом потребления. Мы были первыми, кто задался вопросом о ка­
честве жизни».

Colier P.. Horowitz L. Destructive generation: Second Thoughts about the Sixties. N.Y.. 1989, ' Американская художественная культура в социально-политическом контексте 70-х годов XX века. М., I982. С.28; Ros?ak I h. Person-planet: the Creative Disintegration of Industrial Society. NY., 1979. P.38. 'См.: Кон-Бендит Д. Не верь никому старше ЗОЛ Литературная гатега. I987. IS июля: Кон-Ьснлит Л- Мы перевернули мир. но к счастью мы не победили..' Комсомольская правда. 1993. 29 сентября.


158

• «Никакое поколение не в силах изменить общество Оно может возбуждать об­щество. Но чтобы его изменить, надо быть в большинстве»

• «Самое точное определение 1968 года - бунт поколения, поколения протесте, Но это была попытка протеста негодными средствами. Бунт случился в 1968 го­ду, а мы говорили на языке революционной иллюзии прошлого века и начала нынешнего. Наше поколение просто хотело сказать обществу, в котором мы жили1 мы не хотим, чтобы нас учили жить. Мы стремились выработать свои собственные гформы жизни». Мы перевернули мир, но, к счастью, мы не победили». «Социаль­ные перевороты нередко сопровождаются насилием, но я уверен: насилие не может быть политической стратегией».

• «Капиталисты думают, что конечной фазой исторического процесса является капитализм, и сегодня они на коне. Социалисты думают, что конечный этап - ком­мунизм, и сейчас переживают кризис. А я думаю: существует множество альтер­нативных путей развития общества» «Сейчас решается вопрос: быть или не быть обществу, к созданию которого мы стремились? Окопаемся ли мы за своими гра­ницами и превратимся в стареющую, изолированную от остального мира нацию, или допустим приток «свежих сил».

• «Я смотрю на нынешнюю молодежь оптимистически. Мы не должны повторять ошибку наших родителей и относиться к молодым свысока Каждое поколение хо­чет, прежде всего, получить свой шанс в жизни. Мы были политическим поколе­нием, они - поколение компьютерное. Им нужно время, чтобы понять свой техно­логический мир, и когда они поймут его, они выступят с совершенно новыми идеями».

ЗАДАНИЕ 3.17. Оцените отмеченную трансформацию идей и лозунгов. В
какой мере вы готовы признать и принять подобную метаморфозу моло­
дежных лидеров и идеологов? Что, на ваш взгляд, за ней
- подтверждение
правоты мнения, что «молодые перебесятся и остепенятся»? Конъюнк-
турность взглядов этих лидеров и идеологов? Отражение изменившейся
\ исторической ситуации?
_______________________________________________

Основные сюжеты переосмысления идей контркультуры в годы после «мо­лодежной» революции таковы:

• почему произошла эта революция? Распространение контркультуры связы­
валось с «оплошностями» родителей, которые забыли о своих обязанностях и о
главной из них: «смотреть на себя как на абсолютный авторитет в вопросах добра


159 И зла, истинного и ложного»'. Контркультура осуждалась как «разрушительная, враждебная культура», неспособная обеспечить социальное единство»2: t «потерпела» ли молодежная революция поражение или одержала побе­ду? Ответы были различными:

■ Одни приходили к выводу: победа «молодежной» революции невозможна, так как победившие молодые стареют».

■ Другие соотносили поражение с внешними атрибутами, фиксируя: «молодежь остепенилась». Характерен подзаголовок доклада ЮНЕСКО (1974 г.) о положении молодежи - «Меньше шума».

■ Третьи подчеркивали: молодые были не подготовлены бросить вызов системе Дня попыток понять причины поражения типичны последние работы Г. Маркузе, чья концепция оправданности бунта против одномерного потребительского об­щества была идеологической основой многих идей и лозунгов молодежного про­теста. Маркузе обратил внимание на два фактора, система оказалась более гиб­кой, способной «вписать» контркультуру и ее атрибутику, готовой и подавить про­тест молодежи, и манипулировать ее сознанием и поведением; негативистский характер контркультуры мешал ей стать массовым явлением. Отсюда выводи­лась необходимость переориентации: от революции в сознании к распростра­нению и пропаганде контркультуры, от кавалерийской атаки на Систему и ее ин­ституты к «долгому маршу сквозь институты общества»3;

 

контркультура утвердилась «незаметно», движение протеста бесшумно по­бедило. Характерно мнение: протесты и мятеж молодежи «доходят до сердца среднего американца и смущают его совесть. Он понял, что подавление во всех областях - это неудача, и, в конечном счете, оно невыносимо. Он хорошо понял, что составляло его счастье, и начинает спрашивать себя, стоит ли доллар таких жертв. И тогда он начинает прислушиваться (издалека, но это уже большой про­гресс) к голосам молодежи. Он то ненавидит ее, то презирает, а в глубине души даже завидует ей. Америка преобразуется теперь изнутри. Это рациональное об­щество, проникнутое до мозга костей техникой, не сможет безнаказанно терпеть в своем лоне «поколение любви»4;

по-новому рассматривалась и социальная роль контркультуры. Это наи-

' Dtcter M. Libera! Parents, Radical Children. NY., 1975. P.3S.

' Американская художественна» кульгура в социально-иолипгческом контексте 70-х годов XX века. М.,

1482. С.88-89.

'См.: МсльвильФ.Ю., Разлогов К.Э. Контркулыура и «новый консерватизм». М., 1981.

' Хойбнер Т. Вызов неприкаянных: модные волны и молодежные течения - телы, хиппи, панки, рокеры - в

ипадном мире. М., 1990. С. 318-319.


160

более обогатило концепцию контркультуры в 1970-1990-е гг. В оценках проявля­лись два основных подхода: расширительный (контркультура - адаптивны" механизм трансляции социального опыта) и ограничительный (контркультурв • одна из многих субкультур)'.

Субкультурный подход все чаще применялся не только к контркультуре, но и к молодежной культуре в целом. Соответственно, она понималась как совокуп­ность сменяющих друг друга или сосуществующих стилей. Системообразую щим признаком выступал (да и выступает) стиль рок-музыки и порожденный им стиль жизни и поведения. Идея тождества стиля жизни молодежи и направления рок-музыки теоретически весьма уязвима. Вне сферы юнологии оказываются мно гие важные стороны жизни молодежи Но это не помешало распространенности такого восприятия в молодежной среде: «Рок-музыка и сопутствующая ей куль­тура - знак молодости. Рок - это религия, основанная на культе молодости, ве­рующий скорее отдаст свою жизнь, чем станет предателем» Трудно более ярко выразить суть этого мировосприятия Как отражение роли рок-музыки в жизни мо­лодежи появилась целая отрасль юнологии - социология рока. Характерно при­знание одного из ее теоретиков и исполнителей рок-музыки С. Фрича: «Социоло­гия рока неотделима от социологии молодежи»2.

ЗАДАНИЕ 3.18. Что, на ваш взгляд, питало подобный подход? Согласны ли
вы с ним? Если нет, то каковы ваши контраргументы?
__________________

Музыка в формуле Фрича рассматривается как определяющий субкультур-ный признак. Внимание акцентируется на процессе производства и потребления рок-музыки определенного стиля Рок определяется как «коммерчески произве­денная музыка на массовом молодежном рынке». А рок-музыкант рассматривает­ся как «развитая индустрия», чья цель - дать максимальную прибыль дельцам от музыки, а участь - быть чаще всего «каторжником, прикованным к галере»3. Социологи выявили противоречия рока:

• «микстура естественности, непосредственности (аутентичности) и «сделанно­сти», искусственности»;

• поле для самовыражения молодежи, но и «жирный кусок для бизнеса»,

• двойственность его социальных функций - он воспринимается молодежью как форма социального протеста, но фактически используется Системой как новая

1 См.: Громова И.Б., Леонтьева В.Н. Контркультура как адаптивный механизм трансляции социального опы­та// Comic. I99I.№10. -" Frilch S. The Sociology of Roc. I... 1978. ' Colicr P.. Horowitz I.. Destructive Generation: Second Thought* about the Sixties. N.Y.. 1989. P.I I,


форма социального контроля;

• есть внешняя, атрибутивная сторона (сенсации, скандалы, жизнь и похожде­ния звезд и кумиров), но одновременно рок своими средствами, так или иначе, от­ражает социальные проблемы молодежи, изменение ее ценностных ориентации. идеалов и разочарования

ЗАДАНИЕ 3.19. Согласны ли вы с этими характеристиками? Совпадают
ли они с вашими личными представлениями о роке? Менялись ли эти
пред ставления?
_________________________________________________________

Социологический анализ стилевого разнообразия рок-музыки как основы молодежных субкультур предполагает использование различных критериев. Не стремясь объять необъятное, да и не будучи специалистами по истории рок-движения, ограничимся одним из возможных вариантов выделения таких критери­ев Основным из них может и должен выступать стиль рок-музыки. На основе исследований специалистов-музыковедов, культурологов можно попытаться, с определенной мерой условности, представить динамику стилей рок-музыки. Эта мера условности связана с рядом обстоятельств. Прежде всего, сама смена сти-пей не была краткосрочной и прямолинейной. Большинство стилей не вытесня­лось полностью, а поэтому все более усиливалось стилевое разнообразие. Серь­езный отпечаток накладывали и региональные особенности. К тому же подход, основанный на стилях рок-музыки, не исчерпывает всего разнообразия стилей жизни молодежи. Уже в 1960-е гг. возникло разграничение на «рокеров», при­держивавшихся определенного стиля рок-музыки, и «модсов», следовавших оп­ределенной манере одеваться, вести себя. Конечно, и тогда, и в последующие го­ды такое разграничение не было жестким. Действительно, битники, панки, ме­таллисты, рэперы ориентировались одновременно и на стиль рок-музыки, и на соответствующий ему образ жизни.

ЗАДАНИЕ 3.20. Оно несколько необычно и обращено преимущественно к тем, кто увлекается современной рок-музыкой. Рассмотрите предложен­ную нами динамику стилей рок-музыки, внесите свои коррективы и до­полнения.

Какова же динамика стилей рок-музыки в 1960-2000-е гг.?

«Белые забрали все деньги Черный фолк - все песни, Песни не купишь ни за что».

«бит-музыка» - стихийность и острота этой музыки, текстов песен были пол­ным отражением тоски молодых людей;

«фолк-рок» - электронная обработка народных ме­лодий и мотивов, разновидностью которой был блэк-рок, в котором использовались негритянские мотивы;


               
   
 
   
     
 
 


162

«Болтовня родилась, едва прикоснувшись к твоему языку Ты спишь так много, что сам в это веришь Суди себя сам, чтоб не попасть под суд других». «Ты не сможешь стать королем мира, Если ты - раб однообразия». ____________

«кантри-рок» - близок к фолк-року, основан на традиционной деревенской му зыке;

«скиффл» - синтез рока, блюза и диксиленда. В этой манере работал ан­самбль «Биттлз»;

«хард-рок» (тяжелый рок), позже «хэви -метал» - это синтез иступленных забойных ритмов и благозвучных стихов. Многие из композиций «металлики» можно назвать философскими. Основные слушатели фи­лософских фантазий - это белая молодежь, преимущественно мужчины. Вызы­вающая внешность и поведение многих металлистов - это не только поза, это их стиль жизни, кредо, образовавшееся под влиянием собственных песен;

«диско» - преимущественно танцевальная музыка;

«джаз-рок» - синтез джаза и рок-музыки;

«новая волна» - главная задача: однажды пленить своего потенциального слушателя и уже не отпускать его из власти «сладкого сна» к реалиям ежеднев­ных забот и сомнений;

«панк-рок» - панки бунтовали против системы в эстетике безобразного. Они хотели вызвать отвращение и вызывали его: внешним видом, песнями, поведе­нием. Типична оценка панков как «неприкаянных». Окружающий мир не без осно­ваний представляется им абсурдом, они отвечают ему абсурдным безобразием одежды, музыки и поведения. Показательны их собственные рассуждения:

«Америка? Боюсь ее людей - вернее их мыслей - боюсь. Боюсь их жадности до денег и власти» «Считаю сумасшествием, что люди могут пойти убивать друг друга во имя того, что могли бы получить и без этого. Побеждает здесь не тот. кто прав, а тот, кто убьет больше врагов». «Люди привыкли валить на Господа ответственность за свои беды Им бы иметь больше веры в самих себя, а они вместо этого выкладывают Господу все свои проблемы и считают, что он этими про­блемами займется».

«спид-метал» (скоростной металл) - синтез панк-рока, хард-рока и хэви-метал. Для него наиболее характерны темы принуждения и безумства. Это музы­ка негативных эмоций и отрицания, в которой не найти ласкающих слух мелодий, сентиментальных пассажей;

«рэп» - ренессанс блэк-рока, обогащенного опытом хард-рока и хэви-метал. Рэп абсолютно свободен и напрямую «подключен» к реальности наших дней, он произвел настоящий переворот в культуре. Это движение юных, и внутри него все бурлит и кипит. Отсюда его особенности: любовь к разным кодам, сокращениям, к игре слов, к намекам и символам. Отсюда и его оглушающая сила, и сбивающая с


ног напористость. РЭП шокирует и тревожит. У рэперов наиболее наглядно про­является целостность молодежного стиля. РЭП - это и музыка. Музыка парадок­сальная - создаваемая без настоящих певцов и без пения как такового.

СЛОВАРЬ РЭПА: Хип-хоп - культура негритянских гетто, основанная на рэпе. Би-Бой - юноша, приверженец хип-хопа, Флай еерл - девушка, увлекающаяся хип - хопом, Хоум бой - закадычный друг - по хип - хопу; Эм-ви - наиболее искусный рэпер; Гетто бластер - «взрыватель гетто», переносной при­емник - магнитофон, который обычно носится рэпером, чтобы слушать музыку повсюду, где он находится Тэг - настенная надпись, рисунок, сдепанные с помо­щью красок и подписанный группой Би бойз; Тэегер - специалист по таким надписям; Той - испорченный другими Тэг, что означает для рэ­перов оскорбление; Йо1 - приветствие, подчеркивающее, что и ты. и тот к кому ты обращается, принадлежите к клану хип-хопа

«У меня образование бродяги, С инфляцией знаком не по газетам. Не могу добраться до работы: Бастует транспорт, стоит метро. А в комнате моей гуляют крысы. А на кухне навалом тараканов. А и парке ходят молодые янки, У них в руках бейсбольные биты Ист, не надо меня толкать! Я и так уже на краю пропасти. Иногда мне бывает страшно: Квк это я умудрился До сих пор не пойти ко дну?» РЭП

Но это - и особый жаргон. В нем свой словарь. РЭП это и опре­деленный «джентльменский» набор вещей, предметов. Кроме уже отмеченных приемника-магнитофона и на­бора красок-аэрозолей он включает: медальон с каким-то громким лозунгом. спортивную кепку с большим козырьком с символикой бейсбольной команды и фирменные кроссовки.

Стиль поведения и манера одеваться имеют самостоятельное значение. Как особые стили молодежной культуры можно выделить ряд групп, различия между которыми преимущественно связаны с манерой одежды, поведением:

«ябы» - происхождение этого слова связывают с соединением слов «моло­дой» (young) и «банда», «толпа» (mob) или прочитанное наоборот слово парень (boy). Для них типична ориентация на насилие и жестокость;

«йаппи (яппи)» - пришли на смену хиппи. Буквально означает: умеющий бы­стро продвигаться по служебной лестнице и просто «пробивной». Это молодые преуспевающие профессионалы. Их отличительные черты - аккуратная стрижка, костюм с иголочки, изысканные манеры. Но они готовы ради карьеры быть жест­кими и агрессивными, не гнушаться никакими средствами, напряженно работать, повышать свой профессиональный уровень;

«паппи» - это не простая копия яппи, их предшественников. Они меньше за­рабатывают, меньше рискуют, но у них более высокий уровень образования. Они работают в напряженном ритме, но одновременно спокойнее, скромнее и индиви­дуальное, чем яппи;

«новые викторианцы» - среди английской молодежи 1980-х гг. появилось


164 негативное отношение к половой распущенности. По данным социологов Лондон­ского университета (опрос молодых людей до 24 лет), более 3/4 из них заявили, что намерены всегда быть преданными супругу (супруге), 9 из 10 - даже мысли не допускают об аморальном поведении своих избранников;

грандж («мусор») - стиль одежды: вытертые фланелевые рубашки, шерстянь» свитера грубой вязки, ободранные пальто из магазинов поношенной одежды, дра­ные джинсы и стоптанные ботинки,

Итак, спектр поведенческих стилей широк. На примере «гранджа» заметен и обратный ток: от поведенческого стиля - к музыкальному стилю грандж-рока, со­четающего монотонные распевы с гитарным скрежетом. Ныне он находит про­должение в рейве. Рейв (от англ. rave - бредить, говорить бессвязно, неистов­ствовать; в русском молодежном жаргоне - «кислота») - культ однообразной му­зыки, не требующей каких-то талантов и особых умений, сопровождающей безу­мие ночных танцев - конвульсий (где в темноте неразличимы лица).

Анализ молодежной культуры не может быть сегодня ограничен стилями рок-музыки и в связи с еще одним обстоятельством. Как уже отмечалось, рок-музыка -это производство и потребление. Но очень важно (особенно в условиях НТР), с помощью каких технических средств она производится, тиражируется и вос­принимается. Этот процесс прошел несколько стадий.

До недавнего времени происходившие изменения (компакт-диски, видеокассеты и т.д.), влияя на характер восприятия рок-музыки молодыми людьми, не затраги­вали ее ведущей роли в их образе жизни, содержании досуга. Ситуация начала резко меняться, когда появились компьютерные игры. Они стали предвестником электронной революции досуга, положительное или отрицательное значение ко­торой пока сложно оценить. С тех пор масштабы компьютеромании выросли так, что буквально захлестывают молодежь, особенно в США и Японии. Уже к началу 1990-х гг. 8 каждой третьей семье в США прижился персональный компьютер. К 2000 г. их стало в два раза больше. Ко времени, когда подростки достигают 10-11 лет, они уже по 2-3 года общаются с компьютером. На этой основе формируется новая субкультура, стиль - киберпанкизм. Это - по оценкам - «греховный аль­янс технического мира с низкими проявлениями поп-культуры и уличной анархии», «синтез человека и машины».

Калейдоскоп стилей молодежной субкультуры, которая все чаще предстает как разнообразие субкультур, делает особенно сложным целостный подход к харак­теристике поколения молодежи Запада в этот период. Но тем интереснее, что на


[65

теоретическом и эмпирическом уровне попытки такого поколенческого подхода реализуются. Из теоретических работ сошлемся на книгу Л Хендри1;

• в социологии молодежи сложилось разнообразие концепций: «конфликт поко­лений», «кризис идентичности», «буря и натиск»;

• сегодня речь может идти не о конфликте поколений, а о разных ценност­ных ориентациях преимущественно в рамках семьи и по вопросам стиля жизни -одежда, прическа, внешний вид; «шумность», развязность в поведении. Но в главном преобладает конформизм;

• «подавляющее большинство подростков следует - в работе, браке, досуге - традициям общества, в котором они выросли». Тезис о поколении тинэйджеров, отвергающем ценности их родителей, ныне весьма далек от реальности;

сохранение ценностей можно рассматривать двояко: между конкретными ро­дителями и их детьми; между поколением родителей и молодым поколением;

• социально-психологическая типология молодежи:

 

«конформисты» - большинство молодых; те, кто усваивает доминирующие ценности общества;

«новаторы» - стремятся (политически или индивидуально) создать новый стиль жизни, отличный от преобладающего в обществе;

«социально отверженные» - асоциальные, делинквенты (правонарушители), недовольные, «плывущие по течению», не вписавшиеся в общество;

• в ориентациях подростков произошло изменение: от труда к досугу. Необхо­
димо в системе образования обеспечить оптимальное соотношение подготовки к
работе и подготовки к досугу. Досуг - самое важное для молодых. Молодость -
кчас пик» в удовлетворении досуговых потребностей. Молодые имеют больше
свободного времени и возможностей и несут меньше ответственности, чем в лю­
бой другой период жизни. Поп-музыка и танцы становятся символами молодого
поколения, объединяя его и отличая от поколения взрослых.

ЗАДАНИЕ 3.21. Согласны ли вы с мнением Хендри? Насколько широко, по
вашим жизненным представлениям, распространилась
в молодежной ере-
д е тенденция «от труда к досугу»?
______________________________________

Обилие эмпирического материала о ценностных ориентациях западной моло­дежи, относящегося к продолжительному периоду (1970-2000-е гг.), усложняет проблему его отбора. Вряд ли разумно перечислять разнородные (по странам, срокам, методикам и т.д.) исследования и их результаты. Выделим те, которые

' Hendry L. Growing up and Going oul. Adolescents and Leisure Aberdeen, 1983.


166

носят обобщающий характер и фиксируют обобщенные черты социального портрета западной молодежи, отличаясь высоким уровнем социологического профессионализма Конкретизируем их в рамках десятилетий (1970-е, 1980-е, 1990-2000-е годы).

1970-е годы

Определяющий социологический ориентир этого периода «Моло­дежь - большая надежда» сменил представление «Молодежь -страшная сила»'. Наиболее типичные перемены зафиксировали социологи Д. Ям-келович, Х.Лэш, Г. Малькольм и др2. Янкелович в качестве основной перемены отметил возникновение «нового племени, новых правил». Суть - в замене тра­диционной протестантской «этики самоотречения» развивающейся у молодых «этикой самоосуществления, самореализации» Жизненные планы молодых существенно изменились. Ориентации на создание семьи и воспитание детей, покупку нового дома или нового автомобиля перестали быть приоритетными, Главным стала реализация своего духовного потенциала, своих способностей. Развивается массовая ориентация молодых: «Выразить себя, полагаться на собственное чувство, ощутить себя личностью". Качественно меняется опре­деляющий нравственный принцип: от «долга перед другими» к «долгу перед со­бой». Этот поиск самовыражения охватывает, по оценке социологов, около 80% респондентов. 72% опрошенных молодых людей уделяют много времени пробле­мам своей внутренней жизни. За десятилетие (1970-е гг.) почти вдвое уменьши­лась доля студентов, считающих: «хороша любая работа, если она хорошо опла­чивается». У взрослых доля таких людей сократилась на треть.

К сходным выводам пришли и американские социологи Лэш и Малькольм, за­фиксировавшие распространение молодежной «культуры нарциссизма», станов­ление «поколения нарциссов», чей основной принцип «поколение - это Я», для которого его проблемы важнее, чем чьи-либо другие. Обобщением этих измене­ний был вывод культурологов США: «В недавнем прошлом культура была общим, объединяющим моментом, в особенности для молодежи; ныне она отмечена ак­центом на самолюбование и уединенность, личные вкусы и склонности домини­руют над всякой общей идеей».

1 Основы ювснологин: опыт комплексного междисциплинарного исслеловання/11ол рел. Е.Г.Слуцкого. СПб. 2001. С. 227-228.

1 lasch Chr. The Culture of Narcissism. N.Y., 1978; Malcolm II. Generation of Narcissus. Boston-Toronto. 1971; Yankelovich D. Changing Youth Values in the 70's. N.Y.. 1974; Yankelovich D. Work, Values and New Breed // Work in America: The Decade Ahead. N/Y.. 1979 Yankelovich I). New Rules: Searching for Selffulfilment in World Turned Upside Down. N.Y., 1981.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: