РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ ЭТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКИМ (ПРАКТИЧЕСКИМ) ЗАНЯТИЯМ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ

(СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 030401.65 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ)

Рабочая программа дисциплины, лекционный и практический курс составлены в соответствие с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030401.65 Клиническая психология

 

Автор: ассистент кафедры общей и клинической психологии Суворова К.В.

 

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры общей и клинической психологии (Протокол № _____ от ____ ____________ 20____г.)

 

 

БЕЛГОРОД, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

1. Аннотация рабочей программы………………………………………………………….3

2. Тематика и содержание основных разделов курса……………………………………..4

3. Требования для получения зачета………………………………………………………10

 

I. АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1. Цель дисциплины – обеспечение ориентировки в психологическом содержании профессиональной деятельности с точки зрения ее этического наполнения в профессиях и специальностях психологического профиля; преодоление дефицита информации по основам должного профессионального поведения в будущей профессиональной деятельности; усвоение базовых понятий этики и профессиональной этики.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Профессиональная этика», входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла ФГОС по направлению подготовки 030401.65.3 «Клиническая психология со специализацией психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях» и предназначена для формирования основ общепрофессионального опыта клинических психологов и, в частности, для развития знаний студентов об этических основах профессиональной деятельности психологических специальностей, этических и деонтологических принципах при организации и реализации профессиональной деятельности.

Дисциплину «Профессиональная этика» желательно начинать с 1-го курса. Логически и содержательно данный курс является сопряженным для курсов «Философия», «Введение в профессию», «Психология личности», «Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая психология» и других дисциплин гуманитарного, социального, экономического и общепрофессионального блоков.

По курсу «Профессиональная этика» предусмотрены лекционные и практические занятия общим объемом 60 часов.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины у студентов должны быть сформированы следующие компетенции:

ü способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2);

ü способность и готовность к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

ü способность и готовность к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых и новых задач в различных областях профессиональной деятельности (ОК-4);

ü способность и готовность к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-8);

ü способность и готовность к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-9);

ü способность и готовность к использованию нормативных правовых документов в своей деятельности (ОК-15).

ü готовность к выбору и применению психологических технологий, позволяющих осуществлять решения новых задач в различных областях профессиональной практики (ПК- 28);

ü способность и готовность к применению организационных, правовых и этических принципов работы психолога (ПСК-1.1).

II. ТЕМАТИКА И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ КУРСА

РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫЭТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.

ü Семинарское занятие № 1. «Введение в этику» (2 часа)

Цель: ознакомление студентов с теоретическим и практическим назначением курса «Профессиональная этика», выявление актуального уровня знаний студентов об основных морально-нравственных категориях.

Содержание занятия: просмотр короткометражного фильма «Мост» с дальнейшим написанием отзыва-рассуждения.

ü Семинарское занятие № 2. Тема «Этика как наука. Природа этического знания» (2 часа)

Цель: формирование основных общекультурных и профессиональных компетенций; развитие у студентов представлений о предметно-объектной области этики, ознакомление с основными категориями этического знания и его функциями.

.

Вопросы для подготовки:

 

1. Этика как наука: определение этики, ее разделы (краткое описание); предметно-объектная область, проблема изучения предмета и уровни этического знания.

2. Основные категории этического учения. Функции и нормы морали.

3. Философская природа этического знания.

 

Обязательная литература:

 

1. Разин А.В. Этика: учебник для вузов. – 3-е изд-е., перераб. – М.: Академический проект, 2006. – 624 с. – («Gaudeamus», серия «Классический университетский учебник», МГУ).

Страницы: вопрос 1. – стр. 5-16; 34-40; вопрос 2. – стр.16-23; вопрос 3. – стр. 23-34.

 

ü Семинарские занятиея № 3-4. Тема «История этических учений» (4 часа)

Цель: формирование основных общекультурных и профессиональных компетенций; формирование у студентов знаний об основах истории этических учений; развитие навыков работы с текстом (аннотирование и табулирование).

Вопросы для подготовки:

 

1. Древнегреческий период развития этических учений. Этика Сократа, Платона и Аристотеля.

2. Развитие нравственности в эпоху эллинизма: краткая характеристика основных учений (скептицизм, эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм).

3. Морально-нравственные добродетели в средневековом обществе (Аврелий Августин, Петр Абеляр, Фома Аквинский и др.).

4. Краткая характеристика современных этических теорий: этика справедливости, этика долга, этика добродетели, современный гуманизм, прикладная и профессиональная этика и др.

 

Обязательная литература:

1. История этических учений: учебник / Под ред. А.А. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2003. – 911 с.

Страницы: вопрос 1. – стр. 325-377; вопрос 2. – стр.401-444; вопрос 3. – стр. 460-477; 510-514; 532-543.

2. Разин А.В. Этика: учебник для вузов. – 3-е изд-е., перераб. – М.: Академический проект, 2006. – 624 с. – («Gaudeamus», серия «Классический университетский учебник», МГУ).

Страницы: вопрос 1. – стр. 101-135; вопрос 2. – стр.135-174; вопрос 3. – стр. 186-198; вопрос 4. – 536-599.

 

ü Семинарское занятие № 5. Тема «Основы учения о морали и нравственности в современной этике» (2-4 часа)

Цель: формирование основных общекультурных и профессиональных компетенций; формирование у студентов знаний об основных подходах к возникновению и обоснованию морали, ознакомление студентов с основами аксиологии; развитие навыков работы с текстом (аннотирование и табулирование).

Вопросы для подготовки:

 

1. Подходы к возникновению морали и нравственности.

2. Подходы к обоснованию морали в современной этике (основные характеристики).

3. Социальные нормы и их общественно-регулятивное значение.

4. Основы аксиологического знания: ценность как этическая категория.

 

!!! Обязательное для выполнения задание: заполнение таблицы «Подходы к возникновению и обоснованию морали в современной этике»

 

Примерный вид таблицы

Подходы к возникновению морали и нравственности
№ п/п Название подхода Авторы (если имеются) Краткое содержание
  Текст Фамилия, инициалы Текст
       
       
     
Подходы к обоснованию морали
№ п/п Название подхода Авторы (если имеются) Краткое содержание
  Текст Фамилия, инициалы Текст
       
       
…..      

и т.д.

 

Обязательная литература:

 

1. Разин А.В. Этика: учебник для вузов. – 3-е изд-е., перераб. – М.: Академический проект, 2006. – 624 с. – («Gaudeamus», серия «Классический университетский учебник», МГУ).

Страницы: вопрос 1. – стр. 40-44; вопрос 2. - 327-378; вопрос 3. – стр. 396-405; вопрос 4. – стр. 405-411.

 

ü Семинарское занятие № 6. Тема «Основные морально-нравственные категории и ценности» (2 часа)

Цель: формирование основных общекультурных и профессиональных компетенций; формирование у студентов знаний об основных этических категориях, таких как «добро», «совесть», «честь», «достоинство», «любовь», «ответственность» и др.; развитие навыков работы с текстом (конспектирование с элементами аннотирования).

Вопросы для подготовки:

 

1. Понятия добра и зла, их соотношение.

2. Краткая характеристика категорий «долг», «стыд», «совесть», «честь» и «достоинство» в теоретической этике.

3. Понятие любви, ее значение и смысл.

4. «Свобода», «ответственность», «справедливость», как морально-нравственные категории: основные характеристики.

5. Понятие счастья и его значение в жизни человека.

 

!!! Обязательное для выполнения задание: конспектирование изучаемого текста (исходя из содержания вопросов для подготовки), выделение в нем основных дефиниций, ключевых и смысловых акцентов с указанием авторов, дат и названий (если таковые в тексте представлены). ***

 

Обязательная литература:

 

1. Разин А.В. Этика: учебник для вузов. – 3-е изд-е., перераб. – М.: Академический проект, 2006. – 624 с. – («Gaudeamus», серия «Классический университетский учебник», МГУ).

Страницы: вопрос 1. – стр. 429-435; вопрос 2. – 435-444; вопрос 3. – стр. 444-471; вопрос 4. – стр. 471-488; вопрос 5. – стр. 488-535.

 

ü Семинарское занятие № 7. Промежуточный итог по разделу. (2 часа)

Цель: проверка сформированности основных теоретических знаний, основных дефиниций раздела № 1 и оценка навыков работы с научным текстом (табулирование и конспектирование с элементами аннотирования).

Содержание занятия: устный /либо письменный/ ответ на вопрос, терминологический диктант, работа с текстами статей по этике.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: