Восточная Европа в середине I тыс. н.э.




Информационно-методические рекомендации по использованию учебных пособий «История Татарстана и татарского народа»

 

Новые УМК разрабатываются с учетом федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования и Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.

В рамках реализации «дорожной карты» по разработке и внедрению УМК по истории Татарстана и татарского народа разработаны:

- учебное пособие «История Татарстана и татарского народа»: 5-6 классы (Авторы Ф.Ш.Хузин, В.И.Пискарев, А.Р.Мухамадеев, И.М.Миргалеев, М.М.Гибатдинов; под ред. Ю.А.Петрова. - Казань: Татар. Дет. Изд-во, 2016. – 128 с.);

- электронный атлас и контурная карта - Tatarhistory.ru (Р.Р.Фахрутдинов);

- электронное приложение (видеоуроки) - https://ebook.tatar./ (М.М.Гибатдинов).

Введение в образовательный процесс «Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории», включающей Историко-культурный стандарт, принятие Концепции региональной и этнокультурной составляющей исторического образования в Республике Татарстан и разработка нового учебно-методического комплекса по курсу «История Татарстана и татарского народа» обусловили необходимость обновления организационно-методических условий изучения истории Татарстана и татарского народа в образовательных организациях республики.

Преподавание курса «История Татарстана и татарского народа» как и предмета в целом, ориентировано в соответствии с требованиями ФГОС ООО на реализацию системно-деятельностного подхода, призванного обеспечить достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

В частности, в процессе освоения курса «История Татарстана и татарского народа» реализуются следующие педагогические задачи:

- осознание своей идентичности как гражданина России и Татарстана, как члена региональной и этнической общности, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений народов Татарстана, понимание исторически сложившегося культурного многообразия мира в целом и региона, в частности, воспитание уважения к культуре своего и других народов;

- овладение универсальными способами познавательной, интеллектуальной деятельности, связанной с изучением, прочтением и интерпретацией исторических источников по истории древней и средневековой истории Татарстана и татарского народа, описанием исторических памятников, сравнением событий и явлений, культурных достижений прошлого и настоящего;

- усвоение знаний об истории Татарстана и татарского народа в древности и средневековье; освоение понятийного аппарата курса «История Татарстана и татарского народа», умение работать с историческим текстом, письменными, изобразительными историческими источниками.

***

Курс «История Татарстана и татарского народа» является составной частью учебного предмета «История» и обеспечен новым учебным пособием «История Татарстана и татарского народа с древнейших времен до конца XVI в.» (5-6 кл).

Рекомендуется интегрированное изучение исторических курсов, что предполагает дисперсное распределение дидактических единиц курса «История Татарстана и татарского народа» в учебном предмете по синхронно-тематическому принципу в курсах «Всеобщая история» и «История России». Такой подход создает предпосылки для рассмотрения этнорегиональной исторической информации в более широком содержательном контексте, осмысливая существенные связи и взаимодействия народов в историческом процессе.

В 5-ом классе при изучении истории Древнего мира включается материал по древней истории народов Волго-Камья:

- Древнейшие люди на берегах Волги и Камы (1).

- Хуннская держава в Азии (2).

В 6-ом классе изучается материал курса включительно по XVI в.

 

Следует учитывать, что Историко-культурный стандарт содержит учебный материал, который отражает историю региона. В частности:

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний.

Восточная Европа в середине I тыс. н.э.

Великое переселение народов. Нашествие гуннов. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.

Волжский торговый путь.

Русские земли в середине XIII - XIV в.

Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (т.н. «ордынское иго»).

Куликовская битва.

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура.

Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская Орда. Крымское ханство.

Ликвидация зависимости от Орды.

Россия в XVI в.

Внешняя политика России в XVI в.. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства.

Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары.

***

Материал по курсу «История Татарстана и татарского народа» изучается в рамках учебного предмета «История», в различных формах внеурочной деятельности (проекты, исследования, экскурсии и др.).

Для обеспечения эффективности занятий важно учесть ряд факторов, определяющих композицию занятий:

- межкурсовые и междисциплинарные связи (география, филология);

- современное дидактическое сопровождение, в том числе, электронные средства обучения;

- взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности;

- деятельностный подход, который обеспечивается использованием современных образовательных технологий.

При изучении курса следует опираться на имеющийся у школьников социальный опыт и знания о прошлом с учетом территориального расположения образовательной организации и возможностями посещения памятников древней и средневековой истории (городские и школьные музеи, музейные уголки). Обращение учащихся к местной истории, материалам семейного архива способствует развитию навыков применения полученных на уроках теоретических знаний для ученических исследований, проектов, обретению опыта поисковой и аналитической работы на доступном и близком им материале.

 

Планирование учебного материала

 

История России История Татарстана и татарского народа
Великое переселение народов. Нашествие гуннов Хуннская держава в Азии
Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Великая Булгария. Волжская Булгария
Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков Монгольские завоевания и образование Золотой Орды
Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (т.н. «ордынское иго»). Куликовская битва. Золотая Орда периода расцвета
Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура. Золотая Орда периода расцвета
Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская Орда. Крымское ханство. Ликвидация зависимости от Орды. Распад Золотой Орды Казанское ханство
Внешняя политика России в XVI в.. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства.   Политическая история Казанского ханства

 

Необходимо обратить внимание на следующее: по положениям Концепции нового УМК по отечественной истории в 6-ом классе изучается история России с древнейших времен по XV век, а курс истории Татарстана и татарского народа в соответствии с Концепцией этнокультурной и региональной составляющей исторического образования в республике включает материал до конца XVI века.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: