Перечень наглядных пособий




Дополнения и изменения в учебную программу

На 2014-2015 учебный год

Учебная программа пересмотрена в связи с уменьшением учебных часов до 518.

 

 


 

I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

 

Целью занятий по детской хирургии со студентами субординаторами является углубление и совершенствование знаний по диагностике и лечению острых хирургических и гнойно-воспалительных заболеваний, врожденных пороков развития, а также амбулаторно-поликлинической патологии у детей.

Задачами изучения предмета является овладение методами диагностики и лечения неотложных состояний, острого аппендицита, кишечной непроходимости, врожденных пороков, гнойно-септических заболеваний, техникой хирургических вмешательств при наиболее распространенных хирургических вмешательствах у детей.

Каждый студент должен уметь:

1. Обследовать и поставить диагноз ребенку с острым аппендицитом, непроходимостью, перитонитом;

2. Обследовать и поставить диагноз в ранние сроки больным с гнойно-воспалительными заболеваниями мягких тканей;

3. Обследовать и поставить диагноз новорожденным детям с врожденными пороками развития;

4. Овладеть диагностическими манипуляциями: исследование прямой кишки, постановка клизм, зондирование и промывание желудка, катетеризация мочевого пузыря;

5. Интерпретировать рентгенограммы;

6. Оформлять лист назначений, историю болезни и другую медицинскую документацию стационара;

7. Овладеть методами хирургической обработки ран и дренирования гнойных ран;

8. Пользоваться хирургическими инструментами и аппаратурой, применяемой в детской хирургической клинике;

9. Ассистировать при хирургических вмешательствах на органах брюшной, грудной полости, опорно-двигательном аппарате;

10. Наложить гипсовую повязку, скелетное и клеевое вытяжение;

11. Проводить первичную сердечно-легочную реанимацию; непрямой (закрытый) массаж сердца;

12. Диагностировать дыхательную недостаточность и правильно выбирать терапевтическую тактику (уметь проводить ИВЛ);

13. Рассчитать объем инфузионно-трансфузионной терапии в пред- и послеоперационном периоде у больных общехирургического профиля.

 


II. Перечень разделов, усвоение которых студентами необходимо для изучения детской хирургии

- специальные методы исследования;

- гнойно-септические заболевания;

- острые хирургические заболевания органов брюшной полости;

- пороки развития новорожденных;

- плановая хирургия;

- принципы интенсивной терапии;

- амбулаторно-поликлиническая хирургия;

- травматические повреждения костей, органов брюшной полости и грудной клетки;

- детская онкология.

Предусмотренный учебным планом объем знаний и практических навыков по травматологии, детской ортопедии, детской урологии, детским болезням, патанатомии, клинической фармакологии, гигиене детей и подростков, эндокринологии, клинической токсикологии, клинической лабораторной диагностике и клинической аллергологии и иммунологии студенты получают на профильных кафедрах БГМУ.

Субординатор должен знать:

- анатомо-физиологические особенности детей;

- этиологию и патогенез пороков развития и хирургических заболеваний;

- показания и сроки их хирургического лечения;

- клиническую картину заболеваний и особенности их течения в зависимости от возраста ребенка;

- методы исследований детей с хирургическими заболеваниями;

- методы предоперационной подготовки и послеоперационного ведения;

- методы бужирования пищевода.

Субординатор должен уметь:

- обследовать детей для выявления хирургических заболеваний и пороков развития;

- читать рентгенограммы при диагностике:

- пороков развития пищеварительного тракта, органов грудной клетки, гнойно-воспалительных заболеваниях;

- кишечной непроходимости;

- некротическом энтероколите;

- перфорации полого органа;

- остеомиелите;

- пиотораксе, пиопневмотораксе, пневмотораксе;

- диафрагмальной грыже.

- выполнять диагностические и лечебные манипуляции:

- ректальное исследование;

- катетеризацию и пункцию мочевого пузыря;

- сифонные и другие виды клизм;

- венепункцию и венесекцию;

- внутривенное вливание жидкости;

- плевральную пункцию;

- разрезы при панарициях, абсцессах, флегмонах;

- вправление выпавшей прямой кишки;

- обработку ран с наложением швов;

- бужирование пищевода;

- ассистенция на операциях по поводу аппендицита, грыж различных локализаций и других заболеваниях;

-снятие швов.

Оформление всей медицинской документации.


 

III. Содержание дисциплины

 

№ п/п Наименование темы Всего часов Содержание
       
  Деонтология в детской хирургии   Семиотика хирургических заболеваний у детей и клинические методы их обследования.   Познакомить студентов со взаимоотношениями детского хирурга и родителями, ребенку которых предстоит операция; или он находится после операции; ребенок умер; находится в тяжелом состоянии; тяжелые и множественные врожденные пороки и тактика детского хирурга. Взаимоотношения в коллективе. Научить диагностике хирургических заболеваний у детей путем использования: 1) семиотики, т.е. симптомов и синдромов заболеваний; 2) методов клинического исследования больных; 3) построения заключения с помощью диагностических приемов.
  Эндоскопические методы исследования.   Рентгенорадиологические методы.   Ознакомить с инструментарием и принципами диагностики методами: 1) ректороманоскопии; 2) фиброгастроскопии; колоноскопии; 3) бронхоскопии; эзофагоскопии. Ознакомить с 1) обзорной R-графией, R-скопией, томографией, рентгеноконтрастными методами; 2) радиоизотопными методами; 3) компьютерной томографией; 4) ультразвуковой полиграфией, ЯМР.
  Повреждения грудной клетки и органов грудной полости.     Научить студентов ставить диагноз перелома ребер, пневмоторакса, гемоторакса, ушиба легкого, травматической диафрагмальной грыжи, открытых травм. Ознакомить с лечением, осложнениями.
  Закрытая травма живота и органов брюшной полости (семинар).   Обучить диагностике закрытых повреждений живота и органов брюшной полости: 1) виды закрытых повреждений; 2) клиническая картина травмы паренхиматозного органа; 3) клиническая картина травмы полого органа; 4) методы диагностики; 5) показания к лапаротомии. Современные методы лечения.
  Инородные тела ЖКТ и дыхательных путей.   Научить диагностике и лечению: 1) инородных тел пищевода, желудка, кишечника, прямой кишки; 2) безоаров; 3) инородных тел трахеи и бронхов. Осложнения.
  Острый аппендицит у детей старшего возраста и детей до 3-х лет.   Научить студентов ставить диагноз типичных и атипичных форм острого аппендицита. Ошибки в диагностике, их причины.
  Дифференциальная диагностика острого аппендицита.   Обучить студентов методике дифференциальной диагностики острого аппендицита: 1) зависимость диапазона и спектра дифференциальной диагностики от возраста и пола ребенка; 2) дифференциальная диагностика острого аппендицита у детей старшего возраста: - желудочно-кишечные заболевания; - заболевания биллиарной системы; - заболевания мочевыводящей системы; - патологии гениталий у девочек; - врожденные и приобретенные заболевания илео-цекальной области (дивертикул Меккеля) – копростаз; - пневмония; - острые респираторные инфекции; - капилляротоксикоз; - инфекционные заболевания; - ревматизм; - гельминтозы; - прочие заболевания; 3) дифференциальная диагностика у детей младшего возраста: - острые респираторные инфекции; - копростаз; - заболевания мочевыделительной системы; - желудочно-кишечные заболевания; - отит; - пневмония; - ангина; - инвагинация; - детские инфекционные болезни; - прочие болезни (синдром Мальабсорбции, диплококковый перитонит, мезаденит, кисты, опухоли брюшной полости, врожденные аномалии кишечника; 4) дополнительные специальные методы дифференциальной диагностики (рентгенологические, эндоскопические, функциональные). УЗИ, лапароскопическая диагностика.
  Диагностика и лечение острого аппендицита (семинар).   Отработать технико-тактические особенности хирургического лечения острого аппендицита у детей, обучить технике аппендэктомии: 1) обезболивание; 2) особенности оперативного доступа и их варианты; 3) оперативный прием и способы перитонизации культи аппендицита; 4) показания к ревизии органов брюшной полости; лечение деструктивного аппендицита; показания к дренированию; 6) программы послеоперационного лечения; 7) лапароскопическая аппендэктомия.
  Аппендикулярный перитонит (отграниченный, распространенный).   Обучить студентов диагностике и тактике при аппендикулярном инфильтрате: 1) стадии развития аппендикулярного инфильтрата; 2) клинические признаки аппендикулярного инфильтрата; 3) критерии хирургической тактики (стадия инфильтрат, длительность болезни, возраст ребенка); 4) оперативный прием и его объемы при аппендикулярном инфильтрате. Обучить студентов диагностике, дифференциальной диагностике и хирургической тактике при аппендикулярном перитоните; научить методике санации брюшной полости: 1) клиника и патофизиология перитонита; 2) дифференциальная диагностика и предоперационная подготовка; 3) объемы операций (санация брюшной полости, интраоперационное обезболивание и декомпрессия желудочно-кишечного тракта.
  Лечение больных с аппендикулярным перитонитом в послеоперационном периоде.     Послеоперационные осложнения (ранние, поздние).   Научить студентов принципам конструирования программ ухода и питания, медикаментозной терапии и профилактики осложнений, реабилитации детей с аппендикулярным перитонитом: 1) выявление и контроль эффективной коррекции: а) волемических и циркуляторных осложнений; б) водно-электролитных и метаболических нарушений; в) гипокоагуляционного синдрома; 2) борьба с токсикозом и инфекцией, гипотермией, болью; 3) мероприятия по восстанавливанию функции желудочно-кишечного тракта; 4) методика расчета программы инфузионной терапии и парентерального питания; 5) профилактика осложнений и реабилитация. Обучить методам профилактики ранних послеоперационных осложнений, их диагностике и хирургической тактике: 1) осложнения со стороны операционной раны; 2) осложнения со стороны брюшной полости; 3) экстраабдоминальные, системные осложнения (токсико-инфекционный шок, синдромы «шокового легкого», почечной недостаточности, гемокоагуляционный). Научить студентов диагностике и лечению поздних послеоперационных осложнений: а) со стороны послеоперационного рубца; б) со стороны брюшной полости; в) не связанных с зоной операции: 1) диагностика и лечение поздней спаечной кишечной непроходимости; 2) клиника и лечение воспалительных инфильтратов и абсцессов.
  Ошибки в диагностике и лечении острого аппендицита и перитонита. (семинар).   Разобрать со студентами наиболее частые причины ошибок в диагностике и лечении острого аппендицита: 1) недооценка анамнеза и возрастных особенностей; 2) недоучет возможных вариантов расположения червеобразного отростка; 3) трудность распознавания атипично протекающих заболеваний при их сочетании. Выявить теоретическую и практическую подготовку по разделу.
  Механическая кишечная непроходимость.   Изучить этиологию, патогенез, классификацию, частоту заболевания.; клиническую картину, диагностику, рентгенологическую диагностику. Методы хирургического лечения. Лапароскопия в лечении непроходимости.
  Инвагинация кишечника. Методы диагностики. Лечение инвагинации (консервативное и оперативное).   Обучить студентов применению и интерпретации результатов клинического, рентгенологического, функционального методов диагностики инвагинации: 1) клинические формы методов инвагинации кишечника; 2) клинические симптомы инвагинации; 3) рентген-диагностика; 4) баллонная сфинктероманометрия. Ошибки в диагностике и их причины. Научить студентов методам лечения инвагинации: 1) гидростатическая дозированная дезинвагинация: показания, техника выполнения; 2) хирургические методы дезинвагинации, резекция инвагината, резекция измененного участка кишечника.
  Методы декомпрессии кишечника при лечении кишечной непроходимости.   Обучить студентов методике декомпрессионной интубации кишечника. Сравнительный анализ методик одномоментной интраоперационной декомпрессии кишечника и интубационной декомпрессии; 2) техника интубации кишечника через гастростому; 3) концевую энтеростому, цекостому, анте- и ретроградная интубация кишечника.
  Функциональная непроходимость кишечника.   Научить диагностике, дифференциальной диагностике с механической непроходимостью, медикаментозному и другим методам лечения.
  Патология тонкой кишки.     Патология брюшины.   Обучить диагностике и лечебной тактике при следующих заболеваниях: 1) мезаденит; 2) терминальный илеит; 3) дивертикул Меккеля, кисты. Обучить диагностике и лечению криптогенного перитонита: 1) токсико-септическая форма; 2) простая форма. Хирургическая тактика, медикаментозное лечение.
  Наружные кишечные свищи и их лечение.   Научить студентов методикам лечения кишечных свищей: 1) понятие о высоких и низких, несформированных и сформированных свищах; 2) методика обтурации кишечного свища, защита кожи; 3) хирургические методы закрытия свищей и их оптимальные сроки; 4) выявление и коррекция нарушений гомеостаза при кишечных свищах.
  Патология органов брюшной полости (семинар)   Выявить теоретическую и практическую подготовку по разделу.  
  Основные принципы диагностики и лечения доброкачественных опухолей у детей.   Характеристика и классификация доброкачественных опухолей у детей. Гемангиомы. Клиника, диагностика, лечение. Врачебная тактика. Лимфангиомы и пигментные пятна. Ошибки в диагностике и тактике.
  Семиотика, современные методы диагностики и лечения злокачественных опухолей у детей.   Частота и структура злокачественных опухолей у детей. Современные методы диагностики. Понятие – «онкологическая настороженность». Ошибки в диагностике. Основные методы лечения.
  Опухоли органов брюшной полости у детей.   Клиническая картина, диагностика, дифференциальная диагностика опухолей печени, селезенки, ЖКТ, тазовых органов. Малигнизация эмбриональных опухолей. Врачебная тактика. Лечение.
  Злокачественные лимфомы у детей.   Частота злокачественных лимфом, возрастные особенности, половые различия. Лимфогрануломатоз. Находжкинские лимфомы. Современные методы диагностики и лечения. Результаты лечения.
  Опухоли нейрогенной природы.   Основные локализации опухолей и их клиническая характеристика. Возрастные особенности. Классификация клинических стадий. Лечение. Отдаленные результаты.
  Возбудители гнойной инфекции у детей. Гнойные заболевания кожи и подкожной клетчатки.     Гнойные заболевания лимфатических и кровеносных сосудов.   Познакомить с этиологией гнойных заболеваний: 1) грамм-положительная микрофлора, свойства, распространение; 2) грамм-отрицательная микрофлора; 3) анаэробная микрофлора. Виражи патогенности, чувствительность к микрофлоре, методы выявления (диагностика). Научить диагностике и лечению: 1) фурункула; 2) карбункула; 3) фурункула лица; 4) гидроденита; 5) рожи; 6) абсцесса и флегмоны. Научить диагностике и лечению: 1) лимфангоита; 2) лимфаденита; 3) гнойного артрита; 4) гнойного флебита и тромбофлебита.
  Острый гематогенный остеомиелит у детей старшего возраста. Эпифизарный остеомиелит у детей.   Этиология, теории патогенеза, особенности кровоснабжения эпифизов, диафиза, длинных трубчатых костей. Эпифизарный остеомиелит, клиника, методы диагностики, лечение, осложнения. Обучить студентов методике ранней диагностики и технике хирургического вмешательства: 1) клиника и патофизиология острого гематогенного остеомиелита; 2) клинические проявления и локализация очага воспаления; 3) методы ранней диагностики; 4) техника пункционной биопсии и цитологического исследования пунктата; 5) показания и техника декомпрессионной остеоперфорации, сквозного дренирования с проточными промываниями; 6) программа послеоперационного лечения, методы иммобилизации и реабилитации.
  Хронический остеомиелит.   Обучить студентов методике лечения: 1) клинические формы; 2) консервативное лечение; 3) сроки и методы хирургического лечения, показания; 4) профилактика осложнений и программы медикаментозного лечения; 5) реабилитация.
  Гематогенный остеомиелит у детей (семинар).   Оценить знания по теме.
  Гнойные заболевания суставов.   Научить диагностике и лечению гнойных артритов: 1) тазобедренного сустава; 2) коленного сустава; 3) голеностопного сустава; 4) плечевого и локтевого суставов. Дифференциальная диагностика.
  Флегмоны и абсцессы шеи.   Обучить диагностике и методам лечения: 1) абсцессов под нижней челюстью; 2) средних пространств клетчатки шеи; 3) влагалищ сосудов; 4) флегмон и абсцессов надключичной области.
  Медиастинит у детей.     Гнойные поражения забрюшинного пространства.   Научить студентов диагностике и хирургическому лечению: 1) этиологические факторы; 2) клиническая картина и методы диагностики; 3) техника медиастинотомии: а) шейной, б) по Насилову, в) абдоминальной; 4) техника закрытого промывного дренажа средостения. Обучить диагностике и лечению: 1) паранефрита; 2) карбункула почки; 3) гнойников клетчатки таза, парапроктита.
  Гнойные процессы пальцев.     Гнойные заболевания кисти.   Обучить диагностике и лечению панариция: кожного, подкожного, сухожильного, костного, паранихия, суставного, пандактилита. Обучить диагностике и лечению: 1) абсцесса ладони; 2) межпальцевой флегмоны; 3) подапоневротической флегмоны; 4) тендовагинита.
  Бронхоэктазия: этиология, клиника, диагностика, лечение.   Ознакомить студентов с техникой бронхографии, хирургического вмешательства; 1) причины бронхоэктазии; 2) клиническая картина; 3) рентгенодиагностика, показания и техника бронхоскопии и бронхографии; 4) показания и методика хирургического вмешательства.
  Бактериальная деструкция легких.     Внутрилегочные осложнения.     Плевральные осложнения.   Обучить студентов диагностике БДЛ, экстренной помощи, методике дренирования плевральной полости; 1) классификация, клиническая картина; 2) осложнения БДЛ; их клиническая и рентгенодиагностика; 3) торакоцентез, торакоскопия с дренированием плевральной полости; 4) активная и пассивная аспирация; 5) методика поисковой окклюзиии бронха. Научить студентов диагностике внутрилегочных осложнений и хирургической тактике: 1) классификация и клиническая картина внутрилегочного осложнения; 2) показания к консервации и оперативному лечению; 3) методика пункции внутрилегочного абсцесса. Обучить студентов диагностике и лечению: 1) клиническая картина различных форм плевральных осложнений; 2) рентгенодиагностика; 3) техника плевральной пункции, показания к дренированию; 4) программа интенсивной терапии.
  Нагноительные заболевания легких и плевры (семинар)   Проверить и оценить знания клиники, диагностики и лечения БДЛ, овладение практическими навыками.
  Принципы лечения гнойной инфекции.   Методы санации гнойных очагов.   Обучить студентов принципам построения лечебных программ: 1) клинические формы течения гнойной инфекции; 2) принципы лечения острой гнойной инфекции; 3) принципы лечения хронической гнойной инфекции. Научить студентов обоснованно применять и технически выполнять операции при гнойных заболеваниях: 1) обезболивание; 2) методика хирургической обработки со способами ее усовершенствования (пульсирующая струя, вакуумная, ультразвуковая, лазерная обработка); 3) дренирование гнойной раны – пассивное, активное; 4) виды швов на гнойную рану, техника шва.
  Редкие формы гнойных поражений.   Госпитализм в хирургии и его профилактика.   Флегмона желудка, тонкой и толстой кишки. Абсцесс печени. Анаэробная флегмона. Диагностика и тактика при этих заболеваниях. Познакомить студентов с современным госпитализмом, причинах, профилактике, лечением хирургических инфекций, контролем за соблюдением больничной гигиены.
  Паховые грыжи, грыжи белой линии живота, пупочные, спигелиевой линии, послеоперационные, ущемленные грыжи.     Водянка яичка и семенного канатика. Варикоцеле. Крипторхизм.   Обучить студентов методике грыжесечений с пластикой по Краснобаеву, Мартынову. Тактика при послеоперационных грыжах: 1) клиническая картина и дифференциальная диагностика; 2) тактика при ущемленных грыжах передней брюшной стенки; 3) методика операций при грыжах; 4) особенности послеоперационных грыж. Обучить диагностике и хирургическому лечению (технике): 1) тактика при водянке яичка и семенного канатика у детей до 1 года; 2) консервативное и оперативное лечение; 3) методы хирургического вмешательства; 4) лечение варикоцеле и крипторхизма у детей.
  Патология поджелудочной железы. Острый и хронический панкреатит. Кисты поджелудочный железы.   Научить диагностике и лечению: 1) острого панкреатита; 2) хронического панкреатита. Обучить диагностике и дифференциальной диагностике. Ознакомить с методикой операций: 1) этиология кист; 2) классификация; 3) клиническая картина, диагностика и дифференциальная диагностика; 4) методы хирургического лечения.
  Хирургические заболевания печени. Кисты печени у детей. Острый и хронический холецистит у детей. Кистозная болезнь билиарной системы   Ознакомить студентов с клинической картиной и научить диагностике хирургических заболеваний печени у детей, определению тактики и методов лечения.  
  Атрезия желчных ходов.     Научить диагностике, врачебной тактике, познакомить с оперативными методами лечения атрезии желчных ходов: 1) классификация по Баирову; 2) клиническая картина; 3) лабораторная диагностика; 4) характер и объем оперативного вмешательства, прогноз.
  Портальная гипертензия.   Научить диагностике и врачебной тактике при портальной гипертензии: 1) этиология, патогенез; 2) клиника внутрипеченочной и внепеченочной форм портальной гипертензии; 3) дифференциальный диагноз; 4) тактика хирурга при массивных кровотечениях; 5) виды и техника оперативных вмешательств; 6) исходы лечения, прогноз.
  Желудочно-кишечные кровотечения. Кровопотеря и шок (семинар).   Научить диагностике и методам лечения при кровотечениях из пищевода, желудка, тонкой и толстой кишки. Оценить знания студентов по теме.
  Переливание крови в детской хирургии   Научить показаниям и технике переливания крови: 1) определение групп крови, совместимости, резуссовместимости; 2) показания; 3) техника прямого и непрямого переливания; 4) осложнения и борьба с ними; 5) препараты крови и кровезаменители.
  Заболевания селезенки.   Научить диагностике и тактике при изолированных, системных заболеваниях селезенки, а также при спленопатиях: 1) кисты паразитарные и непаразитарные, доброкачественные опухоли; 2) спленопатии (болезнь Гоше); 3) болезнь Вергольфа; 4) методы лечения заболеваний селезенки.
  Кисты брюшной полости.   Научить диагностике и тактике при кистах брюшной полости: 1) кисты брыжейки; 2) энтерокистомы; 3) кисты большого сальника и придатков матки; 4) дифференциальная диагностика; 5) опухоли забрюшинного пространства.
  Заболевания толстой кишки   Научить диагностике заболеваний толстой кишки: 1) диагностика и лечение полипов, полипоза; 2) диагностика и лечение трещины прямой кишки; 3) клиника и лечение кандилом; 4) диагностика и лечение выпадения прямой кишки; 5) неспецифический язвенный колит.
  Термические ожоги.   Электроожоги.   Клиническая картина, ожоги I, II, III A-B, IV степени, измерение поверхности ожога, «ожоговая болезнь». Лечение общее, местное, техника пересадки кожи, осложнения. Определение глубины поражения, лечение общее и местное, послеоперационная реабилитация.
  Отморожения.   Научить диагностике степеней отморожения, клиническая картина, оказание первой помощи, лечение. Классификация оперативных вмешательств.
  Организация хирургической помощи новорожденным. Анатомо-физиологические особенности организма новорожденного.   Изучить: 1) помещение, оборудование палат; 2) особенности асептики и антисептики; 3) выбор срока оперативного вмешательства; 4) деонтологию в хирургии новорожденных; 5) тактика хирурга при антенатальной диагностике ВПР; 6) обязанности медицинской сестры. Изучить: 1) вес, рост, пропорции тела; 2) особенности кожи, подкожной клетчатки, слизистых оболочек; 3) особенности органов дыхания, сердечно-сосудистой системы; 4) органы брюшной полости; 5) особенности нервной системы и обмена веществ; относительная незрелость ребенка.
  Предоперационная подготовка, наркоз, ведение послеоперационного периода. Обследование, оперативное вмешательство.   Ознакомить с предоперационной подготовкой, анестезией, ведением послеоперационного периода. Разобрать: 1) методы исследования – эндоскопические, УЗИ. Изучить особенности: оперативной техники; 2) оперативных доступов; 3) ошибки в хирургии новорожденных.
  Пороки развития грудной клетки. Пороки развития трахеи и легких.   Научить диагностике, тактике и принципам лечения: 1) пороков развития грудины; 2) пороков развития ребер. Научить диагностике и принципам лечения: 1) ателектазов легких; 2) агенезии трахеи и легкого; 3) гипоплазии легкого; 4) кист трахеи и легкого; 5) лобарной эмфиземы.
  Атрезия пищевода.   Врожденные сужения пищевода, трахеопищеводные свищи, дивертикулы.     Научить ранней диагностике, транспортировке, предоперационной подготовке: 1) варианты атрезии пищевода; 2) ранние клинические признаки; 3) специальные методы исследования; 4) предоперационная подготовка; 5) методы операций, осложнения, ведение послеоперационного периода. Ознакомить с редко встречающимися пороками пищевода, диагностика и тактика: 1) виды врожденных сужений, диагноз, лечение; 2) виды трахеопищеводных свищей, клиника, методы диагностики; 3) пульсионные дивертикулы, методы хирургического лечения.
  Гастроэзофагеальный рефлюкс и гастроэзофагеально-рефлюксная болезнь.   Научить диагностике и лечению гастроэзофагеального рефлюкса: 1) клиническая и рентгенологическая картина; 2) консервативное лечение; 3) антирефлюксная операция, техника.
  Врожденный пилоростеноз.     Врожденная кишечная непроходимость. Синдром Ледда, лечение острой и хронической кишечной непроходмимости   Научить диагностике и лечению врожденного пилоростеноза: 1) клиническая картина; 2) дифференциальный диагноз; 3) оперативные доступы; 4) пилоромиотия; 5) послеоперационное лечение, осложнения. Научить студентов диагностике, познакомить с методами лечения: 1) виды атрезий и стенозов; 2) нормальное вращение средней кишки; 3) классификация, частота отдельных форм; 4) клиническая картина высокой и низкой тонкокишечной непроходимости. 5) рентгенологическая диагностика высокой и низкой непроходимости. Оперативное лечение непроходимости 12-перстной и тонкой кишки; Лечение мекониальной непроходимости. Ранние и поздние осложнения.
  Пороки развития желточного и мочевого протоков.   Научить диагностике и лечению пороков развития желточного протоков: 1) полные и неполные свищи пупка; 2) Меккелев дивертикул; 3) кисты желточного и мочевого протоков; 4) тактика и методы лечения.
  Мегаколон.     Функциональный мегаколон.     Научить диагностике и обследованию у детей с мегаколон: 1) классификация; 2) аноректальный рефлекс, сфинктероманометрия; 3) ирригоскопия; 4) биопсия слизистой, гистохимическое исследование ацетилхолинэстеразы. 1) этиология, патогенез функционального мегаколон; 2) клиническое течение; 3) методы диагностики; 4) программа консервативного лечения; 5) предоперационная подготовка; 6) методы лечения у детей различных возрастных групп.
  Болезнь Гиршпрунга   Научить диагностике, подготовке к операции, ознакомить с методами оперативного лечения: 1) этиология, патогенез; 2) клиническое течение; 3) методы диагностики; 4) предоперационная подготовка; 5) методы лечения у детей различных возрастных групп.
  Аноректальные пороки развития.   Научить диагностике, тактике, ознакомить с методами оперативного лечения: 1) классификация по Ашкрафту; 2) клиническая и рентгенологическая диагностика; 3) лечение в зависимости от порока (объем операции, сроки).
  Врожденная непроходимость желудочно-кишечного тракта. (семинар)   Проверить и оценить знание студентов по этой теме.
  Диафрагмальные грыжи.   Научить диагностике и ознакомить с методами операций: 1) классификация; 2) клиническая картина в зависимости от локализации грыжи; 3) методы оперативного лечения.
  Эмбриональные грыжи пупочного канатика (омфалоцеле), гастрошизис.   Научить консервативному лечению, тактике врача: 1) классификация; 2) лечение не осложненных грыж; 3) лечение осложненных грыж; 4) характер паллиативной и радикальной операции; 5) методика консервативного лечения гастрошизиса.
  Сроки оперативного лечения и хирургическая тактика при врожденных аномалиях у детей (семинар).   Оценить теоретическую подготовку и практические навыки по теме.
  Гнойно-воспалительные заболевания новорожденных.     Заболевания кожи и подкожной клетчатки.   Научить диагностике и выявлению особенностей гнойно-воспалительных заболеваний, а также методам лечения: 1) анатомо-физиологические особенности органов и систем; 2) общие принципы лечения (воздействие на возбудителя, санация очага, инфузионная терапия. Научить диагностике и лечению: пиодермии, псевдофурункула; флегмоны новорожденных; рожистого воспаления; мастита; омфалита; подкожного жирового некроза.
  Сепсис новорожденных.   Изучить клинику, диагностику и лечение сепсиса новорожденных.
  Некротический энтероколит у новорожденных   Перитонит новорожденных.   Изучить классификацию и клинику. Научить диагностике и лечению осложнений. Хирургическая тактика: показания, опасности и осложнения. Обучить диагностике и лечению (специальные методы исследования, клиника, способы операций, результаты, осложнения).
  Методы диагностики и лечения острых хирургических заболеваний и травм органов брюшной и грудной полостей (семинар).   Оценить теоретическую и практическую подготовку по данному разделу.
  Антибактериальная терапия в детской хирургии (семинар).   Оценить знание студентов по применению антибиотиков, антисептиков, сульфаниламидов в лечении гнойных заболеваний: 1)антибиотики, классификация, принцип и действия, дозировка; 2) нитрофураны; 3) поверхностно-активные вещества; 4) антисептики.
  Реферативный обзор журналов «Детская хирургия», «Хирургия», «Вестник хирургии», «Клиническая хирургия», «Урология», «Эндоскопическая хирургия», «Педиатрия», «Медицинский журнал», «Медицинские новости», «Медицинская панорама», «Pediatric surgery» за последние 5 лет.   Краткий обзор и совместное обсуждение статей, касающихся детской хирургии, детской урологии, травм органов брюшной и грудной полостей. Тематические обзоры и др.
  УИРС   Оценить самостоятельную работу каждого студента над научной темой, которую он разрабатывал на протяжении учебного года.
Амбулаторно-поликлиническая хирургия
  Прием больных в поликлинике. Диспансеризация и правильность оформления документации (семинар)   Научить студентов оформлять документацию, самостоятельно ставить диагноз, определять врачебную тактику, лечить амбулаторных больных: 1) самостоятельный прием 10-15 больных ежедневно; 2) оформление справок, карты развития ребенка, операционного журнала; 3) участие в приеме врача, консультативных приемах ассистента, доцента, профессора. Оценить знания студентов и практические навыки по теме.
  Раны, методы обработки и лечения ран (семинар)   Оценить знания студентов и практические навыки по теме.
  Профилактика столбнячной, анаэробной инфекции и бешенства (семинар)   Оценить знания студентов и практические навыки по теме.
  Подведение итогов практического занятия.   Принять зачет по перечню практических навыков с оценкой, которую внести в зачетную книжку.
  Аттестация по детской хирургии.   Дать характеристику деловым и профессиональным качествам каждого студента, подписать зачет по курсу детской хирургии.
         

 


Перечень наглядных пособий

1. Таблицы.

2. Рентгенограммы.

Видеоматериалы:

  1. Аппендицит.
  2. Перитонит.
  3. Спаечная кишечная непроходимость.
  4. Инвагинация.
  5. Атрезия пищевода, стенозы пищевода.
  6. Пилоростеноз.
  7. Врожденная кишечная непроходимость.
  8. Лобарная эмфизема.
  9. Бактериальная деструкция легких.
  10. Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь.
  11. Портальная гипертензия.
  12. Паховая грыжа.
  13. Болезнь Гиршпрунга.
  14. Пороки развития аноректальной области.
  15. Тератомы.
  16. Атрезия желчных ходов. Кисты холедоха.
  17. Диафрагмальная грыжа.
  18. Омфалоцеле, гастрошизис.
  19. Некротический энтероколит.
  20. ГВЗ новорожденных и грудных детей: некротическая флегмона, омфалит, пупочный свищ, остеомиелит, анаэробная инфекция.
  21. Гемангиомы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: