В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО:
общекультурные компетенции:
- осознание ключевых ценностей профессионально-педагогической деятельности (демонстрирует глубокое знание всех ключевых ценностей профессии (КЦП), проявляет понимание их смыслов и значений, свободно интерпретирует все КЦП, высказывает свое отношение к каждой КЦП положению, демонстрирует системность, целостность представлений о ценностных отношениях к человеку (обучающемуся)) (ОК-2);
- готовность к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений (ОК-6);
- готовность к самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и саморазвитию (ОК-7);
- готовность к позитивному, доброжелательному стилю общения (ОК-8);
- умением моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач (ОК-26);
профессиональные компетенции:
- способность выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих (специалистов) (ПК-1);
- способность анализировать профессионально-педагогические ситуации (ПК-5);
- способность проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих (специалистов) (ПК-16).
В результате усвоения дисциплины студент должен:
Знать комплекс функций образования в современном мире, особенности образования как социального института, структуру образования как социальной системы, социальные факторы, обуславливающие функционирование и взаимодействие общностей в сфере образования, основные направления социальных изменений в сфере образования.
Уметь применять свои знания к современным реалиям и делать собственные выводы.
Владеть понятийно-категориальным аппаратом дисциплины, навыками самостоятельной работы по поиску необходимой литературы, основными методами социологического исследования проблем образования и способами их применения в исследовательской деятельности, навыками работы с информацией в глобальных сетях.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы: 108 часа: из них 42 аудиторных часов, самостоятельная работа 58 часов, консультаций 8 часов.
Распределение учебной нагрузки по дисциплине составляет:
● аудиторная – 2 часа в неделю;
● самостоятельная работа студентов – 2,6 часа.
Структура учебной дисциплины
Таблица 1
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
лекции | практ. работа | консульт. | самост. работа | |||||
Предпосылки возникновения социологии образования, её формирование и развитие. | 1, 2 | Доклады, участие в обсуждении по группам. | ||||||
Социологический подход к образованию: сущность, содержание. | 3, 4 | Доклады, участие в обсуждении по группам. | ||||||
Образование как социальный институт и система. | 5, 6, | Обсуждение модели проекта «Образование в информационном обществе». | ||||||
Актуальные проблемы допрофессионального образования. | 8, 9, 10, | Работа в группах. Обсуждение проектов реформ дошкольного и школьного образования. | ||||||
Институт профессионального образования, его место в системе общественных отношений. | 12, 13, | Круглый стол «Болонский процесс в образовании: за и против». Тестирование. | ||||||
Начальное и среднее профессиональное образование как объект социологического анализа. | 15, 16, | Дискуссия: «Противоречия реформирования российской системы образования: достижения и потери» | ||||||
Высшее и послевузовское образование, его роль в общественном развитии | 19, 20, | Доклады, участие в обсуждении по группам. Тестирование. | ||||||
Итого по видам занятий: | Зачёт | |||||||
Всего по дисциплине: |
Таблица «Самостоятельная работа»
Таблица 2.
№ | Наименование модуля дисциплины | Самостоятельная работа, зач. ед./часы | |||||
Письменные или устные домашние задания | Подготовка к семинарам | Подготовка и прохождение тестов | Работа с электронным УМК | Всего часов или зачтенных единиц | Формы контроля | ||
Социология образования | тестирование; выступление на семинарах; выполнение контрольных работ; дома-шние задания; работа с электронными УМК, напи-сание рефератов. | ||||||
ИТОГО: | Зачет |