1. Решение примеров. Задание № 1 (1, 2) учащиеся выполняют с комментированием. Для того чтобы узнать, какое из двух произведений больше, дети должны записать эти примеры столбиком, решить их и потом ответить на вопрос.
Аналогично комментируется № 1 (2).
Задание № 2 учащиеся выполняют самостоятельно. Они должны перерешать в тетради только те примеры, где допущены ошибки.
2. Решение задач. Задачу № 3 учащиеся решают самостоятельно (с последующей проверкой).
Перед решением задачи № 4 учитель совместно с детьми записывает ее краткое условие:
2 дня по 100 кг
3 день –? 320 кг
После этого дети решают задачу самостоятельно. Затем обратную задачу дети составляют под руководством учителя, а ее решение и ответ записывают самостоятельно.
О б р а т н а я з а д а ч а:
Рыбаки в первый и второй день выловили по 100 кг рыбы, а в третий день – 120 кг. Сколько всего рыбы выловили рыбаки за 3 дня?
2 дня по 100 кг
3-й день – 120 кг ?
100 · 2 + 120 = 320 (кг)
О т в е т: 320 кг за 3 дня.
IV. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что повторяли сегодня на уроке?
Дети. Мы решали арифметические ребусы, сравнивали числа, повторяли порядок действий в выражениях, а также решали задачу и составляли задачу, обратную ей.
Домашнее задание: по усмотрению учителя.
У р о к 73. ПИСЬМЕННЫЕ ПРИЕМЫДЕЛЕНИЯ ДЛЯ СЛУЧАЯ,
КОГДА КАЖДЫЙ РАЗРЯД ДЕЛИМОГО ДЕЛИТСЯ
НА ДЕЛИТЕЛЬ БЕЗ ОСТАТКА (с. 84)
Цели: познакомить учащихся с новым письменным приемом деления; отрабатывать изученные приемы вычислений; продолжать работу над задачами.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Решите «круговые примеры»:
320 · 3 160 · 2 1000 – 4 · 100
600: 10 960 + 40 60 · 8: 3
2. Вставьте пропущенные знаки.
75 * 15 * 5 = 0 72 * 9 * 2 = 10
48 * 48 * 6 = 40 64 * 15 * 2 = 98
36 * 6 * 6 = 1 56 * 9 * 6 = 2
3. Составьте задачи по выражениям:
18 · 3 + 8 20: 5 + 20
III. Работа над новым материалом.
Для подготовки к знакомству с новым материалом важно повторить десятичный состав трехзначных чисел:
657 – это 6 сотен, 5 десятков, 7 единиц –
и случай деления двузначного числа на однозначное: 96: 3.
После этого показать, что также можно разделить трехзначное число на однозначное:
696: 3 = 600: 3 + 90: 3 + 6: 3 = 200 + 30 + 2 = 232.
Далее следует сказать, что удобнее делить трехзначные числа, если записать пример столбиком. На доске с клетчатой разлиновкой учитель должен подробно объяснить запись и решение этого примера. Следует обратить внимание на то, что при письменном делении используется другой знак деления.
Учитель объясняет:
– Делимое 696, делитель 3.
– Определяю, сколько цифр будет в частном. Первое неполное делимое 6, значит, в частном будет 3 цифры, ставлю 3 точки.
– Делю сотни: 6: 2, получится 2 сотни.
– Умножаю: 3 · 2 = 6. Разделили все 6 сотен.
– Делю десятки: 9: 3. В частном будет 3 десятка.
– Умножаю: 3 · 3 = 9. Разделили все 9 десятков.
– Делю единицы: 6: 3 получится 2 единицы.
– Умножаю: 2 · 3 = 6. Разделили все 6 единиц.
– Остатка нет. Записываю 0.
– Читают ответ: частное 232.
После этого объяснения, важно еще раз вернуться к решенному примеру и повторить, что делили сначала, что потом, зачем надо было каждый раз умножать полученную цифру частного на делитель и вычитать полученное произведение.
Для первичного закрепления использовать материал, данный вверху страницы, и задание № 1.
№ 1:
Ф и з к у л ь т м и н у т к а