Российская империя в нач. XX в.




1.Особенности социально-экономического развития Российской империи в к. XIX - н. XX вв. В 1897г. в России была проведена полная перепись населения: зарегистрировано 129 млн. человек, 13 % которых составляли горожане. К началу ХХ в., оставаясь аграрной страной, Россия заметно продвинулась в своем промышленном развитии. Российскую индустриализацию связывают с реформами С.Ю. Витте, который занимал пост министра финансов, а с 1905 г. стал председателем Совета министров. Придерживаясь западной ориентации, С.Ю. Витте провел комплекс мероприятий, которые способствовали интеграции российского хозяйства в европейскую экономику, а также модернизировал промышленность В.В. Барабанов, И.М. Николаев, Б.Г. Рожков, «История России с древнейших времен до конца XX века», Изд.: АСТ, Астрель, 2003 г..В 1897 г. была осуществлена денежная реформа. Единое золотое обеспечение рубля сделало его конвертируемым, превратив в устойчивую европейскую валюту. Это привлекло в российскую экономику иностранный капитал, а вместе с ним и новые промышленные технологии. Активизировалась деятельность российских банков, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.Для создания бездефицитного бюджета и увеличения капиталовложений в промышленность проводилась жесткая налоговая политика. С этой же целью была введена государственная монополия на продажу водки.Появившиеся у правительства денежные средства использовались для выделения кредитов российским предпринимателям и финансирования государственных заказов промышленности. Русские предприниматели находились под опекой правительства, которое при помощи таможенной и фискальной политики ограждало отечественные товары от иностранной конкуренции.Для решения споров между рабочими и хозяевами предприятий пытались создать фабрично_заводскую инспекцию, но из_за противодействия промышленников осуществить это не удалось.Нужно отметить, что реформы встречали сильное сопротивление в бюрократических верхах, особенно со стороны Министерства внутренних дел. Противники реформ упрекали Витте в том, что он привлекал в Россию крупный иностранный капитал, тем самым ущемляя национальные интересы. Желание Витте провести аграрные реформы, передав землю в собственность крестьянам, встретило отпор со стороны министра внутренних дел В.К. Плеве, который выступал за сохранение общины и финансовую помощь государства помещикам. Николай II, поддержав позицию С.Ю. Витте в области индустриализации, в аграрном вопросе встал на сторону консервативных сил Исаев И.А. История государства и права России - учебник 1996г..На рубеже веков железнодорожное строительство играло ведущую роль в развитии промышленности. В 1902 г. завершилась прокладка Транссибирской магистрали, железнодорожного пути Оренбург - Ташкент и др. Строительство железных дорог, во_первых, способствовало освоению новых территорий, расширяло внутренний рынок, а во_вторых, стимулировало развитие смежных отраслей (металлургической, деревообрабатывающей, угольной, паровозостроения).К началу ХХ в. уже определилась экономическая география России. Оформились промышленные районы: Центральный - вокруг Москвы, где сосредоточились металлургические, химические, текстильные предприятия; районСанкт_Петербурга с его промышленными гигантами; Приволжский промышленный район, а также Донбасс, Криворожье, Баку и др. Польша и Прибалтика специализировались на высокотехнологичном производстве.Развитие российской индустрии имело ряд отличительных черт:1) ведущая роль государства, которое посредством кредитования и государственных заказов стимулировало развитие производства, что приводило к зависимости русских предпринимателей от чиновников;2) большая доля иностранного капитала, в основном бельгийского и французского, который доминировал в тяжелой промышленности (например, в угледобывающей промышленности 70 % составлял иностранный капитал, а в металлургии - 42 %).Следствием этих особенностей стал экономический кризис 1900-1903 гг., когда на Западе произошел спад производства, что вызвало прекращение кредитования иностранными банками российских предприятий. Правительство, в свою очередь, потеряв возможность получить иностранные займы, вынуждено было сократить государственные заказы. Это привело к остановке работы многих предприятий и росту безработицы (было закрыто 4 тыс. фабрик и заводов). Сильнейшие предприятия пошли по пути объединения, создавая картели, тресты, синдикаты («Продамет», «Продуголь», «Продвагон»).Следует отметить, что рабочий класс России не был однородным. Была верхушка, состоящая из квалифицированных рабочих, несколько поколений, которых жили в городе, и основная масса рабочих_поденщиков, которые сохраняли деревенские корни, приезжая в город на заработки. Рабочие высокой квалификации (около 3 млн.) имели заработную плату и благоустроенное жилье. Им было присуще и классовое самосознание. Остальные занимались подсобным низкооплачиваемым трудом, проживали в бараках, снимали «углы» и находились на грани нищеты. В целом уровень жизни российского пролетариата не выдерживал никакого сравнения с положением западноевропейских рабочих. Рабочий день в России длился 11 часов, бедствием был высокий уровень травматизма. Рабочее законодательство находилось в зачаточном состоянии, стачки объявлялись вне закона, существовал запрет на профессиональные организации; исключение составляли «зубатовские профсоюзы» которые полностью контролировались властями. Все это, по мнению специалистов, делало рабочих «горючим материалом», движущей силой будущей революции. Высокая концентрация пролетариата (на Путиловских заводах числилось около 12 тыс. рабочих) облегчала революционную агитацию в его среде.Крестьянство, получившее свободу по Манифесту от 19 февраля 1861 г., оставалось экономически зависимым от государства (выплата выкупных платежей) и от помещиков (отработки). Кроме того, уменьшение крестьянских наделов, чересполосица, отсутствие современной агротехники приводили к обнищанию русских земледельцев, которые в начале ХХ в. получали самые низкие в Европе урожаи. Исключение составляли хозяйства Западной Сибири, степей Причерноморья, Польши и Прибалтики. Противоречивое значение имело поддерживаемое правительством существование крестьянской общины: с одной стороны, община, построенная на принципах взаимовыручки, сдерживала социальное расслоение деревни; а с другой - своеобразная уравниловка и распоряжение землей (переделы, определение времени земельных работ и т. д.) ограничивали инициативу наиболее предприимчивых и трудоспособных крестьян. Община же отвечала за крестьянина перед государством, контролируя выплату налогов и выкупных платежей. Правда, в 1903 г. была отменена круговая порука крестьянских обществ по выплате выкупных платежей, крестьяне также получили право арендовать участки за пределами общинных земель. В целом существование общины устраивало большинство крестьян, недовольны же они были лишь наличием помещичьего землевладения.Говоря о России начала ХХ в., нужно обязательно обратить внимание на многонациональность империи, 54 % жителей которой принадлежали к нерусским нациям и народностям. Расхожее в советской исторической литературе выражение: «Россия - тюрьма народов» - безусловно, является преувеличением. Самодержавное правительство проводило русификаторскую политику, с тем, чтобы привязать национальные окраины к центру. Поэтому большинство должностей в государственном аппарате занимали русские чиновники, русский язык считался государственным, некоторым национальностям были указаны определенные места проживания. Но вместе с тем не существовало запретов на национальные языки и национальную культуру. При поступлении в университет или на государственную службу ограничением служил не признак крови, а признак веры. Любой из «инородцев», принявший православие, получал те же права, что и православный великоросс Носова Н. П. История государственного управления России (IX-XX вв.). Учебное пособие., 2006 г..

2.Революция 1905 – 1907 гг.: причины, участники, ход, итоги, значение. Причины и характер первой русской революции 1905-1907 гг. революция россия рабочие стачка забастовка.В начале XX в. в России сложились объективные и субъективные предпосылки революции, обусловленные, прежде всего особенностями России как страны второго эшелона. Важнейшими предпосылками стали четыре основных фактора. Россия оставалась страной с неразвитой демократией, отсутствием конституции, отсутствием гарантий прав человека, что выпало активность оппозиционных правительству партий. После реформ середины XIX в. крестьянство получило меньше земли, чем они использовали до реформы для обеспечения своего существования, что вызывало социальную напряженность в деревне. Нараставшие со второй половины XIX в. противоречия между быстрым ростом капитализма и пережитками крепостничества создавали объективные предпосылки недовольства, как буржуазии, так и пролетариата. Кроме того, Россия являлась многонациональной страной, в которой положение нерусских народов было крайне тяжелым. Именно поэтому большую массу революционеров составляли выходцы из нерусских народов (евреи, украинцы, латыши). Все это свидетельствовало о готовности целых социальных групп к революции.Революционное выступление, обусловленное вышеперечисленными противоречиями, были ускорено такими событиями, как неурожаи и голод в ряде губерний в начале XX в., экономический кризис 1900-1903 гг., который привел к маргинализации больших масс рабочих, поражение России в русско-японской войне. По своему характер революции 1905-1907 гг. была буржуазно-демократической, так как была направлена на реализацию требований: свержение самодержавия, установление демократической республики, ликвидацию сословного строя и помещичьего землевладения. Используемые средства борьбы - стачки и забастовки, а основная движущая сила - рабочие (пролетариат).Периодизация революции: 1-й этап - начальный - с 9 января до осени 1905 г.; 2-й этап - кульминационный - с осени 1905 г. по декабрь 1905 г.; и этап - завершительный - январь 1906 г. - июнь 1907 г.Ход революцииНачалом революции принято считать 9 января 1905 г. («Кровавое воскресенье») в Петербурге, когда правительственными войсками была расстреляна демонстрация рабочих, как считается, организованная священником петербургской пересыльной тюрьмы Георгием Гапоном. Действительно, стремясь предотвратить развитие революционности масс и постав и их деятельность под контроль, правительство сделало шаги в этом направлении. Министр внутренних дел Плеве оказал поддержку экспериментам С. Зубатова по постановке под контроль оппозиционного движения. Им был разработан и внедрен «полицейский социализм». Его суть состояла в организации рабочих обществ, которые занимались экономическим просвещением. Это, по мнению Зубатова, должно было увести рабочих от политической борьбы. Достойным продолжателем идей Зубатова стал Георгий Гапон, создававший политические рабочие организации.Именно провокационная деятельность Гапона дала толчок началу революции, В разгар петербургской всеобщей стачки (участвовало до 3-х тысяч человек) Гапон предложил устроить мирное шествие к Зимнему дворцу для подачи царю петиции о нуждах рабочих. Гапон заранее уведомил полицию о предстоящей демонстрации, это позволило правительству спешно подготовиться к подавлению беспорядков. В ходе расстрелов демонстрации было убито более 1 тыс. человек. Таким образом, 9 января 1905 г. стало началом революции и получило название «Кровавое воскресенье».1 мая началась стачка рабочих в Иваново-Вознесенске. Рабочими был создан свой орган власти - Совет рабочих уполномоченных. 12 мая 1905 началась стачка в Ивано-Франковске, продолжавшаяся более двух месяцев. В это же время вспыхивают волнения в деревнях, охватившие Черноземный Центр, Среднее Поволжье, Украину, Белоруссию и Прибалтику. Летом 1905 г. был образован Всероссийский крестьянский союз. На съезде Союза были выдвинуты требования передачи земли в собственность всего народа. Открытые вооруженные выступления вспыхивали в армии и на флоте. Крупным событием стало подготовленное меньшевиками вооруженное восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический». 14 июня 1905 г. матросы, овладевшие броненосцем в ходе стихийно вспыхнувшего восстания, привели корабль на рейд Одессы, где в это время происходила всеобщая стачка. Но матросы не решились высадиться и поддержать рабочих. «Потемкин» ушел в Румынию и сдался властям.Начало второго (кульминационного) этапа революции приходится на осень 1905 г. Нарастание революции, активизация революционных сил и оппозиции вынудили царское правительство пойти на некоторые уступки. Рескриптом Николая II министру внутренних дел А. Булыгину были поручено разработать проект создания Государственной думы. 6 августа 1905 г. появился манифест о созыве Думы. Большинство участников революционного движения не удовлетворили ни характер «булыгинской думы» как исключительно законосовещательного органа, ни Положение о выборах в Думу (выборы проводились по трем куриям: землевладельцы, горожане, крестьяне; рабочие, интеллигенция и мелкая буржуазия избирательных прав не имели). Из-за бойкота «булыгинской думы» ее выборы так и не состоялись.В октябре - ноябре 1905 г. волнения солдат произошли в Харькове, Киеве, Варшаве, Кронштадте, ряде других городов, 11 ноября 1905 г. началось восстание в Севастополе, в ходе которого матросы под руководством лейтенанта П. Шмидта разоружили офицеров и создали Севастопольский совет депутатов. Главной базой восставших стал крейсер «Очаков», на котором был поднят красный флаг. 15-16 ноября 1905 г. восстание было подавлено, а его руководители расстреляны. С середины октября правительство теряло контроль над ситуацией. Повсюду проходили митинги и демонстрации с требованием конституции. Для преодоления кризиса правительство пыталось найти выход из тупика и пойти на еще большие уступки.17 октября 1905 г. царь подписал Манифест, по которому гражданам России были дарованы гражданские свободы: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, печати, собраний и союзов. Государственной думе предоставлялись законодательные функции. Декларировалось создание объединенного правительства - Совета министров. Манифест повлиял на дальнейшее развитие события, уменьшил революционный порыв либералов и способствовал созданию правых легальных партий (кадетов и октябристов).Начавшаяся в октябре в Москве забастовка охватила всю страну и переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку. В октябре 1905 г. бастовало свыше 2 миллионов человек. В это время возникли Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которые из органов забастовочной борьбы превращались в параллельные (альтернативные) органы власти. Принимавшие в них участие: меньшевики рассматривали их как органы местного самоуправления, а большевики - как органы вооруженного восстания. Наибольшее значение имели Петербургский и Московский советы рабочих депутатов. Московский совет выступил с призывом начать политическую стачку. 7 декабря 1905 г. началась всеобщая политическая стачка, переросшая в Москве в Декабрьское вооруженное восстание, продолжавшееся до 19 декабря 1905 г. Рабочие строили баррикады, на которых сражались с правительственными войсками. После подавления Декабрьского вооруженного восстания в Москве революционная волна начала спадать. В 1906-1907 гг. продолжались стачки, забастовки, крестьянские волнения, выступления в армии и на флоте. Но правительство с помощью жесточайших репрессий постепенно восстанавливало контроль над страной.Таким образом, в ходе буржуазно-демократической революции 1905-1907 гг., несмотря на все достижения, не удалось добиться решения основных задач, выдвигавшихся в начале революции, свержения самодержавия, уничтожения сословного строя и установления демократической республики.

3.Формирование первой российской многопартийности. Государственная дума первого и второго созывов. «Октябрьские события» 1993 г., принятие Конституции, последовавшие за этим досрочные выборы в Государственную Думу РФ, в ходе которых впервые был опробован механизм партийного представительства, значительно изменили расстановку сил в политическом спектре страны. Начался новый этап развития многопартийности в нашей стране.В 1994-1999 гг. выделяется ряд политических партий и сил, занимавших более или менее стабильное положение на политической арене страны. Складывается многопартийная система, основанная на лидерстве четырех-пяти партий. Наиболее крупные партии - КПРФ, «Яблоко», ЛДПР.Участие в выборах по партийным спискам позволило впервые выяснить, какие партии наиболее авторитетны и имеют свой реальный электорат. В декабре 1993 г. неожиданно шумного успеха добилась ЛДПР В. Жириновского. Воспользовавшись тем, что державно-националистическая оппозиция в силу организационной слабости (не собрала 100 тыс. подписей) не участвовала в выборах, ЛДПР заняла освободившуюся нишу некоммунистического антиреформизма.Избирательная кампания 1993 г. оттеснила в лагере демократов на периферию политической жизни такие партии и движения,как "Новая Россия" и "РДЦР" (Российское движение демократических реформ).На первый план вышли блоки "Выбор России" (Гайдар), "Яблоко" (Явлинский, Болдырев, Лукин), "ПРЕС" - Партия российского единства и согласия (Шахрай).В результате резко возросшей поляризации общества в ходе ельцинских "реформ" партии "центра", прежде всего "Гражданский союз", "Россия - новые имена", потерпели полный крах. Лишившись социальной базы, они не смогли преодолеть пятипроцентный барьер, не получив ни одного депутатского мандата в Государственной Думе РФ.Итоги выборов декабря 1993 г.

4.Реформы П. А. Столыпина. 2. АграрнаяреформаОсвобождение «становящейся личности», реформирование органов административной власти и местного самоуправления являлись необходимыми предпосылками для постановки и решения комплекса экономических, социальных, культурных проблем. В этом ряду судьбоносное значение имела предложенная П.А. Столыпиным аграрная реформа.Основными направлениями реформы было разрушение общины и соответствующие изменения в землеустройстве, переселение на неосвоенные площади в Сибирь и развитие государственного и частного кредитования растущих крестьянских хозяйств. П.А. Столыпин отдавал себе отчет, что если не освободить многомиллионное крестьянство от традиционных общинных пут, если не предоставить ему законное право выхода из общины, то вообще бессмысленно говорить о раскрепощении личности и предоставлении ей гражданских и политических свобод. «Пока крестьянин беден, пока он не обладает личной земельной собственностью, пока он находится в тисках общины, - говорил П.А. Столыпин, - он остается рабом, и никакой писаный закон не даст ему блага гражданской свободы». Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия. С. 105. Отсюда вытекала главная стратегическая задача - «снять те оковы, которые наложены на крестьянство, и дать ему возможность самому избрать тот способ пользования землей, который наиболее его устраивает». Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия. С. 91-92. Крестьяне должны были сами сделать свой выбор, ибо, считал П.А. Столыпин, «закон не призван учить крестьян и навязывать им какие-либо теории, хотя бы эти теории и признавались законодателями совершенно основательными и правильными». Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия. С. 91.Базовый документ - Указ 9 ноября 1906 г. «О дополнение некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования», ставший 14 июня 1910 г. законом, как раз и был нацелен на формирование условий для такого свободного выбора. Столыпин П.А. Программа реформ. М., 2003. Т.1. С. 380-385; 3 ПСЗ. Т. 26. №28528. Напомню, что царским Манифестом от 3 ноября 1905 г. отменялись выкупные платежи, вследствие чего крестьянская земля освобождалась от обременений и теоретически могла быть использована по желанию владельца. Однако главным образом оставалась община; механизмы выхода из нее вместе с землей оставались неясными. В Указе как раз четко прописывались права (личные и имущественные) выхода крестьянина-домохозяина из общины. Столыпин П.А. Программа реформ. Т. 1. С. 381.Указ 9 ноября 1906 г. призван был стать, по П.А. Столыпину, последним звеном в «деле раскрепощения нашего земледельческого класса». Указ ликвидировал насильственное прикрепление к общине, несовместимое с «понятием о свободе человека и человеческого труда». Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия. С. 52, 253. Чтобы крестьянин окончательно почувствовал себя свободным, ему, подчеркивал П.А. Столыпин, следует дать возможность «укрепить за собой плоды трудов своих и предоставить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность эта будет общая там, где община еще не отошла, пусть она будет подворная там, где община уже не жизненна, но пусть она будет крепкая. Пусть будет наследственная». Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия. С. 93-94. Считая чувство личной собственности природным свойством человека, П.А. Столыпин настаивал на формировании мощного класса крестьян-собственников, который в аграрно-крестьянской стране станет, с одной стороны, основным источником пополнения среднего класса, а с другой - прочным фундаментом гражданского общества и правового государства.Помимо Указа 9 ноября 1906 г. правительством П.А. Столыпина был разработан пакет документов, направленных на создание благоприятных условий для превращения крестьянина в личного собственника. Правительство наметило меры по совершенствованию системы кредитования крестьян-собственников посредством рационализации деятельности Крестьянского поземельного банка. Речь шла об установлении шкалы понижения платежей заемщиков, нормировании выплаты ссуд, предоставлении Крестьянским банком ссуд под залог надельных земель.Так, 14 октября 1906 г. Сенату были даны Именные Высочайшие указы «О понижении платежей заемщиков Крестьянского поземельного банка» и «Об изменении и дополнении действующих относительно выпуска и погашения свидетельств Крестьянского поземельного банка узаконений», принятые в порядке чрезвычайно-указного законодательства по 87 ст. Основных законов. Предусматривалось понижение процентных ставок для заемщиков банка в среднем на 1% годовых. Максимальный срок погашения ссуды устанавливался в 55,5 лет. Столыпин П.А. Программа реформ. Т. 1. С. 378-379.16 марта 1907 г. законопроекты были внесены Министерством финансов во II Государственную Думу, но остались нерассмотренными вплоть до ее роспуска. 1 ноября 1907 г. министр финансов В.Н. Коковцов вновь представил их на рассмотрение Думы третьего созыва. 16 ноября проекты были оглашены в общем собрании Думы и по ее решению переданы в финансовую комиссию. Доклад комиссии поступил в общее собрание 2 июня 1909 г. и долгое время оставался без движения. Обсуждение состоялось лишь в мае-июне 1912 г. Доклад редакционной комиссии был принят 8 июня 1912 г. и в тот же день проекты отправили на рассмотрение в Государственный Совет. Одобренные Государственным Советом и Государственной Думой, законопроекты были Высочайше утверждены 25 июня 1912 г. 3 ПСЗ. Т. 26. № 28416, 28417.Анализ данных проектов показывает, что горизонты планирования у столыпинского правительства были весьма широки. В частности, кредитование крестьянства под 4,5% годовых на срок свыше 50 лет давало возможность домохозяевам существенно улучшить жилищные условия своей семьи, «растянув» выплаты по займу на 2-3 поколения. Однако этих мер было недостаточно, т. к. низкое обеспечение по займам затрудняло развитие ипотечного кредитования. Согласно закону от 14 декабря 1893 г., крестьянским обществам и отдельным крестьянам воспрещалось отдавать надельные земли в залог частным лицам и частным учреждениям, хотя бы выкупная ссуда по этим землям и была погашена. Столыпин П.А. Программа реформ. Т. 1. С. 385-386. 17 октября 1906 г. Совет министров пришел к заключению, что «скорейшее принятие мер, способствующих разрешению аграрного вопроса, есть неотложная потребность русской жизни, выразившейся в таких грозных событиях, которые не допускают, казалось бы, никаких отсрочек и промедлений». Особые журналы Совета министров царской России. 1906. Ч. 3. М., 1982. С. 511-539.Высочайшим указом от 15 ноября 1906 г., в порядке 87 ст. Основных законов, была разрешена выдача ссуд из Крестьянского поземельного банка под залог надельных земель для расширения землевладения крестьян и улучшения их землепользования. Банк мог давать ссуды сельским обществам, в которых владение землей было персонифицировано по актам землеустройства; отдельным владельцам подворных участков и домохозяевам, выделившим свои наделы из общины, а также совокупности владельцев, взаимно ручавшихся друг за друга; товариществам крестьян, образованным для приобретения надельной земли. Важно, что предметом залога могла быть не только приобретаемая заемщиком, но и принадлежавшая ему надельная земля. Столыпин П.А. Программа реформ. Т. 1. С. 386.Выдача ссуд должна была производиться для уплаты за наделы, оставляемые крестьянами-переселенцами; для пополнения ссуды Крестьянского банка, выдаваемой под залог покупаемой земли и на покрытие расходов, вызываемых улучшением землепользования: при выходе из общины, расселение на хутора, объединении полос и др. Столыпин П.А. Программа реформ. Т. 1. С. 387.Правительство П.А. Столыпина не ограничивалось привлечением государственных средств для кредитования крестьянства, оно активно изыскивало возможности мобилизации общественных капиталов. Правительство сосредоточилось на выявлении новых источников денежных средств, которые могли быть использованы для нужд учреждений мелкого кредита, прежде всего для образования их основных капиталов. Ко времени подготовки проекта (1910 г.) таковыми источниками являлись: 1) особый фонд (переданный в распоряжение управления по делам мелкого кредита), предназначенный для выдачи ссуд собственно одним крестьянским сословным кредитным учреждениям и лишь временно расходуемый на надобности других мелких кредитных учреждений; 2) Государственный банк, выдающий ссуды в основные капиталы кредитным товариществам. Однако ни тот, ни другой источник не соответствовали в полной мере назревшей потребности учреждений мелкого кредита в основных капиталах.Важной составляющей столыпинской аграрной реформы была переселенческая политика. Так, в распоряжение крестьян передавались казенные, удельные, кабинетские земли. В сельскохозяйственный оборот дополнительно вводились «впусте лежащие» земли Мугани и Голодной степи, а также регионов Сибири и Дальнего Востока.Проект «Положения о поземельном устройстве крестьян и инородцев на казенных землях Сибирских губерний и областей» преследовал цель провести колонизацию Сибири на основе купли и продажи земли, что предполагало, с одной стороны, оказание помощи в утверждении на праве собственности всех тех участков и угодий, которые фактически уже были освоены отдельными домохозяевами; с другой - максимальное ограничение возможности возникновения при поземельном устройстве общинного владения. Для этого изменялся «титул владения» - взамен постоянного пользования утверждалось право собственности сибирских крестьян на землю, на новых собственников распространялся закон 14 июня 1910 г. об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении с правом выдела участков к одним местам. Причем планировалось самым широким образом использовать этот закон не только в отношении селений, окончательно устроенных, но и в тех случаях, когда угодья находились в составе земель, окончательно еще не отграниченных от владения казны, или входили в состав земель, отведенных под переселенческие участки, окончательно еще незаполненные. Основные положения законопроекта созвучны с идеями и выводами, к которым пришли П.А. Столыпин и А.В. Кривошеин в ходе своей поездки по Сибири и Поволжью в сентябре 1910 г. Записка председателя Совета министров и главноуправляющего землеустройством и земледелием о поездке в Сибирь и в Поволжье в 1910 г. Приложение к всеподданнейшему докладу. СПБ., 1910 г. С.127-131.Проект был внесен в III Государственную Думу, оглашен в общем собрании 22 ноября 1910 г. и передан в земельную комиссию, а затем 10 декабря - в комиссию по переселенческому делу. Однако до окончания полномочий III Думы проект так и не был рассмотрен, и в IV Думе его обсуждение началось заново. 10 декабря 1912 г., по решению общего собрания Думы, проект был передан вновь в земельную комиссию и на заключение в комиссию по переселенческому делу. Государственная Дума. Четвертый созыв. Сессия первая. Стенографические отчеты. Т.1. Стб. 457-583. Законодательного утверждения проект так и не получил.Осуществляя переселенческую политику, правительство П.А. Столыпина преследовало и задачу геостратегического характера. Ее суть состояла в том, чтобы на окраинах империи создать из переселенцев надежный «русский оплот», что позволило бы воспрепятствовать проникновению на Дальний Восток «инородцев» из сопредельных азиатских стран.В контексте реализации этой актуальной задачи большое значение придавалось финансовой поддержке всего переселенческого дела. Был подготовлен проект «Правил о ссудах и пособиях из средств казны при землеустройстве». Необходимость принятия законопроекта определялась несовершенством порядка предоставления крестьянству кредитной помощи. На этапе перехода крестьян к новым формам землевладения и землепользования, а также обустройств и налаживания хозяйства на новом месте выяснилось принципиально важное значение оказания им быстрой кредитной поддержки. Хотя таковая, в виде ссуд и пособий, была организована на основе законов 4 марта, 26 апреля и 27 августа 1906 г., однако в законодательстве отсутствовали точные указания относительно порядка выдачи этих ссуд, а равно и гарантий их правильного возвращения.Анализируя опыт переселенческой политики, правительство пришло к выводу о необходимости отказаться от практики повсеместной даровой раздачи земли, сохранив при этом дифференцированный подход к переселенцам. Даровые земли переселенцы могли получить в труднодоступных в хозяйственном отношении местностях. В остальных же районах вводилась продажа земли по заранее определяемой шкале расценок. С одной стороны, правительство вводило меры, облегчающие ходачество (бесплатная перевозка переселенцев и ходоков, упрощение порядка предоставления ходокам особых свидетельств), а с другой - в целях ускорения мобилизации и оборота земельного фонда принимало меры по ограничению срока сохранения переселенческих участков за ходоками, самовольно покинувшими места заселения. Столыпин П.А. Программа реформ. Т. 2. С. 288-289.Таким образом, комплексный подход к решению аграрно-крестьянского вопроса, как единой крупномасштабной проблемы, создавал вполне реальные условия и предпосылки для «раскрепощения нашего земледельческого класса», составляющего, как известно, 80% населения России, для создания рационального и конкурентоспособного частного крестьянского хозяйства, которое становилось базой товарно-рыночного производства сельскохозяйственной продукции. Создание частного крестьянского хозяйства стимулировало динамичный рост экономики России в целом.Благодаря реализации столыпинской аграрной реформы достаточно быстрыми темпами росло производство сельскохозяйственной продукции. Причем это происходило не только за счет расширения площади сельскохозяйственных угодий, но, прежде всего, за счет перехода крестьян на новые рациональные формы и методы хозяйствования.Для наращивания темпов земельной реформы правительство П.А. Столыпина использовало все имеющиеся у него ресурсы, начиная от передачи казенных, удельных и кабинетских земель Крестьянскому банку для продажи и до разного рода кредитных вливаний в сельское хозяйство, в том числе и на поддержку крестьянина-собственника.Правительство ввело для хуторян дополнительные льготы: ссуда им выдавалась на полную стоимость земли; отрубники должны были вносить сразу лишь 5% наличными, а товарищества - 20%. При отсутствии у покупщиков свободных денег для немедленного взноса задатка Крестьянский банк сдавал ему участок в аренду сроком до 3-х лет. Кроме выдачи ссуд на покупку земли из своих запасов, Крестьянский банк выдавал ссуды на покупку земли по сделкам, заключенным крестьянами при его участии; ссуды под залог земель, ранее купленных крестьянами без участия банка; ссуды под залог надельных земель. Банк также оказывал содействие в разбивке продаваемой частным собственникам земли на единоличные участки.Правительство оказало финансовую поддержку переселенцам за Урал. В 1906-1914 гг. желающих попытать свое счастье за Уралом оказалось 3 772 151 человек. Несмотря на то, что за это же время возвратилось 1 026 072 человека (27,2%), за Уралом осталось более 70% переселенцев, которые, по выражению П.А. Столыпина, стали подлинными «русскими пионерами», начавшими осваивать огромные земельные пространства Сибири и Дальнего Востока, создавать, Развивать и благоустраивать свое частное хозяйство. Россия. 1913 год. С. 24.Идя навстречу потребностям рационализации частного крестьянского хозяйства, правительство за семь лет земельной реформы подготовило в специальных землемерных училищах до 6500 землеустроителей. Давыдов М.А. Очерки аграрной истории России в конце XIX - начале XX в. (По материалам транспортной статистики и статистики землеустройства). М., 2003. С. 260. Правительство в 1908-1912 гг. увеличило ассигнование на агрономическую помощь населению и распространение сельскохозяйственного образования с 5702 тыс. руб. до 21 880 тыс. рублей. Россия. 1913 год. С. 59. Правительство отпускало льготные ссуды для покупки сельскохозяйственной техники, удобрений, новейших сортов семян и племенного скота, организовывало специальные прокатные станы, проводило обучение желающих ведению образцового хозяйства, финансировало выезды крестьянских групп за границу для обмена опытом.Если даже принять во внимание благоприятную экономическую конъюнктуру (ряд урожайных лет, отмену выкупных платежей, рост цен на с/х продукцию), нельзя не признать, что рост объема с/х производства, его товарности, урожайности, а также масштабы использования с/х машин, применения искусственных удобрений, распространения многопольной системы, проведения мелиоративных работ значительно опережали темпы предшествовавшего столыпинским аграрным реформам периода. В частности, потребление с/х машин и орудий на десятину посева в 1906 - 1910 гг., по сравнению с 1901 г., возросло на 213,3%. Россия. 1913 год. С. 85. Широкое развитие получили крестьянские сословно-общественные учреждения мелкого кредита (в 1908 г. их было 5498, а в 1910 г. уже 5616). Россия. 1913 год. С. 167.2. Военная реформаПоражение России в русско-японской войне 1904-1905 гг. наглядно продемонстрировало необходимость скорейших преобразований в армии. Можно выделить три направления военной политики: упорядочение принципов комплектования вооруженных сил, их перевооружение, строительство необходимой инфраструктуры. В годы столыпинских реформ был разработан новый Воинский устав, четко определявший порядок призыва в армию, права и обязанности призывных комиссий, льготы по отбыванию воинской повинности и, наконец, возможности обжалования решений властей. Иными словами, правительство стремилось "вписать" отношения между гражданином и вооруженными силами в правовое пространство Российской империи.Государство увеличивало ассигнования, как на содержание офицерского корпуса, так и на переоснащение армии. Значительное внимание уделялось строительству линейного флота России. При прокладке новых железнодорожных путей также учитывались военно-стратегические интересы государства. В частности, второй путь Сибирской магистрали, Амурская железная дорога должны были облегчить мобилизацию и переброску сил из различных частей империи и, соответственно, саму оборону дальневосточных окраин России.При этом П.А. Столыпин был принципиальным противником втягивания России в мировую войну, считая, что для отечественной экономики, вооруженных сил, социальной структуры это будет невыносимой нагрузкой. Именно поэтому он предпринял исключительные усилия для того, чтобы Боснийский кризис 1908 г. не перерос в вооруженное столкн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: