УТВЕРЖДАЮ
Проректор по образовательной политике
____________В.Я. Шевченко
«___»______________2011 г.
Рабочая программа дисциплины
«Социология образования»
Для студентов всех форм обучения
Направление подготовки 050100.62 Профессиональное обучение
(по отраслям)
Профиль «Экономика и управление»
Профилизация «Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве»
Екатеринбург
РГППУ
УДК
ББК
Р 13
Рабочая программа дисциплины «Социология культуры» [Текст] / авт. Н.Б. Титова; ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2011. 21 с.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 050100.62 Профессиональное обучение (по отраслям)
Автор канд. социол. наук, доцент Н.Б. Титова
Рецензент д-р социол. наук, проф. Н.Б. Костина
Одобрена на заседании кафедры социологии. Протокол от «22» октября 2010 г. № 4.
Заведующая кафедрой Т.В. Пермякова
Рекомендована к печати методической комиссией ИСП РГППУ. Протокол от «22» ноября 2010 г. № 3.
Председатель методической
комиссии ИСП РГППУ А.Г. Кислов
СОГЛАСОВАНО
Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ С. В. Пеннер
Директор ИСП С.Е. Вершинин
© ФГАОУ ВПО «Российский
государственный профессионально-
педагогический университет», 2011
© Титова Н.Б., 2011
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Целью изучения курса, соотнесенной с общими целями ООП ВПО, является формирование углублённого, практико-ориентированного представления о функциях и структуре образования, его особенностях, специфике взаимодействия с подсистемами общества, о соотношении и динамике общественных, групповых и индивидуальных интересов в сфере образования.
Данное требование обусловлено областью профессиональной деятельности выпускника, которая заключается в осуществлении подготовки учащихся в образовательных учреждениях по программам начального, среднего и дополнительного профессионального образования; работе по переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов, а также в службе занятости населения; профессиональной деятельности на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства (имущественных комплексах гостиничной индустрии, объектах интеллектуальной деятельности в сфере туризма и гостиничного хозяйства).
Для приобретения умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, изучение дисциплины «Психология профессионального образования» преследует решение следующих задач:
1) обучение базовым теоретическим подходам и перспективам видения главных социологических проблем образования; методам исследования образования с позиций институционального и системного подходов;
2) овладение методами анализа особенностей взаимодействия социальных общностей в сфере образования; важнейших факторов, определивших динамику реформирования и развития современного российского образования; выявление роли и места образования в современном социуме, его функциях и задачах;
3) формирование у студентов представлений о социальной обусловленности образования, предпосылках его институционализации и развития.
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕООП ВПО
«Социология образования» входит в вариативную часть дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1), является дисциплиной по выбору студентов. Данный курс является важным элементом подготовки бакалавра по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)».
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
2.1. Из курса «Общая профессиональная педагогика»:
Знания: сущности, содержания и структуры образовательного процесса;
теоретико-методологических основ общей и профессиональной педагогики: объект и предмет исследования, задачи, структуру, связь с другими науками; теории целостного педагогического процесса и практику их реализации в учебных заведениях профессионального образования: сущность педагогического процесса, общее и особенное в разновидностях педагогического процесса, движущие силы, закономерности и источники развития педагогического процесса; актуальные проблемы образовательно-воспитательной практики; основы проектирования педагогических ситуаций в учебно-воспитательном процессе учебных заведений профессионального образования; профессиональную лексику; способы профессионального самопознания и саморазвития.
Умения: определять и формулировать педагогические проблемы в виде целей и задач практической педагогической деятельности; анализировать и обосновывать выбор образовательных концепций; участвовать в профессионально-педагогических дискуссиях; использовать систему педагогических принципов для решения педагогических задач;
Владения: приемами проектировочной деятельности при разработке педагогических ситуаций; анализом, реализовывать, оценивать и корректировать образовательный процесс в профессиональной школе.
2.2. Из курса «Введение в профессионально педагогическую специальность »:
Знания: понятийно-категориального аппарата дисциплины, научных основ профессионально-педагогической деятельности педагога профессиональной школы; особенностей современной системы профессионального и профессионально-педагогического образования в Российской Федерации и за рубежом; квалификационных характеристик; требований к личности педагога профессионального обучения, в области экономики и управления.
Умения: воспринимать и обобщать информацию, применять полученные компетенции в профессиональной деятельности, применять свои знания к современным реалиям и делать собственные выводы, логически верно, системно и аргументировано строить письменную и устную речь, а также излагать собственное мнение, самостоятельно работать над составлением рефератов, докладов, готовиться к семинарским занятиям и коллоквиумам.
Владения: навыками самостоятельной работы по поиску необходимой литературы, основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером, как средством управления информацией, навыками работы с информацией в глобальных сетях.
2.3. Из курса «Общая психология»:
Умения: применять психологические методы и интерпретировать результаты в исследовательской деятельности; интерпретировать собственное психическое состояние; определять детерминанты конкретных психологических явлений и процессов; разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей; учитывать в своей профессиональной деятельности социально-психологические особенности взаимодействия и общения внутри учебного коллектива и управлять динамикой групповых процессов; давать психологическую характеристику личности; выбирать целесообразные и психологически оправданные средства для решения практических задач; анализировать собственную деятельность, межличностные отношения в педагогическом коллективе и личностные особенности с целью их совершенствования.
Владения: способностью к деловым коммуникациям в профессионально-педагогической деятельности; приемами самооценивания уровня развития своих профессиональных способностей; методиками саморегуляции протекания основных психологических функций в различных условиях деятельности; способами индивидуализации психологического воздействия на подростков с учетом их особенностей.
2.4. Из курса «Педагогические технологии»:
Знания: федерального государственного образовательного стандарта; концептуальных основ педагогических технологий; содержания и особенностей основных компонентов индивидуализированной, деятельностно и личностно ориентированных технологий; основных методик обучения рабочих (специалистов); путей и способов повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности; компонентов образовательного процесса; классификации, содержания и особенностей основных компонентов интерактивных технологий обучения особенности образовательного процесса обучения рабочих (специалистов); особенностей профессионально-педагогической деятельности; этапов организации обратной связи: сбора данных, анализа и корректировки.
Умения: анализировать федеральный государственный образовательный стандарт; проводить функциональный анализ деятельности рабочего (специалиста); обирать необходимую информацию из рабочей программы дисциплины (модуля) и учебного плана для проектирования педагогических технологий выбирать педагогическую технологию адекватную условиям реализации;проектировать индивидуализированную, деятельностно и личностно ориентированные технологии; организовывать реализацию спроектированной педагогической технологии.
Владения методикой проектирования профессионально-педагогической деятельностью на нормативно-правовой основе и применения индивидуализированной, деятельностно и личностно на нормативно-правовой основе; методикой проектирования путей и способов повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности; технологией интерактивного общения; ставить цели как гарантированный результат обучения; технологий обучения рабочих (специалистов); организовывать процесс корректировки с учетом проанализированных результатов; технологей в профессионально-педагогической деятельности.
2.5. Из курса «Методика профессионального обучения»:
Знания: основных положений теории методики преподавания профессионального обучения, методику отбора содержания учебного материала по социологии; технологию разработки различных форм представления учебного содержания в виде средств, методов обучения и тестового диагностического инструментария; методику различных форм организации процесса обучения.
Умения: анализировать учебно-программную документацию, учебную литературу; проводить отбор учебного материала к учебным занятиям по социологическим дисциплинам; конструировать и применять средства, методы формирования знаний и умений обучаемых; конструировать и применять диагностический инструментарий образовательного процесса; проводить наблюдение и анализ учебных занятий.
Владения: способами конструирования средств и методов организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучаемых.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
- Основы толерантного взаимодействия в образовательном пространстве;
- Методика воспитательной работы;
- Социальная психология.