ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА ДОСТОЙНУЮ ЖИЗНЬ КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ




Студент 2 курса

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина»

Научный руководитель: Кобылинская С.В.,

Канд. юрид. наук, доцент кафедры

Земельного трудового и экологического права КубГАУ

ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА ДОСТОЙНУЮ ЖИЗНЬ КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ

 

Статья 7 Конституции Российской Федерации провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека[1].

По нашему мнению, содержание Конституции РФ соответствует всем основным ценностям современного международного общества. Согласно части 1 статьи 17 Основного закона, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

«Социальное государство», исходя из норм Всеобщей декларации прав человека[2], принятой в 1948 году, гарантирует право на достойную жизнь каждому, вне зависимости от его способности заниматься трудовой деятельностью и принимать участие в общественно полезном труде.

Аналогичная по содержанию норма закреплена также в части 1 статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах как «право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище»[3].

Однако главным международным нормативным правовым актом в области социальных прав человека является Европейская социальная хартия, которая провозглашает «право трудящихся на вознаграждение, которое позволит обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни»[4].

Следует отметить, что в законодательстве других стран нет единого подхода в определении «достойного уровня жизни». В частности, статья 25 Конституции Японии гласит: «Все имеют право на поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни[5]».

Возникает вопрос: чем отличается минимальный уровень жизни от достойного существования? Или это однородные понятия?

Ефремова Т.Ф. понятие существования трактует как: 1) наличие, факт бытия кого-л., чего-л.; 2) жизнь, бытие; 3) бездеятельный, лишенный цели, смысла, духовных интересов образ жизни[6]. По нашему мнению, именно это определение наиболее полно отражает понимание термина в обществе на современном этапе.

Анализируя международное социальное законодательство мы видим, что уровень жизни имеет два варианта характеристики: «достойный» и «достаточный».

По нашему мнению, значительные затруднения в правоприменении вызывает тот факт, что ни в одном международном правовом документе, которые описывают и нормативно закрепляют общие принципы и условия становления, функционирования и развития социального государства нет однозначной трактовки того, каким конкретно по качеству и количеству должны быть предоставляемые государством социальные блага, соответствующие критерию достойного уровня жизни. В Декларации ООН указано, что достойные условия будут тогда гарантированы, когда человек сможет удовлетворить свои основные потребности, а именно: одежда, пища, жилище и услуги, которые позволяют сохранять здоровье человека.

На наш взгляд, актуальность темы исследования, не оставляет сомнений, поскольку вопрос достаточности и достойности уровня жизни остается лишенным конкретики. Нормативные правовые акты, затрагивающие понятия достойной и достаточной жизни, лишены определений, раскрывающих смысл этих уровней, в них не обозначены границы и не указаны возможности их определения. Так, в Разделе II Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, разработанной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в качестве одной из задач развития пенсионной системы законодатель указывает «гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения». При этом основной закон Российской Федерации предусматривает «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь…»[7].

В рассматриваемом нормативном правовом акте вообще отсутствуют понятия «достойный» и «достаточный» уровень жизни, а лишь перечислены условия, которые необходимы для поддержания здоровья и благосостояния человека и его семьи.

Международные стандарты определяют основные количественные параметры (заработная плата и социальные выплаты должны обеспечить достаточный уровень жизни, а не просто защитить человека от бедности)[8].

По нашему мнению, понятие «достаточный уровень жизни» неразрывно связано с такими понятиями как: прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, минимальный размере пенсий, пособий, стипендий и т. д. Указанные минимумы устанавливают так называемый «нижний порог возможности человеческой жизнедеятельности», они включают в себя минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности оцененный в денежном эквиваленте путем математических расчетов с учетом социально-экономической ситуации в регионе или стране за установленный период времени.

Подводя итог, стоит отметить, что понятие «достойный уровень жизни», хотя и лишено осязаемых правовых форм, тем не менее, служит незримым идеалом в социальном законодательстве. Имея столь высокую, планку, социальные нормы смогут вечно двигаться вперед, расширяя границы «достаточности».

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. 25 декабря

2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, N 67, 05.04.1995

3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах" (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости ВС СССР. 28 апреля 1976 г. N 17. Ст. 291

4. Европейская социальная хартия (пересмотренная) // Бюллетень международных договоров. – 2010. – № 4

5. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник для вузов / А. А. Мишин. – М.: Статут, 2013. – 520 с.

6. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 // СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2334

7. Бударин Г. Ю. Интервью с президентом акционерного общества "Государственный фонд социального страхования (Республика Казахстан) Алмасом Мухаметкаримовичем Курмановым / Г. Ю. Бударин // Социальное и пенсионное право. – 2014. – № 2. – С. 3

8. Ефремова Т. Ф. Большой современный толковый словарь русского языка: в 4-х т. / Т. Ф. Ефремова. – М., 2006


[1] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. 25 декабря

[2] Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, N 67, 05.04.1995

[3] Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах" (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости ВС СССР. 28 апреля 1976 г. N 17. Ст. 291

[4] Европейская социальная хартия (пересмотренная) // Бюллетень международных договоров. – 2010. – № 4

[5] Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник для вузов / А. А. Мишин. – М.: Статут, 2013. – 520 с.

[6] Ефремова Т. Ф. Большой современный толковый словарь русского языка: в 4-х т. / Т. Ф. Ефремова. – М., 2006

[7] О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 // СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2334

[8] Бударин Г. Ю. Интервью с президентом акционерного общества "Государственный фонд социального страхования (Республика Казахстан) Алмасом Мухаметкаримовичем Курмановым / Г. Ю. Бударин // Социальное и пенсионное право. – 2014. – № 2. – С. 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: