Тема 1.2. Документальное оформление и учет поступления товаров




Согласно 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» организация имеет право самостоятельно разрабатывать формы первичных документов. Однако в действующей практике работы торговых предприятий принято использовать унифицированные формы документов.

Для оформления приемки товаров по качеству, количеству, массе и комплектности применяется «Акт о приемке товаров» (форма № ТОРГ-1), который составляется приемной комиссией предприятия-получателя, назначенной приказом или распоряжением руководителя этого предприятия.

При этом приемка товара производится по фактическому наличию. При обнаружении недостачи товара (или других отклонений от условий договора-поставки) покупатель обязан приостановить приемку, обеспечить сохранность товара, принять меры к предотвращению его смешения с другим однородным товаром и вызвать представителя поставщика (грузоотправителя) для составления двустороннего акта.

При установлении расхождений при приемке товарно-материальных ценностей по количеству и качеству оформляются «Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей» (форма № ТОРГ-2) для отечественных товаров и «Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров» (форма № ТОРГ-3) для импортированных товаров.

Однако такого рода расхождения, возникающие при приемке товаров от транспортных компаний или организаций связи, оформляются актом в соответствии с правилами, действующими на данном виде транспорта и в организациях связи. Например, по факту обнаруженной недостачи представителями железной дороги и потерпевшей стороны составляется коммерческий акт в соответствии с требованиями Транспортного устава железных дорог Российской Федерации.

Вышеуказанные акты (формы № ТОРГ-2 и № ТОРГ-3) составляются в соответствии с фактическим наличием товара, а также на основании данных, содержащихся в транспортных, сопроводительных или расчетных документах, комиссией предприятия-получателя с привлечением (по мере необходимости) эксперта и представителя организации-поставщика (грузоотправителя, изготовителя).

Акт составляется в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию, другой остается у материально-ответственного лица.

При перевозке, хранении и реализации товаров возникают товарные потери, которые делятся на два вида: нормируемые и ненормируемые. Нормируемые потери связаны с изменением физико-химических свойств товара (естественная убыль, потери от боя товаров в стеклопосуде, завес тары и т.д.), психологией человека (потери в магазинах самообслуживания). Для предприятий, находящихся в государственной или муниципальной собственности, нормы этих потерь устанавливаются государством. Предприятия других форм собственности могут пользоваться нормами, установленными государством, или разрабатывать собственные нормы. Ненормируемые потери являются главным образом результатом бесхозяйственности, порчи товаров, недостачи, растраты, хищения и т.д.

Основные корреспонденции счетов бухгалтерского учета по недостачам товаров, выявленным при приемке, представлены в табл. 5.

Таблица 5

Основные корреспонденции счетов бухгалтерского учета по недостачам товаров, выявленным при приемке

№ п/п Документ основание и хозяйственная операция Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1. Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товаров (ф. № ТОРГ-2). Отражение недостачи, выявленной при приемке товаров 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» «Расчеты с поставщиками»
2. Бухгалтерская справка. Списывание недостачи в пределах норм естественной убыли при доставке товара (решение руководителя) «Расходы на продажу» «Недостачи и потери от порчи ценностей»
3. Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товаров коммерческий акт (ф. № ТОРГ-2). Предъявлена претензия поставщику на сумму недостачи сверх норм естественной убыли 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами», субсчет 76-2 «расчеты по претензиям» «Расчеты с поставщиками»

 

В соответствии с Инструкцией по применению счетов бухгалтерского учета сумму недостач, хищений и потерь от порчи ценностей, выявленных в процессе их заготовления, хранения и реализации, первоначально отражается по учетным ценам на дебете счета 94 в корреспонденции со счетом 41, исключение составляют:

· недостачи и потери, выявленные при приемке товаров по вине поставщиков;

· потери ценностей в результате стихийных бедствий (их списывают в дебет счета 91-2).

Одновременно списывается торговая наценка, относящаяся к недостающим или испорченным товарам:

Дебет 42 «Торговая наценка» Кредит 98 «Доходы будущих периодов», субсчет «Разница между суммой по покупным и текущим (рыночным) ценам»

Пример 1.

Магазин получил товары от поставщика по счету, который включает сумму товаров по покупным ценам (в том числе НДС) 5 900 руб.

При приемке товаров выявлена недостача на сумму 295 руб. (в том числе НДС):

· в пределах норм естественной убыли 59 руб.

· по вине поставщика 236 руб.

На недостачу по вине поставщика составлен акт, в котором поставщику предъявлена претензия, поскольку деньги за товары уже перечислены.

Фактически поступило товаров на сумму 5605 руб. (5 900 – 295).

Записи на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с выявлением недостач при приеме товаров (в пределах норм естественной убыли при перевозках) приведены в табл. 6.

Таблица 6

Корреспонденция счетов бухгалтерского учета операций, связанных с выявлением недостач при приеме товаров (в пределах норм естественной убыли при перевозках)

 

 

№ п/п Хозяйственные операции Корреспонденция счетов Сумма, руб.
Дебет Кредит
1. Оплачены товары 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 51 «Расчетные счета»  
2. Оприходованы товары по покупной цене 41-1 «Товары на складе» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  
3. Отражена сумма НДС по приобретенным от поставщиков товарам 19-3 «НДС по приобретенным МПЗ» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  
4. Зачет НДС перед бюджетом 68 «Расчеты по налогам и сборам» 19-3 «НДС по приобретенным МПЗ»  
5. Отражена недостача в пределах норм естественной убыли при перевозках 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  
6. Сумма недостачи по решению руководителя относится на расходы на продажу 44 «Расходы на продажу» 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»  
7. Предъявлена претензия поставщику на сумму недостачи сверх норм естественной убыли 76-2 «Расчеты по претензиям» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  
8. На расчетный счет поступило в возмещении претензии 51 «Расчетные счета» 76-2 «Расчеты по претензиям»  

Следует отметить, что тара обеспечивает сохранность товаров в процессе их перевозки, хранения и реализации. Расходы по таре занимают значительный удельный вес в коммерческих расходах («расходах на продажу») предприятий торговли. Следовательно, одной из важнейших задач учета в торговле является задача обеспечения контроля за сохранностью тары, а именно: ее своевременное оприходование, оптимальное хранение, своевременный возврат поставщикам или тарособирающим организациям.

На предприятия тара поступает вместе с товаром от поставщиков и приходуется на основании сопроводительных товарных документов. Тара, не указанная в документах поставщика и не подлежащая оплате, приходуется на основании акта по цене возможной продажи. Отпуск тары покупателям оформляется теми же документами, что и отпуск товаров. На возврат тары поставщикам или отгрузка ее тарособирающим организациям выписывается товарно-транспортная накладная. На тару, пришедшую в негодность, составляется акт, который передается руководителю предприятия для определения виновников.

Материально ответственные лица ведут учет тары по наименованиям, количеству и ценам в товарной книге или на карточках. При небольшой номенклатуре учет тары ведется на обратной стороне товарного отчета.

Аналитический учет тары в бухгалтерии ведется по материально ответственным лицам, а также по наименованиям тары в количественном и стоимостном выражении оперативно-бухгалтерским способом. Материально ответственные лица на первое число каждого месяца составляют сальдовую ведомость, где указывают по каждому наименованию тары остатки в натуральном выражении. Бухгалтерия в этой ведомости проставляет учетные цены, определяет суммовые остатки по каждому наименованию тары, общий остаток тары сверяет с остатком в товарном отчете.

Пример 2.

Магазин получил товары от поставщика по счету, который включает:

· сумму товаров по покупным ценам 1180 руб. (в том числе НДС 180 руб.)

· Стоимость пластиковой тары 50 руб.

При приемке товаров выявлена недостача на сумму 200 руб. по вине экспедитора, то есть фактически поступило товаров на сумму 800 руб.(1000-200).

Торговая наценка на товары составляет 20%.

Записи на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с выявлением недостач при приеме товаров по вине экспедитора приведены в табл. 7.

 

 

Таблица 7

Корреспонденция счетов бухгалтерского учета операций, связанных с выявлением недостач при приеме товаров по вине экспедитора

№ п/п Хозяйственные операции Корреспонденция счетов Сумма, руб.
Дебет Кредит
1. Оплачены товары 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 51 «Расчетные счета» 1 230
2. Оприходованы товары по покупной цене 41-2 «Товары на складе» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  
3. Отражена сумма НДС по приобретенным от поставщиков товарам 19 «НДС по приобретенным МПЗ» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  
4. Оприходована тара 41-3 «Тара под товаром и порожняя» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  
5. Отражена недостача по вине экспедитора 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  
6. Списана недостача на экспедитора 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»  
7. Списана на экспедитора разница между продажной стоимость и покупной (200*20%+200-236) 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» 98-4 «Недостачи и потери от порчи ценностей»  
8. На расчетный счет поступили денежные средства от экспедитора. 51 «Расчетные счета» 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»  

 

 

Окончание таблицы 7

№ п/п Хозяйственные операции Корреспонденция счетов Сумма, руб.
Дебет Кредит
9. Списание между продажной стоимостью товара и недостачей 98-4 «Недостачи и потери от порчи ценностей» 91-1 «Прочие доходы»  
10. Товары оприходованы с наценкой 20% (800*20%) 41-2 «Товары на складе» 42 «Торговая наценка»  

В результате этих записей кредитовый оборот по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» составляет 5 900 руб. и соответствует покупателю к оплате по счету поставщика. Это позволяет сделать вывод о правильности составления проводок, характеризующих поступление товаров.

Потери товаров возникают вследствие естественной убыли, определение которой дано выше.

Размеры естественной убыли нормируются. Нормы естественной убыли характеризуют допустимые величины безвозвратных потерь товарно-материальных ценностей при их хранении и (или) транспортировке. Норма естественной убыли при хранении ценностей определяется за время хранения товара путем сопоставления его массы с массой товара, фактически принятой на хранение.

Нормы естественной убыли при транспортировке товарно-материальных ценностей определяется путем сопоставления массы товара, указанной отправителем в сопроводительном документе, с массой товара, фактически принятой покупателем. Нормы естественной убыли при перевозках зависят от вида товара, транспорта, расстояния, времени года и других факторов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: