ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА




Минобрнауки России

федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(технический университет)

(СПбГТИ(ТУ))»

 

Кафедра истории Отечества, науки и культуры

 

П.А. Гостенков, А.Б. Гуркин, Н.Д. Ковбенко

 

 

ПРАВОВЕДЕНИЕ

СБОРНИК КОНТРОЛЬНЫХ ТЕСТОВ

 

Учебное пособие

 

 

Санкт-Петербург

 

УДК 340 (075.8)

ББК 67

 

Гостенков, П.А. Правоведение: Сборник контрольных тестов: Учебное пособие / П.А. Гостенков, А.Б. Гуркин, Н.Д. Ковбенко; Отв. ред. И.П. Потехина. – СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2015. – 80 с.

 

 

Учебное пособие представляет собой сборник контрольных тестов, предназначенный для студентов, изучающих дисциплину «Правоведение» и обучающихся по направлениям подготовки бакалавров: 04.03.01 (020100); 08.03.01 (270800); 15.03.02 (151000); 18.03.01 (240100); 18.03.02 (241000); 19.03.01 (240700); 20.03.01 (280700); 22.03.01 (150100), — и специалистов: 18.05.01 (240300), 18.05.02 (240501).

Разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), соответствует рабочей программе дисциплины и позволяет приобрести необходимые учащимся общекультурные компетенции (ОК–1, ОК–5, ОК–6) и профессиональные компетенции (ПК–4).

 

 

Рецензенты:   ФГБОУ ВПО «Российский университет правосудия»; доктор юридических наук, профессор В.П. Очередько.   М.Н. Власенко, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и организации производства СПбГТИ (ТУ)

 

 

Утверждено на заседании методической комиссии факультета экономики и менеджмента 5 июня 2014 г.

 

Рекомендовано к изданию РИСо СПбГТИ (ТУ).

 

  ©Кафедра истории Отечества, науки и культуры СПбГТИ (ТУ) ©Гостенков П.А., Гуркин А.Б., Ковбенко Н.Д.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее учебное пособие (сборник контрольных тестов) предназначено для студентов, изучающих дисциплину «Правоведение». Преподавание этого курса в СПбГТИ (ТУ) осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Курс рассчитан на ознакомление с основными вопросами правоведения и получение студентами практических знаний, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности.

Лекции, прослушанные студентами, являются базой их теоретической подготовки, так как дают систематизированные основы научных знаний. Знания, полученные на лекциях, должны закрепляться и углубляться в ходе самостоятельного дополнительного изучения. Самостоятельная работа студентов представляет собой одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса в высшей школе. При этом ее значение имеет неуклонную тенденцию к возрастанию. Объясняется это тем, что в комплексе требований, предъявляемых к специалисту, все больший удельный вес приобретает умение самостоятельно ориентироваться в потоке информации и накопленных знаниях.

Одной из действенных форм обучения и контроля является тестирование. Цель тестирования заключается в выявлении уровня знаний, полученных студентами на лекциях, семинарах и в процессе самостоятельной работы с учебной и научной литературой, с изданиями нормативно-правового характера. Предлагаемый сборник представляет собой совокупность заданий, позволяющих достаточно объективно определить степень усвоения учащимися материала дисциплины «Правоведение».

Поскольку в последнее время обычной стала практика проведения компьютерного тестирования по правоведению в рамках Федерального экзамена профессионального образования (ФЭПО), данное учебное пособие ориентировано на взаимодействие с этой новой формой контрольных мероприятий, и предложенные в нем тестовые задания по возможности приближены к соответствующим заданиям ФЭПО.

Контрольные вопросы настоящего сборника упорядочены по тематическому принципу в соответствии с разделами учебной программы дисциплины «Правоведение». Каждый из девяти разделов включает в себя три блока: «А», «В» и «С».

Первый блок содержит задания с выбором одного или нескольких правильных ответов из предложенных вариантов. Эти задания проверяют базовую подготовку студентов.

Второй блок составляют более сложные вопросы — в них требуется установить соответствие между несколькими терминами и их значениями, соотнести различные правовые понятия, определить хронологическую последовательность юридических действий, дать краткий ответ на открытый вопрос. Для успешной работы с этим блоком студентам необходимо хорошо ориентироваться в обширном правовом материале, нормативно-правовых документах.

Третий блок включает в себя кейс-задания, в которых нужно проанализировать предложенный материал и дать развернутый ответ на правовую задачу. Такие задания позволяют учащимся продемонстрировать понимание решения непростых правовых вопросов. Разбор конкретной правовой ситуации позволяет сформировать у студентов навык работы с нормативно-правовыми документами различной отраслевой направленности.

 

 

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

Блок А

А 1. Основные функции государства изложены:

а) в Конституции РФ

б) в Постановлении правительства

в) в федеральном законе

г) правильный ответ отсутствует

 

А 2. Государственная власть подразделяется на:

а) законодательную и исполнительную

б) исполнительную и судебную

в) законодательную, исполнительную и судебную

г) правильный ответ отсутствует

 

А 3. Понятие «форма государства» включает в себя:

а) форму правления в) политический режим

б) форму государственного устройства г) все ответы верны

 

А 4. Какая форма государственного устройства позволяет иметь свои органы власти в центре и в регионах?

а) унитарная б) федерация в) конфедерация

 

А 5. По форме правления государства делятся на:

а) республики и монархии в) монархии и конфедерации

б) республики и федерации г) правильный ответ отсутствует

 

А 6. В федеративных государствах законодательные органы функционируют:

а) только на уровне федерации

б) только на уровне субъектов федерации

в) как на уровне федерации, так и субъектов федерации

г) правильный ответ отсутствует

 

 

А 7. Какое краткое определение соответствует понятию «государства»?

а) это все окружающее правителя (государя)

б) это форма организации общества, основной институт политической системы

в) это единственный собственник всех средств производства

 

А 8. Под суверенитетом государства понимают:

а) верховенство государственной власти внутри страны

б) независимость государственной власти вовне

в) верховенство государственной власти внутри страны и независимость ее вовне

г) правильный ответ отсутствует

 

А 9. Функции государства — это:

а) направление деятельности органов государства

б) цели и задачи государства

в) основные направления деятельности государства

 

А 10. В структуру федерации входят:

а) административно-территориальные единицы, не обладающие какой-либо политической самостоятельностью

б) государственные образования (республики, штаты, кантоны, земли и т. д.), обладающие политической самостоятельностью

в) государственные образования (республики, штаты, кантоны, земли и т. д.), обладающие экономической самостоятельностью

г) правильный ответ отсутствует

 

А 11. Верховенство государственной власти означает:

а) что в пределах государственных границ никто, кроме государства, не вправе издавать законы, т.е. акты высшей юридической силы, обязательные для всего населения страны

б) что органы государственной власти подчиняют себе деятельность органов местного самоуправления

в) оба ответа верны

г) правильный ответ отсутствует

 

А 12. К основным признакам государства не относится:

а) территория в) денежная единица

б) население г) публичная власть

 

А 13. Бипатрид…

а) не относится к населению

б) иностранец

в) лицо без гражданства

г) лицо с двойным гражданством

д) подданный

 

А 14. Сторонниками договорной теории происхождения государства являются:

а) Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо в) Н. Макиавелли

б) Фома Аквинский, Т. Гоббс г) Л. Гумплович, Е. Дюринг

 

А 15. Для унитарного государства характерна(-ы):

а) единая система органов государственной власти и управления

б) две относительно самостоятельные системы органов государства: федеративная и система органов субъектов федерации

в) оба варианта возможны

г) правильный ответ отсутствует

 

А 16. Под политическим режимом понимаются:

а) приемы и способы осуществления государственной власти

б) территориальная организация государственной власти, соотношение между центром и остальными властями государства

в) организация высшей власти государства, компетенция, взаимодействие высших органов государства, степень участия населения в их формировании

г) правильный ответ отсутствует

 

А 17. Легитимность государственной власти означает:

а) её верховенство на территории данного государства

б) законность государственной власти

в) независимость в международных отношениях

г) равенство в международных отношениях

 

А 18. Формой правления государства является:

а) монархия в) унитаризм

б) федерация г) конфедерация

 

А 19. Л. Гумплович и К. Каутский развивали теорию происхождения государства:

а) патриархальную в) психологическую

б) насилия г) классовую

 

А 20. Признаками государства являются:

а) государственная территория г) разделение властей

б) население государства д) государственный суверенитет

в) верховенство права е) налоги и сборы

 

 

Ответы на задания блока А

Задание А 1. Основные функции государства изложены в Конституции РФ (а).

Задание А 2. Государственная власть подразделяется на законодательную, исполнительную и судебную (в).

Задание А 3. Составными элементами формы государства являются форма правления, форма государственного устройства, политический режим (г).

Задание А 4. Органы власти в центре и в регионах позволяет иметь федеративная форма государственного устройства (б).

Задание А 5. По форме правления государства делятся на республики и монархии (а).

Задание А 6. В федеративных государствах законодательные органы функционируют как на уровне федерации, так и субъектов федерации (в).

Задание А 7. Понятию «государства» соответствует форма организации общества, основной институт политической системы (б).

Задание А 8. Под суверенитетом государства понимают верховенство государственной власти внутри страны и независимость ее вовне (в).

Задание А 9. Функции государства — это его цели и задачи (б).

Задание А 10. В структуру федерации входят государственные образования (республики, штаты, кантоны, земли и т. д.), обладающие экономической самостоятельностью (в)ю

Задание А 11. Верховенство государственной власти означает, что в пределах государственных границ никто, кроме государства, не вправе издавать законы, т. е. акты высшей юридической силы, обязательные для всего населения страны (а).

Задание А 12. К основным признакам государства не относится денежная единица (в).

Задание А 13. Бипатрид — это лицо с двойным гражданством (г).

Задание А 14. Сторонниками договорной теории происхождения государства являются Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо (а).

Задание А 15. Для унитарного государства характерна единая система органов государственной власти и управления (а).

Задание А 16. Под политическим режимом понимается организация высшей власти государства, компетенция, взаимодействие высших органов государства, степень участия населения в их формировании (в).

Задание А 17. Легитимность государственной власти означает законность государственной власти (б).

Задание А 18. Одной из форм правления является монархия (а).

Задание А 19. Теория насилия Л. Гумпловича и К. Каутского о происхождении государства (б).

Задание А 20. Признаками государства являются государственная территория, население государства, государственный суверенитет (а, б, д).


Блок В

В 1. Установите соответствие между определением и теорией происхождения государства:

а) государство возникает и развивается по воле Бога

б) государство — результат исторического развития семьи

в) государство возникает в результате акта насилия

г) государство есть продукт, обусловленный человеческой психикой

1) теория насилия

2) патриархальная

3) теологическая

4) психологическая

В 2. Соотнесите фамилию (фамилии) ученых и созданную ими теорию происхождения государства:

а) классовая 1) К. Маркс, Ф. Энгельс

б) теологическая 2) Фома Аквинский

в) патриархальная 3) К. Витфогель

г) ирригационная 4) Р. Фильмер

 

В 3. Установите соответствие между следующими элементами формы государства:

а) политический режим 1) монархия

б) форма правления 2) федерация

в) государственно-территориальное устройство 3) демократия

 

В 4. Соотнесите виды монархии и их отличительные признаки:

а) дуалистическая

б) абсолютная

в) парламентарная

1) в руках монарха сосредоточена вся полнота власти

2) законодательная власть принадлежит парламенту

3) формальное разделение власти между монархом и парламентом

 

В 5. Укажите, какие признаки соответствуют унитарному, федеративному и конфедеративному типам государства:

а) унитарное государство

б) федеративное государство

в) конфедеративное государство

1) каждый субъект сохраняет свой суверенитет

2) единое гражданство и единая структура государственного аппарата

3) наличие 2 уровней государственного управления, союзного парламента

 

В 6. К какому виду республик относятся:

а) Российская Федерация 1) президентская республика

б) США 2) смешанная республика

в) Германия 3) парламентская республика

В 7. Соотнесите виды республик и их отличительные признаки:

а) парламентская республика

б) смешанная республика

в) президентская республика

1) правительство формируется партией или партиями, имеющими большинство в парламенте, несет перед парламентом ответственность; президент по конституции наделен значительными полномочиями, но его роль формальна в осуществлении законотворческой и управленческой функций

2) президент в формально-правовом смысле отделен от руководства исполнительной властью, которое возлагается на главу правительства

3) президент, как и парламент, избирается населением; президент одновременно является и главой государства, и главой исполнительной власти; жесткое разделение властей

 

В 8. К признакам монархии относятся:

а) жесткое разделение властей

б) передача власти по наследству

в) юридическая ответственность главы государства

г) наличие единоличного правителя

 

В 9. Назовите хронологическую последовательность эволюции монархии:

а) дуалистическая б) парламентарная в) абсолютная

 

В 10. Установите соответствие между видами политических режимов и их признаками:

а) демократический 1) господство одной идеологии

б) авторитарный 2) культ вождя

в) тоталитарный 3) наличие легальной оппозиции

 

 

Ответы на задания блока В

Задание В 1. Государство возникает как результат божественного воздействия — это теория теологическая (а – 3); государство — результат исторического развития семьи — теория патриархальная (б – 2); государство возникает в результате акта насилия — теория насилия (в – 1); государство есть продукт, обусловленный человеческой психикой — психологическая теория (г – 4).

Задание В 2. Классовая теория — К. Маркс, Ф. Энгельс (а – 1); теологическая теория — Фома Аквинский (б – 2); патриархальная теория — Р. Фильмер (в – 4); ирригационная — К. Витфогель (г – 3).

Задание В 3. Политический режим — демократия (а – 3); форма правления — монархия (б – 1), государственно-территориальное устройство — федерация (в – 2).

Задание В 4. Дуалистическая — формальное разделение власти между монархом и парламентом (а – 3); абсолютная — в руках монарха сосредоточена вся полнота власти (б – 1); парламентарная — законодательная власть принадлежит парламенту (в – 2).

Задание В 5. Унитарное государство характеризует единое гражданство и единая структура государственного аппарата (а – 2); федеративное государство отличается наличием двух уровней государственного управления, союзного парламента, как правило, двухпалатного (б – 3); в конфедеративном государстве каждый субъект сохраняет свой суверенитет (в – 1).

Задание В 6. Российская федерация относится к республикам смешанного вида (а – 2); США — это президентская республика (б – 1), Германия (ФРГ) — парламентская (в – 3).

Задание В 7. В парламентской республике правительство формируется партией или партиями, имеющими большинство в парламенте, оно несет перед парламентом ответственность; роль президента в парламентской республике невелика (а – 1); в смешанной республике президент в формально-правовом смысле отделен от руководства исполнительной властью, которое возлагается на главу правительства, он обладает правом роспуска парламента или его нижней палаты (б – 2); в президентской республике глава государства — президент, как и парламент, избирается населением; президент одновременно является и главой государства, и главой исполнительной власти, существует жесткое разделение властей, президент не может распустить парламент (в – 3).

Задание В 8. К признакам монархии относятся: передача власти по наследству и наличие единоличного правителя (б, г).

Задание В 9. В истории человечества, как правило, последовательно сменяли друг друга абсолютная, дуалистическая, парламентарная монархии (в, а, б).

Задание В 10. Демократическому политическому режиму присуще наличие оппозиции (а – 3); в авторитарном государстве, как правило, существует культ личности, вождя (б – 2); тоталитарное государство немыслимо без господства одной идеологии (в – 1).

 

 

Блок С

С 1. Перечисляя признаки государства, студент Кочергин назвал:

а) государственный суверенитет

б) гарантированность прав и свобод граждан

в) территорию

г) сбор налогов

д) нормотворческую деятельность

В чем ошибся Кочергин? Дайте развернутый ответ.

 

С 2. Рассказывая о функциях государства, студентка Первушина сказала, что к внешним функциям относятся обеспечение мира на земле, а также экономическая и культурная деятельность государства.

Студент Минаев, отвечая на тот же вопрос, добавил, что кроме внешних функций государства, существуют и внутренние, такие, как социальные, культурные и сотрудничества с другими странами.

Какие ошибки совершили Первушина и Минаев? Дайте развернутый ответ.

 

 

Ответы на задания блока С

Задание С 1. Студент Кочергин, при перечислении признаков государства, правильно указал на государственный суверенитет, территорию, сбор налогов и нормотворческую деятельность. Однако он ошибся, утверждая, что и гарантированность прав и свобод тоже относится к признакам государства.

Задание С 2. Студентка Первушина в числе внешних функций государства правильно назвала обеспечение мира на земле и ошиблась в том, что отнесла экономическую и культурную функции к внешним функциям государства.

Студент Минаев совершил ошибку, перечислив в числе внутренних функций государства сотрудничество с другими странами, тогда как социальные и культурные функции относятся к внутренним, а не внешним функциям государства.

 

 

ТЕОРИЯ ПРАВА

Блок А

А 1. По общему определению право — это:

а) система норм, установленных государством, имеющая общеобязательный характер, охраняемая и обеспечиваемая государством

б) совокупность законодательных актов, регулирующих общественные отношения

в) система правоотношений, возникающих в связи с применением законодательных актов

 

А 2. Право возникло:

а) позже государства в) параллельно с государством

б) раньше государства

 

А 3. К какому типу правовой системы относится Россия?

а) к романо-германской б) англосаксонской в) мусульманской

 

А 4. Отличительные признаки нормы права:

а) нормативность

б) санкционированность государством

в) общеобязательность

г) обеспеченность принудительной силой государства

д) все ответы верны

е) правильный ответ отсутствует

 

А 5. Закон — это:

а) норма, за невыполнение которой следует ответственность в виде осуждения обществом

б) нормативный акт, принятый в особом порядке органами государственной власти

в) правила поведения, являющиеся обязательными и охраняемые силой государственного принуждения

г) соглашение между двумя или несколькими субъектами права

 

А 6. По общему правилу закон в Российской Федерации:

а) не имеет обратной силы, т. е. не действует на те факты, события, отношения, которые имели место до вступления его в силу

б) имеет обратную силу, т. е. действует и на те факты, события, отношения, которые имели место до вступления его в силу

в) вопрос об обратной силе закона решается Государственной Думой в каждом конкретном случае

г) все ответы верны

д) правильный ответ отсутствует

 

А 7. Федеральный закон вступает в силу:

а) не ранее его официального опубликования

б) до его официального опубликования

в) может вступать в силу как до, так и после официального опубликования

г) правильный ответ отсутствует

д) все ответы верны

 

А 8. Соотношение между нормой права и социальной нормой:

а) нормы права в отличие от социальных норм принимаются либо санкционируются государством

б) нормы права в отличие от социальных норм создаются обществом в целом, либо какой-то его частью без участия властных государственных структур

в) социальная норма является частью нормы права

г) правильный ответ отсутствует

д) все ответы верны

 

А 9. Норма права состоит из:

а) гипотезы г) все ответы верны

б) диспозиции д) правильный ответ отсутствует

в) санкции

 

А 10. Как схематично можно выразить структуру правовой нормы?

а) «при условии – отсюда – за исключением»

б) «если – то – иначе»

в) «если – иначе – зачем»

А 11. Диспозитивные нормы — это:

а) повелительные, строго обязательные предписания

б) правила, дающие сторонам регулируемого отношения самим определять путём заключения договора права и обязанности

в) все ответы верны

г) правильный ответ отсутствует

 

А 12. Императивные нормы представляют собой:

а) повелительные, строго обязательные предписания

б) правила, которые могут быть изменены соглашением сторон

в) правила, которые могут быть изменены волей одной из сторон

г) правильный ответ отсутствует

 

А 13. Отрасль права — это:

а) наиболее крупное и относительно самостоятельное подразделение системы права

б) составная часть правового института

в) составная часть подотрасли права

г) правильный ответ отсутствует

 

А 14. Выберите в перечне институт права:

а) гражданское право б) гражданство в) административное право

 

А 15. Официальными изданиями, в которых публикуются федеральные законы Российской Федерации, являются:

а) «Российская газета»

б) «Собрание законодательства Российской Федерации»

в) «Парламентская газета»

г) все ответы верны

д) правильный ответ отсутствует

 

А 16. Правонарушение — это:

а) виновное или противоправное нарушение договорных норм

б) виновное противоправное деяние, совершенное деликтоспособным лицом

в) виновное, уголовно наказуемое законом противоправное общественно-опасное деяние

 

А 17. Состав правонарушения состоит из:

а) объекта правонарушения

б) субъекта правонарушения

в) объективной стороны правонарушения

г) субъективной стороны правонарушения

д) все ответы верны

е) правильный ответ отсутствует

 

 

А 18. В систему права входят:

а) нормы права г) правовые обычаи

б) подзаконные правовые акты д) отрасли права

в) правовые институты е) кодификационные акты

 

А 19. В зависимости от степени общественной опасности правонарушения подразделяются на:

а) преступления и административные акты

б) проступки и административные акты

в) преступления и проступки

г) правильный ответ отсутствует

 

А 20. Соотношение между правопорядком и общественным порядком:

а) правопорядок является необходимой составной частью более широкого понятия — общественного порядка

б) общественный порядок является составной частью более широкого понятия — правопорядка

в) это синонимы

г) правильный ответ отсутствует

 

 

Ответы на задания блока А

Задание А 1. Право — это система норм, установленных государством, имеющая общеобязательный характер, охраняемая и обеспечиваемая государством (а).

Задание А 2. Большинство ученых-правоведов полагает, что про государство и право возникли практически одновременно (в).

Задание А 3. Российское право принадлежит к системе романо-германско-го (континентального) права (а).

Задание А 4. Все варианты верны (д).

Задание А 5. Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органами государственной власти (б).

Задание А 6. По общему правилу закон в Российской Федерации не имеет обратной силы, т. е. не действует на те факты, события, отношения, которые имели место до вступления его в силу (а).

Задание А 7. Федеральный закон вступает в силу не ранее его официального опубликования (а).

Задание А 8. Нормы права в отличие от социальных норм принимаются либо санкционируются государством (а).

Задание А 9. Норма права состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Правильный ответ — все ответы верны (г)

Задание А 10. Структуру правовой нормы можно выразить формулой «если – то – иначе» (б).

Задание А 11. Диспозитивные нормы — это правила, дающие сторонам регулируемого отношения самим определять путём заключения договора права и обязанности (б).

Задание А 12. Императивные нормы представляют собой повелительные, строго обязательные предписания (а).

Задание А 13. Отрасль права — это наиболее крупное и относительно самостоятельное подразделение системы права (а).

Задание А 14. К институту права относится гражданство (б).

Задание А 15. Официальными изданиями, в которых публикуются федеральные законы Российской Федерации, являются «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации», «Парламентская газета». Правильный вариант — все ответы верны (г).

Задание А 16. Правонарушением является виновное противоправное деяние, совершенное деликтоспособным лицом (б).

Задание А 17. Состав правонарушения состоит из объекта правонарушения, субъекта правонарушения, объективной стороны правонарушения, субъективной стороны правонарушения. Следовательно, все ответы верны (д).

Задание А 18. В систему права включают нормы права (а), правовые институты (в), отрасли права (д).

Задание А 19. В зависимости от степени общественной опасности правонарушения подразделяется на преступления и проступки (в).

Задание А 20. Общественный порядок является составной частью правопорядка (б).

 

 

Блок В

В 1. Какие из перечисленных ниже норм относятся к нормам права, а какие к нормам морали:

а) эти нормы регулируют наиболее важные общественные отношения, затрагивая наиболее существенные интересы человека и общества

б) эти нормы регулируют все общественные и личные отношения между людьми, человеком и группой, человеком и обществом

в) эти нормы закреплены в законах

г) эти нормы постепенно складываются в общественном сознании

д) за их нарушение следует ответственность в виде осуждения обществом, группой, отдельными людьми

е) за их нарушение следует ответственность в виде государственного принуждения

 

В 2. Определите принадлежность правовой системы страны к той или иной правовой семье:

а) США 1) романо-германская

б) Бельгия 2) мусульманская

в) Судан 3) англо-саксонская

В 3. Соотнесите различные типы взаимоотношений права и государства:

а) этатистский

б) либеральный

в) прагматический (реалистический)

1) право верховенствует над государством

2) государство выше права

3) государство создает право и охраняет его, но при этом в своей деятельности связано им

 

В 4. Установите соответствие различных правовых актов:

а) судебный прецедент

б) акт органа местного самоуправления

в) федеральный закон РФ

г) федеральный конституционный закон РФ

1) принимается только по вопросам, обозначенным в Конституции РФ

2) локальный

3) В России не признается как источник (форма) права

4) возможно вето Президента РФ

 

В 5. Установите последовательность уменьшения юридической силы нормативно-правовых актов:

а) приказ министра обороны РФ в) закон РФ

б) указ Президента РФ г) постановление Правительства РФ

 

В 6. Укажите, какая из норм права приведена в следующих положениях:

а) обязывающая

б) управомочивающая

в) запрещающая

1) «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются» (ст. 24 Конституции РФ)

2) «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени» (ст. 23 Конституции РФ)

3) «Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде» (ст. 39 Водного кодекса РФ)

 

В 7. Соотнесите элементы правовой нормы и их содержание:

а) гипотеза 1) меры реагирования

б) диспозиция 2) права и обязанности

в) санкция 3) условия действия

 

В 8. Установите соответствие между отраслью российского права и предметом ее регулирования:

а) семейное

б) гражданское

в) административное

г) трудовое

1) опека и попечительство

2) материальная ответственность работников

3) основания возникновения и порядок осуществления права собственности

4) процесс государственного управления

 

В 9. Основными признаками правонарушения являются:

а) поведение человека, которое выражается в действии или бездействии

б) не обладают общественно опасным характером

в) правонарушения противоречат нормам права и совершаются вопреки им

г) правонарушением признается только виновное поведение субъектов права

д) правонарушение влечет за собой применение к правонарушителю мер государственного принуждения

 

В 10. Поставьте нужное по смыслу слово, выбрав его из предложенных вариантов:

а) … — это психическое состояние и отношение лица к совершаемому им противоправному деянию — действию или бездействию, а также к возникающим в результате этого деяния последствиям

б) … предполагает, что лицо, совершившее противоправное деяние, сознает общественно опасный характер своих действий или бездействия, предвидит их общественно опасные последствия и желает (либо допускает) их наступления

в) … имеет место, когда лицо, сознавая общественно опасный характер совершаемого им деяния, предвидит возможность и неизбежность его вредных последствий и желает их наступления

г) … имеет место, когда лицо понимает противоправность своего деяния и его последствия, но не желает их наступления, хотя и допускает такую возможность или безразлично относится к ним

1) прямой умысел

2) косвенный умысел

3) вина

4) умысел

 

 

Ответы на задания блока В

Задание В 1. К нормам права относятся те нормы, которые регулируют наиболее важные общественные отношения, затрагивая наиболее существенные интересы человека и общества; они закреплены в законах; за их нарушение следует ответственность в виде государственного принуждения (а, в, е). К нормам морали относят те нормы, которые регулируют все общественные и личные отношения между людьми, человеком и группой, человеком и обществом; они складываются в общественном сознании; за их нарушение следует ответственность в виде осуждения обществом, группой, отдельными людьми (б, г, д).

Задание В 2. Система права США относится к англо-саксонской правовой семье (а – 3); правовая система Бельгии — к континентальной (романо-германской) (б – 1); правовая система Судана — к системе мусульманского права (в – 2).

Задание В 3. Государство выше права — этатистский (а – 2); право верховенствует над государством — либеральный (б – 1); государство создает право и охраняет его, но при этом в своей деятельности связано им — прагматический (реалистический) (в – 3).

Задание В 4. Судебный прецедент в России не признается как источник (форма) права (а – 3); локальным признается акт местного самоуправления (б – 2); вето Президента РФ может применяться в отношении федеральных законов (в – 4); федеральный конституционный закон РФ принимается только по вопросам, обозначенным в Конституции РФ (г – 1).

Задание В 5. Юридическая сила нормативно-правовых актов РФ уменьшается следующим образом: законы РФ, указы Президента РФ, постановление Правительства РФ, приказ министра обороны РФ (в, б, г, а).

Задание В 6. Обязывающая норма обязывает субъекта права совершать определенные положительные действия — «Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде» (а – 3); управомочиваюшая норма предоставляет возможность участникам правоотношений действовать тем или иным образом — «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени» (б – 2); запрещающая норма устанавливает обязанность субъекта права воздержаться от совершения некоторых действий — «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются» (в – 1).

Задание В 7. Гипотеза — условия действия (а – 3); диспозиция — права и обязанности (б – 2); санкция — меры реаги



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: