Тема 17. Молодой россиянин: становление человека культурного




'■ЛЛлЛв Круг рассматриваемых проблем и понятий:

Культура как социальное явление, современное понимание культуры. Функции культуры в обществе. Культура общества и моло­дежная культура: проблемы взаимоотношения и взаимодействия. Моло­дежные субкультуры и их особенности. Культурный уровень современной российской молодежи и ее культурные ориентации. Стиль жизни совре­менной российской молодежи и молодежный досуг: содержание и предпоч­тения. Молодежь и учреждения культуры. Нравственно-психологические и религиозные проблемы современной российской молодежи.

«Культура нужна для того, что­бы сохранить человека» В. Приставкин. «Культура предполагает нали­чие свободных людей, ибо толь­ко они могут выработать и во­плотить в жизнь ее принципы» А. Швейцер

Интеллигент... Культурный человек... Как

много стоит за этими привычными словами. С каки­ми же чертами соотносится у современной моло­дежи представление о культурном человеке?

Прежде всего - это воспитанность, тактичность; об-

i__________________________________________________________________________ i

щительность, порядочность, доброта; добросовестное отношение к любому делу;

высокий уровень образования. Насколько эти черты присущи самим молодым? Чем характеризуется их культурно-досуговая деятельность? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо уточнить социологическое понимание культуры

С середины 1960-х гг. в отечественной культурологии активно обсуждались общие проблемы теории культуры. Сегодня итоги дискуссий обобщены', и стано­вится более понятной необходимость интегративного подхода к культуре -сложному и многогранному явлению.

Что же определяет сегодня социологическое видение культуры? Нередко (и традиционно) культуру рассматривают как «совокупность накопленных цен­ностей». Ценностное измерение - одно из важнейших в культуре. Но понимание культуры только как совокупности ценностей слишком узко, ограниченно. Вне культуры оказываются важнейшие сферы жизнедеятельности человека На пер­вый план выходят уже созданные, «готовые» ценности. Процесс их создания, со­творения и сам человек-творец оказываются как бы за сценой. Представление о культуре как совокупности ценностей вольно или невольно задает и определенное понимание культурного человека, и стратегию культурно-воспитательной дея­тельности (дать как можно больше культурных ценностей в виде знаний, умений,

См.: Гуревич ПС. Философия культуры, М,2001: Ерасов B.C. Социальная культурология М„ 1998: Икон­никова С.Н. Очерки по истории культурологии. СПб., 1998: Ионии Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М„ 2000; Каган М.С. Философия культуры. СПб.. 1996; Коган Л.Н. Социология культуры. Ека­теринбург, 1992: Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993; Лотам. ЮМ Культура и взрыв. М., 1992; Сачосо)нанис европейской культуры XX века. М.. 1991; илр.


навыков). Культура - есть качественная характеристика человеческой дея­тельности во всем многообразии ее видов, форм, способов и результатов. Она -«сквозная» общественная система, как бы пронизывающая все общество, все его сферы и структуры. Многообразие проявлений культуры соответствует многооб­разию человеческой деятельности. Но еще более значима ее гуманистическая, человекотворческая грань. В этом смысле она есть человеческое, личностное измерение истории, выражение изменения самого человека в ходе исторического развития, процесс и мера самоопределения и самореализации человека. Она -средство социализации человека. Но процесс социализации в ходе освоения культуры реализуется как индивидуализация личности - обретение и проявление ее уникальности, неповторимости.

Культура тесно связана со свободой человека. Она освобождает его от шаб­лонов и стереотипов, придает деятельности человека характер самодеятельно­сти, свободного самовыражения. И - в то же время - воспитывает ответствен­ность, способность к внутреннему, нравственному ограничению, без чего свобода пегко превращается в своеволие, вседозволенность. Являясь необходимым усло­вием свободы, индивидуального многообразия и выбора, культура выступает и как нормативная система. Ее нормы - ожидания и требования общества к чело­веку (от норм повседневного поведения до норм права и морали, до общеприня­тых стандартов поведения, деятельности). Культура опредмечивает духовное богатство человека, его способности, знания, умения и привычки, которые в про­цессе творчества воплощаются в ценности культуры. Но само творчество воз­можно лишь тогда, когда личность распредмечивает (осваивает) уже сущест­вующие ценности культуры. И тем самым - творит, меняет и обогащает себя. Творчество личности развертывается не только вовне, но и как самоизменение.

«Культура - своеоб­разный мост между историей и Вечно­стью». Л.Н. Коган

Культура - общечеловеческое явление. Она вбирает и аккумулирует созданное в разные эпохи, в разных странах и цивилизациях. То, что выдерживает испытание временем, приобретает характер вечных общечеловеческих ценностей культуры. Но любая из

них несет печать творца, эпохи, национальных особенностей. Возникает серьез­ная проблема. Множественность конкретных форм существования культуры - и исторических, и современных - означает: есть культура и есть культуры. Цело­стность культуры проявляется и в ее диалогичности. Важнейший принцип совре­менного подхода к культуре человека - ее открытость к другим (по полу, возрас-


376 ту, профессии, национальности, стране проживания и т.д., к людям других эпох), стремление их понять.

Культура - это процесс, непрерывное изменение. Он представляет сложное взаимодействие традиций и новаторства, преемственности и изменений.

Происходит постепенное обновление культуры. В то же время что-то в ней уста­ревает, отходит в прошлое, представляя музейную ценность Для обозначения тех ценностей культуры, которые реально функционируют 8 данном обществе и в данную конкретную эпоху, используется понятие «актуальная культура». Оно позволяет отделить «живую», находящуюся в реальном обращении культуру, от культуры «невостребованной» в данный период. В актуальной культуре есть от­четливо выраженный элемент нормативности. В ней есть ценности обязательные и для любого человека, и для данной национальной культуры, и для культуры различных социальных групп. Именно актуальная культура представляет наи­больший интерес для социолога. Социология культуры изучает:

• роль и место культуры в жизни данного общества, культурный уровень тех
или иных социальных групп:

взаимодействие элементов культурной коммуникации - взаимодействие между производством, сохранением, распределением и потреблением культуры;

взаимосвязь культуры с другими сферами жизни общества (экономика, политика, быт и т.д.);

функционирование социальных институтов культуры (культурные тради­ции, обряды, ритуалы и т.д.), включая и ее учреждения (театры, клубы, кинотеат­ры, библиотеки, музеи и т.д.);

степень освоения личностью, группой или обществом различных видов культуры, культурных ценностей. Такой подход должен дать представление о культурном уровне людей, их духовном облике. Это наиболее сложная область социологического анализа культуры

Социологические исследования культуры помогают раскрыть ее роль в разви­тии личности, выявить и спрогнозировать тенденции ее развития. Многогранность культуры создает и определенные сложности для описания результатов ее со­циологического изучения. В конечном счете, многое, о чем уже шла речь в дан­ном разделе, было и о культуре молодежи - ее ценностных ориентациях, ее об­разовательной, экономической, политической, нравственной и правовой культу­ре. Это позволяет 8 этой главе сосредоточить внимание на специфике моло-


377 дежной субкультуры и особенностях досугового поведения молодежи со­временной России.

Отечественная молодежная субкультура специфична по своей природе, характеру и чертам1 Во многом она прошла тот же путь, что и субкультура моло­дежи Запада: субкультура - контркультура - субкультуры (разнообразие стилей) Специфика - в некотором запоздании. Отсюда: заимствование в ней преобла­дает над самобытностью, а саморазвитие во многом носит догоняющий характер Ее ценности и нормы, ее символика и атрибутика особенно приходили в противо­речие с официальной авторитарной культурой. Определяющей характеристикой молодежной субкультуры в России является феномен субъективной «размыто­сти», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей, ценно­стей большинства2 Поэтому присущая и западной молодежной субкультуре вы-тесненность на периферию общественной жизни (в сферу развлечений и досу­га) в ней стала определяющей3. Досуговая окраска молодежной субкультуры на­ложила отпечаток и на характер молодежных группировок, особенно в период их взлета в середине 1980-х годов. Объединения и группы культурно-досуговой ориентации (музыкальной, спортивной, религиозной - в духе восточных учений) были наиболее распространенными". Да и среди критериев соотнесенности мо­лодого человека с группировкой, объединением на первый план выходят внешний вид и символическая атрибутика (наряду с пространственно-временной локализа­цией - место и время сбора - и общностью ценностно-нормативных установок) Специфика группировок проявлялась в определенном стиле одежды, специаль­ной символике (украшения, прически и т.д.), особом слэнге, жаргоне, в увлечении стилем рок - музыки.

Многие из этих характеристик стали объектом специального изучения в нашей социологии молодежи5. Наиболее общим выступает отношение молодежи к тем или иным молодежным группировкам и социокультурным ориентациям. Примеча-

1 См.: Воробьев СВ. Молодежная субкультура как специфическая часть культуры общества. Н. Новгород. 1991.

1 Социология молодежи / Отв. ред. В.Т. Лисовский. СПб., 19%. С.335.

' См.: Андреева И., Голубкова Н., Новикова Л. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей // Со-цис. 1989. №4. С.50-51; Гудков Л.. Дубин Б. Печать и изменения в системах ценностей общества // Свобод­ная мысль. 1993. №6. С.42-44.

' Молодежная культура: проблемы и перспективы развития. М., 1991. С.31.

5 Исламшина Т.Г. Молодежные субкультуры. Казань. 1997; Левикова СИ. Молодежная культура. М., 2002: Левикова СИ. Молодежная субкультура. М„ 2004; Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга/ Под ред. В.В. Костюшева. СПб.. 1999; Омельченко Н.Л. Молодежные культуры и субкультуры. М„ 2000; Петров Д.В. Молодежные субкультуры. Саратов, 1996; Сенкевич З.В. Молодежная культура: «за» и «против». М.. 1990; Щепанская Т.Ь. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы. СПб., 1993; Юношеские субкультуры Урала /Сост. Ю.В. Шинкаренко. Екатеринбург. 2005; и др.


378 тельно, что они длительное время рассматривались и социологами как «зару­бежные» Это определяло и постановку вопроса: «Можно ли у них почерпнуть кое-что ценное?» Типичны для рубежа 1980-1990-х гг. результаты одного из ис­следований (Красноярск, 1988г.)1:

Таблица 4 48 Отношение к социокультурным течениям и группировкам (Соотношение положительных /можно почерпнуть кое-что ценное/ и отрицательных ответов /не принимаю/ выражено в индексе)

Школа
ПТУ
Техникум
Вуз

Социокультурные течения, группировки

- 0.45-0,25
-0,55
-0,52
-0,63

Панки

-0,30
-0,32
-0,41

Рокеры

-0,30
-0,24
-0,29
-0,30

Металлисты

+ 0,06
-0,13
-0,08
-0,09

Восточные культы и философия

-0,37
-0,28
-0,25
-0,39

Движение за сексуальную свободу

Очевидны выводы:

• во всех группах преобладает преимущественно негативное отношение;

• но скорее сказывается понимание любых субкультурных феноменов как одного из стилей. У каждого из течений есть свои приверженцы: у панков - 5-9%; у рокеров -13-22%; у металлистов -15-23%;

число приверженцев с возрастом снижается: наибольшая субкультурная активность - в 16-17 лет и резко снижается к 21 году.

За эти годы (годы коренных социально-политических, социокультурных и соци­ально-экономических изменений в России) качественно изменились характер мо­лодежной субкультуры, набор конкретных молодежных субкультур, отношение молодежи к ним, их распространенность в молодежной среде. В общем плане за­фиксированные социологами изменения в молодежной субкультуре таковы2:

• усилившаяся автономность субкультур как их сущностного качества:

• «человеку субкультурному - 2005» «не от чего отделиться» Наоборот, суб­культурная задача заключается в том, чтобы создать хоть какую-то основу для от­граничения своего мира от хаоса;

• сегодня субкультурно все молодое поколение, в разной мере, в разной степени погруженное в ту или иную субкультуру;

• социализация молодежи определяется не только влиянием субкультуры. Но среди других факторов социализации субкультурный наиболее значим;

• субкультуры все более становятся тем, что немецкие социологи определяют как Teilkultur («частичная культура»).

1 Иемировспий В. Отношение молодежи к зарубежным идеологическим течениям // Соиис. 1989. №4. ' Юношеские субкультуры Урала /Сост. Ю.В, Шинкаренко. Екатеринбург, 2005. С.8-10.


Существенно уточняется и типология молодежных субкультур России. Среди них выделяются1:

• группы, объединяющие приверженцев музыкальных вкусов и стилей (металли­сты, роллинги, брейкеры, битломаны и т.д.);

• группы, ценностные ориентации которых имеют некоторый политический и идеологический оттенок (ностальгисты, анархисты, пацифисты, отклонисты, «зе­леные» и т.д.);

• группы аполитичного, эскапистского характера (хиппи, панки, люди «Системы»),

• эстетствующие группы («митьки»),

• группировки, исповедующие «культ мускулов» и физической силы» («качки»);

• криминогенные группировки, объединяющиеся по признакам агрессивности, же­сткой организованности и противоправной деятельности («теляги». гопники, лю-

беры и т.п.)

ЗАДАНИЕ 4.73. Были ли вы раньше или, может быть, остались сегодня] приверженцем какого-либо молодежного социокультурного течения или группировки? Если да, то что вас в них привлекает (привлекало)? В книге о юношеских субкультурах Урала приведен их обширный список: анархо-экологи; анастасийцы; анимешники; байкеры; «бордеры»; «бэкашники»; геймеры; «готы»; «индеанисты»; «клаберы»; вмоберы»; панки; парашю­тисты; «пауки»; «пингвинята»; «правильные пацаны»; «растаманы»; рок-музыканты; ролевики; руфферы; рэпперы; сатанисты; скейтбордисты; скинхеды; «танкисты»; толкиенисты; «чатлане»; «эмтегеи». О каких из них вы что-либо слышали? К каким из них вы испытываете интерес? Не

могли бы вы дополнить и расширить этот перече нь? ________________________

В анализе молодежной моды социологи менее преуспели в сравнении с журналистами, модельерами. Поэтому трудно судить о типичности позиций и оце­нок. Представления молодых отражают противоречие моды: новизна, необыч­ность и стереотипность, похожесть. Это еще более остро проявляется в рамках молодежных группировок, объединений, особого круга общения. Мода выполняет и интегрирующую («мы»), и дифференцирующую роль («они»). А для молодого человека она выступала нормативом, быть как все «наши», но и выделяться из «не-наших».

[ЗАДАНИЕ 4.74. Насколько значима для вас лично молодежная мода? Вы
стараетесь следовать ей - с опережением или с отставанием? Что для
вас наиболее важно в моде - возможность выделиться; полнее выразить
себ я; эстетичность и красота; практично с ть и удобство; новизна?
___________

В изучении молодежного жаргона пока сделаны только первые шаги - описание и первичная систематизация. Появились первые словари молодежного слэнга или

' Лсвикова СИ. Молодежная субкультура. М., 2004. С.282


380 отдельных группировок'. Предприняты и попытки анализа социокультурной роли молодежного слэнга:

• в частности, как одна из его устойчивых черт выделяется «выпирающая анг-лоязычность», хотя и признается, что слов иностранного происхождения в слэн-ге, например, системщиков не более 8-10%;

• заметное место в слэнге занимает «новояз» (иное, отличное от официального название явлений и вещей);

• значительная часть молодежного слэнга заимствована из блатного жаргона. Причем подобная криминализация все более нарастает;

• еще один важный блок - наиболее специфичный для каждой из группировок -связан с обозначением присущих для нее особенностей стиля жизни, ритуалов, времени и места сбора.

За внешней формой молодежного слэнга важно видеть и определенный социо­культурный сдвиг. В итоге возникает устойчивая тенденция молодежного жарго­на - к обособлению от общепринятых норм языковой практики. Именно здесь, в молодежной среде, новые словосочетания и словообразования («завязать» - бро­сить какое-то занятие, «тусоваться» - собираться, общаться иа прогулке в тюрем­ном дворе), заимствованные из блатной лексики, становятся привычными, хорошо знакомыми. Именно в сознании молодого поколения происходит закрепление но­вых, подчас сомнительных слов и понятий, чтобы позже они смогли легализовать­ся в печати, на кино- и телеэкранах при услужливой поддержке масскультуры и неразборчивых средств массовой информации, откровенно стремящихся завое­вать молодежь путем заигрывания с нею, бесстыдно потрафляя любым ее вку­сам, часто не успевшим сформироваться до конца. И на уровне речевой практики молодежи проявляется негативное влияние коммерциализации культуры.

ЗАДАНИЕ 4.75. Попытайтесь собрать своеобразный словарь слов и вы­ ражениймолодежногожаргонанакакую-либоинтересующуювастему.

Культура молодого человека проявляется не только в растущих требованиях к его поведению, не только в характере и уровне его культурного потребления. Все более важной (хотя, как показывают исследования, не очень развитой) становится человекотворческая сторона культуры: то, как в процессе деятельности раз­вивается личность. Каков же культурный уровень молодежи? Начнем анализ с самого общего - с представлений о культурном человеке. Многолетнее изучение


представлений учащейся молодежи Свердловской области о культуре позволяет нарисовать - в динамике - примечательный «образ культурного человека»1. Он далеко не всегда реализуется полностью в поведении, но отражает определенный набор жизненных норм и установок:

Таблица 4.49 Кто такой культурный человек?

Параметры культурного человека 2003 г. 1985 г.
Воспитанный тактичный    
С высоким уровнем образования    
Широко эрудированный, начитанный    
Порядочный, добрый    
Общительный, умеющий легко устанавливать контакты    
Добросовестно, творчески относящийся к труду, к любому делу    
С широкими жизненными интересами    
Увлекающийся искусством и разбирающийся внем    
Высоконравственный, совестливый   -
Действующий с полной самоотдачей, реализующий способности    
С активной гражданской позицией   -
Верующий   -
Умеющий красиво жить    
Хорошо разбирающийся в одежде, моде    
Умеющий окружить себя красивыми вещами   -
Бережно относящийся к природе -  
Умеющий красиво говорить -  

Итак, заметны достаточно существенные изменения в понимании культуры:

возрастает значимость нравственных аспектов культуры; но они привле­кают не столько в абстрактной форме высокой нравственности, сколько в конкрет­ных поведенческих проявлениях (тактичность, порядочность);

растет значимость широты, разнообразия жизненных интересов;

усиливается значимость межличностного общения, культуры общения;

сохраняется недооценка труда как культурной ценности, его восприятие в основном как источника дохода и заработка, хотя уже каждый пятый соотносит культурного человека с его творческим отношением к труду Преодолевается сте­реотип: творчество не соотносится с трудом, с работой;

усиливается значимость образования, эрудиции и кругозора как основного показателя культурного развития человека, хотя образованность и уступает нрав­ственности;

• сохраняется недооценка искусства как сферы культурной деятельности


 


' Социология молодежи / Отв. ред. ВТ. Лисовский. СПб., 1996. С.350-360.


' Вишневский ЮР., Шапко B.T., Коробсйникова А.П. Культурные запросы населения и оптимизация управ­ления деятельностью учреждений культуры. М.. 2005. С.39-40


382 (хотя в обыденном сознании оно нередко отождествляется с культурой вообще); • любая односторонность, идеологическая зашоренность (политическая или ре­лигиозная) не находит значимой поддержки - ни религиозность, ни идейная убеж­денность не воспринимаются большинством как признаки культурного человека.

Общая характеристика культурных ориентации молодежи может быть кон­кретизирована. С этой целью в опросе студентов Свердловской области была ис-

1.

пользована социологическая процедура «взгляд со стороны»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из%        
  М4  
   
      43%
       
  9%  
   
  '0%  
     
      40%  
       
^11%    
у,      
      38%  
  ь% 1г1%      
  30%  
 
     
  3% ------- 1------ <------ i------   I------ 1---------- 1
                 

Желание быть лидером, иметь власть

Карьеризм

Желание устроить личную жизнь

Стремление быть как все

Коллективизм, товарищество

Стремление быстро разбогатеть

Стремление полнее реализовать себя

Идейность, убежденность

Желание жить легко, беззаботно

Стремление к славе, честолюбие

Стремление к признанию, уважению

Принцип "моя хата - с краю"

Ответственность, чувство долга

0%
10°,'

20% 30% 40% 50% 60%

Рис 4.68. Что руководит поступками ваших сверстников? Достаточно явно прослеживается общая линия. Конечно, «взгляд со сто­роны» и самооценки - не одно и то же, жестче оценивать других проще. Но опрос отразил коренное изменение парадигм поведения молодежи: старая (ответст­венность, коллективизм, труд, единодушие) сменилась новой (личная жизнь, бо­гатство, беззаботность, прагматизм). Конкретизировать эти тенденции оказалось возможно с помощью иной методики, когда студентам предлагалось оценить не мотивацию поведения, а те типичные личностные качества, которые характерны


для их сверстников'.

Таблица 4.60 Что характерно для сверстников?

Личностные качества 1999 г. 2003 г.
Юмор, жизнерадостность    
Энергичность, предприимчивость, деловые способности    
Интерес к жизни, готовность воспринять новое    
Бездуховность, отсутствие идеалов и стойких убеждений    
Jj>y6ocTb, хамство, агрессивность    
Равнодушие, безволие, отсутствие интереса к жизни    
Зависть, недоброжелательность    
Терпение, выносливость, умение переносить трудности    
Отзывчивость, желание помочь, понять 9  
Порядочность, честность, добросовестность    
Страх, непонимание того нового, что происходит в жизни    
Закрытость, отрицание всего нового    

В шкале студенческих оценок представлены две группы качеств - деловые и нравственно-коммуникативные. Соотношение этих качеств в портрете современ­ного студента в определенной мере противоречиво. Как и в опросе 1999 года, высокий рейтинг сохраняется за деловыми качествами. Юношеский оптимизм, де­ловая предприимчивость и энергичность, инновационная готовность - по мнению респондентов, являются приоритетными. Юмор и жизнерадостность отмечается каждым вторым респондентом. Каждый третий студент указывает на наличие де­ловых способностей, предприимчивость и энергичность Каждый пятый фиксирует интерес к жизни, готовность воспринимать все новое.

Что касается нравственно-коммуникативных характеристик личности молодого человека, их оценка крайне низкая. Отсутствие коммуникативной культуры (25% респондентов отмечают проявления хамства, грубости, агрессивности в общении) совпровождается равнодушием, нежеланием помочь, завистью и недоброжела­тельностью. Не отличается молодежь (по оценкам респондентов) высокой поря­дочностью, честностью, добросовестностью. Экономическая и профессиональная маргинальность молодых людей отражается на формировании определенной ми­ровоззренческой позиции, установок и убеждений.

Ориентации молодых персонифицируются, соотносятся с людьми, на кото­рых хотели бы походить, которым хотели бы подражать. Среди образцов для под­ражания молодежи - представители публичных профессий: бизнесмены (20%), звезды шоу-бизнеса и кино (18%), известные спортсмены (4%). Среди окружаю­щих их людей предпочтения распределились практически поровну между родите-


 


' Вишневский Ю.Р.. Шапко R.T. Социолошя молодежи. Екатеринбург, 1997.


Студент - 2003. г-катеринбург, 2003. С.42-43.


384 лями (16%) и сверстниками (14%) В качестве вариантов ответов в анкете приво­дились еще политические деятели, лидеры; учителя, преподаватели, ученые, деятели культуры Но ни один респондент их не отметил. Речь идет не о влиянии на поведение молодежи, а о выборе образца для поведения. Но и с этим уточне­нием ответы респондентов говорят о многом. Кризис идеалов и ценностей, кризис доверия нашел свое отражение в делерсонификации ценностных ориентации. Почти каждый третий считает, что у сверстников вообще нет конкретного образца для подражания. Если к этому добавить «нулевые» оценки таким образцам, как политики, ученые, преподаватели, то нигилизм молодых будет выглядеть еще бо­лее явно выраженным. Симптоматичен и приоритет различных образцов. Разви­тие рынка ставит на первый план людей, добивающихся успеха, причем в созна­нии молодежи путь к успеху у этих людей (и бизнесменов, и рок-звезд) - воспри­нимается как быстрое и легкое восхождение.

ЗАДАНИЕ 4.76. Как бы на эти вопросы ответили вы? Насколько ваши от­
веты совпадают или отличаются от приведенных? Кто является об­
разцом для подражания для
вас? В какой мере ваше мнение типично для
окружающей м олодежнойсре ды?
_________ _________

Стиль жизни современной молодежи наиболее проявляется в молодежном досуге. Свободное время выступает в известном смысле полем реализации мо­лодым человеком его ценностно-нормативных ориентации, увлечений и интере­сов Отсюда и многолетнее внимание социологов к молодежному досугу. Изуче­ние его структуры, приоритетных досуговых занятий - одно из наиболее разрабо­танных направлений социологии молодежи. Исследования молодежного досуга отразили сложную динамику изменений социокультурных ориентации и образа жизни нашей молодежи1

Ныне в молодежном досуге обостряется серьезное противоречие: С одной стороны, налицо объективные предпосылки для роста культурных запро­сов молодых. У нового поколения выше уровень образования, молодежь более урбанизирована Причем многие из молодых - горожане уже во втором поколе­нии. Среди «родителей» доля родившихся в селе - значительно выше. Да и в го­родах они родились преимущественно в небольших. Происходит становление иного отношения к культуре, когда главное видится не только в освоении все

1 Кулыурно-досуювая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования. Свердловск, 1991; Культурная деятельность. Опыт социологического исследования. М.. 1981; Молодежь: el интересы, стрем­ления и идеалы. М.. 1969; Молодежь: труд, учеба, досуг. Вып 1-2. Свердловск. 1967.1969; Орлов Г.П. Сво­бодное время и личность. Свердловск. 1983; Орлов Г.П. Культура и свободное время. Свердловск. 1989; Трегубое Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление. СПб., 1991; и др.


большего числа культурных це стороны, потребительски-развл ся ведущей и даже усиливается культурной самореализации л негативные последствия перех культуры, несоответствие раст значительной части молодежи бюджета) остаточного подхода культуры. В итоге разрыв меж стями их удовлетворения нарас В изучении досуга молодежи

• изучение бюджета свободног говые занятия; изучение период

• сопоставление реальных и ж

• выявление ориентации на те

• анализ молодежной аудитор формации, ее запросов и интер

Каков же досуг совреме времени за последние нескольк растным группам молодежи зам ся, а у младших возрастает. Ин различается в зависимости от в

 

Чем вы чаще все
Занятия      
1 Смотрю телевизор, видео      
2. Слушаю музыку (плеер, магн      
3. Гуляю с друзьями      
4. Хожу на дискотеку      
5. Занимаюсь спортом      
6 Играю в компьютерные игры      
7. Читаю      
8 Хожу в кино, театр, на концер      
9. «Путешествую» в Интернете      
10.Ничего не делаю, просто отд      
11.Другое      

Формы и содержание досуга ваны и осмыслены, чем у старш

1 Ручкин Б.А., Гришина НА.. Серикова Н



386 больше читают, посещают выставки и концерты, младшие больше смотрят теле­визор, слушают музыку и гуляют с друзьями. Тенденция роста пассивных, не тре­бующих интеллектуальных затрат форм досуга прослеживается наиболее ярко на примере подростков':

слушаю музыку

кожу о кино, патр гуляю с друзьями

Рис.4.69. Динамика основных досуговых занятий подростков Структура свободного времени учащихся в целом достаточно типична. Сре­ди наиболее распространенных видов досуга - просмотр телепередач; чтение, прогулки (фланирование) по городским улицам с друзьями, спорт. В целом можно выделить несколько блоков основных досуговых занятий и определить их удельный вес в структуре досуга:

первый (по распространенности - 43%) - блок пассивно-развлекательных занятий, включающий просмотр телепередач, прогулки по городу с друзьями, общение с ними дома, посещение дискотек;

• на втором месте - блок занятий, требующих проявления активности, са­модеятельности, целеустремленности (25%). Сюда можно отнести чтение, спорт, посещение кружков, студий, секций, курсов и т.д.;

• к третьему блоку занятий можно отнести те, что превращают свободное время в «полудосуг» (термин известного французского социолога Ж. Дюмазедье), по­скольку они тесно связаны либо с учебой, либо с работой. Это самостоятельное и углубленное изучение предметов, особенно интересующих учащихся, их усилен­ная подготовка к учебным занятиям, которая почти не оставляет времени для досуга, работа с целью оказания помощи по дому и для получения дополнитель­ного заработка (24%);

четвертый блок включает такое использование свободного времени, которое способно превратить его в сферу антисоциальной деятельности, - выпивки с приятелями и то, что называют «похулиганить с компанией» (8%),

Разумеется, такую социологическую процедуру не следует абсолютизировать. Но она дает представление о некоторых тенденциях в досуге учащихся:


• сохраняется преимущественно пассивный и развлекательный характер досуга;

• выделилась группа учащихся, склонных к асоциальному поведению;

• формируется устойчивая группа учащихся, стремящихся к активной досуговой деятельности развивающего характера

Анализ мнений учащихся отразил две линии в молодежном досуге:

нарастание общих черт, определяющих специфику молодежной субкуль­туры (с этим связано сходство ответов жителей разных регионов);

серьезные различия в досуговых ориентациях и занятиях конкретных молодежных компаний, групп (с чем связан разброс ответов учащихся - жите-пей разных микрорайонов, различия в ответах юношей и девушек).

А каков досуг студента?1

Таблица 4.52
Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?

Занятия 1995 г. 1999 г. 2003 г.
Слушать музыку      


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: