Тема 10. Практическое занятие № 11. Лексический состав современного русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса.




Задания для домашней самостоятельной работы студентов:

1. Выполните упр. № 88 (1), 91, 96 (1-4) из сб. под ред. Л.Л. Касаткина и Е.Н. Ширяева.

2. Выполните упр. № 73, 74, 75, 79 (2), 81 из сб. упр. под ред. Н.П. Голубевой, Н.М. Громовой и др. (1975).

3. Сб. упр. по рус. языку / М.Л. Гордиевская, М.Л. Каленчук, Л.Л. Касаткин. – М.: «Академия», 2005. Упр. № 255-270.

4. Наполните «методическую копилку».

Тема 11. Практическое занятие № 12. Фразеология. Общие вопросы.

Основные вопросы:

1. Предмет фразеологии. Фразеологизм как составная, целостная, косвенно-номинативная единица языка.

2. Дифференциальные признаки фразеологизма: идиоматичность, связанность значения, раздельнооформленность, воспроизводимость, постоянство лексико-грамматического состава.

3. Фразеологизм и слово. Фразеологизм и свободное сочетание слов.

4. Однозначность и многозначность фразеологизмов.

5. Фразеологические омонимы, синонимы, антонимы.

6. Синонимия фразеологизмов и слов.

 

Задания для домашней самостоятельной работы студентов:

1. Найдите фразеологизмы среди перечисленных ниже слов и словосочетаний; докажите это: от всей души, поджигатели войны, в то время как, очертя голову, так как, до упаду, тянуть волынку, как будто, на руку, налёт был как снег на голову.

2. С помощью таблицы обобщите наблюдения над соотношением слова, свободного сочетания и фразеологизма.

3. Определите тип значения у следующих фразеологизмов: бередить рану, воспрянуть духом, каким ветром, проливать свет.

4. Укажите, какие из перечисленных ниже фразеологизмов являются многозначными. Проконтролируйте свой ответ по фразеологическому словарю.

Вести начало, душа нараспашку, комар носа не подточит, рука не поднимается, где раки зимуют.

5. Назовите запомнившиеся вам устойчивые выражения из комедии А. Грибоедова «Горе от ума». Какими признаками фразеологизмов они обладают?

6. Выполните упр. № 39, 40, 44, 46, 47, 48 из сб. упр. по совр. рус. языку _ под ред. С.Г. Ильенко/ М., 1986/. Выполнению упр. № 47 поможет материал, содержащийся в разделе «Преобразование фразеологизмов в художественной речи» книги И.Б. Голуб «Стилистика современного русского языка»/ М., 1976, с. 128-137. Составьте для себя краткий конспект этого материала.

7. Какие признаки фразеологизмов рассматриваются в средней школе? Достаточно ли этого материала с вашей точки зрения? Какую справочную литературу по фразеологии предлагает школьная программа?

8. Наполните «методическую копилку».

9. Выполните упр. № 293 – 304 из сб. упр. М.Л. Гордиевская, М.Л. Каленчук, Л.Л. Касаткин. – М.: «Академия», 2005.

Тема 12. Практическое занятие № 13-14. Основные классификации фразеологических единиц.

Задания для домашней самостоятельной работы студентов:

1. Выполните упр. № 89 (1-5), 90 (а) из сб. упр. под ред. Н.П. Голубевой, Н.М. Громовой и др. (1975).

2. Выполните упр. № 128, 132 из сб. под ред. Л.Л. Касаткина и Е.Н. Ширяева /М., 1994.

3. Выполните упр. № 720 из учебного комплекса В.В. Бабайцевой (5 класс, практика, 1995 г.).

4. Назовите известные вам сборники (словари) пословиц и поговорок.

5. Наполните «методическую копилку».

*6. Для тех, кто желает сдать экзамен на «отлично»:

На материале книги для учащихся Э.Д. Вартаньяна «Из жизни слов» (М., 1963) покажите, что знакомство с фразеологией позволяет глубже узнать историю жизни и культуры разных народов. Расскажите историю 1-2 особенно запомнившихся фразеологизмов.

7. Сб. упр. по рус. языку / М.Л. Гордиевская, М.Л. Каленчук, Л.Л. Касаткин. – М.: «Академия», 2005. Упр. № 305-307, 310, 312.

Тема 13. Практическое занятие № 15-16. Лексикография.

Основные вопросы:

1. Теория и практика лексикографии. Краткие сведения из истории русской лексикографии.

2. Типы словарей. Основные словари русского языка.

3. Важнейшие толковые словари и принципы их построения.

4. Аспектные словари русского языка.

5. Фразеография, фразеологические словари русского языка.

6. Учебные и школьные словари русского языка.

 

Задания для домашней самостоятельной работы студентов:

1. Познакомьтесь с «Русским словарём языкового расширения» А. Солженицына (см.: журнал «Русская речь», 1990, № 3-6). Как вы относитесь к точке зрения писателя? Как вы полагаете, насколько зависит от желания конкретного человека наличие или отсутствие той или иной лексемы в языке?

2. Какие сведения о слове кавалер можно получить из словарей разного типа?

3. Выполните упр. № 125, 126 (устно) из сб. упр. под ред. Л.Л. Касаткина и Е.Н. Ширяева /М., 1994.

Литература:

1. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. М., 1990.

2. Касаткин Л.Л. и др. Русский язык. Ч. 1. М., 1989.

3. Русский язык. Энциклопедия. М., 1979.

4. Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. Книга для внеклассного чтения учащихся V – VII классов. М., 1984.

5. Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе. Пособие для учителя. М., 1987.

6. Сб. упр. по рус. языку / М.Л. Гордиевская, М.Л. Каленчук, Л.Л. Касаткин. – М.: «Академия», 2005. Упр. № 294, 295.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: