Программа педагогической практики
Общие положения
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательная программа подготовки аспирантов предполагает прохождение аспирантами педагогической практики на втором году обучения общей трудоемкостью 3 зачетные единицы (108 час.). Специфика и цели педагогической практики предполагают акцент на самостоятельное изучение аспирантами федеральных государственных образовательных стандартов, основных образовательных программ высшего профессионального образования, форм организации учебного процесса, методов проведения лекционных и семинарских (практических) занятий, а также форм и методов контроля и оценки знаний студентов.
Основным документом, подтверждающим успешное прохождение аспирантом практики, является отчет о ее прохождении и зачетная ведомость.
Руководство практикой осуществляет научный руководитель аспиранта.
Цели и задачи практики, требования
К уровню освоения содержания практики
2.1 Целью педагогической практики является формирование у аспирантов готовности к научно-преподавательской деятельности, овладение ими основ учебно-методической и воспитательной работы.
2.2 Задачами педагогической практики аспирантов являются:
- овладение основами научно-методической и учебно-методической работы; навыками структурирования и психологически грамотного преобразования научных знаний в учебный материал, систематизации учебных и воспитательных задач; методами и приемами составления задач, упражнений, тестов по различным темам, устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями.
- овладение основами постановки учебно-воспитательных целей, выбора типа, вида занятия, использования различных форм организации учебной деятельности студентов; диагностики, контроля и оценки эффективности учебной деятельности.
- посещение занятий преподавателей соответствующих дисциплин, в ходе которых аспиранты должны познакомиться с различными способами структурирования и предъявления учебного материала, способами активизации учебной деятельности, особенностями профессиональной риторики, с различными способами и приемами оценки учебной деятельности, со спецификой взаимодействия в системе «студент-преподаватель».
В результате педагогической практики аспирант должен получить дополнительные знания, умения и навыки.
Аспирант должен знать:
- сущность общепедагогических методов и форм воспитания;
- особенности педагогических технологий и механизм их реализации в вузе;
- виды учебной работы, используемые в КНИТУ, в том числе – виды учебной работы кафедры;
- цели и задачи учебной дисциплины, по которой проводились занятия в ходе практики;
- методические приемы, применяемые при проведении конкретного вида учебной работы.
Аспирант должен уметь:
- создавать и развивать отношения со студентами, способствующие успешной педагогической деятельности;
- проектировать педагогическую деятельность;
- доходчиво доносить до студентов содержание тем изучаемой учебной дисциплины;
- организовать работу группы студентов при проведении семинарских занятий;
- осуществлять организацию самостоятельной работы студентов и контролировать ее результаты.
Аспирант должен владеть:
- основными методическими приемами организации разных видов учебной работы;
- инструментарием анализа научных проблем;
- учебным материалом и содержанием преподаваемой дисциплины;
- методами организации самостоятельной работы студентов.
По окончании педагогической практики аспирант должен быть способен применять современные методы и методики преподавания, разрабатывать рабочие программы дисциплин и методическое обеспечение процесса их преподавания.
Место и время проведения педагогической практики
Педагогическая практика организуется на кафедрах университета по согласованию с научным руководителем и включает непосредственное участие аспиранта в учебно-методической и учебной работе кафедры. Сроки проведения педагогической практики устанавливаются учебным планом по направлению подготовки аспиранта и утверждаются приказом ректора.
4. Структура и содержание практики
В ходе практики аспиранты выполняют следующие виды педагогической деятельности: учебно-методическую, учебную и организационно-воспитательную.
Программа практики включает в себя подготовительный, основной, заключительный этапы.
Подготовительный этап.
1.1. Подготовка индивидуального плана практики, в соответствии с заданием научного руководителя.
1.2. Знакомство с информационно–методической базой практики.
1.3. Определение дисциплины и ее модуля, по которым будут проведены учебные занятия, подготовлены дидактические материалы.
Основной этап
2.1. Посещение и анализ занятий ведущих преподавателей кафедры по различным учебным дисциплинам (не менее трех посещений).
2.2. Подготовка информации, необходимой для разработки методического обеспечения учебного курса (анализ ГОС, ФГОС и учебного плана направления, анализ рабочей программы курса).
2.3. Подготовка сценария занятия и дидактических материалов, необходимых для реализации учебных занятий.
2.4. Проведение занятий и самоанализ занятий.
2.5. Профессионально-ориентированная работа (курирование студенческих групп).
Заключительный этап
3.1. Подготовка отчёта по практике.
3.2. Защита отчёта.
Кафедра, осуществляющая подготовку аспирантов, определяет задачи, организационные формы, разрабатывает индивидуальный план прохождения педагогической практики аспирантов в соответствии с учебным планом и рабочей программой практики по соответствующей направленности.