И новые театрально-драматургические формы в искусстве ХХ века.




Немецкий героический эпос. «Песнь о Нибелунгах»

 

1. «Песнь о Нибелунгах» в системе эпических произведений Зрелого Средневековья.

2. «Песнь о Нибелунгах» и история (характер отражения исторических событий, феодальных отношений, быта и нравов, материальной культуры, религиозных представлений).

3. Эпический мир «Песни о Нибелунгах» (пространство и время; природа и человек; проблема чуда и чудесного; гиперболизм; характер изображения борьбы; общие тенденции построения эпического мира).

4. Эпические герои.

5. Поэтика «Песни» (Как сочетаются в «Песне о Нибелунгах» архаика и элементы новой куртуазной культуры? Каковы приемы их художественного синтеза?)

6. Образы «Песни о Нибелунгах» в европейском искусстве.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. История немецкой литературы: В 5-ти тт. – М., 1963 (том 1 - Средневековье).
  2. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой немецкой культуры. – М., 1981.
  3. Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. – М., 1960.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Мещанская трагедия Ф. Шиллера «Коварство и любовь»

1. Трагедия Ф.Шиллера «Коварство и любовь» в контексте художественных исканий литературы «Бури и натиска».

2. Раскрыть понятие «мещанская трагедия».

3. основные проблемы пьесы.

4. Система образов.

5. Художественное мастерство Шиллера-драматурга.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Абуш А. Шиллер. Величие и трагедия. – М., 1964.
  2. Вильмот Н. Достоевский и Шиллер – М., 1984.
  3. Берковский Н.Я. Театр Шиллера // Берковский Н.Я. Статьи о литературе – М., 1962.
  4. Ланштейн П. Жизнь Шиллера. – М., 1984.
  5. Либензон З.Е. «Коварство и любовь» Ф.Шиллера. – М., 1969.
  6. Лозинская Л.Я. Фридрих Шиллер. – М., 1960.
  7. Фридрих Шиллер: Статьи и материалы. – М., 1966.
  8. Чечельницкая Г.Я. Фридрих Шиллер – М.,Л., 1959.
  9. Шиллер Ф.Н. Фридрих Шиллер: Жизнь и творчество – М., 1955.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

И.В.ГЕТЕ «ФАУСТ»

 

1. «Народная книга о докторе «Фаусте». «Фауст» Гете. Фаустовская тема в мировой литературе. (культуре).

2. История создания трагедии. Проблема жанра.

3. Композиция трагедии. «Прологи».

4. Анализ первой части трагедии.

- основные проблемы и темы.

- человек и история. Человек и мироздание.

- Фауст и Вагнер.

- Фауст и Маргарита.

- Фауст и Мефистофель.

5. Основные проблемы и образы 2 части «Фауста».

6. Выписать крылатые выражения из «Фауста» Гете. Раскрыть одно из них

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Аникст А.А. Творчески путь Гете. – М., 1986.
  2. Аникст А.А. Гете и Фауст: От замысла к свершению. – М., 1989.
  3. Аникст А.А. «Фауст» Гете. Литературный комментарий – М.: Просвещение, 1997.
  4. Вильмонт Н.Н. Гете: История его жизни и творчества. – М., 1959.
  5. Волков И.Ф. «Фауст» Гете и проблема художественного метода. – М., 1976.
  6. Гете. Литературное наследство. – М., 1932. – Т.4-6.
  7. Гетевские чтения. 1984. – М., 1986.
  8. Жирмунский В.М. Гете в русской литературе. Л., 1981.
  9. Свасьян К.А. Иоганн Вольфганг Гете. – М., 1989.
  10. Эккерман И.П. Разговоры с Гете. – М., 1981.
  11. Гулыга А. Путями Фауста. – М., 1987.
  12. Копелев Л. «Фауст» Гете. – М.: Гослитиздат, 1962.
  13. Конради К.О. Гете. Жизнь и творчество (в 2-х т.) – М.: Радуга, 1987.
  14. Дмитриев Ю., Зиновьев А. Тайна гения. – Владимир, 1992.
  15. Тураев С.В. Гете в школе. – М., 1950.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

РОМАН Э.Т.А.Гофмана «ЖИТЕЙСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ КОТА МУРРА».

 

Вопросы к занятию см. в сб. «Практические занятия по зарубежной литературе». М., 1981.

 

ЛИТЕРАТУРА: (дополнительная)

1. Э.Т.А.Гофман Письма, высказывания, документы – М., 1987.

2. Ветчинов К. Похождения Гофмана — следователя полиции, гос. Советника, композитора, художника и писателя. Пущино, Фото-век, 2009.

3. Вольф К. Житейские воззрения кота в новом варианте. // К.Вольф. Избранное. – М., 1979.

4. Встреча. Повести и эссе писателей ГДР об эпохе «Бури и натиска» и романтизма. – М., 1983 (Ф.Фюман. «Эрнст Теодор Вильгельм Амадей Гофман». А.Зегерс «Встреча в пути»).

5. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и собрания мистика – СПб, 1996.

6. Карельский А. От героя к человеку. – М., 1990, с.51-60.

7. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время – Рига, 1988.

8. Федоров Ф.П. Эстетические взгляды Гофмана. – Рига, 1970.

9. Художественный мир Гофмана. – М., 1982.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

ПОЭЗИЯ Г.ГЕЙНЕ

1. Творчество Г.Гейне как новый этап в развитии немецкой романтической поэзии.

2. «Книга песен».

-тематическое и интонационное своеобразие циклов;

-лирический герой;

-романтическая ирония;

-особенности художественной формы;

3. Проза Гейне.

4. Письменный анализ одного стихотворения.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гиждеу С.П. Генрих Гейне. – М., 1964.

2. Гиждеу С.П. Лирика Генриха Гейне. – М., 1983.

3. Дейч А. Поэтический мир Генриха Гейне. – М., 1963.

4. Дмитриев А.С. Генрих Гейне. – М., 1952.

5. Стадников Г.В. Генрих Гейне. – М., Книга для учащихся. – М., 1984.

6. Шиллер Ф.П. Генрих Гейне. – М., 1962.

7. Гордон Я.И. Гейне в России. В 3 т. – Душанбе, 1973 – 1983.

8. Копелев Л. Поэт с берегов Рейна. – М., 2003.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Новеллы-притчи Ф.Кафки.

5. Кафка и романтизм (экспрессионизм, Достоевский, Гоголь).

6. Мир в произведениях Кафки (абсурд, мир как «конструкция», «сновидческая» концепция мира).

7. Логическая ясность и алогизм. Метафорическая условность, символика стиля.

8. Гротеск и фантастика.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Днепров В. Черты романа ХХ века. – М.-Л., 1965.

2. Затонский Д.В. Франц Кафка и проблемы модернизма. – М.,- 1972.

3. Камю А. Надежда и абсурд в творчестве Франка Кафки // Камю А. Человек бунтующий. – М., 1990. С. 93-100.

4. Сучков Б. Лики времени – М., 1969. С. 3-81.

9. А.Зегерс. Встреча в пути.

10. Карельская Л. Лекция о творчестве Ф.Кафки // И.Л. – 1995. – №8.

11. Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. – М., 1998.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Драматургия Б.Брехта

и новые театрально-драматургические формы в искусстве ХХ века.

 

16. Понятие театра «аристократического» и театра «эпического».

17. Основные художественные принципы «эпического» театра.

18. Смысл двойного значения брехтовского понятия «остранения» («очуждения»)

19. Публицистическое начало в творчестве Б.Брехта.

20. Пьеса «Добрый человек из Сычуани» в системе эпического театра.

1) Заимствованный сюжет и его интерпретация у Брехта.

2) Основные темы (добр или зол человек?)

3) Образы

4) Структурные и композиционные особенности пьесы.

5) Смысл зонгов в пьесе.

6) Брехт и современный театр.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Клюев В. О философском театре Брехта. // В кн.: Вопросы эстетики, вып. 6. – М., 1964.

2. Сурков Е. Путь к Брехту. // В кн.: Брехт Б. Театр, т. 5, кн. 1. – М., 1965. С. 5-58.

3. Миттенцвай В. Испытание нового метода. Бертольт Брехт. // В кн.: эпические позиции. М., 1973. С. 63-105. См. также сноски в разделе.

4. Фрадкин И.П. Бертольт Брехт. Путь и метод. – М., 1965.

5. Клюев В.Г. Театрально-эстетические взгляды Брехта. – М., 1966.

6. Райх Б.Ф. Вена-Берлин-Москва-Берлин. – М., 1972.

7. Шумахер Э. Жизнь Брехта. – М., 1988.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: