Дополнения и изменения в учебную программу
На 2014-2015 учебный год
Учебная программа пересмотрена в связи с уменьшением учебных часов до 518.
I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
Целью занятий по детской хирургии со студентами субординаторами является углубление и совершенствование знаний по диагностике и лечению острых хирургических и гнойно-воспалительных заболеваний, врожденных пороков развития, а также амбулаторно-поликлинической патологии у детей.
Задачами изучения предмета является овладение методами диагностики и лечения неотложных состояний, острого аппендицита, кишечной непроходимости, врожденных пороков, гнойно-септических заболеваний, техникой хирургических вмешательств при наиболее распространенных хирургических вмешательствах у детей.
Каждый студент должен уметь:
1. Обследовать и поставить диагноз ребенку с острым аппендицитом, непроходимостью, перитонитом;
2. Обследовать и поставить диагноз в ранние сроки больным с гнойно-воспалительными заболеваниями мягких тканей;
3. Обследовать и поставить диагноз новорожденным детям с врожденными пороками развития;
4. Овладеть диагностическими манипуляциями: исследование прямой кишки, постановка клизм, зондирование и промывание желудка, катетеризация мочевого пузыря;
5. Интерпретировать рентгенограммы;
6. Оформлять лист назначений, историю болезни и другую медицинскую документацию стационара;
7. Овладеть методами хирургической обработки ран и дренирования гнойных ран;
8. Пользоваться хирургическими инструментами и аппаратурой, применяемой в детской хирургической клинике;
9. Ассистировать при хирургических вмешательствах на органах брюшной, грудной полости, опорно-двигательном аппарате;
10. Наложить гипсовую повязку, скелетное и клеевое вытяжение;
11. Проводить первичную сердечно-легочную реанимацию; непрямой (закрытый) массаж сердца;
12. Диагностировать дыхательную недостаточность и правильно выбирать терапевтическую тактику (уметь проводить ИВЛ);
13. Рассчитать объем инфузионно-трансфузионной терапии в пред- и послеоперационном периоде у больных общехирургического профиля.
II. Перечень разделов, усвоение которых студентами необходимо для изучения детской хирургии
- специальные методы исследования;
- гнойно-септические заболевания;
- острые хирургические заболевания органов брюшной полости;
- пороки развития новорожденных;
- плановая хирургия;
- принципы интенсивной терапии;
- амбулаторно-поликлиническая хирургия;
- травматические повреждения костей, органов брюшной полости и грудной клетки;
- детская онкология.
Предусмотренный учебным планом объем знаний и практических навыков по травматологии, детской ортопедии, детской урологии, детским болезням, патанатомии, клинической фармакологии, гигиене детей и подростков, эндокринологии, клинической токсикологии, клинической лабораторной диагностике и клинической аллергологии и иммунологии студенты получают на профильных кафедрах БГМУ.
Субординатор должен знать:
- анатомо-физиологические особенности детей;
- этиологию и патогенез пороков развития и хирургических заболеваний;
- показания и сроки их хирургического лечения;
- клиническую картину заболеваний и особенности их течения в зависимости от возраста ребенка;
- методы исследований детей с хирургическими заболеваниями;
- методы предоперационной подготовки и послеоперационного ведения;
- методы бужирования пищевода.
Субординатор должен уметь:
- обследовать детей для выявления хирургических заболеваний и пороков развития;
- читать рентгенограммы при диагностике:
- пороков развития пищеварительного тракта, органов грудной клетки, гнойно-воспалительных заболеваниях;
- кишечной непроходимости;
- некротическом энтероколите;
- перфорации полого органа;
- остеомиелите;
- пиотораксе, пиопневмотораксе, пневмотораксе;
- диафрагмальной грыже.
- выполнять диагностические и лечебные манипуляции:
- ректальное исследование;
- катетеризацию и пункцию мочевого пузыря;
- сифонные и другие виды клизм;
- венепункцию и венесекцию;
- внутривенное вливание жидкости;
- плевральную пункцию;
- разрезы при панарициях, абсцессах, флегмонах;
- вправление выпавшей прямой кишки;
- обработку ран с наложением швов;
- бужирование пищевода;
- ассистенция на операциях по поводу аппендицита, грыж различных локализаций и других заболеваниях;
-снятие швов.
Оформление всей медицинской документации.
III. Содержание дисциплины
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Содержание | |
Деонтология в детской хирургии Семиотика хирургических заболеваний у детей и клинические методы их обследования. | Познакомить студентов со взаимоотношениями детского хирурга и родителями, ребенку которых предстоит операция; или он находится после операции; ребенок умер; находится в тяжелом состоянии; тяжелые и множественные врожденные пороки и тактика детского хирурга. Взаимоотношения в коллективе. Научить диагностике хирургических заболеваний у детей путем использования: 1) семиотики, т.е. симптомов и синдромов заболеваний; 2) методов клинического исследования больных; 3) построения заключения с помощью диагностических приемов. | |||
Эндоскопические методы исследования. Рентгенорадиологические методы. | Ознакомить с инструментарием и принципами диагностики методами: 1) ректороманоскопии; 2) фиброгастроскопии; колоноскопии; 3) бронхоскопии; эзофагоскопии. Ознакомить с 1) обзорной R-графией, R-скопией, томографией, рентгеноконтрастными методами; 2) радиоизотопными методами; 3) компьютерной томографией; 4) ультразвуковой полиграфией, ЯМР. | |||
Повреждения грудной клетки и органов грудной полости. | Научить студентов ставить диагноз перелома ребер, пневмоторакса, гемоторакса, ушиба легкого, травматической диафрагмальной грыжи, открытых травм. Ознакомить с лечением, осложнениями. | |||
Закрытая травма живота и органов брюшной полости (семинар). | Обучить диагностике закрытых повреждений живота и органов брюшной полости: 1) виды закрытых повреждений; 2) клиническая картина травмы паренхиматозного органа; 3) клиническая картина травмы полого органа; 4) методы диагностики; 5) показания к лапаротомии. Современные методы лечения. | |||
Инородные тела ЖКТ и дыхательных путей. | Научить диагностике и лечению: 1) инородных тел пищевода, желудка, кишечника, прямой кишки; 2) безоаров; 3) инородных тел трахеи и бронхов. Осложнения. | |||
Острый аппендицит у детей старшего возраста и детей до 3-х лет. | Научить студентов ставить диагноз типичных и атипичных форм острого аппендицита. Ошибки в диагностике, их причины. | |||
Дифференциальная диагностика острого аппендицита. | Обучить студентов методике дифференциальной диагностики острого аппендицита: 1) зависимость диапазона и спектра дифференциальной диагностики от возраста и пола ребенка; 2) дифференциальная диагностика острого аппендицита у детей старшего возраста: - желудочно-кишечные заболевания; - заболевания биллиарной системы; - заболевания мочевыводящей системы; - патологии гениталий у девочек; - врожденные и приобретенные заболевания илео-цекальной области (дивертикул Меккеля) – копростаз; - пневмония; - острые респираторные инфекции; - капилляротоксикоз; - инфекционные заболевания; - ревматизм; - гельминтозы; - прочие заболевания; 3) дифференциальная диагностика у детей младшего возраста: - острые респираторные инфекции; - копростаз; - заболевания мочевыделительной системы; - желудочно-кишечные заболевания; - отит; - пневмония; - ангина; - инвагинация; - детские инфекционные болезни; - прочие болезни (синдром Мальабсорбции, диплококковый перитонит, мезаденит, кисты, опухоли брюшной полости, врожденные аномалии кишечника; 4) дополнительные специальные методы дифференциальной диагностики (рентгенологические, эндоскопические, функциональные). УЗИ, лапароскопическая диагностика. | |||
Диагностика и лечение острого аппендицита (семинар). | Отработать технико-тактические особенности хирургического лечения острого аппендицита у детей, обучить технике аппендэктомии: 1) обезболивание; 2) особенности оперативного доступа и их варианты; 3) оперативный прием и способы перитонизации культи аппендицита; 4) показания к ревизии органов брюшной полости; лечение деструктивного аппендицита; показания к дренированию; 6) программы послеоперационного лечения; 7) лапароскопическая аппендэктомия. | |||
Аппендикулярный перитонит (отграниченный, распространенный). | Обучить студентов диагностике и тактике при аппендикулярном инфильтрате: 1) стадии развития аппендикулярного инфильтрата; 2) клинические признаки аппендикулярного инфильтрата; 3) критерии хирургической тактики (стадия инфильтрат, длительность болезни, возраст ребенка); 4) оперативный прием и его объемы при аппендикулярном инфильтрате. Обучить студентов диагностике, дифференциальной диагностике и хирургической тактике при аппендикулярном перитоните; научить методике санации брюшной полости: 1) клиника и патофизиология перитонита; 2) дифференциальная диагностика и предоперационная подготовка; 3) объемы операций (санация брюшной полости, интраоперационное обезболивание и декомпрессия желудочно-кишечного тракта. | |||
Лечение больных с аппендикулярным перитонитом в послеоперационном периоде. Послеоперационные осложнения (ранние, поздние). | Научить студентов принципам конструирования программ ухода и питания, медикаментозной терапии и профилактики осложнений, реабилитации детей с аппендикулярным перитонитом: 1) выявление и контроль эффективной коррекции: а) волемических и циркуляторных осложнений; б) водно-электролитных и метаболических нарушений; в) гипокоагуляционного синдрома; 2) борьба с токсикозом и инфекцией, гипотермией, болью; 3) мероприятия по восстанавливанию функции желудочно-кишечного тракта; 4) методика расчета программы инфузионной терапии и парентерального питания; 5) профилактика осложнений и реабилитация. Обучить методам профилактики ранних послеоперационных осложнений, их диагностике и хирургической тактике: 1) осложнения со стороны операционной раны; 2) осложнения со стороны брюшной полости; 3) экстраабдоминальные, системные осложнения (токсико-инфекционный шок, синдромы «шокового легкого», почечной недостаточности, гемокоагуляционный). Научить студентов диагностике и лечению поздних послеоперационных осложнений: а) со стороны послеоперационного рубца; б) со стороны брюшной полости; в) не связанных с зоной операции: 1) диагностика и лечение поздней спаечной кишечной непроходимости; 2) клиника и лечение воспалительных инфильтратов и абсцессов. | |||
Ошибки в диагностике и лечении острого аппендицита и перитонита. (семинар). | Разобрать со студентами наиболее частые причины ошибок в диагностике и лечении острого аппендицита: 1) недооценка анамнеза и возрастных особенностей; 2) недоучет возможных вариантов расположения червеобразного отростка; 3) трудность распознавания атипично протекающих заболеваний при их сочетании. Выявить теоретическую и практическую подготовку по разделу. | |||
Механическая кишечная непроходимость. | Изучить этиологию, патогенез, классификацию, частоту заболевания.; клиническую картину, диагностику, рентгенологическую диагностику. Методы хирургического лечения. Лапароскопия в лечении непроходимости. | |||
Инвагинация кишечника. Методы диагностики. Лечение инвагинации (консервативное и оперативное). | Обучить студентов применению и интерпретации результатов клинического, рентгенологического, функционального методов диагностики инвагинации: 1) клинические формы методов инвагинации кишечника; 2) клинические симптомы инвагинации; 3) рентген-диагностика; 4) баллонная сфинктероманометрия. Ошибки в диагностике и их причины. Научить студентов методам лечения инвагинации: 1) гидростатическая дозированная дезинвагинация: показания, техника выполнения; 2) хирургические методы дезинвагинации, резекция инвагината, резекция измененного участка кишечника. | |||
Методы декомпрессии кишечника при лечении кишечной непроходимости. | Обучить студентов методике декомпрессионной интубации кишечника. Сравнительный анализ методик одномоментной интраоперационной декомпрессии кишечника и интубационной декомпрессии; 2) техника интубации кишечника через гастростому; 3) концевую энтеростому, цекостому, анте- и ретроградная интубация кишечника. | |||
Функциональная непроходимость кишечника. | Научить диагностике, дифференциальной диагностике с механической непроходимостью, медикаментозному и другим методам лечения. | |||
Патология тонкой кишки. Патология брюшины. | Обучить диагностике и лечебной тактике при следующих заболеваниях: 1) мезаденит; 2) терминальный илеит; 3) дивертикул Меккеля, кисты. Обучить диагностике и лечению криптогенного перитонита: 1) токсико-септическая форма; 2) простая форма. Хирургическая тактика, медикаментозное лечение. | |||
Наружные кишечные свищи и их лечение. | Научить студентов методикам лечения кишечных свищей: 1) понятие о высоких и низких, несформированных и сформированных свищах; 2) методика обтурации кишечного свища, защита кожи; 3) хирургические методы закрытия свищей и их оптимальные сроки; 4) выявление и коррекция нарушений гомеостаза при кишечных свищах. | |||
Патология органов брюшной полости (семинар) | Выявить теоретическую и практическую подготовку по разделу. | |||
Основные принципы диагностики и лечения доброкачественных опухолей у детей. | Характеристика и классификация доброкачественных опухолей у детей. Гемангиомы. Клиника, диагностика, лечение. Врачебная тактика. Лимфангиомы и пигментные пятна. Ошибки в диагностике и тактике. | |||
Семиотика, современные методы диагностики и лечения злокачественных опухолей у детей. | Частота и структура злокачественных опухолей у детей. Современные методы диагностики. Понятие – «онкологическая настороженность». Ошибки в диагностике. Основные методы лечения. | |||
Опухоли органов брюшной полости у детей. | Клиническая картина, диагностика, дифференциальная диагностика опухолей печени, селезенки, ЖКТ, тазовых органов. Малигнизация эмбриональных опухолей. Врачебная тактика. Лечение. | |||
Злокачественные лимфомы у детей. | Частота злокачественных лимфом, возрастные особенности, половые различия. Лимфогрануломатоз. Находжкинские лимфомы. Современные методы диагностики и лечения. Результаты лечения. | |||
Опухоли нейрогенной природы. | Основные локализации опухолей и их клиническая характеристика. Возрастные особенности. Классификация клинических стадий. Лечение. Отдаленные результаты. | |||
Возбудители гнойной инфекции у детей. Гнойные заболевания кожи и подкожной клетчатки. Гнойные заболевания лимфатических и кровеносных сосудов. | Познакомить с этиологией гнойных заболеваний: 1) грамм-положительная микрофлора, свойства, распространение; 2) грамм-отрицательная микрофлора; 3) анаэробная микрофлора. Виражи патогенности, чувствительность к микрофлоре, методы выявления (диагностика). Научить диагностике и лечению: 1) фурункула; 2) карбункула; 3) фурункула лица; 4) гидроденита; 5) рожи; 6) абсцесса и флегмоны. Научить диагностике и лечению: 1) лимфангоита; 2) лимфаденита; 3) гнойного артрита; 4) гнойного флебита и тромбофлебита. | |||
Острый гематогенный остеомиелит у детей старшего возраста. Эпифизарный остеомиелит у детей. | Этиология, теории патогенеза, особенности кровоснабжения эпифизов, диафиза, длинных трубчатых костей. Эпифизарный остеомиелит, клиника, методы диагностики, лечение, осложнения. Обучить студентов методике ранней диагностики и технике хирургического вмешательства: 1) клиника и патофизиология острого гематогенного остеомиелита; 2) клинические проявления и локализация очага воспаления; 3) методы ранней диагностики; 4) техника пункционной биопсии и цитологического исследования пунктата; 5) показания и техника декомпрессионной остеоперфорации, сквозного дренирования с проточными промываниями; 6) программа послеоперационного лечения, методы иммобилизации и реабилитации. | |||
Хронический остеомиелит. | Обучить студентов методике лечения: 1) клинические формы; 2) консервативное лечение; 3) сроки и методы хирургического лечения, показания; 4) профилактика осложнений и программы медикаментозного лечения; 5) реабилитация. | |||
Гематогенный остеомиелит у детей (семинар). | Оценить знания по теме. | |||
Гнойные заболевания суставов. | Научить диагностике и лечению гнойных артритов: 1) тазобедренного сустава; 2) коленного сустава; 3) голеностопного сустава; 4) плечевого и локтевого суставов. Дифференциальная диагностика. | |||
Флегмоны и абсцессы шеи. | Обучить диагностике и методам лечения: 1) абсцессов под нижней челюстью; 2) средних пространств клетчатки шеи; 3) влагалищ сосудов; 4) флегмон и абсцессов надключичной области. | |||
Медиастинит у детей. Гнойные поражения забрюшинного пространства. | Научить студентов диагностике и хирургическому лечению: 1) этиологические факторы; 2) клиническая картина и методы диагностики; 3) техника медиастинотомии: а) шейной, б) по Насилову, в) абдоминальной; 4) техника закрытого промывного дренажа средостения. Обучить диагностике и лечению: 1) паранефрита; 2) карбункула почки; 3) гнойников клетчатки таза, парапроктита. | |||
Гнойные процессы пальцев. Гнойные заболевания кисти. | Обучить диагностике и лечению панариция: кожного, подкожного, сухожильного, костного, паранихия, суставного, пандактилита. Обучить диагностике и лечению: 1) абсцесса ладони; 2) межпальцевой флегмоны; 3) подапоневротической флегмоны; 4) тендовагинита. | |||
Бронхоэктазия: этиология, клиника, диагностика, лечение. | Ознакомить студентов с техникой бронхографии, хирургического вмешательства; 1) причины бронхоэктазии; 2) клиническая картина; 3) рентгенодиагностика, показания и техника бронхоскопии и бронхографии; 4) показания и методика хирургического вмешательства. | |||
Бактериальная деструкция легких. Внутрилегочные осложнения. Плевральные осложнения. | Обучить студентов диагностике БДЛ, экстренной помощи, методике дренирования плевральной полости; 1) классификация, клиническая картина; 2) осложнения БДЛ; их клиническая и рентгенодиагностика; 3) торакоцентез, торакоскопия с дренированием плевральной полости; 4) активная и пассивная аспирация; 5) методика поисковой окклюзиии бронха. Научить студентов диагностике внутрилегочных осложнений и хирургической тактике: 1) классификация и клиническая картина внутрилегочного осложнения; 2) показания к консервации и оперативному лечению; 3) методика пункции внутрилегочного абсцесса. Обучить студентов диагностике и лечению: 1) клиническая картина различных форм плевральных осложнений; 2) рентгенодиагностика; 3) техника плевральной пункции, показания к дренированию; 4) программа интенсивной терапии. | |||
Нагноительные заболевания легких и плевры (семинар) | Проверить и оценить знания клиники, диагностики и лечения БДЛ, овладение практическими навыками. | |||
Принципы лечения гнойной инфекции. Методы санации гнойных очагов. | Обучить студентов принципам построения лечебных программ: 1) клинические формы течения гнойной инфекции; 2) принципы лечения острой гнойной инфекции; 3) принципы лечения хронической гнойной инфекции. Научить студентов обоснованно применять и технически выполнять операции при гнойных заболеваниях: 1) обезболивание; 2) методика хирургической обработки со способами ее усовершенствования (пульсирующая струя, вакуумная, ультразвуковая, лазерная обработка); 3) дренирование гнойной раны – пассивное, активное; 4) виды швов на гнойную рану, техника шва. | |||
Редкие формы гнойных поражений. Госпитализм в хирургии и его профилактика. | Флегмона желудка, тонкой и толстой кишки. Абсцесс печени. Анаэробная флегмона. Диагностика и тактика при этих заболеваниях. Познакомить студентов с современным госпитализмом, причинах, профилактике, лечением хирургических инфекций, контролем за соблюдением больничной гигиены. | |||
Паховые грыжи, грыжи белой линии живота, пупочные, спигелиевой линии, послеоперационные, ущемленные грыжи. Водянка яичка и семенного канатика. Варикоцеле. Крипторхизм. | Обучить студентов методике грыжесечений с пластикой по Краснобаеву, Мартынову. Тактика при послеоперационных грыжах: 1) клиническая картина и дифференциальная диагностика; 2) тактика при ущемленных грыжах передней брюшной стенки; 3) методика операций при грыжах; 4) особенности послеоперационных грыж. Обучить диагностике и хирургическому лечению (технике): 1) тактика при водянке яичка и семенного канатика у детей до 1 года; 2) консервативное и оперативное лечение; 3) методы хирургического вмешательства; 4) лечение варикоцеле и крипторхизма у детей. | |||
Патология поджелудочной железы. Острый и хронический панкреатит. Кисты поджелудочный железы. | Научить диагностике и лечению: 1) острого панкреатита; 2) хронического панкреатита. Обучить диагностике и дифференциальной диагностике. Ознакомить с методикой операций: 1) этиология кист; 2) классификация; 3) клиническая картина, диагностика и дифференциальная диагностика; 4) методы хирургического лечения. | |||
Хирургические заболевания печени. Кисты печени у детей. Острый и хронический холецистит у детей. Кистозная болезнь билиарной системы | Ознакомить студентов с клинической картиной и научить диагностике хирургических заболеваний печени у детей, определению тактики и методов лечения. | |||
Атрезия желчных ходов. | Научить диагностике, врачебной тактике, познакомить с оперативными методами лечения атрезии желчных ходов: 1) классификация по Баирову; 2) клиническая картина; 3) лабораторная диагностика; 4) характер и объем оперативного вмешательства, прогноз. | |||
Портальная гипертензия. | Научить диагностике и врачебной тактике при портальной гипертензии: 1) этиология, патогенез; 2) клиника внутрипеченочной и внепеченочной форм портальной гипертензии; 3) дифференциальный диагноз; 4) тактика хирурга при массивных кровотечениях; 5) виды и техника оперативных вмешательств; 6) исходы лечения, прогноз. | |||
Желудочно-кишечные кровотечения. Кровопотеря и шок (семинар). | Научить диагностике и методам лечения при кровотечениях из пищевода, желудка, тонкой и толстой кишки. Оценить знания студентов по теме. | |||
Переливание крови в детской хирургии | Научить показаниям и технике переливания крови: 1) определение групп крови, совместимости, резуссовместимости; 2) показания; 3) техника прямого и непрямого переливания; 4) осложнения и борьба с ними; 5) препараты крови и кровезаменители. | |||
Заболевания селезенки. | Научить диагностике и тактике при изолированных, системных заболеваниях селезенки, а также при спленопатиях: 1) кисты паразитарные и непаразитарные, доброкачественные опухоли; 2) спленопатии (болезнь Гоше); 3) болезнь Вергольфа; 4) методы лечения заболеваний селезенки. | |||
Кисты брюшной полости. | Научить диагностике и тактике при кистах брюшной полости: 1) кисты брыжейки; 2) энтерокистомы; 3) кисты большого сальника и придатков матки; 4) дифференциальная диагностика; 5) опухоли забрюшинного пространства. | |||
Заболевания толстой кишки | Научить диагностике заболеваний толстой кишки: 1) диагностика и лечение полипов, полипоза; 2) диагностика и лечение трещины прямой кишки; 3) клиника и лечение кандилом; 4) диагностика и лечение выпадения прямой кишки; 5) неспецифический язвенный колит. | |||
Термические ожоги. Электроожоги. | Клиническая картина, ожоги I, II, III A-B, IV степени, измерение поверхности ожога, «ожоговая болезнь». Лечение общее, местное, техника пересадки кожи, осложнения. Определение глубины поражения, лечение общее и местное, послеоперационная реабилитация. | |||
Отморожения. | Научить диагностике степеней отморожения, клиническая картина, оказание первой помощи, лечение. Классификация оперативных вмешательств. | |||
Организация хирургической помощи новорожденным. Анатомо-физиологические особенности организма новорожденного. | Изучить: 1) помещение, оборудование палат; 2) особенности асептики и антисептики; 3) выбор срока оперативного вмешательства; 4) деонтологию в хирургии новорожденных; 5) тактика хирурга при антенатальной диагностике ВПР; 6) обязанности медицинской сестры. Изучить: 1) вес, рост, пропорции тела; 2) особенности кожи, подкожной клетчатки, слизистых оболочек; 3) особенности органов дыхания, сердечно-сосудистой системы; 4) органы брюшной полости; 5) особенности нервной системы и обмена веществ; относительная незрелость ребенка. | |||
Предоперационная подготовка, наркоз, ведение послеоперационного периода. Обследование, оперативное вмешательство. | Ознакомить с предоперационной подготовкой, анестезией, ведением послеоперационного периода. Разобрать: 1) методы исследования – эндоскопические, УЗИ. Изучить особенности: оперативной техники; 2) оперативных доступов; 3) ошибки в хирургии новорожденных. | |||
Пороки развития грудной клетки. Пороки развития трахеи и легких. | Научить диагностике, тактике и принципам лечения: 1) пороков развития грудины; 2) пороков развития ребер. Научить диагностике и принципам лечения: 1) ателектазов легких; 2) агенезии трахеи и легкого; 3) гипоплазии легкого; 4) кист трахеи и легкого; 5) лобарной эмфиземы. | |||
Атрезия пищевода. Врожденные сужения пищевода, трахеопищеводные свищи, дивертикулы. | Научить ранней диагностике, транспортировке, предоперационной подготовке: 1) варианты атрезии пищевода; 2) ранние клинические признаки; 3) специальные методы исследования; 4) предоперационная подготовка; 5) методы операций, осложнения, ведение послеоперационного периода. Ознакомить с редко встречающимися пороками пищевода, диагностика и тактика: 1) виды врожденных сужений, диагноз, лечение; 2) виды трахеопищеводных свищей, клиника, методы диагностики; 3) пульсионные дивертикулы, методы хирургического лечения. | |||
Гастроэзофагеальный рефлюкс и гастроэзофагеально-рефлюксная болезнь. | Научить диагностике и лечению гастроэзофагеального рефлюкса: 1) клиническая и рентгенологическая картина; 2) консервативное лечение; 3) антирефлюксная операция, техника. | |||
Врожденный пилоростеноз. Врожденная кишечная непроходимость. Синдром Ледда, лечение острой и хронической кишечной непроходмимости | Научить диагностике и лечению врожденного пилоростеноза: 1) клиническая картина; 2) дифференциальный диагноз; 3) оперативные доступы; 4) пилоромиотия; 5) послеоперационное лечение, осложнения. Научить студентов диагностике, познакомить с методами лечения: 1) виды атрезий и стенозов; 2) нормальное вращение средней кишки; 3) классификация, частота отдельных форм; 4) клиническая картина высокой и низкой тонкокишечной непроходимости. 5) рентгенологическая диагностика высокой и низкой непроходимости. Оперативное лечение непроходимости 12-перстной и тонкой кишки; Лечение мекониальной непроходимости. Ранние и поздние осложнения. | |||
Пороки развития желточного и мочевого протоков. | Научить диагностике и лечению пороков развития желточного протоков: 1) полные и неполные свищи пупка; 2) Меккелев дивертикул; 3) кисты желточного и мочевого протоков; 4) тактика и методы лечения. | |||
Мегаколон. Функциональный мегаколон. | Научить диагностике и обследованию у детей с мегаколон: 1) классификация; 2) аноректальный рефлекс, сфинктероманометрия; 3) ирригоскопия; 4) биопсия слизистой, гистохимическое исследование ацетилхолинэстеразы. 1) этиология, патогенез функционального мегаколон; 2) клиническое течение; 3) методы диагностики; 4) программа консервативного лечения; 5) предоперационная подготовка; 6) методы лечения у детей различных возрастных групп. | |||
Болезнь Гиршпрунга | Научить диагностике, подготовке к операции, ознакомить с методами оперативного лечения: 1) этиология, патогенез; 2) клиническое течение; 3) методы диагностики; 4) предоперационная подготовка; 5) методы лечения у детей различных возрастных групп. | |||
Аноректальные пороки развития. | Научить диагностике, тактике, ознакомить с методами оперативного лечения: 1) классификация по Ашкрафту; 2) клиническая и рентгенологическая диагностика; 3) лечение в зависимости от порока (объем операции, сроки). | |||
Врожденная непроходимость желудочно-кишечного тракта. (семинар) | Проверить и оценить знание студентов по этой теме. | |||
Диафрагмальные грыжи. | Научить диагностике и ознакомить с методами операций: 1) классификация; 2) клиническая картина в зависимости от локализации грыжи; 3) методы оперативного лечения. | |||
Эмбриональные грыжи пупочного канатика (омфалоцеле), гастрошизис. | Научить консервативному лечению, тактике врача: 1) классификация; 2) лечение не осложненных грыж; 3) лечение осложненных грыж; 4) характер паллиативной и радикальной операции; 5) методика консервативного лечения гастрошизиса. | |||
Сроки оперативного лечения и хирургическая тактика при врожденных аномалиях у детей (семинар). | Оценить теоретическую подготовку и практические навыки по теме. | |||
Гнойно-воспалительные заболевания новорожденных. Заболевания кожи и подкожной клетчатки. | Научить диагностике и выявлению особенностей гнойно-воспалительных заболеваний, а также методам лечения: 1) анатомо-физиологические особенности органов и систем; 2) общие принципы лечения (воздействие на возбудителя, санация очага, инфузионная терапия. Научить диагностике и лечению: пиодермии, псевдофурункула; флегмоны новорожденных; рожистого воспаления; мастита; омфалита; подкожного жирового некроза. | |||
Сепсис новорожденных. | Изучить клинику, диагностику и лечение сепсиса новорожденных. | |||
Некротический энтероколит у новорожденных Перитонит новорожденных. | Изучить классификацию и клинику. Научить диагностике и лечению осложнений. Хирургическая тактика: показания, опасности и осложнения. Обучить диагностике и лечению (специальные методы исследования, клиника, способы операций, результаты, осложнения). | |||
Методы диагностики и лечения острых хирургических заболеваний и травм органов брюшной и грудной полостей (семинар). | Оценить теоретическую и практическую подготовку по данному разделу. | |||
Антибактериальная терапия в детской хирургии (семинар). | Оценить знание студентов по применению антибиотиков, антисептиков, сульфаниламидов в лечении гнойных заболеваний: 1)антибиотики, классификация, принцип и действия, дозировка; 2) нитрофураны; 3) поверхностно-активные вещества; 4) антисептики. | |||
Реферативный обзор журналов «Детская хирургия», «Хирургия», «Вестник хирургии», «Клиническая хирургия», «Урология», «Эндоскопическая хирургия», «Педиатрия», «Медицинский журнал», «Медицинские новости», «Медицинская панорама», «Pediatric surgery» за последние 5 лет. | Краткий обзор и совместное обсуждение статей, касающихся детской хирургии, детской урологии, травм органов брюшной и грудной полостей. Тематические обзоры и др. | |||
УИРС | Оценить самостоятельную работу каждого студента над научной темой, которую он разрабатывал на протяжении учебного года. | |||
Амбулаторно-поликлиническая хирургия | ||||
Прием больных в поликлинике. Диспансеризация и правильность оформления документации (семинар) | Научить студентов оформлять документацию, самостоятельно ставить диагноз, определять врачебную тактику, лечить амбулаторных больных: 1) самостоятельный прием 10-15 больных ежедневно; 2) оформление справок, карты развития ребенка, операционного журнала; 3) участие в приеме врача, консультативных приемах ассистента, доцента, профессора. Оценить знания студентов и практические навыки по теме. | |||
Раны, методы обработки и лечения ран (семинар) | Оценить знания студентов и практические навыки по теме. | |||
Профилактика столбнячной, анаэробной инфекции и бешенства (семинар) | Оценить знания студентов и практические навыки по теме. | |||
Подведение итогов практического занятия. | Принять зачет по перечню практических навыков с оценкой, которую внести в зачетную книжку. | |||
Аттестация по детской хирургии. | Дать характеристику деловым и профессиональным качествам каждого студента, подписать зачет по курсу детской хирургии. | |||
Перечень наглядных пособий
1. Таблицы.
2. Рентгенограммы.
Видеоматериалы:
- Аппендицит.
- Перитонит.
- Спаечная кишечная непроходимость.
- Инвагинация.
- Атрезия пищевода, стенозы пищевода.
- Пилоростеноз.
- Врожденная кишечная непроходимость.
- Лобарная эмфизема.
- Бактериальная деструкция легких.
- Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь.
- Портальная гипертензия.
- Паховая грыжа.
- Болезнь Гиршпрунга.
- Пороки развития аноректальной области.
- Тератомы.
- Атрезия желчных ходов. Кисты холедоха.
- Диафрагмальная грыжа.
- Омфалоцеле, гастрошизис.
- Некротический энтероколит.
- ГВЗ новорожденных и грудных детей: некротическая флегмона, омфалит, пупочный свищ, остеомиелит, анаэробная инфекция.
- Гемангиомы.